Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:09, курсовая работа
Проблема взаимоотношения власти и человека является очень актуальной. Данная проблема имела место быть в течение всей истории человечества. Вся структура общества, ее функции зависели от двух факторов: власти и человека. Оттого, как строились эти отношения, зависела судьба и история человечества. Порой, власть сильно влияла на человека, подавляя все его существо. А, порой, человек выступал против существующей власти, имея объективные причины.
Введение 3
1. Понятие власть
2. Власть и человек в сказке Е.Л.Шварца «Дракон» 8
2.1. Творческая история произведения 8
2.2 .Тема самодержавия в пьесе Е.Л. Шварца «Дракон» 9
2.3. Роль образа Ланцелота в развитии действия пьесы 11
2.4. Битва Ланцелота с Драконом как кульминационный момент в пьесе 13
2.5. Идейный смысл образа Бургомистра в пьесе 17
3. Исторические параллели с реальной жизнью 20
Заключение 22
Список литературы 23
Такова была
жизнь средневекового города до прихода
странствующего рыцаря Ланцелота.
2.3. Роль образа Ланцелота в развитии действия пьесы.
И вот на арену событий пьесы выходит рыцарь Ланцелот. Е.Шварц опять же позаимствовал этот мотив из европейской литературы. Рыцарь борется за справедливость, честность, за права обиженных людей. Только конфликт здесь намного острее и проблема не может быть решена обычными для рыцаря методами.
Ланцелот появляется в самом начале сказки. Он приходит в дом архивариуса Шарлеманя, где застает теплый и радушный прием. И практически сразу рыцарь вникает в суть событий, происходящих в городе. Этому также способствует та характеристика, которую дал себе Ланцелот: «Я человек до того легкий, что меня, как пушинку, носит по всему свету. И я очень легко вмешиваюсь в чужие дела». Из уст Кота Ланцелот слышит: «Вот уже скоро четыреста лет как над нашим городом поселился Дракон». Рыцарь сразу же вникает в суть событий. Но его очень поражает реакция Шарлеманя и его дочери Эльзы при упоминании о Драконе. Выясняется, что Дракон выбрал себе в жертву Эльзу, и семья принимает данное событие как должное и неизбежное. Это является как бы символической платой за «мирную» жизнь и защиту со стороны Дракона. Шарлемань приводит в доказательство спасение от эпидемии холеры и избавление от цыган. А в завершение добавляет: «Пока он здесь - ни один другой дракон не осмелится нас тронуть». Тем самым Шарлемань пытается оправдать все тяготы и лишения, выпавшие на долю города со стороны Дракона. Жители города окончательно смирились со своим положением.
И в этих условиях Ланцелот вызвать на бой Дракона. Рыцарь сослался на «жалобную книгу», в которой, по его рассказу, записываются жалобы людей. И Ланцелот, проведав о ее сосуществовании, решает помочь людям. Но он возможно почувствовал и неугасимую тягу к свободе у народа. Ведь не зря же люди открыто выступали против Дракона. Но это лишь скрылось под маской безукоризненного послушания и подчинения. Ланцелот почувствовал искру к свободе. «И, все-таки, хоть вы меня и не просите об этом, я вызову на бой Дракона!»- сказал Ланцелот.
Вскоре Ланцелот встретился с самим Драконом. Он предстает в образе человека, чего ни как не ожидал рыцарь. Ланцелот объявляет ему о своем намерении. Дракон принимает вызов, но заключает его словами: «Вы чужой здесь, а мы издревле научились понимать друг друга. Весь город будет смотреть на вас с ужасом и обрадуется вашей смерти». Его слова действительно оказались пророческими. Сразу после ухода Дракона в дом к Шарлеманю вбегает Бургомистр со словами: «То, что вы осмелились вызвать господина Дракона - несчастье. Дела были в порядке. Кто вас просит драться с ним?» И Ланцелот видит, как «лучшие люди города» собрались перед окнами дома, что бы отговорить его от поединка.
Дракон, не находясь
в непосредственной близости от жителей
города, косвенно на них влиял. Дракон
словно вжился в каждого из горожан. Выражение
воли тирана фактически шло от населения.
Но Ланцелот отказывается подчиниться
воле народа и выбегает из дома Шарлеманя
в поисках «настоящих людей». Но и здесь
он потерпел поражение . Люди города
«травили собаками» Ланцелота. Но рыцарь
не отступился от своих целей и вызвал
на бой Дракона. Ланцелот своим поступком
взбудоражил город. Он выступил вопреки
воле населения. У него пока не было
никакой поддержки. Единственное, что
ему помогало и двигало - это вера в людей.
Вера в то, что люди осознают свое жалкое
и бедственное положение. Ланцелот хотел
добиться изменения отношений между властью
(Драконом) и населением. Для этого нужно
было изгнать Дракона из сознания людей
и показать новую жизненную альтернативу.
Ведь люди просто не мыслят жизни без своего
Дракона. Чтобы изменить отношение людей
к Дракону, нужен какой-то катализатор,
толчок. Им стал Ланцелот.
2.4. Битва Ланцелота с Драконом как кульминационный момент в пьесе.
Бой Ланцелота
с Драконом, несомненно, является центральным
эпизодом в сказке. Он ярко отражает
эволюцию отношений населения города
к Дракону и служит наиболее яркой
характеристикой
Бой был назначен
на следующий день после встречи
Дракона и Ланцелота. Очень интересная
информация выясняется о поведении
Дракона в день битвы. «Как добрый
ящер порхал всю ночь исключительно
для того, чтобы разузнать всю
подноготную о славном
Любопытны действия в этой ситуации бургомистра. Городское самоуправление предлагало деньги за отказ от боя. А на церемонии выдачи оружия Ланцелоту предложили медный тазик, поднос и документ на копье, согласно которому удостоверялось, «что копье действительно находится в ремонте».
Особого внимания заслуживает эпизод встречи Дракона и Ланцелота. Перед боем у них состоялся разговор о личностях городских жителей. Их точки зрения разошлись. «Мои люди очень страшные. Таких больше нигде не найдешь. Моя работа. Я их кроил… Я же их, любезный мой, лично покалечил. Как требуется, так и покалечил»,- говорил Дракон. На что ему Ланцелот ответил: «Люди испугались бы, увидев своими глазами, во что превратились их души. Они насмерть пошли бы, а не остались покоренным народом».
Произошли принципиальные расхождения во взглядах. Дракон увидел в своих людях безнадежно искалеченных личностей. Он уверен, что всех до единого переделал под собственную, нужную только ему модель поведения. Тиран уверен в своей работе над жителями города, в их беспрекословном подчинении себе. Ланцелот же увидел в жителях живых людей, души которых лишь подверглись порабощению Дракона. По его мнению, они не безнадежны. Ланцелот уверен, в глубине души у людей есть еще стремление к свободе. Рыцарь не стал бы биться за безнадежных людей.
Дракон был не прав. Нашлись люди, которые решили помочь Ланцелоту. Двое ткачей принесли ковер-самолет, шляпочных дел мастер – шапку-невидимку, кузнец – оружие. «Мы ждали, сотни лет ждали, Дракон сделал нас тихими, и мы ждали тихо-тихо. Убейте его и отпустите нас на свободу»,- в один голос заявляли помогавшие Рыцарю люди.
И вот наступил момент боя. Как уже было сказано, он является эпизодом в сказке. Как только начинается бой между Ланцелотом и Драконом, на центральную площадь, над которой происходит событие, приходит множество людей.
Все люди перешептываются, глядя на небо, т. к. бой слишком затянулся. По ходу боя Дракон проигрывает, но все люди воспринимают это как маневр. Наиболее чистосердечным и искренним в оценке событий является Мальчик, бывший на площади. Он задает обличающие вопросы взрослым: «Мама, от кого Дракон удирает по всему небу» На что получает ответ, что Дракон маневрирует и «хвост поджат по заранее обдуманному плану».
Вскоре издается приказ бургомистра: «Во избежание эпидемии глазных болезней, и только поэтому, на небо смотреть воспрещается. Что происходит на небе, вы узнаете из коммюнике».
Данное решение поддерживается населением. У людей еще сохранились представления о Драконе, как о непобедимом. Но ситуация постепенно меняется. Народ, вопреки указу бургомистра, смотрит на небо через зеркальце. Когда на землю рухнула первая голова Дракона, кто-то воскликнул: «Я не верю, не верю глазам своим! Врача, глазного врача мне!» это высказывание ярко демонстрирует нам психологию людей. На их глазах разрушились представления о Драконе, можно сказать мировоззрение. Тиран гибнет на глазах людей, бывших для него покорными и верными. Естественно, это вызывает и смену оценок. Горожанин воскликнул: «Я потерял уважение к Дракону на две трети». Уже возгласы: «Долой Дракона!», «Нас обманывали с детства!». Никто не хочет слышать коммюнике. В людях просыпается ненависть к Дракону, искорка свободы, которая была затушена тираном. Во время боя все выплескивается наружу. Изменяется отношение людей и к Шарлеманю- человеку, принявшего Ланцелота. Вместо откровенной злобы к нему, появляется доброта и сочувствие.
Особенно яркой
иллюстрацией к резкому изменению
отношения людей к Дракону
служат предсмертные минуты жизни тирана.
Когда на Землю рухнул смертельнораненный
Дракон, к нему никто не подошел.
Он умолял: «Бургомистр, подойди ко
мне! Дай воды! Ты подарил мне трубку
с тремя мундштуками и
Что касается Ланцелота,
то он остался жив, но был тяжело
ранен. Но рыцарь уверен, что страдал
не зря, а ради людей, в которых
верил. «Души у них расправляются.
Зачем, шепчут они, зачем кормили
и холили мы это чудовище», - говорил
Ланцелот о людях. Он полагал, что после
совершенного подвига люди опомнятся
и осознают свое положение. Но, к сожалению,
Ланцелот был не прав. Правителем стал
новый тиран.
2.5. Идейный смысл образа Бургомистра в пьесе.
Когда стало понятно, что поражение Дракона неизбежно, Бургомистр сказал : «В руки мне сама собою свалилась власть». И уже Бургомистр предстает нам в новом свете не как послушный исполнитель прихотей Дракона, а как лицемерный, хитрый и умный человек. Он сразу почувствовал момент, когда можно взять власть в свои руки и стать хозяином положения. Бургомистр отлично знал психологию людей города и воспользовался этим. «Покойник воспитал их так, что они повезут любого, кто возьмет вожжи»,- сказал он о горожанах. Этим высказыванием Бургомистр отметил стремление самих людей к подчинению, к «сильной руке». Он не собирался перевоспитывать людей, просто сохранил старую систему беспрекословного подчинения. Разделение власти с горожанами было не выгодно Бургомистру. Он воспользовался старыми механизмами принуждения. «Каждая собака прыгает, как безумная, когда ее спустишь с цепи, а потом сама бежит в конуру»,- сказал Бургомистр касательно людей в этом городе. Это яркое выражение подчеркивается еще сильнее высказыванием А. И. Герцена: «Как ни странно, но опыт показывает, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы»7. Люди не смогли воспользоваться свободой так, как это нужно. Свобода легла тяжелым грузом на плечи людей. Имея свободу, люди могли построить общество в согласии со своими чаяниями и мечтами. Но свободой нужно еще и уметь пользоваться. И Бургомистр, зная это, попросту поставил себя в роли нового тирана и не встретил при этом сопротивление. Люди безукоризненно подчинились. Порой кажется, что людям просто хочется жить в простом обществе, на простой системе отношений между властью и человеком. Я полагаю, горожанам просто хотелось стабильности. Ведь свобода сопровождается социальными потрясениями и нестабильностью. Стараний Ланцелота не хватило. Убить Дракона оказалось недостаточным. Как бы то ни было, власть в городе перешла к новому тирану. В городе во многом воцарились старые порядки. Идет превозношение личности Бургомистра, как настоящего победителя Дракона. « …наглец (Ланцелот) только раздразнил покойное чудовище, неопасно ранив его. Тогда наш Бургомистр героически бросился на Дракона и убил его»,- таково было общее мнение людей. Бургомистр собирается жениться на Эльзе, причем, в случае ее отказа, пострадают ее родственники.
И тут вновь в пьесе появляется Ланцелот. Он появляется во время намеченной свадьбы Бургомистра и Эльзы. Появление Ланцелота очень ярко и многозначно. Его прибытие похоже на Второе пришествие, когда Иисус вновь вернется на Землю для того, чтобы покарать грешных. Приход Ланцелота несет такой же характер и функцию. Он возвращается в город, где он уже сверг тирана. Но убить одного Дракона оказалось недостаточным. .. «Страшную жизнь увидел я»,- сказал Ланцелот о состоянии в городе. Он поразился, что его тяжелых усилий не хватило для изменения ситуации в городе. Горожане допустили приход нового тирана. Очень красноречивы слова горожан. Ра вопрос Ланцелота: «Ведь вы знали, что Дракона убил не он (Бургомистр)», горожанин ответил: «Дома знал…- а на параде…». Эти и многие другие слова горожан показывают двуличность этих людей, слабость характера и полное отсутствие воли к борьбе против тирана. Эти люди не безнадежны ( вспомним былые в прошлом выступления против Дракона, радость после его свержения). У людей не хватало силы и воли для самостоятельной жизни. Многовековая жизнь с тираном заставила горожан смириться с положением, принять, как должное. Грех горожан состоит в том, что они не воспользовались шансом на свободу после смерти Дракона, а всем своим существованием, привязанностью, подготовили почву для нового тирана. При этом, люди одновременно и радовались, и были разочарованы положением в городе. Происходила борьба двух начал, из которых злое одержало верх. В этом состоит двуличие людей.
Сказка заканчивается
ярким высказыванием Ланцелота:
«Работа предстоит мелкая… В
каждом из них придется убить Дракона».
И действительно, каждый горожанин
нес в себе Дракона, в том слепом
подчинении и примирении с властью
тирана. Нужно было изменить характер
и мировоззрение людей. О том, чем заканчивается
борьба Ланцелота, история умалчивает.
Но вряд ли рыцарь взялся бы « за безнадежно
искалеченных, пассивных, эгоистических
обывателей»8.
3. Исторические параллели с реальной жизнью.
Сказка-пьеса «Дракон» во многом располагает к проведению исторических параллелей с реальной жизнью. К этому во многом подводит положение в стране и в мире.
Начтем с того,
что сразу после второго
Информация о работе Проблема взаимоотношений власти и человека в сказке-пьесе Е.Л.Шварца "Дракон"