Проблема национальной самобытности России в идейно-художественной системе М.Ю.Лермонтова

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении специфики авторского, лермонтовского видения проблемы национальной самобытности русской ментальности, анализе процесса возрастания культуры России в произведениях поэта от раннего периода творчества к позднему.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……...…3
Раздел 1. Роль поэзии М.Ю. Лермонтова в литературном процессе ХIХв………………………………………………………... 6-13
Раздел 2. Проблема национальной самобытности России в идейно-
художественной системе М.Ю. Лермонтова……………14-28
2.1. Стихотворение «Родина» как выражение национальной самобытности России……………………….……….……….14
2.2. Стихотворение «Прощай,немытая Россия»» как выражение национальной самобытности России……..……………..…22
2.3. Стихотворение «Спор» как выражение национальной самобытности России………………………………………..25
Выводы…………………………………………………………..…..……29
Использованная литература……………………………..…...…………30

Работа содержит 1 файл

Копия (2) Копия КУРСОВАЯ.doc

— 154.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Спор» как выражение национальной самобытности России 

Противоположность Востока и Запада горячо обсуждалась  в кругах дворянской интеллигенции. Славянофилы, в сущности, настаивали на восточном пути, позиция же Лермонтова, несмотря на его всегдашний интерес к Востоку, была сложнее. Признание неизбежности более высокой цивилизации, противоположной восточному, феодальному образу жизни, воплощенное в бодрой, ликующей картине движения северных полков, неминуемо подводило поэта к мысли, что в поисках путей обновления России нужно исходить из реальной ситуации, даже если она не отвечает высоким идеалам. Внутренняя полемичность «Спора» при всей ее неразрешенности богата общественным содержанием, за которым стоит теперь не одна лишь личная воля, а глубокое проникновение в объективный исторический смысл эпохи. Стихотворение «Спор» было написано в 1841 году, когда общественная мысль трудно и медленно выходила из кризисного состояния. В «Споре» внутри типично романтического конфликта между цивилизацией и природой существует и другой -между двумя общественно-культурными укладами.  Для уточнения изменившихся взглядов Лермонтова нужно отметить, что при расхождении со славянофилами у поэта имелись с ними и точки соприкосновения. Характерно уже то, что в «Споре» принимают участие не Восток и Запад, а Восток и Север. Здесь заключен намек на самобытность российского развития, которое Лермонтов вовсе не отрицает и от которого не отказывается. Запад для Лермонтова, как и для славянофилов, «дряхлый», истерзанный сомнением и познанием, утративший жизненные силы. Наконец, и славянофилы, и Лермонтов стремятся исходить в поисках обновления России из прошлого, но Лермонтов учитывает новые формы жизни, а славянофилы их игнорируют.В прошлой истории России славянофилы опираются на вековые традиции, на обычаи и обряды, на патриархальный быт, исконную религиозность. Славянофилы видят в средневековой России смирение, вековую мудрость народа, сильного своей непосредственной, детской простотой, чуждого гордости, бунтарства. Достаточно в этом плане назвать, например, стихотворение А. С. Хомякова «Россия» (1839).Лермонтов тоже обращается к средневековой России. В отличие от Пушкина он не придает никакого значения Петровской эпохе, поскольку как раз в Петровскую эпоху были преданы забвению коренные свойства русской национальности. Петр I обратил Россию на гибельный западный путь, с него началась цивилизация. В этом пункте Лермонтов сходен со славянофилами. Но в отличие от славянофилов он выделяет в русском средневековье иные стороны. Для славянофилов народ был единой массой, в которой нет места сильным личностям и ярким характерам. Личное достоинство для славянофилов сродни гордости, пришедшей в новый век с Запада.Напротив, Лермонтов всюду выдвигает на первый план чувства «естественного человека», для которого столь же свойственны наивная непосредственность и детская простота, как свобода и личное достоинство. Вне этих чувств для Лермонтова немыслим человек на Руси. Поэтому из массы народа Лермонтов выделяет сильные характеры, яркие, броские, непреклонные, волевые. Единство народа не в обезличенное, как получалось у славянофилов, а в содружестве ярких индивидуальностей, наделенных глубоким и естественным чувством свободы. 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА 

           1.     Д. Е. Максимов. Об изучении мировоззрения и творческой системы               Лермонтова  

           2.     Белинский В.Г. Статьи о Лермонтове. - Саратов: Приволж. изд-во, 1981.   

           3.     Н.А. Добролюбов. О степени участия народности в русской литературе. Избранные статьи.- М.: Современник, 1980. – 444 с., стр. 179. 

           4.     И. П. Михайловой "Библейские мотивы в творчестве М. Ю. Лермонтов    

           5.     Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. М.–Л., 1964  

           6.     Асмус В. Ф. Круг идей Лермонтова. «Литературное наследство», т. 43–44. М., 1941. 
 

      7.   Розанов И. Н. Лермонтов и поэзия его современников. «Литературное наследство», т. 45–46, 1948 

      8.   Эйхенбаум Б. М. Художественная проблематика Лермонтова. В кн.: М. Ю. Лермонтов. Стихотворения, т. 1. «Библиотека поэта». Л., 1940. 

      9.   Фам Вын-кы и Ходукина Т. Особенности эпитета в лирике Лермонтова. В кн.: М. Ю. Лермонтов. Вопросы жизни и творчества. Орджоникидзе, 1963 
 

         10.      В. Г. Белинский. Библиографические и журнальные известия. Полное собр. соч., т. VII. М., Изд-во АН СССР, 1955, стр. 36. 

         11.      Дурылин С.Н. Судьба Лермонтова // Русская мысль.-1914.- N 10.- с.    1-30.

Информация о работе Проблема национальной самобытности России в идейно-художественной системе М.Ю.Лермонтова