Проблема национальной самобытности России в идейно-художественной системе М.Ю.Лермонтова

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении специфики авторского, лермонтовского видения проблемы национальной самобытности русской ментальности, анализе процесса возрастания культуры России в произведениях поэта от раннего периода творчества к позднему.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……...…3
Раздел 1. Роль поэзии М.Ю. Лермонтова в литературном процессе ХIХв………………………………………………………... 6-13
Раздел 2. Проблема национальной самобытности России в идейно-
художественной системе М.Ю. Лермонтова……………14-28
2.1. Стихотворение «Родина» как выражение национальной самобытности России……………………….……….……….14
2.2. Стихотворение «Прощай,немытая Россия»» как выражение национальной самобытности России……..……………..…22
2.3. Стихотворение «Спор» как выражение национальной самобытности России………………………………………..25
Выводы…………………………………………………………..…..……29
Использованная литература……………………………..…...…………30

Работа содержит 1 файл

Копия (2) Копия КУРСОВАЯ.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

"Печально  и гляжу на наше поколенье! 
Его грядущее - иль пусто, иль темно,  
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,  
В бездействии состарится оно".

Поэта огорчает то, что многие его современники живут "ошибками отцов и поздним  их умом". Речь здесь идет об идейном  наследии декабристов, отвергнутом новым поколением. 
Лермонтов же убежден в том, что свобода не придет сама собой. За нее надо бороться, страдать, идти на каторгу и даже умирать. С горечью и болью поэт говорит о том, что у его современников нет ни высоких сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Поколение Лермонтова, вступившее в жизнь после поражения декабристов, было обречено на беспощадную растрату сил в условиях Николаевской реакции.Лермонтов и негодует и грустит одновременно. Автор выступает от лица прогрессивной интеллигенции, которая не хочет мириться с николаевским режимом, но при сложившихся обстоятельствах ничего не может предпринять. "Дума" воспринимается как призыв, как сигнал к пробуждению гражданского самосознания.Гражданская лирика Лермонтова продолжила традиции декабристов и Пушкина. Поэт верил в правоту дела дворянских революционеров, боровшихся с самодержавием. В стихотворении "Новгород", обращённом к декабристам, можно найти такие слова. Лермонтов с уважением относился к русскому народу. Особенно это проявилось в стихотворении «Бородино»,которое молодой Лермонтов мечтал понести на суд Пушкину, хотя и не был с ним знаком. 
В рассказе старого солдата правдиво и драматично передан самый дух сражения и, главное, донесено то живое чувство патриотизма, боевого товарищества и готовности "до конца стоять", какое испытали в далёкий "день Бородина" его участники. 
О чём в первую очередь сокрушается солдат, вспоминая минувшее? Он говорит о "плохой доле" тех, кто сложил голову на бородинском поле. "Немногие вернулись с поля", защищая Родину. И первое слово солдата – именно о них, потому что нельзя, вспоминая победу, забывать о погибших ради неё. "Да, были люди в наше время. Могучее, лихое племя. Богатыри…" Героическое поведение русских солдат поражает.В большей степени оно в спокойствии, с каким русские воины занимаются своим делом в ночь перед боем: ни страха, ни уныния, ни легкомысленной для такого момента весёлости или беспечности. Каждый занимается делом, либо отдыхает, набираясь сил. В ворчании старого солдата чувствуется восхищение Лермонтова мужеством русских солдат, их внутренним достоинством, патриотизмом и нам при чтении передаётся его точка зрения, его взгляд. Прославляя героизм русского войска, патриотизм защитников Родины, Лермонтов не скрывает огромных жертв и кровопролития, какие несёт война. "Плохая доля" тех, кто остался лежать вечно на Бородинском поле, "гора кровавых тел", бесчисленные раны оставшихся в живых – всё это вызывает скорбь. Однако какой бы ужас ни несла война, она необходима и священна, если враг пришёл на твою землю. И поэтому каждой строчкой Лермонтов воспевает воинскую доблесть, стойкость и человеческое мужество. Готовность "постоять головою за родину свою" – это то высшее для поэта человеческое начало, которое делает человека человеком. 
В другом стихотворение Лермонтов показал борьбу русского народа с нашествием Наполеона, и снова чувство гордости за русский народ охватывает Лермонтова. Он дает картину борьбы аллегорически, в виде двух «богатырей». 
Один из них – "старый русский великан" – воплощает мощь и силу России, а другой – "трёхнедельный удалец" – дерзновенную и самоуверенную удаль наполеоновского войска, уверившегося после взятия Москвы, что победа достигнута. 
Посмотрим на "богатырей". Русский витязь спокоен и невозмутим, как будто заранее знает исход борьбы ("с улыбкой роковою русский витязь отвечал"). Могучая голова в золотом шлеме как бы уподобляется златоглавому Московскому Кремлю. "Старый русский великан" – воплощение силы всей Руси, что не сдалась и не покорилась французам. А что же "трёхнедельный удалец"? Лермонтов не отрицает ни его силы, ни храбрости, но и сила и храбрость пришельца "из далёких чуждых стран" – проявление безрассудной дерзости. 
В стихотворении не изображён бой между двумя великанами: его не может быть. Пришедший "с грозой военной", правда, осмелился поднять руку на "русского великана": "и рукою дерзновенной хвать за вражеский венец", но тот только "посмотрел, тряхнул главою" и пришелец "упал". Образ русского витязя монументален и величественен. Его спокойствие и внутренняя сила противопоставлены дерзким притязаниям пришельца. 
В гордости, с какой Лермонтов пишет о победе "русского великана", проявляется его патриотизм, любовь к воинской славе отечества. Но не только это. В конце стихотворения возникают образы бури, простора, пучины – излюбленные образы поэзии Лермонтова. Они заставляют вспомнить о трагичности последних дней Наполеона, его ссылке и гибели на острове Святой Елены. В таком отношении к поверженному проявляются новые грани лермонтовского мировоззрения – гуманность, снисхождение к побеждённому.В стихах о любви у Лермонтова всегда звучит печаль: «Любовь не красит жизнь мою…»В ранней любовной лирике Лермонтова очень мало светлых, радостных настроений, тех "чудных мгновений", что воспеты ПушкинымТакие стихи вызываются и рождаются только любовью. Он был человеком высокого ума, чести и благородства. С годами окрепла вера Лермонтова в дружбу и любовь. Он искал и находил "родную душу", не представлял себе жизнь без "друзей и братьев", деливших с ним радость и горе. В лирике зрелых лет все реже встречается тема одиночества, все чаще поэт говорит о возможности и необходимости взаимопонимания между духовно близкими людьми, о верности и преданности. Любовная лирика последних лет почти свободна от безысходного душевного надрыва. Дружить и любить, по мысли поэта, значит желать добра близкому человеку, подавлять в себе чувство недоверия, прощать мелкие обиды. "Прощать святое право страданьем куплено", - читаем в стихотворении 1841 года.Лермонтов жил в тридцатые годы XIX в., в эпоху реакций после разгрома декабристов. Многие разочаровались в жизни, отошли от борьбы. Не зря Лермонтов осуждает свое поколение за бездействие. А вера «гордая в людей», в лучшую жизнь помогла поэту преодолеть разочарование и чувство одиночества. Его странная натура рвалась к деятельности.Ни личные невзгоды, ни николаевская реакция не сломили волю Лермонтова. Вера "гордая в людей", в лучшую жизнь помогала поэту преодолеть разочарование и чувство одиночества. Его страстная натура рвалась к деятельности, к героическому подвигу.Воля к действию у Лермонтова проявилась в отрицании самодержавия, в обличении уклада жизни светского общества, в осуждении молодого поколения, стоящего в стороне от серьёзных дел.О Лермонтове часто писали как о разочаровавшемся в жизни меланхолике. Какой вздор! Ему был противен жандармский порядок государства, в котором он жил, а не жизнь в подлинном ее понимании, он не отрицал и не мог отрицать смысл самой жизни. Ему было дорого все лучшее и светлое; в жизни. Он ненавидел гнет и неволю, а не жизнь вообще. Главной чертой Лермонтова — человека и поэта — было бесстрашие, а не разочарование в жизни. Не отказом от жизни порождено стихотворение «На смерть поэта». Оно родилось в бою за жизнь, в борьбе против ее врагов. Кто потерял веру в жизнь, тот не борется и не сражается за нее, а существует, махнув рукой на все. Поэзия же Лермонтова — это мятеж против душителей жизни и всего живого, всего прекрасного. Отсюда и боль, чувство одиночества, тоска и горечь, которые естественным образом стали мотивами его творчества. За жизнь больно только тем, кто ее любит.Лермонтова волнует судьба своего поколения, народа и родины. Его внимание привлекают уже не столько необычные явления жизни, романтические герои-индивидуалисты, сколько реальные люди, кровно связанные с народом. Зрелому Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. В них заключены редкая энергия и мужественная сила .В своей поэзии, всегда искренней страстной и взволнованной, Лермонтов отвергает сложившиеся веками устои крепостнической России и желает видеть русский народ свободным и просвещённым. Он восстаёт против политического гнёта, против бездеятельности и страстно зовёт своих современников к борьбе за свободу, за счастье людей. Подобно мятежному одинокому парусу, Лермонтов не знает покоя, хотя порой и мечтает о нём.Говоря о философских проблемах творчества любого поэта невозможно не определить его отношения к религии. Здесь важно не только то, что наряду с научной философией религия является одной из составных частей мировоззрения, но и то, что в силу специфики творчества поэты наиболее часто обращаются к библейским мотивам и аллегориям. Такие обращения могут допускать двоякое трактование и вести к весьма своеобразным выводам. Одним из примеров служит работа И. П. Михайловой "Библейские мотивы в творчестве М. Ю. Лермонтова"[ 4; 122 ] 
Его религиозно-богоборческие переживания отличались большой непосредственностью, внутренней независимостью и противоречивостью. Это естественно для романтика-бунтаря, склонного презирать "суеверное" послушание толпы и разговаривать с "высшей силой" на равных, отстаивая свою личную исключительность и достоинство. В лирике Лермонтова Бог представляется по-библейски всесильным, но при случае на него возлагается ответственность за несовершенства миропорядка и надломы в собственной жизни.Так, в словах Демона: "Ждет правый суд: простить он может, хоть осудит", - чувствуется сомнение в милосердии Божьем.Противоречивы взгляды поэта на загробную жизнь. Лермонтова поэт - не просто выразитель "души пустынной", хотя и в этом была своя немалая правда, но прежде всего "царства дивного всесильный господин". Во "всесожигающем костре" дивных страстей и уединенных печальных дум рождается эта удивительная энергия творчества.Там, где есть такая внутренняя сила, такая молодость творческого духа, вера, надежда и любовь, такой деятельный гений, - там демоны отчаяния и одиночества отступают и начинает звучать слабый голос внутреннего человека, добившегося наконец своей красоты и правды. Белинский вспоминал, что Лермонтов "затевал в уме, утомленном суетою жизни, создания зрелые" [ 2; 241 ]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ 2.

Проблема национальной самобытности России 

2.1 Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина» как выражение национальной самобытности 
 

Чувство родины, горячая любовь к ней пронизывает  всю лермонтовскую лирику.

И свойственные поэту мысли о величии России нашли  своеобразное лирическое

выражение в стихотворении «Родина». Данное стихотворение было написано в

1841 году, незадолго до смерти М.Ю.Лермонтова. В стихотворениях,

принадлежащих раннему периоду творчества М.Ю.Лермонтова, патриотическое

чувство не достигает той аналитической ясности, той осознанности, которая

проявляется в стихотворении «Родина». «Родина» - одно из значительнейших

произведений  русской лирики 19 века.

Стихотворение «Родина» стало одним из шедевров не только лирики

М.Ю.Лермонтова, но и всей русской поэзии. Чувство безысходности породило

трагическое мироощущение, нашедшее отражение в  стихотворении «Родина».

Ничто, кажется, не дает такого умиротворения, такого ощущения покоя, даже

радости, как это общение с деревенской  Россией. Именно здесь отступает

чувство одиночества. М.Ю.Лермонтов рисует Россию народную, светлую,

торжественную, величавую, но, несмотря на общий жизнеутверждающий  фон, в

восприятии  поэтом родной земли присутствует некий  оттенок грусти. Можно

сказать, что любовь к родине у М.Ю.Лермонтов, не теряя своей

непосредственности  и своего жара, впервые в русской  литературе становится

основной  темой, превращается в проблему, которую  поэт по-своему ставит,

рассматривает и решает. Но в стихотворении «Родина» М.Ю.Лермонтов

высказывает еще более важную мысль: «Люблю отчизну  я , но странною

любовью». В чем же заключалась эта странность? Почему любовь к своей родной

стране  носила у поэта столь противоречивый характер? Прежде всего, с одной

стороны, для него Россия – его Родина, где он родился и вырос. Такую  Россию

М.Ю.Лермонтов  любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как

страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все

человеческие  стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание и

отразилось  в стихотворении «Родина». Но помимо всего в стихотворении

«Родина»  проявляется совершенно новая в лирическом творчестве М.Ю.Лермонтова крестьянская тема. Фигура простого человека, разрастается в

«Родине»  в собирательный образ русского крестьянства. Н.А.Добролюбов писал:

«Лермонтов  же обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь

недостатки  современного общества, умел понять и  то, что спасение от этого

ложного пути находится только в народе» [3; 179 ].Но, по мнению Н.А.Добролюбова нельзя  требовать от русского поэта «полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь». [3; 185 ] «Родина» М.Ю.Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит  ее рассудок мой.Главная .мысль стихотворения уместилась в первой  строчке: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» Любовь к отечеству для русского художника не новость; однако необычным является определение этого чувства. Все стихотворение представляет собой объяснение того, что Лермонтов называет «странною любовью». 
Мотив «странной любви» разворачивается в двух взаимосвязанных и вместе с тем контрастирующих пластах. Необъяснимой холодности к тому, что составляет общепризнанно высокий предмет патриотического воодушевления, к «славе, купленной кровью», противостоит столь же «непобедимая рассудком» привязанность к иному «лику» родины — простым картинам родной природы, русской деревни. Заявляя о своей любви к этому миру, поэт рисует его образ без романтических преувеличений. Перед читателем возникает живой поэтический образ России, основное содержание которого — русская природа и народная жизнь. 
Критика не раз отмечала, что лермонтовские пейзажи отличались от пушкинских большей красочностью, употреблением цветовых эпитетов. Тем удивительнее сдержанность и экономия художественных средств в этом программном стихотворении поэта, где всего два цветовых определения: «желтая нива» и «белеющие березы». «Родина» свидетельствовала о том, что на смену романтическому пейзажу ранней лирики приходит обобщенный реалистический пейзаж. 
Столь же далек от романтических образов раннего Лермонтова характер изображения русской деревни. Для поэта родина — в жизни народа, в его простом быту, разнообразные детали которого он как бы перебирает в памяти «с отрадой» и любовью:

    С отрадой, многим незнакомой, 
       Я вижу полное гумно, 
       Срезными ставнями окно...

    Антитезность  решения темы в стихотворении  «Родина» подчеркнута повтором отрицательных частиц в каждой строке первой части и полным отсутствием их во второй. Связь второй части с темой «странной любви» выражена через повторы глаголов, обозначающих это отношение: «...но я люблю ...люблю скакать в телеге ...люблю дымок спаленной жнивы ...с отрадой ...смотреть до полночи готов...» 
Если учесть, что стихи такого рода для М. Ю. Лермонтова являются итоговыми, то «Родина» соотносится со многими стихами позднего периода, среди которых можно выделить «Первое января», «Прощай, немытая Россия...», «Выхожу один я на дорогу». Лермонтовская «Родина» будет отзываться в поэзии последующих полутора веков, вплоть до лексических совпадений, почти открытого цитирования в поэзии Александра Блока, Сергея Есенина, Николая Рубцова. В. Г. Белинский подчеркивал национальный характер творчества М. Ю. Лермонтова: это “поэт русский, народный, в высшем, благороднейшем значении этого слова”
[ 2; 145] Любовь к родине — тема многих произведений М. Лермонтова: “Жалобы турка”, “Поле Бородина”, “Бородино”, “Два великана”. Но с особой художественной силой и полнотой она раскрывается в стихотворении “Родина”, созданном поэтом в 1841 году, за несколько месяцев до трагической гибели.В этом произведении усиливается интерес к народной России. Необъяснимость лермонтовской “странной любви” к родине — “Не победит ее рассудок мой” — свидетельствует о новизне самого подхода к теме. Включая привычные для эпохи обоснования чувства родины (военная слава, “полный гордого доверия покой”, “темной старины заветные преданья” для Лермонтова являются высокими понятиями), поэт не отрицает, а полемизируя, занижает их значимость в новом мироощущении, которое открывается его лирическому герою. Если в стихотворении “Прощай, немытая Россия...”, написанном в том же году, трогательная любовь поэта к родине оборачивается горьким обличением ее современного состояния, то в “Родине” Лермонтов приближается к народному осмыслению любви к ней. Восхищение родиной подтверждает поэт не только троекратным повтором слова “люблю”, но и картинами русской природы, которая является предпосылкой подлинного чувства Лермонтова.Сначала автор рисует образ России с ее огромными просторами (дорога, пересекающая леса и степи) и величавыми картинами: “лесов безбрежных колыханье”, “разливы рек ее, подобные морям”, затем постигает ее в трепетных подробностях.

    Люблю дымок спаленной жнивы,

    В степи ночующий обо

    И на холме средь желтой нивы

   Чету белеющих берез. 

Удивительно точный выбор слова: не белые, а “белеющие”, как бы излучающие свет. Именно после Лермонтова символом России стала “чета белеющих берез”. “Дымок спаленной жнивы” — это еще одна примета родины, которую любит поэт. Он пытается проникнуть “в тайну довольства народного”, тянется душой к крестьянской России, с “отрадой, многим незнакомой”, наблюдает за жизнью простых людей.“Родина” — одно из немногих реалистических стихотворений поэта, в котором он отмечает неповторимые детали среднерусского пейзажа. Здесь как бы продолжены слова и мысли А. С. Пушкина из главы “Путешествие Онегина”. “Враждующая” сила природы, поэтически воссозданная Лермонтовым в ранней лирике, дополняется стремлением проникнуть в тайну народного бытия, разгадать высший смысл простой, органической жизни. Поэт здесь стоит у истоков проблемы, волновавшей последующие поколения лириков.В стихотворении “Родина”, по словам Н. А. Добролюбова, автор “становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно” [ 3; 210 ]. В этом лирическом произведении народ представлен целостно, собирательно и выступает как объект размышления. Суммарная формула “люблю отчизну я” как бы поглощает все единичные проявления этой любви. И даже в самой конкретности заключена известная обобщенность: “пляска с топаньем и свистом” при всей зримости образа — это все-таки и пляска вообще, знак народной России.Идея стихотворения отразилась и в его композиции. В тексте можно выделить две структурные части, объединяющие “странную” любовь автора к отчизне.Язык этого реалистического произведения сохраняет присущую ранним, романтическим стихотворениям Лермонтова выразительность. Поэт не отказывается от широкого использования красочных эпитетов, отражающих душевные переживания, от взволнованной речи, насыщенной вопросительными и восклицательными предложениями. Но автор применяет здесь меньше метафор, особенно развернутых. Его стих становится проще, живее, достигает естественной непринужденности разговорной речи. Отчизна для Лермонтова — в жизни народа, в его простом бытии, в его горестях и радостях. 

2.2 Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия» как выражение национальной самобытности России

 
1841 г… новое изгнание … М.Ю.  Лермонтов уезжал на Кавказ  в угрюмом настроении. Он чувствовал, что его посылают на верную  гибель. Гнев, ярость, презрение владели его рукой, когда он писал знаменитые строки: 
 
Прощай, немытая Россия, 
Страна рабов, страна господ, 
И вы, мундиры голубые, 
И ты, им преданный народ . 
 
Быть может, за стеной Кавказа 
Сокроюсь от твоих пашей, 
От их всевидящего глаза, 
От их всеслышащих ушей. 
 
Основная идея стихотворения - неприятие всех сторон русской действительности находит свое выражение в образной системе, выступающей как форма поэтической мысли. 
В качестве средств организации языковых элементов в единую образную систему Лермонтов использовал различные поэтические способы и приемы, одним из которых является антитеза.Композиция стихотворения строится на принципе противопоставления двух его частей- “в первой строфе объектированная констатация реальности, вторая повернута в план “ субъективный”, здесь все окрашено присутствием лирического “я” (“сокроюсь”)”.Единство стихотворения создается общим идейно-эмоцио-нальным и ритмико-интонационным настроем, а также структурной связью частей. С эмоционально окрашенным словом “прощай”, являющемся зачином стихотворения, тесно связан образ лирического “Я”. Перефразируя “мундиров голубых” из первой строфы “пашами” во второй, автор усиливает образ деспотической действительности “немытой России”.Предметом поэтического осмысления в стихотворении являются не отдельные стороны русской жизни, а все самодержавно –крепостническое общество николаевской России. Основную смысловую и эмоциональную нагрузку несет первая строка- “Прощай немытая Россия.” .Оскорбительно-дерзкое определение (“немытая”) официальной России усугубляется и усиливается в следующих строках. В контрастном противопоставлении “мундиров голубых” и “им преданного народа”. Все это вместе взятое,- “крепостное рабство, жандармский произвол и жалкая “преданность” ему- передает в поэтической формуле Лермонтова как нечто единое, чему он говорит решительное “прощай”. Размещение повторов и параллелизмов, выступающих как главное средство создания экспрессивности, определяет постепенное нарастание эмоциональной напряженности к концу стихотворения. 
Особое, центральное положение в совокупности языковых выразительных средств принадлежит лексике: она создает смысловую, понятийную основу художественных образов, а также определенные стилевые эффекты, которые придают стихотворению ту или иную тональность. 
Лексическая материя стихотворения образуется 32 словами, из которых 12 существительных, 5 прилагательных, 1 глагол, 6 местоимений, 2 союза, 4 предлога, 2 модальных слова. В нем авторские фразеологизмы представлены перифразами “немытая Россия” и “мундиры голубые”.Большинство существительных представляет тематическую группу слов с общественно-политической семантикой (Россия, страна рабов, страна господ, мундиры, народ, Кавказ, паша). Из приведенных в тексте существительных только 4 использованы в переносном значении (мундиры - метонимия; страна рабов, за стеной Кавказа, от пашей- метафоры). Среди прилагательных наблюдаются лишь качественно-оценочные единицы с социально-психологической семантикой: немытая, голубые, преданный, всевидящий, всеслышащий. Названные прилагательные являются необычными и емкими поэтическими определениями. Как много сказано одним лишь эпитетом немытая Россия (т.е.отсталая, неразвитая, нецивилизованная); преданный народ (т.е. выражающий духовное рабство). Отрицательная экспрессия, заключенная в этих словах, передает жгучую ненависть лирического героя к насильникам и соответствует общему эмоциональному тону стихотворения. 
Острое лирическое волнение и патетическое напряжение передается повторением предлога от. С этим предлогом связан мотив избавления, спасения от насилия бездумных “мундиров”.Местоимения (и вы, и ты, от их) логически подчеркивают, противопоставляют те понятия, к которым с гневом обращается лирический герой. В параллельных конструкциях за этими словами “чувствуется эмоциональная жестикуляция”.Единственный глагол (сокроюсь) вместе с модальным словом (быть может) является связующим звеном текста. Он вводит образ страдающего лирического героя, который говорит “прощай” всей “немытой России” и предполагает освободиться от преследования “пашей” за стеной Кавказа”.В тексте наблюдаются в основном слова высокого книжного стиля (прощай, преданный, сокроюсь, всевидящий и др. сюда относится также и экзотизм-паша) и нейтральные слова (ты, вы, твоих, страна, глаз, уши и др.). Независимо от стилистической принадлежности эти слова приобретают в тексте эмоциональную оценку отрицательной иронической окраски. На фоне высоких книжных и нейтральных слов “горит ярким блеском лишь один разговорный эпитет немытая Россия” , который несет большую эмоциональную и смысловую нагрузку. Сочетанием слов с различной эмоциональной и стилистической окраской создается в стихотворении стилистическая доминанта. В соответствии с интонационно-тематическим содержанием стилистическая доминанта приобретает патетически-изобличительный характер. В стихотворении Лермонтова “Прощай, немытая Россия” все языковые средства и фонетические, и лексические, и синтаксические, служат наиболее полному раскрытию темы, в конечном счете, идеи художественного текста.

Информация о работе Проблема национальной самобытности России в идейно-художественной системе М.Ю.Лермонтова