Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:38, курсовая работа
Цель исследования состоит в выявлении специфики авторского, лермонтовского видения проблемы национальной самобытности русской ментальности, анализе процесса возрастания культуры России в произведениях поэта от раннего периода творчества к позднему.
Введение……………………………………………………………….……...…3
Раздел 1. Роль поэзии М.Ю. Лермонтова в литературном процессе ХIХв………………………………………………………... 6-13
Раздел 2. Проблема национальной самобытности России в идейно-
художественной системе М.Ю. Лермонтова……………14-28
2.1. Стихотворение «Родина» как выражение национальной самобытности России……………………….……….……….14
2.2. Стихотворение «Прощай,немытая Россия»» как выражение национальной самобытности России……..……………..…22
2.3. Стихотворение «Спор» как выражение национальной самобытности России………………………………………..25
Выводы…………………………………………………………..…..……29
Использованная литература……………………………..…...…………30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ Криворожский государственный педагогический университет
Факультет иностранных языков
Кафедра
русской филологии и зарубежной
литературы
«Допущено до захисту»
Завідувач кафедри
Реєстраційний № « »
«__ » ___________
2011 р.
ПРОБЛЕМА
НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОБЫТНОСТИ РОССИИ В ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
СИСТЕМЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
Курсовая работа
студентки дневной формы обучения специальности
«Язык и литература:
рус./англ»,
Научный
руководитель:
Кривой Рог
Содержание
Раздел
1. Роль поэзии М.Ю. Лермонтова в литературном
процессе
ХIХв………………………………………………………...
6-13
Раздел 2. Проблема национальной самобытности России в идейно-
художественной системе М.Ю.
2.1. Стихотворение «Родина» как выражение национальной
самобытности России……………………….……….……….14
2.2. Стихотворение «Прощай,немытая Россия»» как выражение
национальной самобытности России……..……………..…22
2.3. Стихотворение
«Спор» как выражение национальной
самобытности России………………………………………..25
Выводы…………………………………………………………..
Введение
Михаил Юрьевич Лермонтов вступил в литературу в конце 30-х годов и уже тогда заявил о себе как о блестящем поэте, продолжателе пушкинских традиций. «Явился Лермонтов, — писал Белинский, — и первыми своими опытами заставил всех смотреть на его талант с изумленным ожиданием чего-то великого. Много ли успел написать он в течение своего краткого (четырехлетнего) литературного поприща? — а между тем, нужен был только один смелый голос, чтоб за Лермонтовым, с первых же опытов его, утвердить имя великого, гениального поэта».В основе всего творчества поэта лежит противоречие, противопоставление мечты и реальности, героя и общества. В его стихах сквозит глубокая неудовлетворенность положением вещей. Часто Лермонтов избирает для своего героя образ одинокого человека, изгнанника, демона.Ненависть и сарказм по отношению к «гнусной российской действительности» николаевского времени, неугасимое стремление к свободе, жажда деятельной жизни и борьбы — вот что объединяло Лермонтова с такими основоположниками революционно-демократической мысли в России, как Белинский и Герцен. Недаром Белинский находил в поэзии Лермонтова воплощение своих собственных дум и скорбей. Недаром Герцен говорил о Лермонтове, что он «всецело принадлежит к нашему поколению».В творчестве Лермонтова тесно переплелись гражданские, философские и субъективные, глубоко личные мотивы. Он внёс в русскую поэзию «железный стих», отмеченный небывалой прежде энергией выражения мысли. Отвечая насущным потребностям духовной жизни русского общества и освободительного движения, поэзия и проза Лермонтова подготавливали новый расцвет отечественной литературы. Влияние Лермонтова прослеживается в творчестве Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.А. Блока, В.В. Маяковского). Его драматургия сыграла значительную роль в развитии театрального искусства. Наследие Лермонтова нашло многообразную интерпретацию в живописи, театре, кинематографе. Его стихи обогатили русскую музыку, послужив основой для оперного («Демон» А.Г. Рубинштейна), симфонического («Утёс» С.В. Рахманинова, «Три пальмы» А.А. Спендиарова) и романсного (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев) творчества, стали народными песнями («Выхожу один я на дорогу..»). Отдельная наука — лермонтоведение — много сделала для изучения жизни М.Ю. Лермонтова и сложной идейно-художественной проблематики его творчества. Осуществлена большая текстологическая и комментаторская работа; на основании материалов, неизвестных или недоступных прежним исследователям, почти заново воссоздана биография поэта. Мемориальные музеи Лермонтова созданы в селе Лермонтове Пензенской области, где прошли детские годы поэта, и в городе Пятигорске, где Лермонтов провёл последние месяцы своей жизни.
Лермонтов —
одно из самых высоких, героических
имен в русской литературе. Читатель
Лермонтова при первом же прикосновении
к творчеству поэта ощущает себя
стоящим у порога огромного и неповторимого
поэтического мира. Этот мир поражает
и завораживает своей таинственной глубиной
и мощью, своим мужественным и трагическим
строем. В поэтическом мире Лермонтова
господствует тот ни на что не похожий,
но безошибочно узнаваемый «лермонтовский
элемент» (Белинский), который легче почувствовать,
чем определить и объяснить.Трудность
такого определения зависит не только
от естественного сопротивления, которое
оказывает искусство неизбежно обедняющему
его анализу, но и от некоторой недоговоренности,
недосказанности лермонтовского поэтического
творчества, остановленного на полном
ходу и далеко не реализовавшего всех
своих великих возможностей.При изучении
круга идей Лермонтова будем помнить о
том, что мы стремимся проникнуть в мир
философских, этических, социальных и
эстетических идей поэта. Нас будут
интересовать не научно-логические философские
и политические формулировки, а именно художественная жизнь
этих идей, их слитное и неразрывное существование
в поэтическом образе, их воплощение в
сюжете, жанре, композиции произведения.
Для обозначения этого сложного единства
идеологического и художественного мы
и пользуемся понятием «идейно-художественная
система» Лермонтова. Стремление к небу
и любовь к земле, неискоренимая жажда
веры и невозможность уверовать, желание
нравственного обновления и сознание
его неосуществимости как главные этические
коллизии творчества Лермонтова. И все
же общие идеи , лежащие в основе
поэзии Лермонтова, поддаются определению
и объяснению. Это — идеи личности
и свободы, которые утверждает поэт как
самые высокие ценности и критерии. Лермонтов
нашел в этих идеях, существовавших и до
него, особый аспект и воплотил их со страстью,
своеобразием и полнотой, неизвестными
его предшественникам в русской поэзии.
Творчество Лермонтова, несущее эти идеи,
способствовало обострению критического
сознания его современников и было целиком
направлено против бесчеловечности, рабства
и духовной косностиО задачах и цели изучения
круга идей Лермонтова точно сказал Д.
Е. Максимов: «В сущности, если извлекать
философские взгляды Лермонтова не только
из его прямых высказываний (в прозе и
стихах), но также, – и даже в первую очередь,
– из его художественной системы, то анализ
этих взглядов будет в какой-то мере соответствовать
изучению смысловой структуры, внутренней
формы лермонтовского творчества».. Но
и в наши дни творчество Лермонтова сохраняет
свое великое революционизирующее значение,
все еще подымает, тревожит и беспокоит.
Поэзия Лермонтова противостоит всяческому
застою, регламентации мышления и попиранию
человеческой личности. В борьбе за человека,
за его достоинство, за его свободу, за
его право на гордую и бесстрашную мысль,
в борьбе с бездумным благодушием и духовной
неподвижностью беспокойная и мятежная
поэзия Лермонтова помогает нам и теперь,
как она помогала своим читателям в прошлом.Творчество
Лермонтова, вызывая протест реакционной
критики, привлекало горячее сочувственное
внимание передовых современников поэта
и их потомков. Представители русской
революционной мысли — Белинский, Чернышевский,
Добролюбов, Некрасов — высоко ценили
Лермонтова и были многим ему обязаны.
Чернышевский в своем дневнике называл
Лермонтова и Гоголя «нашими спасителями»,
а в другом месте заявлял о том, что Лермонтов
«самостоятельными симпатиями своими
принадлежал новому (т. е. демократическому.
— Д. М.) направлению и только потому,
что последнее время своей жизни провел
на Кавказе, не мог разделять дружеских
бесед Белинского и его друзей».1 Некрасов оценивал демократические
возможности лермонтовской поэзии почти
так же. «Лермонтов, — говорил он одному
из своих знакомых, — кажется, вышел бы
на настоящую дорогу, то есть на мой путь,
и, вероятно, с гораздо большим талантом,
чем я, но умер рано» [ 5; 97 ] Отмечая исключительное
своеобразие идейно-художественного мира
лермонтовского творчества, Белинский
подчеркивал, что Лермонтов выразил самосознание
русского общества совершенно особого
исторического периода. Критик, безусловно,
имел в виду последекабрьскую реакцию,
когда передовая общественная мысль в
России переживала тяжелый кризис, а политический
террор самодержавия не только усилился,
но, более того, принял специфический именно
для 30-х годов прошлого столетия всеохватывающий,
всепроникающий характер. Недавний патриотический
подвиг русского народа в войну 1812 года
и все возрастающая реакционность внешней
политики Николая I вызывает мысли о роли
России в мировой истории, а в теснейшей
связи с этим встает вопрос о национальной
самобытности, о характере русского народа.
Как ни жесток был цензурный гнет в России
30-х годов, тем не менее все эти вопросы
в прямой или косвенной форме обсуждались
на страницах журналов.При изучении круга
идей Лермонтова будем помнить о том, что
мы стремимся проникнуть в мир философских,
этических, социальных и эстетических
идей поэта. Нас будут интересовать
не научно-логические философские и политические
формулировки, а именно художественная жизнь
этих идей, их слитное и неразрывное существование
в поэтическом образе, их воплощение в
сюжете, жанре, композиции произведения.
Для обозначения этого сложного единства
идеологического и художественного мы
и пользуемся понятием «идейно-художественная
система» Лермонтова.»
Цель исследования состоит в выявлении специфики авторского, лермонтовского видения проблемы национальной самобытности русской ментальности, анализе процесса возрастания культуры России в произведениях поэта от раннего периода творчества к позднему.
Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:
- выявление элементов культуры России,
мировоззрения в творчестве
Лермонтова;
-определение места поэта в разработке темы Руси; -отношение поэта к традициям изображения России
-исследование историко-политических особенностей России той эпохи.
Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:
- выявление элементов
культуры России, мировоззрения
в творчестве
Лермонтова;
-определение места поэта в разработке темы Руси; -отношение поэта к традициям изображения России
-исследование
историко-политических
Объект исследования – лирика М.Ю Лермонтова
Предмет исследования- Проблема национальной самобытности России в идейно-художественной системе М.Ю. Лермонтова
О задачах и цели
изучения круга идей Лермонтова точно
сказал Д. Е. Максимов: «В сущности, если
извлекать философские взгляды Лермонтова
не только из его прямых высказываний
(в прозе и стихах), но также, – и даже в
первую очередь, – из его художественной
системы, то анализ этих взглядов будет
в какой-то мере соответствовать изучению
смысловой структуры, внутренней формы
лермонтовского творчества» [
1; 113 ] Лермонтов беспредельно
любил русский народ, тонко чувствовал
красоту родной природы. Не удивительно,
что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой
частью его лирических произведений. По
словам Белинского, в стихотворениях Лермонтова
"говорит одно чувство, которое так
полно, что не требует поэтических образов
для своего выражения: ему не нужно убранства,
не нужно украшений" .
У Лермонтова "чистый" пейзаж почти
отсутствует. "Серебристый ландыш",
"желтеющая нива", бегущий по оврагу
"студёный ключ" предназначены для
создания вполне определённого успокаивающего
настроения. Быстро бегущие по небу тучи
напоминают об изгнании. "С отрадой,
многим незнакомой" смотрит поэт на
безбрежные леса и нивы, на степи и реки.
Такое отношение к природе связано с тем,
что понятие Родины у Лермонтова не ограничивается
только родной природой. Оно неразрывно
с понятием "народ". В первой строфе
стихотворения "Родина" это отразилось
в нетипичном сочетании "странная любовь"
- любовь, не желающая воспевать казённый
патриотизм, хотя и признающая героическую
историю России. Лермонтов прославляет
Россию народную. В последующих строфах
разворачивается картина сельского труда,
проникнутая безотчётной, глубинной нежностью
к русской земле, русскому народу.
С утончённым мастерством в стихотворении
воспето чисто человеческое чувство Родины.
Оно вытекает из каких-то очень широких
представлений о целостном облике родной
природы, восприятия её выразительных
примет и быта, нравов простого люда. С
удивительной точностью переданы могучие
масштабы России, её бескрайность, необозримость
пространств. Здесь же ощущается новое
качество авторских эмоций. Вначале: "люблю
– за что, не знаю сам". Затем: "отрада,
многим незнакомая", вызванная созерцанием
уклада, нравов "мужичков". В отличие
от предшественников, Лермонтов выразил
более тесную, душевную связь с народным
бытиём.
В этом произведении прозвучало оскорбительно-дерзкое,
и вместе с тем проникнутое глубокой душевной
болью определение родной страны – "немытая
Россия". Такого русская литература
еще не произносила! Лермонтов, свободный
и гордый человек, не мог жить в "стране
рабов, стране господ", быть под постоянным
надзором властей. И в то же время, он ненавидел
Россию безропотную, покорную, где царили
беззаконие и произвол.
Уже само название содержит вызов. Ту Россию,
которую официальная власть именовала
не иначе как "великая, державная",
Лермонтов назвал "немытой". Это –
активная борьба за свои представления
о справедливости.
РАЗДЕЛ 1.
Роль поэзии Лермонтова в литературном процессе ХIХ века
В лирике Лермонтова
выражен революционный протест против
рабства, против всеобщей приниженности
и подавленности, характерной для эпохи
реакции. По словам Белинского, в произведениях
Лермонтова “...нигде нет пушкинского
разгула на пиру жизни. Но везде вопросы,
которые мрачат душу, леденят сердце”.
Личная судьба поэта и общественно-политическая
обстановка эпохи реакции наложили отпечаток
на его поэзию. Неудовлетворенность существующим
носит у Лермонтова активный характер.
Стихи для него - орудие борьбы, и его разочарование
переходит в гневный обличительный протест
против общественно-политических устоев
самодержавной России. Лирика Лермонтова
разнообразна по тематике.Необычайно
широка тематика стихотворений Лермонтова.
За свою короткую жизнь он создал огромное
количество философских, патриотических
стихотворений, о любви и дружбе, о природе,
о поисках смысла жизни. Когда читаешь
эти стихи, тебя охватывает странное чувство.
В них такая глубокая горечь и печаль,
что сердце невольно сжимается от боли:
Противоречия между героем и миром углубляются
и расширяются. Они связаны и с личной
жизнью героя, в которой он жил. Недаром
он говорил: «Я поэт другой эпохи».В чем
же он видел истинный смысл жизни, к чему
стремился? На этот вопрос он ответил всем
своим Творчеством.В ранней лирике
Лермонтова исходным остаётся переживание
печального одиночества: "Брожу один,
как отчуждённый". Уже в первых стихотворениях
проявляется настроение отрицания. Уныние
вызвано отсутствием страны. Как и он,
они вынуждены расставаться с родной стороной
"милым севером". Та же "чаша страданий".
А дальше? "Нет, вам наскучили нивы бесплодные…".
Тучи никто и ничто не гонит, они никому
не мешают. Тучи свободны от всего, в том
числе и от людских переживаний, страстей.
Они – "вечно холодные". В сущности,
это прямое противопоставление двух мировоззрений.
Та свобода, которая освобождает человека
от всяких привязанностей, от теплоты
дружбы от участия в судьбе других, отрицается.
Да, я страдаю, я гоним, я не свободен, но
у меня есть идеалы, есть чувство Родины.
И как бы ни сильна была тоска, её не променять
на холодное равнодушие тех, для кого нет
изгнания потому, что нет Родины.Сознание
одиночества не отрывало Лермонтова от
жизни, не уводило его в мир отвлечённых
мечтаний. Эта же мысль развита в элегии
зрелого периода "Выхожу один я на дорогу...",
принадлежащей "к лучшим созданиям
Лермонтова" (Белинский) . Поэт взволнован
величием, очарован торжественной тишиной
и покоем, разлитым в природе. Это настроение
передается и нам, читателям. Мы видим
"кремнистый путь", и яркие звезды,
ощущаем торжественную тишину ночи. Это
гимн красоте, гармонии свободной и могучей
природы, не знающей противоречий. Здесь
желание "забыться и заснуть" соотнесено
с ночным покоем земли, что спит в "сиянье
голубом".
От ночного пейзажа, тонущего в голубом
сиянье, мысль поэта обращается к человеческому
обществу, в котором бушуют страсти и душевные
тревоги, к своим грустным мыслям. Поэту
"больно и... трудно" оттого, что нет
"свободы и покоя", но он любит жизнь
с ее страданиями и радостями, гонит прочь
промелькнувшую мысль о "холодном сне
могилы". В заключительных строчках
стихотворения появляется образ дуба
как символ вечной жизни.
Очень хорошо пишет балкарский поэт Кайсын
Кулиев об этом стихотворении и вообще
о поэзии М.Ю.Лермонтова:
«Эти стихи так дороги мне не только потому,
что они родились вблизи родных мне вершин
и блестит в них кремнистая горная дорога,
по которой, может быть, проходил мой отец
и прохожу сегодня я сам, глядя на облака,
проплывающие над ней. Лермонтовский шедевр
полон лунного света и человеческой боли,
света вечности и порыва к свободе. Невыразимы
и необъяснимы глубина раздумий и обаяние,
пронзившие эти великие стихи! Строка
«и звезда со звездою говорит», полагаю,
явилась одним из самых замечательных
открытий в мировой лирике» .
Находились люди, которые считали это
лермонтовское чудо пессимистичным произведением,
которые утверждали, что поэт в нем отказывается
от активной деятельности и от жизни. Подобные
авторы обычно пытаются лезть в учителя
к тем великим художникам, которые стали
учителями человечества. Как можно заниматься
литературой и не понимать, что в приведенном
выше шедевре Лермонтова томится плененная
душа одного из самых вольнолюбивых художников,
что в этих стихах живет дух протеста,
желание вырваться на волю. И потому так
много в них боли и тоски. Эти чувства у
больших художников обычно выражаются
не риторическими восклицаниями.
Необыкновенная поэзия Лермонтова — это
его завещание потомкам. Он завещал людям
не сгибать спины перед бенкендорфами,
служил лучшим человеческим идеалам, воплотил
их в нестареющие художественные произведения.
Он спутник и соратник многих поколений
в их борьбе за лучшую жизнь.
Сегодня снова хочется вспомнить о том,
что Лермонтов вошел в сердца соотечественников
в дни национального траура своей родины
— в дни гибели Пушкина, когда скорбели
все передовые люди России, лишившиеся
своего первого поэта, национального гения.
Имя Лермонтова засверкало неожиданно,
как молния, оно ворвалось в дома скорбящей
страны так же внезапно, как ливень врывается
в притихшие дворы. Мы знаем, каким событием
стали сразу же стихи «На смерть поэта».
Их автор потряс друзей Пушкина и привел
в замешательство его врагов, вызвал ненависть
всех тех, кто направлял на Пушкина дуло
дантесовского пистолета. Враги его учителя
стали врагами Лермонтова. Смелая борьба
русской поэзии с душителями всего светлого
и мучителями угнетенной родины и народа
продолжалась. После гибели Лермонтова
эстафета перешла к Белинскому, Некрасову,
Чернышевскому, Добролюбову и другим бесстрашным
деятелям родной литературы. Как бы трудно
ни приходилось, все равно в исторической
перспективе» победа осталась за великой
русской литературой.
Как удивительно, что гвардейский офицер,
юноша бросил в лицо царя и его окружения
такие действительно железные стихи, полные
гнева, угроз и бесстрашия. Редко какой
поэт бросал в лицо царскому правительству
стихи такой силы и откровенности, редко
вызывали стихи в обществе такое волнение
и тревогу, как это сделало стихотворение
Лермонтова. Оно прозвучало не только
голосом гнева и скорби, но и возмездия
.
Нетрудно догадаться, кого имел ввиду
автор. Они - это придворная знать, продажные
журналисты, идейные защитники самодержавия.
Вначале Лермонтов только намекает на
тех, кто был замешан в трагических событиях.
Во второй части стихотворения он открыто
называет истинных виновников гибели
Пушкина. Его погубили "надменные потомки
известной подлостью прославленных отцов".
В этой толпе царедворцев узнали себя
представители придворной знати, оказавшие
услугу Николаю Первому в его кровавой
расправе с декабристами. Именно они таятся
"под сенью закона". Поэт громко и
открыто заклеймил высокопоставленных
преступников. С тех пор всем, кому дорого
русское слово, стало известно имя Лермонтова,
преемника традиций лучших представителей
дворянской интеллигенции первой четверти
XIX века. В стихотворении «Смерть поэта»
отражена трагедия передовой мыслящей
личности. Этому стихотворению
очень близко по теме и настроению другое
– "Как часто пестрою толпою окружен".
Беспощадно и презрительно характеризует
Лермонтов завсегдатаев светских салонов.
Поэт чувствует себя одиноко среди них.
Возвращаясь мыслями к детству, он как
бы отдыхает душой. Стихотворение волнует
не только потому, что в нем обличается
высший свет. Нас пленит духовный мир самого
поэта, его мысли и чувства.
В своем стихотворении «Дума» Лермонтов
высказывает свои общие суждения о поколении
30-х годов: