Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 16:14, курсовая работа
В романе действительно Дон Кихот защищает более слабых, а уж чего стоят подвиги этого бесстрашного рыцаря ради своей возлюбленной. В нашей стране этой эпохи не было. Но отсутствие этой эпохи в истории нашей страны нельзя назвать недостатком. Да, Мигель де Сервантес описал Дон Кихота, изобразив его воплощением чести, достоинства и благородства. Но, вопреки сложившемуся мнению, на одного такого "Дон Кихота" приходилось, по меньшей мере, двадцать "рыцарей", которым понятия "совести" и "чести" были совершенно чуждыми и которые только и занимались тем, что пьянствовали и "портили" деревенских девушек.
Введение 2
Проблема чести и совести в литературных произведениях разных стран. 4
Проблема чести и совести в русской литературе 19 века 8
Проблема совести в произведениях Ф.М. Достоевского 13
Проблема совести в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 19
Честь и совесть. Русская ментальность 21
Заключение 27
Литература 28
И только в конце XVIII века расхождение между духовной совестью и рассудочным сознанием обретает законченные черты; еще у поэта и переводчика Тредиаковского совесть и сознание были синонимами, но после него совесть уже соотносится с другим рядом ценностей (с честью прежде всего). Лев Толстой говорил, что "совесть есть память общества (т.е. честь), усвояемая отдельным лицом" (а это - совесть}".
Толстого представляли как "последнего совестливого интеллигента", а поэт Анненский, противопоставляя совесть и сознание, писал о Достоевском, что тот "был поэтом нашей совести... в нем Совесть сделалась пророком и поэтом".
Дмитрий Сергеевич Лихачев разделил с Россией все испытания, сохранив при этом в себе то, что и является, по существу, главным национальным достоянием: абсолютную порядочность в любых условиях; внутреннюю независимость вопреки внешней несвободе, то есть, проще говоря, природное человеческое достоинство.
По-моему, совесть в каждом человеке является внутренним компасом, невидимом другими, богом, который руководит его поступками, независимо от того верующий это человек или нет. Совесть постоянно борется с волею - это и есть понимание свободы по-русски: ограничение своеволия и самоволия совестью. Совесть - шестое чувство русского человека, его "чувство мысли", ибо он постигает истину особым чувством мысли, называемой совестью. Обычному человеку в обыденной жизни важно вести себя достойно, то есть жить по принципам чести и совести. Мне приходят на ум строчки из "Капитанской дочки" Пушкина, наказ отца Петру Гриневу: "Береги честь смолоду". Видимо, это самое главное пожелание для человека. И самый достойный жизненный путь, правда, и самый трудный.
Без совести и чести человеческий род давно бы угас. Я убеждена, что совесть - это внутренний голос настоящего человека; голос, контролирующий наши мысли, поступки, дела.
Когда-то помните, герои Достоевского стремились в Европу, чтобы прикоснуться к древним камням. Не пора ли нам, наконец, прикоснуться к своим древним камням, к своей памяти, к своей культуре?
Не пора ли нам задуматься?
Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита» изд. «Центр»,1997
Васильев Б. «А зори здесь тихие…» изд. «Художественная литература»,1997
Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. - СПб, 1993
Лихачев Д. С. Раздумья о России - СПб, 2004
Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени», изд. «Олимп»,1998
Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», изд. «Просвещение»,1998
Мигель де Сервантес «Дон Кихот», изд. «Просвещение»,1998
Пушкин А.С. «Дубровский», изд. «Художественная литература»,1997
Пушкин А.С. «Капитанская дочка» изд. «Художественная литература»,1997
Теодор Драйзер «Трилогия желания», изд. «Просвещение»,1998
Шолохов М. «Поднятая целина», изд. «Художественная литература»,1997
Шолохов М. «Судьба человека», изд. «Художественная литература»,1997
Рецензия на творческую работу Адамайтес Кристины
Творческая работа касается одной из животрепещущих, по утверждению самой ученицы, проблем современности, проблемы нравственного здоровья человека и общества. Свою обеспокоенность ситуацией обесценивание нравственных ценностей Адамайтес К. высказывает, опираясь на мысли академика Лихачева и на произведения мировой и русской литературы. Свою горячую убежденность в необходимости беречь в себе духовное начало и дорожить человеческим достоинством Кристина вкладывает в анализ выбранных ею литературных произведений. Эта убежденность слышится и в строках ее собственного стихотворения, ставшего откликом на высказывание Д. С. Лихачева.
Преподаватель литературы
Информация о работе Проблема чести и совести в литературных произведениях разных стран