Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 16:14, курсовая работа
В романе действительно Дон Кихот защищает более слабых, а уж чего стоят подвиги этого бесстрашного рыцаря ради своей возлюбленной. В нашей стране этой эпохи не было. Но отсутствие этой эпохи в истории нашей страны нельзя назвать недостатком. Да, Мигель де Сервантес описал Дон Кихота, изобразив его воплощением чести, достоинства и благородства. Но, вопреки сложившемуся мнению, на одного такого "Дон Кихота" приходилось, по меньшей мере, двадцать "рыцарей", которым понятия "совести" и "чести" были совершенно чуждыми и которые только и занимались тем, что пьянствовали и "портили" деревенских девушек.
Введение 2
Проблема чести и совести в литературных произведениях разных стран. 4
Проблема чести и совести в русской литературе 19 века 8
Проблема совести в произведениях Ф.М. Достоевского 13
Проблема совести в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 19
Честь и совесть. Русская ментальность 21
Заключение 27
Литература 28
Введение 2
Проблема чести и совести в литературных произведениях разных стран. 4
Проблема чести и совести в русской литературе 19 века 8
Проблема совести в произведениях Ф.М. Достоевского 13
Проблема совести в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 19
Честь и совесть. Русская ментальность 21
Заключение 27
Литература 28
В сердца людские вселился
беспредел:
Нет места правде, совести и чести
Добро, порядочность остались не удел
Мы в банке пауки, друг друга убиваем,
В томительном чередованье дней
Пишу я своей жизни повесть,
Что может в этом мире быть важней,
Наверное - добро, любовь и совесть.
Разлада совести не допущу
И краха цели ждать не буду,
И днём и ночью свою дорогу я ищу
Зачем и для чего рождён - не позабуду.
Эти строчки родились во мне после прочтения работ Лихачева, и, так как меня всегда волновала проблема чести и достоинства, я выбрала эту тему. В наше время очень важно понимать значимость чести и совести. Проблема затронутая в моей работе всегда была актуальной, а в наше время она стоит наиболее остро. Люди забывают о культуре, порядочности, теряют свое природное человеческое достоинство. В работе я опираюсь на труды Д.С. Лихачева, его замечательные идеи не утратили своей актуальности в наши дни. Дмитрий Сергеевич посвятил свою деятельность судьбе нашей страны. Он работал по данному вопросу на протяжении многих лет и его работы находят отклик в современной науке, и побуждают к развитию и появлению новизны в современных исследованиях. Цель моей работы состоит в том, чтобы доказать актуальность высказываний Дмитрия Сергеевича. Ведь честь и достоинство не пустые слова и необходимы для нравственного здоровья каждого человека. Моя задача состоит в том, чтобы на примерах литературных произведений провести параллель между высказываниями Дмитрия Сергеевича и звучанием данной проблемы в литературе. Объектом в моей работе являются такие нематериальные ценности как честь, достоинство и совесть. Субъектом вопросы чести и совести в произведениях литературы. В своей работе я использовала метод анализа художественных произведений, цитирование работы Д.С.Лихачева «И в добрый путь…». Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть собственно применение наших поступков к этому закону. Стыд и честь - как платье, чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься. Что такое честь и совесть?! Многие люди употребляют эти слова в повседневной жизни. А ведь если спросить их, каково значение этих слов, то ответят далеко не все. Да и ответы будут совершенно разными. Почему? Да потому, что вопрос этот гораздо сложнее, чем, кажется на первый взгляд. И вот сейчас этот вопрос передо мной.
Что же такое честь и совесть? Нужны ли они? Зачем? Честь, порядочность и совесть - корни этих слов уходят далеко в прошлое, однако, как мне кажется, их стоит начинать рассматривать со средневековья. Не одно произведение посвящено этой эпохе, но одним из наиболее значительных и ярких я считаю произведение Мигеля де Сервантеса "Дон Кихот". Читая этот роман, невольно проникаешься духом средневековья, духом благородных рыцарей, которым присущи и совесть, и, конечно же, честь. Сложилось такое мнение, что понятия "рыцарь" и "честь" неразделимы. В романе действительно Дон Кихот защищает более слабых, а уж чего стоят подвиги этого бесстрашного рыцаря ради своей возлюбленной. В нашей стране этой эпохи не было. Но отсутствие этой эпохи в истории нашей страны нельзя назвать недостатком. Да, Мигель де Сервантес описал Дон Кихота, изобразив его воплощением чести, достоинства и благородства. Но, вопреки сложившемуся мнению, на одного такого "Дон Кихота" приходилось, по меньшей мере, двадцать "рыцарей", которым понятия "совести" и "чести" были совершенно чуждыми и которые только и занимались тем, что пьянствовали и "портили" деревенских девушек. Как и все, эпоха средневековья прошла, и пришли другие времена, совершенно другие, и вместе с ними изменилось представление о чести и совести. Чтобы проследить это время, я выбрала произведение Маргарет Митчелл "Унесенные ветром". В этом романе на суд читателя представляются уже совершенно другие люди, с совершенно другой системой ценностей. Так на- пример, у южан, совесть - это убежденность в том, что является добром и злом. Читая сцены, происходящие на пикнике в "Двенадцати дубах", понимаешь, что все южане одобряют Конфедерацию и все, происходящее в ней, считая это добром, северян же они считают злом. Совесть - сознание нравственной ответственности за свое поведение. Почти все южане уверены, что, воюя с северянами, они выполняют то, что должны делать, выполняют свой долг. Честь - достойные уважения и гордости моральные и этические принципы личности. Но ведь так оно и есть. Уважаются люди, борющиеся за свободу Конфедерации, а люди, выступающие против или даже сомневающиеся, встречают не понимание, а презрение. У северян же совершенно другая система ценностей, но можно также легко доказать, что и они обладают честью и совестью. Главные же герои стоят несколько особняком на фоне остальных, и такие понятия, как честь и совесть, к ним неприменимы. И Ретт Батлер, и Скарлетт немного опередили свою эпоху... Но Гражданская война в Америке прошла, южане и северяне также ушли в историю. Пришла новая эпоха, замечательно описанная Теодором Драйзером в "Трилогии желания", и особенно в ее первой части "Финансист". Читая это произведение, невольно убеждаешься, что совесть и честь у людей отходят даже не на второй план, а куда-то очень-очень далеко. Действия людей, в особенности Фрэнка Каупервуда, диктуются, прежде всего, своими желаниями, сложившейся ситуацией, симпатией, неприязнью, да чем угодно, только не совестью и честью. Ведь не совесть же подсказала Фрэнку "ограбить" городское казначейство! Конечно, не все люди были такими, как главный герой, Фрэнк Каупервуд являлся все-таки воплощением Америки того времени. Надо сказать, что наша страна в своем развитии шла по совершенно другому пути, поэтому и понятия чести и совести были совсем иными. Это очень хорошо видно на примере одного из моих любимых произведений русской литературы "Судьба человека", написанного Михаилом Шолоховым. Главный герой рассказа Андрей Соколов предстает перед читателем человеком бесконечной воли, чести и совести. Именно честь и совесть помогли главному герою перенести весь ужас войны и выжить. Понятия чести и совести очень условны, очень субъективны. Да, честь и совесть всегда были нужны в нашей нелегкой жизни. Если бы люди ими не обладали, то страшно подумать, что было бы с человечеством. Без совести и чести человеческий род давно бы угас. Я убеждена, что совесть - это внутренний голос настоящего человека; голос, контролирующий наши мысли, поступки, дела. Размышляя о чести, думаешь исключительно о честных людях. Такими были герои произведений М. А. Шолохова "Поднятая целина" Давыдов, Нагульнов и Разметнов. Их объединяло то, что они защищали общее дело, свято верили партии. Пусть герои иногда и ошибались, но не боялись отстаивать свои взгляды на создание колхозов, умели признавать свои ошибки. Для Давыдова, Нагульнова и Разметнова было делом чести поймать зачинщиков заговора против Советской власти. И в это время они не предполагали, как трагически сложатся их судьбы. Совесть не позволила бы бросить начатое дело, остаться в стороне. Честь и совесть не позволили героям повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие..." не выполнить задание, отступить. Они знали, что погибнут, но верили, что выиграют время. Так оно и получилось. Все пять девушек погибли, а старшина Басков мучился из-за того, что не смог уберечь их. Оборвалась ниточка. Нет продолжения, но есть память, и есть сын Риты Осяниной, который стал честным человеком, способным защитить свое Отечество. А что было бы, если бы девушки испугались, дрогнули, отступили? Была бы тогда возможна победа? Из маленьких подвигов складывается единый подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Мы благодарны всем тем, кто защищал нашу честь, нашу совесть на полях сражений и выстоял. Хочется верить, что люди с чистой совестью и честью не исчезнут в нашей стране. И наконец-таки их оценят. На них будут равняться, их будут прославлять. Но не для славы нужны человеку честь и совесть. И не только на войне или в каких-либо других экстремальных ситуациях. Обычному человеку в обыденной жизни важно вести себя достойно, то есть жить по принципам чести и совести. Мне приходят на ум строчки из "Капитанской дочки" Пушкина, наказ отца Петру Гриневу: "Береги честь смолоду". Видимо, это самое главное пожелание для человека. И самый достойный жизненный путь, правда, и самый трудный. Понятия чести и совести зависят от системы ценностей, принятой в какой-либо стране, в каком-либо кругу. В разных странах, у разных людей совесть и честь имеют совершенно разные толкования, значения. И очень хочется надеяться, что когда-нибудь в будущем понятия чести и совести во всем мире будут одинаковыми, объединяющими в разных странах сейчас и тех, которые были раньше, но не дошли до нашего времени. И я надеюсь, чтобы как можно больше людей обладали такими достоинствами, как честь и совесть.
Проблема чести и совести в русской литературе 19 века
Честь и совесть -- ведущие понятия, характеризующие человеческую личность. Обычно честь -- это совокупность наиболее благородных, доблестных чувств человека, заслуживающих уважение других людей. Честь и совесть взаимосвязаны, так как соблюдение правил чести помогает человеку обрести душевное спокойствие и жить в согласии со своей совестью. Но вполне естественно, что из-за многообразия различных человеческих характеров понятие о чести может быть разным и даже противоположным у двух разных личностей, именно из-за этой вариативности понимания проблема чести и совести волновала писателей, поэтов и других людей творческих профессий во все времена, поэтому мне кажется, что наиболее оправданным было бы рассмотрение проблемы чести и совести на основе произведений разных писателей различных жанров. Они играют ведущую роль в истории русской литературы XIX века: это роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Дубровский» и роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Несмотря на то, что все произведения относятся к XIX веку, мне кажется, что представление о чести в них реализовано довольно различно, а это позволяет рассмотреть проблему наиболее объективно.
Сначала, как мне кажется, следует изучить самый важный аспект проблемы -- понятие чести. Герой каждого из вышеназванных произведений понимает ее по-своему. У Пушкина, на мой взгляд, самое классическое, простое и в то же время самое близкое мне по духу понятие чести... Один из главных героев «Капитанской дочки», Петр Андреевич Гринев, понимает честь именно как действие всегда по совести. Душа Гринева содержит как бы две чести, два понятия о ней -- это долг по отношению к императрице, а следовательно, к Родине, к Отечеству, и долг, который на него накладывает любовь к дочери капитана Миронова. То есть основная составляющая чести у Гринева - это долг. Когда Пугачев помогает Гриневу освободить Машу Миронову из плена Швабрина, то Гринев хоть и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству все равно не нарушает, сохраняя свою честь: «Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». Но в опасные, тяжелые моменты любовь все же преобладает над долгом по отношению к Отечеству, как это обычно и бывает, и Гринев готов рисковать военными силами ради спасения Маши. Тогда в разговоре с генералом Гринев заявляет: «Ваше превосходительство, прикажите взять мне роту солдат и полсотни казаков и пустите меня очистить Белогорскую крепость». Наверное, это оправдывается тем, что любовь -- высшее из всех возможных чувств, а тем более любовь к определенному человеку. Отечество - понятие общее, включающее в себя много других, к нему практически невозможно питать те же чувства, что и к любимой девушке. Поэтому такое поведение Гринева можно в какой-то степени оправдать.
Совсем другое понимание чести у еще одного главного героя «Капитанской дочки», героя вроде бы отрицательного, -- Пугачева. Его понимание чести держится исключительно на уровне чувств, по большей части дружеских. Именно эта ограниченность, как мне кажется, позволяет Пугачеву зверствовать в ограбленных завоеванных селениях и крепостях, не чувствуя при этом укоров совести, и в то же время помогать Гриневу спасать Машу, помня его доброту в былые времена. «Кто из моих людей смеет обижать сироту? Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет!». Это говорит Пугачев в ответ на сообщение о том, что Швабрин держит Машу в неволе, принуждая выйти за него замуж.
Довольно похожая, на мой взгляд, ситуация происходит в «Дубровском». Старший Дубровский - потомственный дворянин, честь которого зиждется на его положении и истории его рода. Одна из основных составляющих чести в понятии старшего Дубровского -- это гордость. Именно она не позволяет ему сносить оскорбления слуг богатого соседа Кириллы Петровича Троекурова.
"Совесть - моральный самоконтроль умение самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнение и производить самооценку совершаемых поступков" - так объясняет это нравственное понятие толковый словарь. Обращаясь к семантике этого исконно русского слова можно сделать вывод, что это не только осознание нравственных значений, совершаемых поступков, но и форма эмоциональных переживаний. Всем знакомы такие выражения, как "угрызение совести", "спокойная совесть". По-моему мнению, человек не может быть полностью удовлетворён собой. Он должен беспрестанно стремиться к самосовершенствованию, брать на себя вину или хотя бы какую-то часть вины за моральную неустроенность мира. Значит, совесть никогда не может быть спокойна. В наше время кажется уже, что понятия " честь и совесть" устарели, утратив свои первоначальные, истинные значения. А ведь раньше, во времена доблестных рыцарей и прекрасных дам, предпочитали расстаться с жизнью, нежели потерять честь. А своё достоинство, достоинство своих близких и просто дорогих сердцу людей принято было защищать на поединках. Вспомним хотя бы, как защищая честь своей семьи, погиб на дуэли А.С. Пушкин. " Мне нужно, чтобы моё имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России", - говорил он. Любимые герои русской литературы были людьми чести "и первый клад мой честь была",- писал А.С. Пушкин в одном из своих стихотворений. Вспомним, какое наставление получает от отца герой повести "Капитанская дочка": "Береги честь смолоду". Отец не хотел, чтобы его сын стал светским кутилой и поэтому отправил его служить в дальний гарнизон. Встреча с людьми, преданными долгу, Родине, любви, для которых честь мундира была превыше всего, сыграла в жизни Гринёва решающую положительную роль. Он с честью прошёл все испытания, выпавшие на его долю, и ни разу не уронил достоинства, не поступился своей совестью, хотя возможностей было предостаточно, в его душе мир. А ведь душевное спокойствие, по-моему, возможно только тогда, когда в гармонии находятся мысли, чувства и поступки человека. Понятия чести и совести нельзя применить к тем, кто поступился своими моральными принципами ради достижения корыстных целей. Смотреть на людей со сломленной совестью гораздо страшнее, чем на убитых. Вспомним, как страдает Родион Раскольников, совершивший убийство ради, как ему кажется, благородной цели. Он хотел проверить себя, но не учёл одного - мук совести, которая является единственным неподкупным судьей. Но испытываем ли мы презрение или отвращение к Соне Мармеладовой, которая поступилась честью и совестью в их общепринятых значениях. Нет, конечно, нет! Даже каторжники, и те видят в ней ангела, сошедшего с неба. Ведь всё, что она делала, она делала ради других, совсем не думая о себе. Хоть и прошло уже много лет и 20-ый век с его войнами и НТ прогрессом, сильно изменил многие нравственные понятия, но совесть и честь по-прежнему составляют основу личности. Да, больше стало людей, чувствующих себя временщиками, у которых потеряна связь с родной землёй и для которых деньги, карьера и власть стали богами. Только им они служат, отвергая вечные библейские и житейские истины. Вспомним, как отреагировали на объявление о приёме лыка по пятачку за килограмм, жители деревни из романа Замечательного сибирского писателя Сергея Алексеева "Рой". Лык вывозили из леса, кто на чём мог: кто на телеге, кто в сумках, кто в рюкзаках. В итоге оказалось, что лес стоит голый. Но разве мало таких людей, у которых душа болит, глядя на то, как духовно нищает человек? Одним из ярких примеров людей, живущих по законам чести и совести является для меня академик Д.С. Лихачёв. Он понимал, что сейчас не хватает добра и сострадания написал свои десять заповедей человечности. Следуя которым любой человек не только не уронит своё достоинство, но и поможет другим.
Одна из 10-ти заповедей гласит: "Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба". У Д.С. Лихачёва болело сердце за Россию, ему было стыдно за всё, что происходит вокруг. "С утра до вечера думаю, выдержит ли Россия груз той черноты, который всё больше на неё наваливается?" Недаром он ушел из жизни в день трёх сестёр - Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. По-моему, совесть в каждом человеке является внутренним компасом, невидимым другими, богом, который руководит его поступками, независимо от того верующий это человек или нет. Ушёл 20-ый век и настал 21-ый. И нам хочется верить, что вместе с уходящим столетием не исчезнут из нашей жизни понятия честь, совесть и достоинство.
Проблема совести в произведениях Ф.М. Достоевского
Я хочу привести более конкретный пример из литературы 19 века, на произведениях Федора Михайловича. Я различаю в романах Достоевского два типа совести. Первый - это совесть Раскольникова, совесть активная: она действует бурно, ищет выхода, бросает вызовы, но мало-помалу смиряется и начинает залечивать свои раны. Другая, и Достоевский особенно любит её рисовать, - это совесть пассивная, свидригайловская: эта растёт молча, незаметно, пухнет, как злокачественный нарост, бессильно осаждаемая призраками (помните, что у Свидригайлова и самые призраки-то были не только обыденны, но склонялись даже в комическую сторону), и человек гибнет наконец от задушения в кругу, который роковым образом оцепляет его всё уже и уже. Один из критиков назвал талант Достоевского жестоким - это некоординальный признак его поэзии, но всё же она несомненно жестока, потому что жестока и безжалостна прежде всего человеческая совесть. Одна Катерина Ивановна Мармеладова чего стоит? Сколько надо было на сердце неумолимых упрёков совести - своих ли или воспринятых извне, - всё равно, - для этого эпатажа бессмысленных и до комизма нагромождённых мук.
Достоевского обвиняют в сгущение красок, в плеоназмах и нагромождениях - но пусть каждый проверит себя в минуты насторожившейся или властно упрекающей совести - и он ответит на это обвинение сам. Нагромождение стало бы не художественным, откройся в нем, хотя одна черта не подлинного мелодраматического ужаса, но кто и когда мог поставить на счёт своей заговорившей совести её многоречие или преувеличения.
На фоне творческой совести - у нас, обыкновенных людей, она говорит, у Достоевского она же творила и рисовала, - вырастали в романах Достоевского целые образы: таковы сестра закладчицы Лизавета, Сонечка Мармеладова. Этим я хочу сказать, что были в его поэзии лица художественно подчинённые другим, необходимые не столько сами по себе, сколько для полноты и яркости переживаемых другими, часто незримых драм.
Информация о работе Проблема чести и совести в литературных произведениях разных стран