Православные праздники в литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:43, творческая работа

Описание работы

Преображение Господне произошло более двух тысяч лет назад, во время земной жизни Спасителя. Тогда Господь много ходил по земле, встречался с людьми и учил их тому, как нужно жить, чтобы достигнуть Царства Небесного. Господь говорил, что Царствие Небесное – это самое ценное, и что его надо искать прежде всего.

Работа содержит 1 файл

ПРЕОБРАЖЕНИЕ.doc

— 410.00 Кб (Скачать)
"left">
      1. 19 Августа. Спас-Преображение. Утро прозрачно-росистое радостно приняло меня к себе, а вечером у озера лежу распростертый у корня березы, бессильный, отнятый… [М. М. Пришвин. Дневники (1920)]
      В данном фрагменте «Преображение» - православный праздник. Причём, автор даёт распространённое в народе название «Спас-Преображение». Слово входит в категорию объективного времени текста (точка отсчёта совпадает со временем совершаемого события).
  1. М. М. Пришвин. Дневники (1919) (1 раз)
      1. Религия демократии скрывается, вероятно, в тайниках жизни семейной: тут происходит прикосновение ко всякой нечисти, ее преображение, одухотворение всякого вещества, всякого труда. [М. М. Пришвин. Дневники (1919)]
      В этом отрывке «преображение» значит «изменение образа, формы чего-нибудь».
  1. М. М. Пришвин. Дневники (1914)   (1 раз)
      1. Все это повторялось так часто возле моего окна, что и я сам при размышлении о том или другом событии стал обращаться к трем этим существам: богу счастливых людей, богу несчастных, смиренных и богу несчастных и гордых, из этих трех существ я строил себе мироздание… Разлив ― преображение планеты. Первый пахарь земли ― крот. [М. М. Пришвин. Дневники (1914)]
      В этом абзаце слово «преображение» несёт в себе смысл «сделать иным, лучшим» (второе значение в толковом словаре С.И. Ожегова)
  1. К. Г. Паустовский. Орест Кипренский (1936)   (1 раз)
      1. Десять лет, проведённых в Риме, Иордан потратил на гравировку рафаэлевского «Преображения». [К. Г. Паустовский. Орест Кипренский (1936)]
      Здесь слово «Преображение» – это название картины, изображающей событие Нового Завета (Преображение Господа Иисуса Христа на горе Фавор).
 
 
  1. И. А. Бунин. Из записей (1927)   (1 раз)
      1. Там Белый «запускал в небеса ананасом», вопил о наставшем преображении мира, весь дергался, приседал, подбегал, отбегал, бессмысленно-весело озирался по сторонам с какими-то странно вкрадчивыми ужимками, ярко, блаженно-радостно блестел глазами и все сыпал новыми и новыми мыслями… [И. А. Бунин. Из записей (1927)]
      Здесь анализируемое слово употреблено в значении ««сделать иным, лучшим» (второе значение в толковом словаре С.И. Ожегова).
  1. И. А. Бунин. Митина любовь (1924)   (1 раз)
      1. Уже давно утерял он жизненное представление о ней, и уже являлась она ему с каждым днем все необычнее, все преображеннее, ― в этот же вечер ее преображение достигло такой силы, такой торжествующей победности, что Митя ужаснулся еще более, чем в тот полдень, когда внезапно закуковала над ним кукушка. [И. А. Бунин. Митина любовь (1924)]
      В этом тексте встречаем слово «преображеннее» (сравнительная форма прилагательного). Данная форма образована от прилагательного «преображённый», то есть «изменённый, ставший лучшим» (прямое значение в толковом словаре С.И. Ожегова).
  1. И. А. Бунин. Дневники (1911-1919)   (1 раз)
      1. 2 апреля. Фельетон Сологуба: «Преображение жизни». Надо преображать жизнь, и делать это должны поэты. [И. А. Бунин. Дневники (1911-1919)]
    В анализируемом отрывке слово «преображение» употреблено в названии фельетона «Преображение жизни»  в значении «сделать иным, лучшим».  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Вывод: таким образом, данный анализ показал, что слово «преображение» в текстах И.А. Бунина, Н.С. Лескова,  М. М. Пришвина, К.Г. Паустовского, И.С. Тургенева, И.С. Шмелёва встречается 42 раза (в произведениях А.П. Чехова и К. Паустовского не встречается). Самое частотное употребление – в произведениях М.М. Пришвина, в значении «от глагола преобразить: изменить образ, форму, вид чего-нибудь; сделать иным, лучшим» (17 раз),  и И.С. Шмелёва, в значении «один из двенадцати основных православных праздников в память чудесного преображения всего облика Иисуса Христа во время молитвы (6/19 августа)» (11 раз). Кроме того,  три раза слово употреблено в значении названия картины Рафаэля «Преображение» и один раз – фельетона «Преображение жизни». Также,  один раз анализируемое слово обозначает икону «Преображение Господне» и один раз – храм, освящённый в честь Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

    В общем числе употребление слова «Преображение» в значении православного праздника встречается реже (15 раз), чем в значении «изменить образ, форму, вид чего-нибудь; сделать иным, лучшим» (21 раз).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Стихотворения, посвящённые празднику  Преображение Господне
 
 

Александр Солодовников

Творящая  тишина

Безшумно проносятся птицы,

Безшумно  плывут облака,

Безшумно  листок шевелится 

Под легкой рукой ветерка.  
 
Безшумно струится паденье

Лучей с голубой высоты,

Безшумно  идет превращенье 

На  флоксах бутонов  в цветы.  
 
Развилины яблонь ветвистых

Тяжелые яблоки гнут,

И медленно сок сахаристый

Ствола  материнского пьют.  
 
Весь сад плодоносит и дышит,

В нем мир и покой  без конца,

И в солнечном этом затишье –

Творящая  сила Отца!  
 
 
 
 
 
 

Иван Рутенин

Лето. Преображение

Все как будто в день рожденья:

Стол  накрытый, фрукты, мед!

В этот день Преображенья

Словно  новым стал народ.  
 
И лучом играет лето

В нежных веточках берез,

И в сиянии из света

С нами Иисус Христос.  

Светлана Высоцкая

Преображение  Господне

После Троицкой недели

Дни Петровок пролетели.

Уж  на небе гроздья звезд:

В августе – Успенский  пост.  
 
Урожай приносит сад:

Яблоки  и виноград.

Освящают  их кропленьем

В чудный день Преображенья.  
 
Угощаются плодами,

Веселясь, и млад, и стар.

В воздухе в саду и храме 

Яблочный  разлит нектар.  
 
 
 
 
 
 

  • Поговорки
 

Яблочный Спас – второе название праздника Преображение. Есть только одна поговорка со словом «Преображение»: «Со Спаса Преображения погода преображается». 

А вот так говорят в народе про Яблочный Спас (Второй Спас): 

— Второй Спас — встреча осени, первые осенины. 

— Второй Спас — бери рукавицы (держи рукавички) про запас. 

— Пришел второй Спас — всему час, плоды зреют. 

— Второй Спас яблочком разговляется. 

— На второй Спас и нищий яблочко съест. 

— У Спаса не без припаса. 

— Спас любит нас. 

— Спасовка — лакомка, а Петровка — голодовка (29 июня / 12 июля). 

— О Спасовке сытно мужику, а к Евдокеи обгложется (1  / 14 марта). 

— Со второго Спаса засевай озимь. 

— После второго Спаса дождь — хлебогной. 

— Каков день во второй Спас — таков и Покров (1/14 октября). 

— Сухой день на второго Спаса предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, ясный — суровую зиму. 

— Каков второй Спас — таков и январь. 

— К Спасу зайцы пережируют, а до того тощи, да и детны. 

— Второй Спас — Яблочко припас. 

— Спас — всего про запас.

Информация о работе Православные праздники в литературе