Православные праздники в литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:43, творческая работа

Описание работы

Преображение Господне произошло более двух тысяч лет назад, во время земной жизни Спасителя. Тогда Господь много ходил по земле, встречался с людьми и учил их тому, как нужно жить, чтобы достигнуть Царства Небесного. Господь говорил, что Царствие Небесное – это самое ценное, и что его надо искать прежде всего.

Работа содержит 1 файл

ПРЕОБРАЖЕНИЕ.doc

— 410.00 Кб (Скачать)

Преображение

  • Евангельская история

     Преображение  Господне произошло более двух тысяч  лет назад, во время земной жизни  Спасителя. Тогда Господь много  ходил по земле, встречался с людьми и учил их тому, как нужно жить, чтобы достигнуть Царства Небесного. Господь говорил, что Царствие Небесное – это самое ценное, и что его надо искать прежде всего.

     Однажды Господь сказал Своим ученикам: "Истинно  говорю вам: есть некоторые из стоящих  здесь, которые не вкусят смерти (то есть не умрут), как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». – Неужели это возможно? – подумали ученики. Но вот прошло шесть дней, и Спаситель, взяв с собой Петра, Иакова и его брата Иоанна, пошел с ними на гору, чтобы помолиться. Эта гора была самой высокой в израильской земле и называлась она Фавор.

     Подъем  в гору был крутой и долгий, палило нещадное солнце. На вершине Господь  начал молиться. И тут произошло  невиданное – лицо Его просияло как солнце и одежды Его сделались  белыми как свет! Но это было еще  не все чудо. Рядом со Христом  апостолы увидели двух древних пророков – Моисея и Илию. Они стояли рядом со Спасителем и разговаривали с Ним.

     И увидев это, апостолы только и могли  выговорить от восторга: "Господи! Хорошо нам здесь быть!" Действительно, они очень хотели, чтобы это  видение никогда не прекращалось. Забыв обо всем и не зная, как еще выразить свою радость, Петр предложил Господу: «Если хочешь, сделаем здесь три кущи (то есть палатки): Тебе одну, и Моисею одну и одну Илие».

     И вдруг, среди этого блаженства, пока Петр еще говорил, на гору вдруг спустилось светлое облако, и из него раздался голос: «Вот Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

     Это говорил Сам Бог Отец. Апостолы очень испугались, услышав этот Небесный глас, и даже упали лицом на землю. Но Христос подошел к ним и ласково сказал: «Встаньте и не бойтесь». Ученики поднялись с земли, оглянулись кругом, но никого кроме Христа не увидели. Господь и апостолы стали спускаться вниз. И тут Спаситель сказал ученикам, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, пока Он не воскреснет из мертвых. Это были такие странные слова, что апостолы даже не поняли их и поэтому стали спрашивать друг друга: «Что это значит – воскреснуть из мертвых? Разве это может быть?»

     Больше  двух тысяч лет помнят о нем  люди, да и сама природа словно напоминает нам о нем. На горе Фавор, в Палестине, на том самом месте, где произошло чудо Преображения Господня, каждый год в один и тот же день над вершиной горы собирается огромное облако, которое на следующий день безследно исчезает. Это облако – словно напоминание о том облаке, из которого около двух тысяч лет назад раздался голос Бога Отца. И вот что удивительно – до дня праздника и много дней после него небо бывает абсолютно чистым: август в тех краях самый жаркий и засушливый, солнце палит изо всей силы! Облако появляется и спускается только в день праздника.

Беседа  святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского

Преображение  Господне

 Итак, по наступлении восьмого дня,  Господь, взявши Петра, Иакова  и Иоанна, взошел на гору помолиться: ибо Он всегда или один молился, удаляясь от всех, даже от самих апостолов, как, например, в то время, когда насытил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек, кроме женщин и детей (Мф. 14, 19-23), или, взявши с Собою немногих, которые превосходили прочих, как было при приближении спасительной страсти, когда, сказав прочим ученикам: "седите ту дондеже шед помолюся тамо" (Мф. 26, 36), - взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна. Вот и теперь, взявши только этих же, Господь возвел их на высокую гору одних и преобразился пред ними, то есть, в глазах их. "Что значит - преобразился?", - вопрошает Златословесный Богослов (Златоуст) и отвечает: "открыл, то есть, им нечто из Своего Божества - столько, сколько они могли вместить, и показал в Себе обитающего Бога". Евангелист Лука говорит: "бысть, егда моляшеся, видение лица Его ино" (Лк. 9, 29); у евангелиста же Матфея читаем: "и просветися лице Его, яко солнце" (Мф. 17, 2). Но Евангелист сказал это не в том смысле, чтобы тот Свет почитать за подлежащий чувствам (да удалится от нас ослепление ума тех, которые не могут представить себе ничего выше, подлежащего чувствам!), а желая показать, что Христос Бог - для живущих и созерцающих духом есть то же, что солнце - для живущих во плоти и созерцающих чувством: ибо другого Света для ведения Божества и не нужно тем, которые обогащены Божественными дарованиями. Возсиял же оный Неисповедимый Свет и таинственно явлен апостолам и начальнейшим из пророков в то время, когда (Господь) молился; этим показано, что родительницей этого блаженнаго видения была молитва, что блистание происходило и являлось от соединения ума с Богом, и что оно подается всем тем, которые, при постоянном упражнении в подвигах добродетели и молитвы, устремляют ум свой к Богу. Истинную красоту свойственно созерцать только очищенному умом; пристально же взирающий на сияние ее принимает как бы некое участие в ней, как бы начертывает некоторый яркий луч на своем лице; потому-то и лице Моисеево просветилось от собеседования с Богом. Знаете ли, что Моисей преобразился, взойдя на гору, и там увидел Славу Божию? Но он (Моисей) не сам произвел, а только потерпел преображение; Господь же наш Иисус Христос Сам от Себя имел оный Свет. По этой причине, собственно, Он и не имел нужды в молитве для того, чтобы осиять Божественным Светом плоть Свою; но только показал, откуда оный Свет нисходит на святых Божиих, и каким образом можно созерцать его; ибо написано, что и святые "просветятся, яко солнце" (Мф. 13, 43), то есть, всецело проникнутые Божественным Светом узрят Христа, Божественно и неизреченно провозсиявшего, у Которого блистание, происходя от Божественного естества, явилось на Фаворе общим и плоти Его, по причине Ипостаснаго единения.

Тропарь праздника

глас 7

Преобразился  еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.

      Кондак  праздника

глас 7

На  горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху  ученицы Твои,/ славу  Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,// яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

      Величание

Величаем  Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем пречистыя  плоти Твоея/ преславное// преображение.

  • Спас-Преображенье
 

      Преображение  Господне, празднуемое в шестой  день августа месяца, именуется  на Руси «Вторым Спасом». Народ  называет этот праздник также  «Спас-Преображеньем», добавляя к  нему еще и прозвище «Спаса  яблочного», потому что к этому  времени поспевают сладкие-румяные яблоки садовые. Деревенская Русь до сих пор считает грехом есть до Второго Спаса какие-нибудь плоды. Вторая половина присловья «Петровка - голодовка, Спасовка - лакомка» относится и к этому Спасу в той же мере, как и к первому - «медовому».  
      В старые годы народился на Руси и в некоторых живущих прадедовским бытом деревенских уголках сохранился до последних дней добрый обычай, вызвавший собою на свете из уст народа изречение: «На Второй Спас и нищий яблочком разговеется!». В старую старь все русские садоводы «принашивали в храмы плоды для освящения», и эти плоды из рук священника раздавались всем прихожанам. Все бедняки наделялись в этот день яблоками - от щедрот имеющих собственные сады; больные получали яблочную розговень у себя на дому. Кто не исполнил этого установленного вековым преданием обычая, тот считался за человека «недостойного общения». Старые люди, особенно крепко придерживающиеся всего завещанного народу былыми умудренными опытом поколениями, говаривали о таких не радеющих о сердобольной старине хозяевах-садоводах: «А не дай-то, Боже, с ними дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и бедного!» Обычай освящения яблок в день Преображения Господня сохранился на Руси повсеместно. До сих пор - и в городах и в селах - всюду можно видеть у поздней обедни на этот праздник прихожан с принесенными для освящения яблоками. «Спасовым яблочком» после обедни разговляются в семье каждого садовода, почитающего заветы предков: Молодежь держится при этом обычая загадывать о своей судьбе: желание, задуманное в ту минуту, когда проглатывается первый кусочек Спасова яблочка, должно - по старинному поверью - непременно исполниться. В деревнях красные девушки приговаривают, разговляясь на Второй Спас яблоками: «Что загадано - то надумано! Что надумано - то сбудется! Что сбудется -не минуется!» И все-то, все у них на уме думки-думушки о суженых-ряженых...  
      Со Второго Спаса начинают по садам снимать яблоки. Еще за несколько дней зорким хозяйским глазом осматривается весь яблочный урожай. Благочестивые люди в урожайные годы приглашают от обедни церковный причт - помолиться в саду. Поднимается икона Преображения Господня, благоговейно несется хозяевами-садоводами; под зеленою, чуть начинающею желтеть сенью деревьев служится благодарственный молебен. Затем приступают к спешной работе, несмотря на то, что день - праздничный. «Время не ждет», -говорит хозяйственная забота, - «всему - свой час!» И впрямь опасно сидеть деревне, сложа руки, на Спас-Преображенье, - надо помнить, что к этому празднику не только яблоки, но и яровые хлеба доспевают. Не за горами - и ненастные дни осенние. «После Второго Спаса дождь - хлебогной!», - как же не спешить с уборкою хлебов крестьянину? Торопится он со съемкою яблок еще и потому, что недаром говорится: «Вовремя убрать - вовремя продать».  
      Накануне Спас-Преображенья в некоторых местностях происходит в деревнях заклинание сжатых полей, или точнее - «заклинание жнивы». Это делается для того, чтобы нечистая сила не поселилась на жниве и не выжила с пажитей скот, осенним пастбищем которого будут пустеющие после сноповоза поля. Рано поутру, вместе с белою зорькой, выходят на поля знающие всякое словцо старые люди и приговаривают, обращаясь лицом к востоку: «Мать-Сыра-Земля! Уйми ты всяку гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела!» По произношении этих слов, оберегающих, по мнению знахарей, поля от козней темной силы, заклинатели поливают землю конопляным маслом из принесенной стеклянной посудины. Это является несомненным пережитком старинной языческой умилостивительной жертвы. Затем они оборачиваются к западу и произносят. «Мать-Сыра-Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучия, в смолу горючую!» Снова возливается масло на лоно земное, и снова раздаются слова заклинания, обращенные на этот раз к югу: «Мать-Сыра-Земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью!» Эти слова сопровождаются новым возлиянием, после чего - обратившись к северу - заклинатели изрекают заключительную часть своеобразной полуязыческой молитвы: «Мать-Сыра-Земля! Уйми ты ветры полуночные со тучами, содержи морозы со метелями!» Склянка с маслом, вслед за этими словами, бросается со всего размаха наземь и разбивается. Существует поверье, что сила этого заклинанья - произносимого (не в полном виде) и при первом выгоне скота на подножный корм весенний, -действительна всего только на один год, и должно повторять его каждое лето накануне Второго Спаса. Этот суеверный обычай выводится, однако, даже в самых глухих уголках деревенской Руси; недалеко то время, когда он останется только на одних страницах исследований, посвященных старинному быту русского народа.  
      Все дни, начиная от Первого Спаса - до Спас-Преображенья, запечатлены в народном представлении особыми приметами. Так, в некоторых губерниях еще сохранился исчезающий, подобно приведенному заклинанию, обычай поить 2-го августа лошадей «через серебро». Это сопровождается соблюдением следующих условий. Лошадей, в последний раз выкупанных на Первый Спас, приводят на другое утро к колодцу, бросают в него серебряный пятачок, зачерпывают воды, опускают в бадью другой, «заветный», пятачок и поят коня-пахаря. Исполнением этого обычая думают умилостивить Домового, продолжающего после этого по-доброму, по-хорошему хозяить в дому. Напоенные в этот день через серебро лошади - «добреют и не боятся лихого глаза». Монета, опускаемая в бадью, должна, скрытно ото всех домашних и тем более - посторонних, храниться в конюшне ,под теми яслями, из которых ест сено напоенная по только что описанному обряду лошадь. При соблюдении этого условия двор, по народному поверью, ограждается от конского падежа.  
      Если 3-го августа дует ветер с южной стороны и кружатся по дороге пыльные вихри, то многовековой опыт суеверного люда ожидает в идущую за наступающей осенью зиму больших снегов. Было время, когда - лет сорок тому назад - в этот день выходили на перекрестки «допрашивать вихорь о зиме». Этот допрос был обставлен чисто языческими обрядностями. Допрашивавший должен был захватить с собой нож и петуха. Как только начинала виться на перекрестке пыльная воронка, гадатель вонзал нож в середину ее, держа в это время кричавшего петуха за голову. Затем производился самый допрос «летучаго духа полуденнаго». По преданию, вихрь отвечал на задаваемые ему вопросы. Все предсказанное им сбывалось с замечательной точностью, - как продолжает утверждать и теперь русское простонародное суеверие, не осмеливающееся, впрочем, более и беседовать с глазу на глаз с «духом полуденным».  
      «Со Спас-Преображенья - погода преображается!» - говорят в деревне и повторяют старую, подходящую к этому случаю поговорку: «Пришел Второй Спас - бери рукавицы про запас!» И впрямь, если все еще дышат летом красным августовские дни, то изукрашенные яркою россыпью звезд темным-темные ночи после 6-го августа повевают осенним холодком, воочию показывающим, что, - как говорит народ, - «Дело-то идет к Покрову, а не к Петрову (дню)».  
      Вечером на Спас-Преображенье в Новгородской и соседних уездах других губерний в старые годы собирался хоровод молодежи, направлявшейся за околицу - в поле. Здесь на пригорке, с которого видно на далекое пространство всю окружающую местность, молодежь делала остановку и принималась следить за близким к закату солнцем, коротая время в веселой-шумливой беседе. Как только солнышко красное начнет, бывало, опускаться за черту расстилающегося кругозора, собравшиеся прекращали смех-говор, и хоровод степенно запевал:      

 «Солнышко,  солнышко, подожди!  
      Приехали господа-бояре  
      Из Велика-де Новагорода  
      На Спасов день пировать.  
      Уж вы ли, господа-бояре,  
      Вы, бояре старые, новгородские!  
      Стройте пир большой  
      Для всего мира крещеного,  
      Для всей братии названной!  
      Строили господа-бояре пир,  
      Строили бояре новогородские  
      Про весь крещеный мир.  
      Вы сходитеся, люди добрые,  
      На велик-званый пир;  
      Есть про вас мед, вино,  
      Есть про вас яства сахарная,  
      А и вам, крещеный мир,  
      Бьем челом и кланяемся!»

 Эта  «провожавшая солнце» песня хотя  и повествовала о «большом  пире», но и сама звучала  чем-то не особенно идущим к  веселью, связанному с вполне  определенным понятием о русских  пирах.  
      Настроение песнотворца-народа, дышащего одним дыханием с природою и ее стихиями, на Спас-Преображенье словно провожает красно солнышко не только на закат, но и на зимний покой. А в его знойных лучах ощущается как раз в эти дни уборки хлебов с поля такая настоятельная нужда для всей посельщины-деревенщины, пашущей, засевающей и поливающей своим трудовым потом родные нивы. До «Спожинок» - еще более недели. Потому-то и обращается народ в своей песне к согревающему землю и недра земли прекрасному, щедрому на дары, светилу с мольбою: «Солнышко, солнышко, подожди!»

(Коринфский А.А. Народная Русь.— Смоленск: «Русич», 1995.— 656 с.)

  • Словарное значение

I. Преображение, преображения, мн. нет, ср. (книжн.).

1. Действие по гл. преобразить-преображать (устар.).

2. Действие по гл. преобразиться-преображаться; состояние преображенного, преобразившегося.

3. Название одного из христианских праздников (церк.). 

(Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.)

 
II. Преображение -
один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь преображения Иисуса Христа, явившего ученикам незадолго до Голгофских страданий свою Божественную природу. Отмечается 6(19) августа.

(Большой Энциклопедический словарь. 2000 ).

III. Преображение Господне - двунадесятый праздник, установленный в воспоминание великого события в жизни И. Христа, когда Он, совершив половину своего земного служения и достаточно доказав свою божественность дивным учением и чудесами, порешил еще особым необычайным способом показать ученикам славу своего Божества. История П. излагается в Евангелии Матф. XVII, 1 - 13; Мрк. IX, 1 - 12; Лук. IX, 28 - 36.Местом П. церковное предание считает гору Фавор, хотя есть данные, говорящие в пользу более северной и высокой горы Ермон. Празднуется П.6-го августа. А. Л.

(Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.)

IV. Преображение -я; ср.

1. к Преобрази́ть - преобража́ть и Преобрази́ться - преобража́ться. П. Арктики. П. природы. Духовное п.

2. [с прописной буквы] В православной церкви: один из двунадесятых праздников, отмечаемый 6 (19) августа; яблочный Спас (в память о чудесном изменении Иисусом Христом своего облика и одежды во время молитвы с учениками на Фаворской горе).

(Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998).

V. Преображение, -я, ср.

1. см. преобразить, -ся.

2. (П прописное). Один из двенадцати основных православных праздников в память чудесного преображения всего облика Иисуса Христа во время молитвы (6/19 августа). Праздник Преображения Господня.

(Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.  

  • Анализ текста
  1. И. С. Шмелев. Лето Господне (1927-1944) (9 раз)
    1. Завтра ― Преображение, а послезавтра меня повезут куда-то к Храму Христа Спасителя, в огромный розовый дом в саду, за чугунной решеткой, держать экзамен в гимназию, и я учу и учу «Священную Историю» Афинского. [И. С. Шмелев. Лето Господне (1927-1944)]
    В данном тексте слово «Преображение» выполняет функцию определения времени предстоящего события (сдачи экзамена). Причём, здесь можно говорить о субъективном художественном времени.  Слово употреблено здесь в значении «православный праздник». 
    1. «Завтра» ― это только так говорят, ― а повезут годика через два-три, а говорят «завтра» потому, что экзамен всегда бывает на другой день после Спаса-Преображения. [И. С. Шмелев. Лето Господне (1927-1944)]

    В анализируемом отрывке слово «Преображение» входит в сочетание слов «Спас-Преображение», которое является синонимичным. Это ещё один вариант наименования православного праздника, бытующий в народе. Слово несёт в себе значение времени. 

    1. Второй Спас, завтра который вот, ― яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. [И. С. Шмелев. Лето Господне (1927-1944)]

    В данном фрагменте  слово «Преображение» выполняет функцию создания хронологической модели текста. Важно отметить, что здесь встречается три синонимичных названия праздника «Преображение»: «Второй Спас», «яблошный» («Яблочный Спас»), «Спас-Преображение». 

    1. Вот ты им и скажи, и возьмут в училищу. Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе ― доныне. [И. С. Шмелев. Лето Господне (1927-1944)]

    В тексте слово «Преображение» входит в сочетание слов, обозначающее православный праздник – «Преображение Господне» (данное именование признано Русской Православной Церковью). Здесь слово входит в хронологическую модель текста. Важно отметить, что это – субъективная временная модель, так как присутствует оценочность: «Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него – доныне». Таким образом, в данном тексте слово «Преображение» помогает создать ситуацию ирреального времени, передать время психического мира человека, его состояние, эмоции.

    1. Смотрю на небо: такое оно спокойное, так бы и улетел в него. Праздник Преображения Господня. Золотое и голубое утро, в холодочке. [И. С. Шмелев. Лето Господне (1927-1944)]

    В анализируемом отрывке слово «Преображение» создаёт категорию экзистенционального времени, то есть времени бытия мира, которое не имеет ограничений.  

    1.   И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть ― Преображение. Приходит Горкин и говорит: «пойдем, сейчас окропление самое начнется». [И. С. Шмелев. Лето Господне (1927-1944)]

    В данном тексте слово «Преображение» обозначает праздник. Причём, здесь это слово создаёт ирреальное пространство героя, максимально закрытое, точечное: «это и есть – Преображение», то есть даётся субъективная характеристика праздника, раскрывается внутренний мир чувств, переживаний.  

    1. А эта при французах еще была, горела ― не сгорела, Преображения на Болвановке… [И. С. Шмелев. Лето Господне (1927-1944)]

    В анализируемом отрывке слово «Преображение» входит в категорию реального пространства текста: обозначает церковь. Это метонимия (сопоставление понятий, основанное на замене прямого названия предмета другим по принципу смежности: вместо «Церковь Преображения Господня» автор говорит «Преображения»). 

    1. На Спаса-Преображение все мы принесли отцу по освященному яблочку-грушовке, духовитой, сладкой. [И. С. Шмелев. Лето Господне (1927-1944)]

    В этом фрагменте слово «Преображение» входит в сочетание слов «Спас-Преображение», обозначает православный праздник и выполняет функцию организации временного пространства текста. 

    1. ― Вот и Спас-Преображение… радость-то какая, бывало… свет-то какой, косатик! [И. С. Шмелев. Лето Господне (1927-1944)]

    В данном отрывке слово так же, как и в предыдущем обозначает праздник. Но здесь оно несёт и признаки ирреального времени текста. 
     
     
     

Информация о работе Православные праздники в литературе