- И. С. Шмелев.
Богомолье (1930-1931) (1 раз)
- Стоит
вместо иконостаса,
а на ней ― Преображение
Господне. [И. С. Шмелев. Богомолье (1930-1931)]
В данном отрывке
слово «Преображение» обозначает икону.
Автор использует приём художественной
выразительности – метонимию.
|
- И. С. Шмелев.
Солнце мертвых (1923) (3 раза)
- Я
сорвал зеленый «кальвиль»
― и вспомнил: Преображение!
[И. С. Шмелев. Солнце мертвых (1923)]
В анализируемом
фрагменте слово «Преображение» обозначает
праздник и входит в субъективную временную
модель текста (память героя).
- Стоял
с яблоком в балке…
принес и положил тихо
на веранде. Преображение…
Лежит «кальвиль» на
веранде. [И. С. Шмелев. Солнце мертвых (1923)]
- Все
перепуталось, и мой
«кальвиль» на веранде
― праздник преображения! [И. С. Шмелев.
Солнце мертвых (1923)]
В этом
отрывке слово «преображение» входит
в сочетание слов «праздник преображение»
и несёт двойной смысл:
- обозначает
православный праздник;
- слово пишется
с маленькой буквы, следовательно, имеет
ещё и значение «действие по глаголу преобразиться – преображаться, состояние преображенного,
преобразившегося»
|
- Н. С. Лесков.
Владычный суд (1877) (1 раз)
- Передо
мною было зрелище, которое
могло напомнить группу
с бесноватым на рафаэлевской
картине «Преображения»,
столь всем известной
по превосходной гравюре
г. [Н. С. Лесков. Владычный суд (1877)]
В анализируемом
тексте слово «Преображение» обозначает
название картины, изображающей эпизод
Библейской Истории. Таким образом, в данной
ситуации это слово имеет значение, отражённое
в словарной дефиниции «действие по глаголу преобразить – преображать» . |
- Н. С. Лесков.
Божедомы (1868) (2 раза)
- Сколь
глупа в самом деле вся
скорбь моя. 6-го августа,
день Преображения Господня.
Что это за прелестная
такая моя попадья Наталья
Николавна! [Н. С. Лесков. Божедомы (1868)]
В этом фрагменте
текста слово «Преображение» входит в
устойчивое словосочетание, обозначающее
православный праздник «день Преображения
Господня». Важно обратить внимание на
то, что здесь данное слово входит в категории
объективного художественного пространства
текста.
- Сегодня
же я говорил слово к
убеждению в. необходимости
всегдашнего себя преображения,
дабы силу иметь во всех
борьбах коваться, как
металл некий крепкий
и ковкий, а не плющиться,
как низменная глина,
иссыхая сохраняющая
отпечаток последней
ноги, которая на нее
наступила. [Н. С. Лесков. Божедомы (1868)]
В данном
отрывке слово преображение употреблено
в своём прямом значении (по словарю С.И.
Ожегова): «от глагола преобразить: изменить
образ, форму, вид чего-нибудь; сделать
иным, лучшим».
|
- Н. С. Лесков.
Чающие движения воды (1867) (1раз)
- Она
обманывала себя и утешалась,
что будет действовать,
что она сделает из жвачного
Маслюхина что-то сносное,
непостыдное миру, что
он преобразится и своим
преображением удостоит
самое ее, Глашу, доброго
ответа на страшном
судище Христовом, в
пришествие которого
она всегда верила. [ Н.С. Лесков. Чающие
движения воды (1867)]
В этом тексте употреблено
слово «преображение» и глагол, производным
которого данное слово является («преобразиться»).
Таким образом, значение слова преображение
здесь: «сделать иным, лучшим». |
- И.С. Тургенев.
Гамлет Щигровского уезда (1849)
(1 раз)
- Целых
два года я провёл ещё
после того за границей:
был в Италии, постоял
в Риме перед Преображением,
и перед Венерой во Флоренции
постоял; внезапно повергался
в преувеличенный восторг,
словно злость на меня
находила; по вечерам
пописывал стишки, начинал
дневник; словом, и тут
вёл себя, как все. [И.С. Тургенев. Гамлет
Щигровского уезда (1849)]
В данном тексте
имеется в виду картина итальянского художника
эпохи ренессанса Рафаэля Санти «Преображение
Христово», находящаяся в Риме. |
- М. М. Пришвин,
В. Д. Пришвина. Мы с тобой. Дневник любви
(1940) (1 раз)
- Читаю
«Мой дом» и ясно вижу,
что именно я-то и посвятил
свое писание делу преображения
и оправдания плоти
и всей вообще твари
земной. [М. М. Пришвин, В. Д. Пришвина. Мы
с тобой. Дневник любви (1940)]
В анализируемом
фрагменте слово преображение употребляется
в прямом значении: «от глагола преобразить:
изменить образ, форму, вид чего-нибудь;
сделать иным, лучшим». |
- М. М. Пришвин.
Дневники (1929) (2 раза)
- Так
семья с нежной, самозабвенной
заботливостью родителей
о детях является творческим
преображением любви.
[М. М. Пришвин. Дневники (1929)]
Здесь слово преображение
входит в сочетание слов «творческое преображение
любви» и употребляется в прямом значении:
«от глагола преобразить: сделать иным,
лучшим».
- Есть
всякие люди, поразившие
нас силой своего творческого
преображения, но мы
все творцы и заметно
все по-своему преображаем
― настоящее в будущее.
[М. М. Пришвин. Дневники (1929)]
В тексте
слово «преображение» употреблено в значении
«изменить образ, форму, вид чего-нибудь».
То есть, в данном контексте имеется в
виду творческое изменение, совершенствование.
|
- М. М. Пришвин.
Дневники (1928) (3 раза)
- Такое
же преображение естественного
в духовное, конечно,
сопровождается отвращением
к деторождению и стремлением
к духовной деятельности.
[М. М. Пришвин. Дневники (1928)]
Здесь слово «преображение»
обозначает «изменение образа, формы чего-нибудь»
(«изменение естественного в духовное»).
- Я
скажу: ― Мы живем в
природе и между людьми
для согласия, «Возможно,
они скажут: А для чего
согласие? » я отвечу:
― для музыкального
преображения мира.
[М. М. Пришвин. Дневники (1928)]
В этом
отрывке слово «преображение» выступает
в значении «от глагола преобразить: сделать
иным, лучшим». Таким образом, данное слово
выполняет функцию экспрессивной окраски
текста (передаёт чувства, мысли героя)
- Творчество
– это воля к ритмичному
преображению (?) хаоса.
[М. М. Пришвин. Дневники (1928)]
В анализируемом
отрывке слово преображение употреблено
в прямом значении: «от глагола преобразить:
сделать иным, лучшим».
|
- М. М. Пришвин.
Дневники (1927) (4 раза)
- Мы
думаем, что личность,
созданная христианской
культурой, остается
в стороне от борьбы
индивидуализма с социализмом,
что она включает в состав
свой капиталистический
индивидуализм, как
средство ощупывать
вещи и социализм, как
средство соединения
индивидуумов в общем
деле преображения земли.
[М. М. Пришвин. Дневники (1927)]
В данном тексте
слово «преображение» означает «сделать
иным, лучшим» (то есть «сделать иной, лучшей
землю»)
- Счастливая
мысль закончить звено
«Зеленая дверь» преображением
земли, а остальной материал
организовать в звено
о Ефиме Несговорове.
[М. М. Пришвин. Дневники (1927)]
Здесь,
подобно предыдущему примеру, автор использует
слово «преображение» в значении «значении
сделать иным, лучшим».
- 19 (6)
августа. Пятница Преображенье.
Я обогнул кругом Вытравку
от изгороди до тропы
Берендея и убил только
одного дупеля на Родниках,
верно одного из двух
стреляных мной в полумраке.
[М. М. Пришвин. Дневники (1927)]
В данном
отрывке слово «Преображение» употреблено
в значении «Православный праздник». Кроме
того, слово входит в хронологическую
модель текста, автор даже конкретизирует:
«19 (6) августа. Пятница Преображение».
- ―
Значит, есть в пустоте
воздух, в тоске радость,
в мечте воля к преображению
жизни! [М. М. Пришвин. Дневники (1927)]
В анализируемом
тексте слово «преображение» употребляется
в значении: «от глагола преобразить: сделать
иным, лучшим».
|
- М. М. Пришвин.
Дневники (1925) (3 раза)
- В
жизни мы разделены
друг от друга и от природы
местом и временем, но
сказитель, преодолев
время и место (в некотором
царстве, в некотором
государстве при царе
Горохе), сближает все
части жизни одна с другой,
так что показывается
в общем как бы одно
лицо и одно дело творчества,
преображения материи.
[М. М. Пришвин. Дневники (1925)]
В этом тексте слово
«преображение» несёт значение «изменение
образа, формы чего-нибудь».
- Значит,
есть в пустоте воздух,
в тоске радость и в
мечте воля к преображению
жизни! [М. М. Пришвин. Дневники (1925)]
Здесь
слово «преображение» употреблено автором
в значении «от глагола преобразить:
сделать иным, лучшим».
- Самое
замечательное, что
этот Коршунов ― не
сектант (всякий сектант
― гордец) и не аскет (верит
и хочет преображения
материального мира).
[М. М. Пришвин. Дневники (1925)]
Подобно
предыдущему примеру, слово «преображение»
в данном тексте используется в
значении «от глагола преобразить:
сделать иным, лучшим». К тому же, косвенно
входит в характеристику персонажа
|
- М. М. Пришвин.
Дневники (1924) (3 раза)
- В
эти несколько дней,
когда собралось у меня
неожиданно более 20
червонцев, ― какое
преображение произошло
всего моего физического
и духовного существа,
значит, в каком же страшном
я нахожусь угнетении! [М. М. Пришвин.
Дневники (1924)]
В анализируемом
отрывке слово «преображение» употребляется
в значении «изменение образа, формы чего-нибудь»
(изменение физического и духовного состояния
героя).
- Словом,
так: мечта о девственной
природе, соединенная
с грустью об исчезновении
ее, становится действенной
мечтой, если признать,
что машина же может
быть использована и
для охраны девственной
природы и преображения
земли. [М. М. Пришвин. Дневники (1924)]
В данном
отрывке слово «преображение» используется
в значении «от глагола преобразить:
сделать иным, лучшим». Имеется в виду:
«сделать лучше землю (окружающий мир)».
- Теперь
вопрос о машине поставлен
ясно: она единственное
средство сохранить
от разрушения естественные
дары природы, что машина
разрушает только видимый
мир, не касаясь самого
творческого духа, который,
как пар, сжимаясь от
цивилизации, порождает
действенную мечту преображения
мира и для этого пользуется
средствами самой цивилизации.
[М. М. Пришвин. Дневники (1924)]
Как
и в предыдущем тексте, слово «преображение»
имеет здесь значение «сделать иным, лучшим».
Но речь идёт о более широком понятии «сделать
лучше мир».
|
- М. М. Пришвин.
Дневники (1922) (1 раз)
- 19
Августа. Преображение.
Выехал из Дурова во
вторник 2/15 Авг. [М. М. Пришвин. Дневники
(1922)]
В анализируемом
отрывке слово «Преображение» выполняет
функцию организации временного пространства
текста. В связи с жанром произведения
(дневник), «Преображение» - это указание
на время, в которое происходят события.
|
- М. М. Пришвин.
Дневники (1920) (1 раз)
Информация о работе Православные праздники в литературе