Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:31, курсовая работа
Повести Валентина Распутина строятся на его героинях, поэтому рассматривать повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» будет интереснее через образ Тамары Ивановны. Если понять ее внутренние переживания и терзания, то перед вами раскроется и весь смысл произведения.
Введение………………………………………………………………….….3
Глава 1. Человеческое сопротивление горю………………………………5
Глава 2. Споры критиков……………………………………………….….14
2.1 Владимир Бондаренко…………..……………………………………...14
2.2 Алексей Шорохов..……………………………………………………..17
2.3 Анатолий Сирин………………………………………………………..20
2.4 Валерий Скрипко……………………………………………………….21
2.5 Справедливы ли критики........................................................................23
Заключение…………………………………………………………….……25
Список литературы…………………………………………………………
Распутинские «за» и «против» в ответе на важный для всех шукшинский вопрос «Что с нами происходит?» растворены в размышлениях и диалогах всех героев, в первую очередь – Анатолия и Демина. Смысл их размышлений сводится не к осуждению изменившейся жизни, а к попыткам понять, почему именно так реагирует русский человек на эти изменения. Каждый из героев несет в себе собственную правду, поддерживая ею другого; Анатолий – груз вины и ответственности, Демин – полноту и точность здравого смысла. С его первой, второй и третьей причинами, по которым Анатолию не удалось бы сделать то, что удалось его жене, нельзя не согласиться. Как нельзя не согласиться и с тем, что для порядочного человека сегодня «главная цель – человеком остаться» и что «правда мертвой не бывает». И еще: в любом положении человек должен свидетельствовать о правде. На этом настаивает писатель, размышляющий через своих героев о силе и слабости русского человека, об опасности мутации и возможности его перерождения по закону потери лица, закону предательства.
Тамара Ивановна и является тем человеком, который всей жизнью и решительным поступком своим свидетельствует о необходимости и возможности остаться человеком.
Наверное, можно было бы думать и рассуждать о правоте или неправоте Тамары Ивановны, если бы писатель хоть ненамного отступился от своего понимания правды, выраженной в повести как правда народная: о Тамаре Ивановне говорят в городе как о героине, «в колонии она пользуется авторитетом снизу и сверху – как среди подобных ей бедолаг, так и среди начальства». В первой части показывается четыре дня ее жизни: в пятницу дочка ушла из дома, в понедельник, 31 мая, мать принимает свое страшное решение, назавтра, 1 июня, в День защиты детей, исполняет его. И народная молва утверждает это решение как истину: «Раньше рожать надо было, рожать и рожать, чтобы стать мать-героиней… А теперь вот: защитить их, рожденных, надо».
Страшные четыре дня переживаются как этапы непереносимой, все усиливающейся сердечной пытки. Сначала было необходимо найти дочь, потом присутствовать на допросах, говорить со следователем и прокурором, прозреть истинное положение дел, понять, что «все у нее правильно», и, несмотря на требование отца, нажать на курок. Да, Тамара Ивановна живет правильно и совершает то, чего не может не совершить именно потому, что ей хватает сил жить по правде, не уклоняться ни от чего, что предлагается жизнью, и каждый шаг сверять с собственной совестью. И жизнь ее – как тихая речка из песни, вобравшая в себя и дождик, и слезы горькие. И главное в ее жизни – вынести свою долю сполна, не отступить от нее, не ослабеть сердцем.
Героиня повести, как подобает матери, живет и видит душой и сердцем. Она как будто о себе говорит, напутствуя сына: «Душа-то, поди себе имена-фамилии не перебирала… Ей это и не надо. Она скромницей живет. Терпеливицей». «И не сердце одно болело теперь у Тамары Ивановны, пишет Распутин, - а вся она превратилась в сгусток боли, все в ней исходило в пытке». Именно в сердце созрело понимание всей правды. И когда сердце стало «биться задним ходом», она «почувствовала толчок изнутри, мгновенный и решительный, который придавил ее к стулу и заставил замереть. И то, что сказалось ей или приказалось, что отчетливо прозвучало в ней, – пишет автор, – заставило ее по-другому взглянуть и на прокурора… и на проводимое этой женщиной правосудие, и на шумящую за окном жизнь, изо дня в день шагающую по своим законам». Именно сердце потребовало не только совершить свое правосудие, но забрать себе боль и стыд дочери, наставить на путь сына.
В этой повести героиня поставлена в обстоятельства, которые она может преодолеть, лишь нарушив все устоявшиеся стереотипы. Вспомним Настену из «Живи и помни», не согласившуюся жить отдельной от народа жизнью и ушедшую вместе с неродившимся ребенком в воды Ангары. Вспомним Дарью, не предавшую родную Матеру, готовую погибнуть вместе с островом. Наконец, Пашуту, нарушившую все обычаи, из рассказа «В ту же землю…» и вспомним мающегося Павла, принимающего и правду матери, остающуюся на Матере, и правду сына, покидающего остров, не попрощавшись с ним, мечущегося в пожаре Ивана Петровича, наконец, Сеню из рассказа «Нежданно-негаданно», не сумевшего защитить чужую девочку, ставшую для него и жены Гали родной.
Именно героини произведений Распутина помогают автору неосознанно пережить и одухотворить особый ритуал жертвоприношения, столь необходимый для выражения глубинной народной правды, суть которой в сохранении нравственного здоровья и жизни детей. Писатель заставляет нас пережить трагедию современной семьи и, подобно людям, участвующим в древнем ритуале жертвоприношения, мы – автор и пошедшие за ним вслед читатели – заново переживаем сокровенные основы бытия, обновляя тем самым свою веру в незыблемость представлений о смысле и предназначении человеческой жизни. Известно, что ритуал возможен в жизни людей, осознающих себя внутри традиции. Более того, ритуальное действо является для них высшим проявлением традиции, переживается как событие, в котором актуализируются глубинные смыслы существования. Не каждый современный человек – Тамара Ивановна из повести, читатель или автор – способен пережить переход от отчаяния, безысходности, ощущения конца и смерти в обновленную жизнь, который и является основным смыслом ритуального действа. Не каждый человек согласиться на страдание и самоотвержение во имя сохранения представлений о должном в хаосе разрушающегося мира. Писатель влечет нас за собой пережить жертвоприношение героини, чтобы напомнить нам: главная ценность в мире – душа и сердце, жизнь человека.
С
образом главной героини связан
и ведущий в повести
Дочь Ивана, мать Ивана имеет силу отстоять свою правду, имеет силу вобрать в свое сердце беду своей дочери, направить сына на верный путь. В этом ее правда и ее величие.
Глава 2. Споры критиков
Повесть Валентина Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» вызвала большой читательский интерес. В Москве по этой повести была проведена литературно-критическая конференция, инициаторами которой стали: Союз писателей России, ИМЛИ им. А. М. Горького, Литературный институт им. А. М. Горького, журналы «Наш современник», «Роман-журнал XXI век» и газета «Российский писатель».
2.1 Владимир Бондаренко
Слово о русской женщине
Особенность распутинского дара – тонко чувствовать женскую душу. И вот в повести «Дочь Ивана, мать Ивана» есть там на самом деле среди героев и отец Тамары – Иван, есть и младшенький ее – сын Иван, есть, вроде бы не последняя по замыслу повести героиня – дочь Светлана, но все действие держится на Тамаре Ивановне. Она – и душа повести. Она – и двигатель сюжета, она и символ нынешнего русского народа.
Нынче дух боевой остался, если верить Валентину Распутину, лишь у русских женщин. И потому – главное в ней не то, что она – дочь Ивана, работящего деревенского мужика, доканчивающего свою жизнь где-то в пригороде большого города. И не то, что она – мать Ивана, сторонящегося любых решительных действий, готового проспать со своими сказками и всю Россию. Главное в ней – она сама, не способная смириться с унижением. Ее и Валентин Распутин любит больше всех своих героев, любит уже отстраненно, как живого человека, и искренне гордится ею.
Во-первых, мать, она всегда остается матерью. «В детях, может, и есть половина отца, да только малая она, эта половина, без вынашивания и без того вечного, неизносного присутствия в своем чреве. Которое чувствует мать. И, рождая дитя свое, превращающееся затем во взрослого человека, не все она в родах и корчах выносит наружу: впитавшееся в стенки то же самое дитя остается в ней навсегда…»
Кстати, и слова – самые задушевные, самые образные, самые художественно емкие в этой повести обращены, прежде всего, к ней – к Тамаре Ивановне. На других героев такой задушевности, такой точности образов Распутин порой уже не находит. Может ему они не так близки по сердцу?
Во-вторых, русской женщине в ХХ веке и досталась самая горькая доля, и не привыкать уже ей брать на себя самые важные решения в жизни всей семьи и всего рода. Мужик может. Конечно, и пошуметь, особенно если бутылку примет, и даже по углам свою бабу по старой привычке погонять, но самые главные решения не только в городских семьях, но даже в сибирских деревнях частенько уже принимает она сама.
«Она рано убежала из деревни, еще и семнадцати не исполнилось. Все они рвались тогда в город, как бабочки на огонь, и сгорали в нем… Тамара Ивановна могла считать себя везучей, умевшая оберегаться и от безоглядного сломяголовства в опьянении новизной, и от цыплячьей доверчивости… Тамара Ивановна продвигалась вперед неторопливыми и выверенными шагами, выстраивая свою судьбу, как крепость, без единого серьезного ушиба».
Эти словесные характеристики важны в повести, дабы читатель не решил, что перед ним истеричная ополоумевшая женщина, в истерике же и пристрелившая насильника дочери. Нет, нет и нет. Кончилось терпение. И крепость ее уже все равно разрушена, так ли, этак ли, но осколки собирать можно и в тюрьме, хуже уже не будет…
И третье, чтобы не решил читатель, что перед ним какая-то бой-баба, мужик в юбке, комиссарша, которой и положено так поступать, Валентин Распутин осознанно ввел в повесть главы о деревенской юности Тамары, о ее затаенных мечтаниях, о ее впечатлительности и ее тонкой чувственности.
Нет, такой тонкий человек так просто, даже из обычной человеческой мести на убийство другого не пойдет. И детей не так она воспитывала, чтобы запросто влезать в разные авантюры. Другой образ мысли, другой склад ума. Другое восприятие жизни.
Зло должно быть наказуемо. И если бы у Тамары Ивановны была хоть малейшая уверенность в том, что будет суд, что насильника осудят и хоть какая-то справедливость восторжествует, не поехала бы она к отцу своему за старым ружьем, не вытачивала бы она на кухне обрез и не выжидала у прокуратуры почти освобожденного насильника.
Выстрел Тамары Ивановны был не только в Эльдара, он был направлен во всю нынешнюю жизнь, в продавшихся следователей, в закрытые предприятия, в понурых и безвольных мужей и сыновей…
Нам
Валентин Распутин в этой повести
дает последний шанс на спасение. Иные
скажут, Валентин Распутин защищает
и облагораживает беспредел. Он говорит
рассудительно и неспешно: друзья
мои, выхода нет, зло должно быть наказуемо.
Это и есть нынешняя самая высшая
православная правда. [c.202]
2.2 Алексей Шорохов
О русском вопросе и о России, которая без Христа богу не нужна
В повести «Дочь Ивана, мать Ивана» мы видим итог русского исхода, начавшегося в годы революции и коллективизации и окончательно свершившегося в послевоенные десятилетия, когда крестьянская Россия перестала существовать и количество городского населения впервые за последнюю тысячу лет нашей истории превысило ее население сельское. Тот самый «народ, который два последних столетия являлся для русской литературы синонимом национальной идентичности…» исчез, растворился в сутолоке больших городов.
Цивилизованная подмена
Справедливости ради надо признать, что послевоенная советская цивилизация «коммунизм переварившая» и тайком под интернационалистский галдеж узаконившая многие основополагающие принципы цивилизации русской, сколько могла, камуфлировала цивилизационный переворот, происшедшей после оттока русских из деревни. Во всяком случае, на уровне носившихся в воздухе фраз о «народе-труженике», «трудовой доблести», официальной пропаганде труда производительного.
Таким образом, лишенные русской почвы новые жители больших городов, в их числе и Тамара с Анатолием Воротниковы, еще не сталкивались в них с резким, чуждым им воздухом, потому что до них там уже «надышали» - русский воздух буквально вдыхался предшествующими поколениями русских людей в искусственную, безвоздушную оболочку советской эпохи.
Наиболее неотступное ощущение, преследующее отца и мать – Анатолия и Тамару Воротниковых, – это ощущение нового , резко чуждого воздуха. Принесенного «новой жизнью». Это дух торгашеской цивилизации, которая, почти не таясь, воцарилась в последние годы советской власти: дух спекуляции, наживы, блата, взятки.
Именно рынок как модель современного мира становится центральным местом в повествовании Распутина. До последней возможности противостоявшая стихии рынка крепкая русская семья Воротниковых тоже оказывается втянутой в его всепоглощающее жерло, и так же как в общенациональной жизни, в жизни семьи это столкновение цивилизаций – побеждающей рыночной и потерявшей себя земледельческой – заканчивается катастрофой.
Информация о работе Повесть В. Распутина "Дочь Ивана Мать Ивана"