Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:39, курсовая работа
Целью в данной работе было поставлено изучить специфику позиций О. Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея».
В соответствии с целью в работе были определены следующие задачи:
1. изучить эстетические позиции автора в романе;
2. изучить проблемы искусства в романе О. Уайльда;
3. определить специфику символики романа «Портрет Дориана Грея».
В процессе изучения поставленных вопросов были использованы метод анализа источника, которым послужил роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», а также теоретический метод, сравнение и систематизация.
Введение 3
1. Эстетическая программа Оскара Уайльда, выраженная в «Предисловии» к роману «Портрет Дориана Грея» 5
2. Художественное воплощение в романе эстетических позиций Оскара Уайльда 7
3. Проблема искусства и жизни в романе. 9
4. Понятие искусства и красоты 11
5. Вопрос о назначении искусства в романе 13
6. Особенности уайльдовского парадокса как осмысления сущности явлений 15
7. Функция символики в романе 17
8. Сущность трагедии Дориана Грея 19
9. Функция заключительной сцены 22
10. Проблема литературных источников романа (Гёте, Бальзак, Э.По, Стивенсон) 24
Заключение 26
Литература 28
Роман представляет историю, перекликающуюся с фантастическим сюжетом «Шагреневой кожи» Бальзака: молодой красавец Дориан Грей, опасаясь немощной старости, желает всегда оставаться в своем юном, цветущем возрасте. Он желает, чтобы процесс дряхления и старческие болезни не коснулись его молодого и пышущего здоровьем тела. И с этого момента на протяжении двадцати лет действия романа он сохраняет все очарование юности, тогда, как портрет, спрятанный в его доме, становится зеркалом его истинной жизни, накапливая следы порока и преступлений. Символика волшебного предмета у Уайльда менее философична, чем у Бальзака, сведена к эстетической проблематике. Портрет Дориана, выполненный его приятелем Бэзилом Холлуордом, как всякое истинное произведение искусства, отражает его истинную сущность; искусство — вот правдивое свидетельство, вот верное зеркало жизни героя. Попытка Дориана в финале романа уничтожить надежно спрятанный портрет завершается его собственной гибелью, а произведение искусства неуничтожимо. Портрет в своей первозданной красоте будет жить вечно.
Значительно перекликается «Портрет Дориана Грея» и с произведением Гете самим фактом соблазнения и введение в искушение. В качестве искусителя, который хоть и проявляет свою деятельность весьма вяло и сторонне, но тем не менее весьма успешно, является лорд. Человек порядочный, он склонен к греху и аморальному поведению гораздо более на словах, чем на деле. Однако, именно он прививает Дориану страсть к красоте и заставляет задуматься над тем, что его красота не вечна, а тело подвержено старости. Молодым останется только его портрет, тогда как им самим красота будет утрачена. И Дориан, задумавшись, хоть и без прямого участия самого лорда, заключает негласную сделку тем, что пожелал поменяться судьбой со своим портретом. Портрет станет забирать его годы себе, тогда как сам Дориан станет чем-то вроде сверхчеловека.
Идея сверхчеловека проглядывает в более раннем произведении Стивенсона о сумасшедшем, но очень умном докторе, который сумел превратить себя в существо сильное, но агрессивное, которое в итоге оказалось неподконтрольным его сознанию так, как он планировал изначально. В подобную же ситуацию попадает и Дориан, который оказался неспособен контролировать вырвавшийся на свободу порок.
Таким
образом, «Портрет Дориана Грея»
имеет достаточно много общего с
подобными фантастическими
Известнейшим произведением писателя, которое принесло ему всемирную славу и наиболее полно отобразило его философские и эстетичные взгляды, жизненное кредо и принципы художественного творчества, был роман «Портрет Дориана Грея» (1891). Это произведение - идеальный пример парадоксальной (перевернутой) фабулы. Влюбленный в свою внешность Дориан Грей готов отдать душу дьяволу, чтобы не стареть и оставаться красивым юношей. И происходит необыкновенное, противоестественное, фантастическое: изображенный на портрете Дориан Грей физически стареет, его нарисованное лицо покрывается морщинами, его красота гибнет, а сам Дориан в жизни остается молодым и красивым. И наступает время, когда Дориан готов уничтожить свой портрет, который является свидетелем его бесчестия и коварности.
Анализируя стиль романа, возможно придти к выводу, о том, что произведение насыщено элементами импрессионизма. Для него характерно отображение мировых и цветных тонов, воспроизведение полноты проявлений природы. Импрессионистическое восприятие отображается и в словах главных героев. Лорд Генри замечает, что в истории человечества есть два момента: «Первый - появление в искусстве новых средств выражения, второй - появление в нем нового образа». Произведение Уайльда насыщено элементами тонкого восприятия природы. Роман начинается картиной изображения сада: «Густой аромат роз наполнял мастерскую художника, а когда в саду поднимался ветерок, он, влетая в открытые двери, приносил с собой то пьянящий запах сирени, то хрупкое благоухание розовых цветов боярышника». Другие элементы стиля определяются самым автором, который заметил, что его книга «перегружена сенсационными событиями и чрезмерно парадоксальная». Первый элемент раскрывается не столько в фантастичности сюжета, сколько в количестве несчастных случаев, убийств, самоубийств и загадочности смерти Дориана. А парадоксальность диалогов автора - это черта всех произведений писателя.
В творчестве О.Уайльда роман «Портрет Дориана Грея» занимает главное место, так как в нем отображены эстетичные позиции автора. Этот роман стал своеобразным объединением всех следствий творческого поиска писателя.
Итак, эстет Оскар Уайльд, провозглашая независимость искусства от морали, вместе с тем утверждает своим произведением: нельзя безнаказанно перечеркивать нормы человеческой жизни. Потеря моральных устоев ведет человека к гибели. В этом - гуманистический смысл романа. «Портрет Дориана Грея» можно толковать по-разному, но не признавать его безусловную неординарность и художественное совершенство - невозможно. Критики, споря по отдельным вопросам относительно художественных позиций Оскара Уайльда, приходят к общему выводу о романе: это произведение новое, сложное и жизнеспособное.
Свидетельством
этого является многолетняя жизнь
романа, в котором каждое новое
поколение читателей находит
то, что созвучно данному времени,
что волнует душу, обогащает ум, дает
наслаждение, так как творчество великого
английского писателя Оскара Уайльда
- это настоящее искусство.