Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:39, курсовая работа
Целью в данной работе было поставлено изучить специфику позиций О. Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея».
В соответствии с целью в работе были определены следующие задачи:
1. изучить эстетические позиции автора в романе;
2. изучить проблемы искусства в романе О. Уайльда;
3. определить специфику символики романа «Портрет Дориана Грея».
В процессе изучения поставленных вопросов были использованы метод анализа источника, которым послужил роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», а также теоретический метод, сравнение и систематизация.
Введение 3
1. Эстетическая программа Оскара Уайльда, выраженная в «Предисловии» к роману «Портрет Дориана Грея» 5
2. Художественное воплощение в романе эстетических позиций Оскара Уайльда 7
3. Проблема искусства и жизни в романе. 9
4. Понятие искусства и красоты 11
5. Вопрос о назначении искусства в романе 13
6. Особенности уайльдовского парадокса как осмысления сущности явлений 15
7. Функция символики в романе 17
8. Сущность трагедии Дориана Грея 19
9. Функция заключительной сцены 22
10. Проблема литературных источников романа (Гёте, Бальзак, Э.По, Стивенсон) 24
Заключение 26
Литература 28
Но убийство остается убийством так же, как вина перед Сибилой - виной. Подмена реальной жизни мечтой не выходит, какой бы красивой она ни была. Вина приходит то самое время, когда Дориан решает избавиться от портрета чтобы начать новую жизнь. Искусство не было зеркалом, оно стало отражением становления человека как личности и как члена общества.
Парадоксальность воззрений Уайльда на проблему искусства является проявлением расположений духа конца XIX столетия. Уайльд высмеивает истину, которая практически обернулась вульгарностью, святошеством. Это был остроумный способ высмеивания власти денег, которая стала одной из главных проблем времени. Эстетическая программа Уайльда представляет два ярких положения: во-первых, искусство не имеет и не должно иметь ничего общего с истиной, что воплощено в «Портрете Дориана Грея» через главного героя и его судьбу. Во-вторых, искусство существует само по себе и часто идет впереди своей эпохи. Оно не связано с моралью. В предисловии к «Портрету Дориана Грея» Уайльд утверждает, что «нет ни моральных, ни неморальных книг. Есть книги, хорошо написанные, и есть книги, плохо написанные. Всего то»7.
Настоящее искусство не может быть аморальным. Поэтому в романе, на первый взгляд, нет прямого морализирования, но выводы относительно моральных основ общественной жизни и жизни главных героев очевидны. Мысль о том, что красота и мораль не имеют ничего общего, - ведущая в истории Дориана Грея.
Как уже было сказано в предыдущей главе, красота с позиции героев О. Уайльда является основной ценностью, мерилом искусства. Истинным совершенством. Освещая важные проблемы, связанные с культурными, социальными и межличностными аспектами человеческих взаимоотношений, автор преподносит некое искаженное порочными героями понятие красоты, принятое ими в одностороннем порядке. В частности, Оскар Уайльд через созданные им художественные образы раскрывает взаимосвязь между искусством и внутренним миром человека. В частности, согласно мнению художника Бэзила, искусство - это своеобразное зеркало человеческой души, которое отображает чувство, направление, а также моральные качества человека. По средствам искусства художник отдает часть собственной души своим творениям, и его творения свидетельствуют о духовном мире изображаемых людей.
Однако, каково будет будущее творения определяет не творец, а владелец. Владельцем портрета стад Дориан, который на прекрасную картину возлагает ужасное бремя – бремя грязи своей души. И произведение искусства несет это тяжкое бремя до самой смерти своего владельца. Только с последним дыханием Дориана ей удается обрести свою истинную красоту, вернув ему тот облик, который он имел на самом деле после долгих и греховных лет жизни.
Тесную связь с данными образами имеет и образ еще одного главного героя - лорда Генри, который тоже был своеобразным творцом. Он творил душу Дориана. Его инструментом в процессе творения стала его философия, пленившая ум юноши необыкновенной новизной и таинственностью. Но в то же время она и подтачивала изнутри неопытное и не соблазненное злом сердце.
Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» необыкновенен уже тем, что похож на реалистический, но не является таким. Это произведение - воплощение эстетизма Уайльда, его парадоксального мышления.
Роман повествует в первую очередь о связи между искусством и жизнью и искусством и красотой. Атмосфера прекрасного сквозит через все повествование в романе, придавая ей ведущие позиции. О. Уайльд создает атмосферу прекрасного, ощущение красоты через саму манеру высказываться. Он постоянно поражает читателя, выворачивая постоянные представления и понятия. Каждый из героев - воплощение какой-то стороны искусства, прекрасного. Бэзил - воплощение служения искусству, лорд Генри - воплощение философии наслаждения, а Дориан - человек, который решил сделать свою жизнь прекрасной, как само искусство. Но парадокс в том, что, декларируя прекрасное как суть жизни, герои совершают поступки, которые нельзя считать прекрасными. Ярчайший пример лорд Генри, который с холодным цинизмом выворачивает даже моральные истины просто ради игры ума.
В романе Уайльд преподносит идею о том, что искусство не имеет ничего общего с истиной и моралью. Писатель, замысловато разворачивая сюжет, показывает читателю, куда приводит увлечение интеллектуальной игрой, которая не имеет целью ничего иного, кроме как самой игры. Целью лорда Генри является не истина и красота, а самоутверждение. Уайльд показывает могущество слова и красоту утонченной мысли. Но вместе с этим писатель и демонстрирует наличие области для которой парадокс - это гибель. Данной областью является мораль. Моральные основы человечества являются незыблемым столпом, на котором держится общество. Однако парадокс делает относительными категории добра и зла, разрушая мораль. А это недопустимо. Именно об этом рассказывает произведение искусства - портрет Дориана Грея. Портрет дает моральную оценку героя, то есть не остается равнодушным к морали. Когда Дориан бросается с ножом на портрет, то убивает себя, а портрет вновь становится прекрасным, возвратив недостатки Дориану.
Красота является основным парадоксом романа. Оценивая значимость красоты автор, с одной стороны, делает акцент на том, что человек безобразный, а искусство всегда прекрасное. С другой стороны, что для красоты искусства необходимо искупление человеческих грехов, так как мораль и красота составляют гармонию.
С выходом романа «Портрет Дориана Грея» на О. Уайльда обрушилась критика, обвиняя его роман в безнравственности. Сам автор активно противостоял подобной позиции. Обосновывая свой протест, он отстаивал принципы независимости искусства от морали, таким образом ставя искусство над моралью. Автор также утверждал, что не видеть весьма прозрачной морали, заключенной в этом романе, могут только ханжи, и мораль эта состоит в том, что нельзя безнаказанно убивать совесть. Сам Оскар Уайльд писал, что рассказанная им история является ярким примером того, что «всякая чрезмерность, как в том, что человек приемлет, так и в том, от чего он отказывается, несет в себе наказание»8.
Однако мораль самого романа выходит достаточно далеко за рамки, которые обозначает сам автор. Причиной тому становится отражение в романе существенных черт умонастроения эстетско-декадантской среды. «Портрет Дориана Грея» дает возможность судить о «культе красоты», определять обусловленность данного культа и его отрицательное начало для души человека. Однако, критическое начало не получает в романе последовательного развития, оставаясь не более как выражением крайнего скепсиса писателя. Описывая свое презрение к ограниченному, вульгарному веку, с его пошлыми стремлениями и грубо-чувственными удовольствиями, Уайльд ничего не предлагает взамен. Отсюда это характерное для декаданса настроение безысходности.
Дориан приобщается к культу красоты и душа его гибнет, подвергая себя все большим и большим порокам во имя данного культа. Автор портрета Дориана Холлуорд пытается нейтрализовать губительное влияние лорда Генри, понимая, что оно приведет Дориана к гибели. Лорд является отрицательным персонажем романа, он циничен, бесстыден и подвержен множеству пороков, одним из которых и является чрезмерный культ красоты. По словам художника, лорд Генри никогда не говорит ничего морального, и не делает ничего аморального. Однако страшное семя уже упало на грунт эгоизма Дориана Грея. Красота и наслаждение становятся девизом жизни героя. Воплощением же совести главного героя стал портрет, написанный другом. Именно при помощи портрета Дориан становится зрителем и судьей своей жизни. Его совесть по сути живет отдельно от человека. Увлекшись пороками, парадоксами, необычностью мысли, которая, однако, хорошо согласовывала с его стремлением к наслаждению для себя, Дориан Грей научился переступать через мораль, через судьбы и жизнь близких людей, так как у него не было больше душевного стержня, ведь это и есть совесть.
Красота становится основным культом Дориана. Культом жестоким и всепожирающим. По мнению лорда Генри, мораль сковывает человека, делает невозможным наслаждение жизнью. И для самого Дориана Грея наслаждение и красота становятся жизненным девизом, и именно это приводит к разрушению личности. Духовная пустота приводит к тому, что Грей теряет чувство красоты, и как следствие - гибель.
Образы романа несут в себе определенную символическую нагрузку. Символичность истории Дориана Грея заключается в том, что душа человека может быть скрыта и показать ее истину может только искусство. Уайльд, таким образом, иллюстрирует свои принципы. Искусство в его понимании реальнее жизни, а жизнь только подражает искусству. Кроме того, образ -символ всегда несет в себе загадку, а так, это открывает возможности для многочисленного количества догадок, разъяснений. Да и сам Уайльд переживает разногласия, присущие декадентским временам. Уайльд противоречит не только общепринятым истинам, но и себе.
Основное
противоречие романа состоит в отсутствии
противостояния порочному культу красоты.
Дориан был наказан за свое тщеславие,
однако и добродетель не восторжествовала,
оставляя вопрос открытым для читателя.
«Портрет Дориана Грея» - роман полный парадоксов и противоречий, выраженных в позиции автора посредствам действий его героев. Основным парадоксом романа является уже то, что эстет Оскар Уайльд, провозглашая независимость искусства от морали, вместе с тем утверждает своим произведением: нельзя безнаказанно перечеркивать нормы человеческой жизни. Потеря моральных устоев ведет человека к гибели. В этом - гуманистический смысл романа.
Написанный в 1891 году на закате противоречивой второй половины XIX века – века сдержанности и английской чопорности – роман обличает существующие и признанные добродетели, фактически указывая на их низкую ценность. И Дориан наказан именно за то, что данные ценности презрел, пошел против морали.
«Портрет Дориана Грея» по сути является эстетичной концепцией мировосприятия автора, его противоречивых взглядов на саму сущность морали и искусства. Наиболее полно она раскрывается в предисловии, где сконцентрировано двадцать пять афоризмов. Предисловие и само содержание романа составляют своеобразный диалог, в котором находит художественное выражение эстетика О. Уайльда. Эстетизм, как течение искусства, основанный на том, что творчество является отображением внутреннего мира художника: «Искусство - это зеркало, которое отображает того, кто в него смотрит». Исходя из этого утверждения, можно говорить о прекрасном внутреннем мире художника Холлуорда. Однако же, когда в портрет вглядывается Дориан Грей, произведение становится отталкивающим, что свидетельствует об отображении души героя. Мысль автора заключается в том, что явление искусства воссоздает душу не только художника, а и зрителя.
В содержании романа раскрывается и другое положение вступления: «Художник не моралист». Лорд Генри, взглянувший на портрет прекрасного юноши, рассуждает о недолговечности человеческой молодости и красоты. Прислушиваясь к нему Дориан тоже задумывается о пока еще далекой, но неизбежной старости. И у него возникает желание, чтобы портрет старел вместо него. Его пожелание было услышано, и уже вскоре он замечает возрастные изменения на портрете, сам при этом не чувствуя их и не замечая. Но портрет не только стареет, на нем внешне выражаются все проявления души Грея. Портрет становится все страшнее. Увидев обезображенное лицо Дориана на полотне и поняв преступную душу героя, художник требует от юноши покаяния перед Богом, обращаясь к морализаторству.
Уайльд не осуждает действия своего героя открыто, но тем не менее наказывает его. Писатель искажает его внешность на портрете, высказывая этим свое отношение к поступкам Грея. Противоречивым кажется и другое утверждение автора: «Из искусства нет ни одной пользы». По мнению Уайльда, искусство может восприниматься с верных позиций только людьми понимающими прекрасное и умеющими его ценить. И человек умеющий понимать и ценить красоту гораздо выше морали и нравственности. Ему простительны любые прегрешения. В романе таким человеком является лорд Генри, который сам не делает ничего аморального потому, что понимает прекрасное. Мысль о том, что искусство, связанное с фантазией, раскрывается на примере судьбы актрисы Сибилы Вейн. Когда Сибила не знала, что такое любовь, но она чудесно играла на сцене влюбленных женщин. Как только она встречает любовь в жизни, ее талант исчезает. Она играет все хуже. Красота исчезает.
Лорд Генри является одним из главных отрицательных персонажей романа. Однако, несмотря на это, автор не считает его ответственным за поступки Дориана. Ведь лорду принадлежат слова о необходимости спасения души: «… какая польза человеку от того, что она получит весь мир… если она губит собственную душу»9. Генри высказывает лишь идею, которая не воплощается в жизни молодого юноши, но воплощается в обезображенном образе.
«Портрет Дориана Грея» пропитан символизмом и сам по себе является своеобразным символом самой эпохи О. Уайльда.
Основным символом романа несомненно является портрет. Будучи отражением молодости и беззаботности, чистоты и непорочности Дориана в самом начале его жизни, портрет является символом того положительного начала, которое имелось в молодом человеке. Однако, снедаемый страстью к своей красоте, к молодости и совершенству, Дориан готов продать душу, лишь бы избежать страшной участи постареть, потерять красоту, стать немощным и дряхлым. И его желание услышано. Вместо Дориана стареет портрет. Но портрет не только стареет. Он начинает становиться отражением его порочной души – уродливой и греховной. Портрет становится символом самого греха Дориана.