Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:39, курсовая работа
Целью в данной работе было поставлено изучить специфику позиций О. Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея».
В соответствии с целью в работе были определены следующие задачи:
1. изучить эстетические позиции автора в романе;
2. изучить проблемы искусства в романе О. Уайльда;
3. определить специфику символики романа «Портрет Дориана Грея».
В процессе изучения поставленных вопросов были использованы метод анализа источника, которым послужил роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», а также теоретический метод, сравнение и систематизация.
Введение 3
1. Эстетическая программа Оскара Уайльда, выраженная в «Предисловии» к роману «Портрет Дориана Грея» 5
2. Художественное воплощение в романе эстетических позиций Оскара Уайльда 7
3. Проблема искусства и жизни в романе. 9
4. Понятие искусства и красоты 11
5. Вопрос о назначении искусства в романе 13
6. Особенности уайльдовского парадокса как осмысления сущности явлений 15
7. Функция символики в романе 17
8. Сущность трагедии Дориана Грея 19
9. Функция заключительной сцены 22
10. Проблема литературных источников романа (Гёте, Бальзак, Э.По, Стивенсон) 24
Заключение 26
Литература 28
Содержание
Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» является одним из интереснейших и загадочных произведений. Дориан Грей – молодой человек, не испорченный пороками общества, становится моделью для портрета художника Безила Холлуорда. Но Дориан меняется. Под влиянием лорда Генри Уоттона, подвластного пороку гедонизма, он превращается в самовлюбленного искателя удовольствий. Однако, Дориан не меняется внешне. Все внешние изменения отражаются на его портрете, когда-то ставшим чудом художественного мастерства. Картина стареет вместо него, отражая все страсти и грехи, все тяжести пороков, которым подвергся Дориан. Мотив «двойника», использованный в романе «Портрет Дориана Грея», в poмантичной литературе стал острейшей формой выражения «двойственности мира». На границе столетий этот мотив возникает как итог раздумий о сложности, а временами «двойственности» человеческой личности.
В «Портрете Дориана Грея» Уайльд показал свою концепцию человека, в душе которого присутствует и ад, и рай. В романе двойником главного героя становится его портрет. Сам Дориан называет портрет «своим дневником». Фабульные границы романа обусловлены периодом этой двойной жизни человека и его изображения на полотне: рассказ о первой встрече Дориана и лорда Генри в студии Безила Холлуорда в день завершения работы над портретом - своеобразный пролог к действию, эпизод, в котором трое слуг Грея, которые вошли в комнату, увидели труп безобразного старика возле портрета прекрасного юноши, - лаконичный эпилог.
Впрочем, в романе Уайльда испытанию подвергается даже не сам герой как личность или психологический тип, а его мировоззрение, его идеологическая программа - «новый гедонизм» - философский принцип, согласно которому добро определяется как то, что является наслаждением и освобождено от страдания, а зло как то, что вызывает страдание. Лорд Генри Уоттон остается в романе лишь идеологом, а действующим протагонистом оказывается его ученик, который живет по программе, составленной учителем.
«Портрет Дориана Грея» становится отражением некой эстетической и нравственной программы автора, выражением его взглядов на суть и проблематику искусства, как одной из ценностей времени, в котором ему довелось жить. Изучение специфики концепции автора, изложенной в романе, является отражением времени декаданса, что обусловливает необходимость его изучения.
Изучением специфики литературного наследия О. Уайльда, в том числе и романа «Портрет Дориана Грея», занимались такие ученые, как Акройд Д., Аникст А.А., Ланглад Ж. де., Образцова А.
Объектом изучения в данной работе является роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея».
Предметом изучения в данной работе является художественное воплощение позиций автора в романе «Портрет Дориана Грея».
Целью в данной работе было поставлено изучить специфику позиций О. Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея».
В соответствии с целью в работе были определены следующие задачи:
1. изучить эстетические позиции автора в романе;
2. изучить проблемы искусства в романе О. Уайльда;
3.
определить специфику
В
процессе изучения поставленных вопросов
были использованы метод анализа источника,
которым послужил роман О. Уайльда «Портрет
Дориана Грея», а также теоретический
метод, сравнение и систематизация.
Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» является одним из его самых ярких произведений, написанных на пике его творчества. Роман является его единственным крупным произведением в прозе, так и не отнесенным ни к одному из жанров литературы. Роман – аллегория, роман – символ, роман – миф – все это является определением «Портрета Дориана Грея», представляющего собой протест существующей концепции эстетики и этики.
Эстетика в «Портрете Дориана Грея» выражена в форме протеста – протеста существующим эстетическим взглядам, основанным на морали, базирующейся на представлениях о семи смертных грехах. В его эстетизме, по сути, нашел свое воплощение идущий от Рёскина и Пейтера наивный призыв поклоняться Красоте во всех ее проявлениях в противовес уродствам бездуховного бытия в век, пропитанный утилитаризмом.
«Портрет
Дориана Грея» относят к
Предисловие к роману определяет понятие прекрасного, нравственного – составляющих этики.
«Художник - тот, кто создает прекрасное. Раскрыть людям себя и скрыть художника - вот к чему стремится искусство. Критик - это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать свое впечатление от прекрасного» - пишет О. Уайльд в прологе романа1. Таким образом, этика в понимании автора не есть определяющая более высшей формы человеческого бытия – искусства. Искусство не может быть не этичным, оно не может быть безнравственным. Художник воплощает саму красоту, в какой бы форме она не представала глазу, а потому вопрос об этике искусства не подлежит обсуждению.
Своим предисловием О. Уайльд хочет сказать и определить, что все события, последующие за ним, не подлежат оценке и определению как безнравственных, аморальных и недопустимых. Ведь роман – есть искусство, нравственность которого с его позиции признается по умолчанию, в чем бы она ни заключалась.
В последующем в романе красота внешняя, молодость становятся для героя нормой, а на портрете обозначаются отвратительные поступки человека с обезображенной моралью. Что несет этот портрет? Красоту? Нет, он таит страшную истину: Дориан всю жизнь стремился к красоте и к наслаждениям, но стал чудовищем не только на портрете. Это ужасная расплата за пренебрежение моралью. Именно поэтому и не может герой смотреть на себя настоящего. Стараясь убить мораль и совесть, он убил себя. И это символический конец. Это ответ на вопрос, возможна ли красота без морали. «Нет», - отвечает сам автор, возражая не только герою, но и декаданским принципам.
Действительно, уже в предисловии читатель может наблюдать, что для Уайльда «творение природы становится прекраснее, если оно напоминает нам о произведении искусства, но произведение искусства не выигрывает в своей красоте от того, что оно напоминает нам о творении природы»2. Тем не менее, к концу романа автор позволит себе усомниться в столь критической оценке.
Ни у одного из критиков нет прямого указания на то, что Оскар Уайльд явился первым и чуть ли не единственным из декадентов, столь умело использующим аллегории, для отражения собственных взглядов касательно эстетики. Эстетические позиции в романе воплощены в особой форме художественного произведения, неповторимого для литературы XIX века.
Этические позиции О. Уайльда получают своеобразное воплощение в его романе «Портрет Дориана Грея». Философская основа произведения, вызывающая неоднозначные чувства, глубокая извращенность главного героя весьма неоднозначно воплощают этические позиции автора. Англия взрывается двумястами шестнадцатью рецензиями возмущенных, шокированных критиков, которые сочли подобное выражение эстетики попранием этических основ.
Художественное воплощение этических позиций в романе «Портрет Дориана Грея» связано с поступательностью изложения истории своеобразного грехопадения главного героя.
Роман начинается с того, что перед читателем предстает портрет молодого человека – Дориана Грея. Молодой человек поразительно натуралистичен, благодаря умелой руке мастера. Он словно само воплощение молодости, свежести и победы над старостью и смертью. Но старости подвластны все. И даже юный Дориан со временем обречен покрыться морщинами, утратить свою свежесть и красоту. Молодым и прекрасным он останется только на портрете, а потому художник выражает готовность рисовать его хоть каждый год. Он высказывает мысль противоречащую основам мироздания. Мысль, о создании портретов, которые будут стареть вместо тех, кто на них изображен, оставляя прекрасное прекрасным.
Художник создает портрет Дориана, который по оценке самого создателя, автора и Дориана является своеобразным идеалом красоты. Он поражает своим совершенством, отвечая всем эстетическим канонам. «При первом взгляде на портрет он невольно сделал шаг назад и вспыхнул от удовлетворения. Глаза его заблестели так радостно, якобы он впервые увидел себя»3. Сам Дориан поражен совершенством своего портрета, а мысль о том, что красота его не вечна, вызвала ужас.
Дориан Грей в представлении автора является воплощением эстетики. Эстетики внешней, неувядающей и совершенной. Он совершенен и внутренне. Невзирая на свою склонность к пороку. Ведь даже в пороке Уайльд видит эстетическое совершенство. Дориан умеет ценить не только мастерство талантливого художника, а и музыкальные произведения, и красоту природы, и совершенство красоты женщины. Он по несколько раз слушает пьесы Вагнера, Шумана, ощущает высочайшее наслаждение от общения с прекрасным. Автор показывает, что в начале романа для его героя главнейшей есть именно красота искусства.
Дориан знал, что гармония красоты не вечна, что красота столь же хрупка и непостоянна, как и сама молодость. Подтверждением тому становится угасшая красота Сибилы Вейн. И Дориан оставляет ее, как утратившую привлекательность и потерявшую то единственное, что привлекло его к ней – свой талант актрисы, свое умение неподражаемо передавать чувства. Оскорбленная Сибила не вынесла такой жестокости со стороны любимого человека. Она оставляет эту горькую жизнь.
После смерти Сибилы Дориан впервые замечает изменения в портрете: «Выражение лица было другим - в складке рта чувствовалась жестокость»4. Его желание исполнилось. Прекрасный портрет начинает стареть вместо него, отражая на себе все его пороки, превращая прекрасного юношу на холсте в жуткого старика.
Дориану стало жутко от подмеченного нарушения гармонии искусства, которое было вызвано нарушением гармонии чувств. Портрет становится зеркалом души героя, его совестью. На самом деле же он стал двойником молодого денди, его «дневником», какой он старательно скрывает от человеческого глаза. Дориан очень изменился, жестокость начала в нем давить добрые человеческие качества, сохраняя лишь внешне не подверженную тлетворности красоту.
В своем романе «Портрет Дориана Грея» английский писатель показал чрезвычайную силу настоящего искусства. «Искусство - это не игрушка, не прихоть, это непременное условие человеческой жизни. Это наглядное воспитание морали»5. По мнению Уайльда, искусство является той сферой, которая облагораживает сердце и душу человека. Именно поэтому художественное полотно неприкосновенно, а сами художественные произведения являются высшей ценностью. Служение красоте, с позиции автора, является высшим благом, добром и истиной. Красота побуждает человека искать этическую и духовную правду, иначе она становится никчемной.
Проблема осмысления искусства ставится автором начиная с предисловия романа. «Мысль и Слово для художника - средства Искусства. Порок и Добродетель - материал для его творчества. Если говорить о форме, - прообразом всех искусств является искусство музыканта. Если говорить о чувстве - искусство актера.
Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ. Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск. И кто раскрывает символ, идет на риск. В сущности, Искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь. Если произведение искусства вызывает споры, - значит, в нем есть нечто новое, сложное и значительное»6.
Главные герои произведения ставят красоту превыше всего, таким образом определяя ее основой искусства. В случае, если сама жизнь противоречит их убеждению, они не считаются с жизнью. Они не хотят понимать, что каждый шаг человека в реальной жизни обязательно имеет и моральный смысл.