Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:05, реферат
Данный реферат посвящен замечательному русскому поэту-философу XX века, самобытному художнику слова, талантливому переводчику мировой поэзии – Н.А. Заболоцкому. Загадочными и парадоксальными, на первый взгляд, представляются и творчество, и сама личность Николая Алексеевича. Войдя в литературу в 20-х годах в качестве представителя Общества реального искусства (Обэриу), автора авангардистских произведений и создателя так называемого "ребусного" стиха, со второй половины 40-х годов он пишет стихотворения в лучших традициях
Введение
Анализ поэзии Н.А. Заболоцкого 1940-1950-х годов
1. Отличия и сходства «ранней» и «поздней» лирики
2. Образ лирического героя и другие персонажи
3. Тематика, проблематика, лирическое содержание
4. Поэтические традиции
Заключение
Список используемой литературы
В его поэзии 1940 - 1950-х годов появляется несвойственная ему ранее душевная открытость, пропадает авторское отъединение от предмета разговора. В произведениях московского периода открываются его собственные стремления, впечатления, переживания, порой звучат автобиографические ноты. Философское содержание не покидает его стихотворений; наоборот, оно становится глубже и как бы "приземленное": художник все более удаляется от естественно-космогонических абстракций и сосредотачивает внимание на живом, земном человеке, с его бедами и радостями, обретениями и потерями, - личности, способной чувствовать, конкретно мыслить, страдать. И теперь все, что происходит в мироздании, автор передает как бы через внутреннее зрение и восприятие этого человека. Гармония же мироздания представляется ему уже не только в освобождении от зла и насилия. Он шире взглянул на проблему: гармония природы - в законах, обуславливающих справедливость, свободу творчества, вдохновение, красоту, любовь. Торжество разума должно сопровождаться наличием человеческой души.
За последние три года жизни Н. А. Заболоцкий написал около половины своих произведений московского периода. Многие из них публиковались. При жизни поэта наиболее полный сборник (64 стихотворения и избранные переводы) вышел в печать в 1957 году, хотя и он включал далеко не все, что хотелось бы видеть в своей книге автору.
Поэт был чрезвычайно требователен к своему творчеству. Он постоянно работал над стилем произведений, вносил изменения и поправки в них в течение всей жизни. Отрабатывал их поэтику, провозгласив тройственную формулу личного поэтического метода в статье "Мысль - Образ - Музыка". "Поэт работает всем своим существом одновременно: разумом, сердцем, душою, мускулами, - писал Николай Алексеевич. - Он работает всем организмом, и чем согласованней будет эта работа, тем выше будет ее качество. Чтобы торжествовала мысль, он воплощает ее в образы. Чтобы работал язык, он извлекает из него всю его музыкальную мощь. Мысль - Образ - Музыка - вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт"[4].
За несколько дней до смерти, в октябре 1958 года, он составил литературное завещание, в котором указал произведения, достойные, по его мнению, войти в итоговое собрание сочинений.
Н. А. Заболоцкий умер в возрасте 55 лет, в расцвете творческих сил. Вся его нелегкая судьба неразрывно была связана с Музой, с поэзией. Муза была выразительницей его "пытливой души", она заставляла его совершенствовать творческое мастерство, и именно она позволила ему остаться после смерти в памяти и сердцах почитателей русской литературы.
Список используемой литературы
1. Заболоцкий Н. А. Полное собрание стихотворений и поэм. Избранные переводы / Вст. Статья Е. В. Степанян. Сост., подг. текста и примеч. Н. Н. Заболоцкого. - СПб.: 2002. - 768 с.
2. Заболоцкий Н. А. "Огонь, мерцающий в сосуде...": Стихотворения и поэмы. Переводы. Письма и статьи. Жизнеописание. Воспоминания современников. Анализ творчества. / Сост., жизнеописание и прим. Н. Н. Заболоцкого. - М.: 2001. - 944 с., илл.
3. Заболоцкий Н.А Собрание сочинений: В 3 т. М., 1983—1984.
4. Заболоцкий Н. Н. Жизнь Н.А.Заболоцкого / Изд. 2-е, дораб. - СПб.: 2003. - 664 с.
5. Лубянская Г. И. Классические традиции в лирике Н. А. Заболоцкого. - Тула: 1985. - 13 с.
6. Македонов А. В. Николай Заболоцкий: Жизнь. Творчество. Метаморфозы. - Л.: 1987. - 366 с.
7. Маргвелашвили Г. Подвиг Николая Заболоцкого. // Когда на нас глядит поэт: Статьи. - М.: 1990.
8. Михайлов Н. А. Мастер. // В памяти навечно. - М.: 1986. - с. 163-223.
9. От символистов до обэриутов. Поэзия русского модернизма. Антология: В 2 кн. / Сост. А. С.
10. Карпов, А. А. Кобринский, О. А. Лекманов. - М: 2001 - 2002.
11. Павловский А. И. Мир Заболоцкого. // Память и судьба. - Л.: 1982.
12. Павловский А. И. Поэтическая "натурфилософия" Николая Заболоцкого. // Советская философская поэзия: Очерки. - Л.: 1984.
13. Ростовцева И. И. Николай Заболоцкий: Опыт художественного познания. - М.: 1984. - 304 с., портр., лит. портр.
14. Ростовцева И. И. Семенова С. Человек, природа, бессмертие в поэзии Николая Заболоцкого. // Преодоление трагедии: "Вечные вопросы" в литературе. - М.: 1989.
15. Сигов С. Истоки поэтики ОБЭРИУ. // Russian Literature. - Vol. 20/1, 1986.
16. Турков А. М. Николай Заболоцкий: Жизнь и творчество. Пособие для учителей. - М.: 1981. - 143 с., илл.
17. Филиппов Г. В. Философско-эстетические искания Н. Заболоцкого. // Русская советская философская поэзия: Человек и природа. - Л.: 1984.
18. Чуковский К. И. Дневник (1930-1969). - М.: 1995. - 560 с.
19. Шеллинг Ф. Философия искусства. / Пер., вст. ст. П.С.Попова и М.Ф.Овсянникова. М., 1966. С. 127
20. http://rus.1september.ru/
[1] Здесь и далее цит. по: Заболоцкий Н. Собр. соч.: В 3 т. М., 1983—1984. Римская цифра означает том, арабская — страницу.
[2] Шеллинг Ф. Философия искусства. / Пер., вст. ст. П.С.Попова и М.Ф.Овсянникова. М., 1966. С. 127.
[3] Соколов М.Н. Петух // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 309-310.73
[4] http://rus.1september.ru/