Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:19, контрольная работа
Романтическая мечта о синтезе искусств воплотилась в характерном для конца XIX века поэтическом стиле, получившем название символизм.
Символизм – литературное течение, одно из характерных явлений переходной эпохи от XIX к XX веку, возникшее во Франции в 1870-80-х гг. прежде всего в самой Франции, России, Бельгии, Германии, Норвегии, а также Америке. Стал одним из самых плодотворных и самостоятельных направлений искусства. общее состояние культуры которой определяют понятием «декаданс» - упадок, падение.
Введение……………………………………………………………………..2
1. Понятие символизм………………………….……………………………..3
1.1История Возникновения символизма…………………..4
1.2. Поэты-сиволисты………………………………………………….6
2. Музыка как высшая форма искусства …………………………..19
Заключение…………………………………………………………………20
Список использованной литературы……………………….21
Александр Блок (1880-1921) Родился в Петербурге. Умер в Петрограде. Отец был профессором права в Варшавском университете, а мать литературной переводчицей. Юность провел с дедушкой - ректором Петербургского университета, где Блок изучал юриспруденцию и филологию. Россия была "прекрасной дамой" Блока, черты которой он находил то в женщине, раздавленной колесами, то в острожной тоске мимолетного взгляда из-под крестьянского платка. Блок был певцом распада и в то же время его беспощадным обвинителем - тем самым гумилевским аистом на крыше, видящим сверху, как в город с кораблей "пробирается зараза". Когда один из критиков обвинил Сологуба в том, что "передоновщина" в нем самом, Блок горько заметил: "Передонов — это каждый из нас". Беспощадность к эпохе Блок начинал с беспощадности к самому себе. Однажды он проронил: "В большинстве случаев люди живут настоящим - то есть ничем не живут". Революцию Блок воспринял как историческое возмездие за распад уже сильно пованивавшей монархии. Встретив Маяковского ночью в революционном Петрограде, Блок сказал: "Костры горят... Хорошо...- И добавил:- А у меня в деревне библиотеку сожгли..." Призывая "слушать музыку революции", Блок тем не менее предвидел удушение российской культуры после того, как свершилось мрачно-ерническое предсказание Пушкина: "Кишкой последнего попа последнего царя удавим". Царь, кажется, действительно оказался последним, а вот страдания народа оказались далеко не последними. "Но покой и волю тоже отнимают... Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю и тайную свободу..." Для Блока в предстоящем торжестве кровавого бескультурья места не было. С одной стороны, его пытались "поставить на службу революции", читали в агитбригадах конец "Двенадцати" так: "В белом венчике из роз - Впереди идет матрос". С другой стороны, ему демонстративно не подавали руки за то, что он "продался большевикам". Волошин по-своему толковал конец поэмы так: большевики ведут Христа на расстрел. Христианского смысла поэмы не уловил никто, потому что формула "кто не с нами, тот против нас" была свойственна не только красным, но и белым. А Блок не был ни тем, ни другим. Он, как большой поэт, не мог быть примитивно одноцветен. Кто-то точно сказал, что "Блок умер от смерти". Блок умер вместе со своей эпохой, с ее культурой, одинокими обломками которой остались Ахматова, Цветаева, Пастернак.
Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) Родился и умер в Москве. Так же, как и Бальмонт, был одним из самых знаменитых поэтов своего времени. Прославлен как эрудит. Считался законодателем литературных мод, главой символистской школы. После революции вступил в партию, организовал Высший литературно-художественный институт. Обратился к бывшим соратникам по символизму, не признавшим революцию и видящим в ней только кровь и разруху, с поэтической инвективой "Товарищам интеллигентам". Брюсов принадлежал к тем российским интеллигентам, кто сам накликал на свою голову наступающее варварство: "Но тех, кто меня уничтожит, встречаю приветственным гимном". Недостатки поэзии Брюсова - книжность, мелодекламационность. Неоспоримое достоинство - высокий поэтический профессионализм. Пастернак, за многое упрекая Брюсова, но в то же время и ценя его, написал ему такие слова благодарности:
И я затем, быть может, не умру,
Что, до смерти теперь устав от гили,
Вы сами, было время, поутру
Линейкой нас не умирать учили?
Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945) Родилась в с. Белев Тульской губ. Умерла в Париже. Из давным-давно обрусевших немцев, даже скорей голландцев. В 1888 году начала печатать стихи, затем рассказы, романы, пьесы. Эссе подписывала чаще всего псевдонимом Антон Крайний. В 1889 году вышла замуж за Д. Мережковского. Их литературный салон был всегда полон знаменитостями. Вместе с мужем Гиппиус осуждала с ненавистью не только саму Октябрьскую революцию, но и всех, кто ее прямо или косвенно поддерживал, в частности Блока как якобы "продавшегося". В 1919 году Гиппиус и Мережковский эмигрировали, с ноября 1920-го обосновались в Париже, где попытались создать подобие своего петербургского салона. Мемуарная книга Гиппиус о Мережковском вышла посмертно. Когда составитель этой антологии напечатал в "Огоньке" Гиппиус и Мережковского, один из критиков обрушился на него с обвинениями в пропаганде фашизма, так как Гиппиус и Мережковский когда-то получили аудиенцию у Муссолини. Составитель считает, что встречи со Сталиным некоторых участников этой антологии, например Горького, конечно, не делают им чести, но и не отнимают у них посмертного права рассматриваться в контексте истории литературы и истории вообще.
Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866-1941) В 1892 г. в Петербурге вышел сборник стихов Дмитрия Сергеевича Мережковского "Символы", давший имя зарождающемуся направлению русской поэзии. В том же году в лекции Мережковского "О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе" символизм получил первое теоретическое обоснование. Отвергая позитивизм и натурализм в литературе, автор полагал, что ее обновит "мистическое содержание", язык символов и импрессионизм как "расширение художественной впечатлительности". С того времени Мережковский был признан одним из теоретиков и учителей русских символистов.
Писать стихи Мережковский начал в 13 лет. В "Автобиографии" он упоминает о том, как его отец, столоначальник в придворной конторе, привез пятнадцатилетнего гимназиста к Достоевскому, который нашел ученические стихи Мережковского плохими и слабыми: "Чтоб хорошо писать,- страдать надо, страдать!" Тогда же Мережковский познакомился с Надсоном и через него вошел в литературную среду, встречался с Плещеевым, Гончаровым, Майковым , Полонским. О Н. Михайловском и Г. Успенском он всегда говорил как о своих учителях. Благодаря Якубовичу в 16 лет опубликовал первое стихотворение, после чего стал печататься в "Отечественных записках". В 1888 г. женился на начинавшей тогда поэтессе 3. Гиппиус. К тому времени относится пережитый Мережковским религиозный переворот, давший новое направление его творчеству и литературно-общественной деятельности.
Мережковский-поэт целиком принадлежит к поколению "старших символистов", начинавших с декларативных подражаний Надсону и активно использовавших клише народнической поэзии, а затем переживших определенный творческий кризис, закончившийся обновлением поэтических мотивов и средств. Сознание безысходного одиночества человека в мире, роковой раздвоенности и бессилия личности, проповедь красоты, "спасающей мир",- развивая эти общие для "старших символистов" мотивы, Мережковский не сумел преодолеть в стихах рассудочности и декларативности. Издав в 1896 г. "Новые стихотворения. 1891-1895", выступал как поэт все реже. В 1911 г. для последнего своего "Собрания стихов. 1883-1910" (СПб.) он отобрал те, которым сам "придавал значение",- 49 лирических пьес и 14 "легенд и поэм".
Федор Кузьмич Сологуб (1863-1927) Детство Федора Тетерникова прошло там, где были взращены многие герои любимого им Достоевского - на самом дне жизни. Отец - незаконный сын полтавского помещика, крепостной. После отмены крепостного права Тетерников осел в Петербурге и занялся портняжным ремеслом, но жизнь его вскорости оборвала чахотка. Мать Федора, оставшись с двумя детьми (четырех и двух лет) на руках, поступила в услужение Федор и его сестра были почти воспитанниками в семье рано почившего коллежского асессора, где было принято читать, музицировать, посещать театры. Вместе с тем дети служанки строго должны были знать свое место. Мать трудилась в поте лица, вымещая на детях усталость и раздражение. Поэтому лирический герой самых первых стихотворений Тетерникова - босоногий поротый мальчик (пороли и били его и в школе, и дома, хотя было не за что - хорошо учился и выполнял всю заданную работу по хозяйству). Сборник "Библиотеки поэта" открывается полудетским стихотворением, написанным в 1879 г., основанным на противопоставлении грубой реальности волшебному миру грез:
В мечтанья погруженный,
По улице я шел.
Я был король влюбленный,
Пред мной стоял
посол.
От милой королевы
Кольцо принес он в дар.
Привет любимой девы
Зажег во мне пожар.
И вот в мою столицу
Спешит уже она,
В парчу и в багряницу
Светло облечена.
От счастья мои щеки
Пылают горячо,
И вдруг удар жестокий
Я получил в плечо
И голос грубый, строгий
Над ухом прогремел:
"Мальчишка босоногий!
Толкаться как ты смел!"
Как из лазури ясной
Я на землю упал,
И франт, от злости красный,
Мне уши натрепал.
С поникшей головою
Плетуся я вперед,
Мальчишки надо мною
Смеются из ворот.
("В мечтанья
погруженный...",30 мая 1879)
2.Музыка как высшая форма искусства
МУЗЫКА (от греч. muzikέ) — вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков и который характеризуется особо активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека.
Звук как основа музыкальной образности и выразительности лишен смысловой конкретности слова не воспроизводит фиксированных, видимых картин мира, как в живописи. Вместе с тем он специфическим образом организован и имеет интонационную природу.
Музыкальное произведение, как и произведение любого другого искусства, представляет собой единство содержания и формы.
Музыкальный язык понимается
и в более частных значениях.
Говорят, например, о музыкальном
языке русской народной песни, украинской
песни и т.д. (однако, в противоположность
произведениям литературы, музыкальное
произведение не требует и не допускает
«перевода» на музыкальный язык другого
народа). Можно также говорить о
музыкальном языке русских
Поэты-символисты о музыке как высшей форме искусства
Взять музыку и, кровь погнав быстрей,
В стихи добрызнуть огненный ручей...
Музыка в поэзии
символистов имела очень важное
значение как метафористическое и в равной
степени ритмическое начало. У символистов
даже была так называемая «музыкальная
группа», в которую входили Бальмонт, Вяч.
Иванов и Балтрушайтис. В то же время их
единомышленники по символизму Брюсов,
Белый и Блок организовали другую группу
— «маломузыкальную». Ясно, что это —
их ирония, изыски. Музыку они все ставили
очень высоко в своем творчестве, особенно
Бальмонт. Леонид Сабанеев в своих воспоминаниях
писал: «Бальмонт хорошо и глубоко чувствовал
музыку — что далеко не часто встречается
особенно среди поэтов. Скрябинскую музыку
он тоже почувствовал. Думаю, что он угадал
в ней известное, несомненное родство
со своей собственной поэзией».
Список используемой литературы
1.http://www.bukinistu.ru/
2.http://www.busart.ru/art_
3.http://slova.org.ru/n/
4.С.Бавин, И.Семибратова. Судьбы поэтов серебряного века
5.Строфы века. Антология русской поэзии. 1995.
6.Русская поэзия серебряного века. 1890-1917. Антология
Информация о работе Поэты-символисты о музыке как высшей форме искусства