Поэты-символисты о музыке как высшей форме искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:19, контрольная работа

Описание работы

Романтическая мечта о синтезе искусств воплотилась в характерном для конца XIX века поэтическом стиле, получившем название символизм.
Символизм – литературное течение, одно из характерных явлений переходной эпохи от XIX к XX веку, возникшее во Франции в 1870-80-х гг. прежде всего в самой Франции, России, Бельгии, Германии, Норвегии, а также Америке. Стал одним из самых плодотворных и самостоятельных направлений искусства. общее состояние культуры которой определяют понятием «декаданс» - упадок, падение.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2

1. Понятие символизм………………………….……………………………..3
1.1История Возникновения символизма…………………..4

1.2. Поэты-сиволисты………………………………………………….6

2. Музыка как высшая форма искусства …………………………..19

Заключение…………………………………………………………………20

Список использованной литературы……………………….21

Работа содержит 1 файл

Реферат по Серебрянному веку.docx

— 48.72 Кб (Скачать)

Александр Блок (1880-1921) Родился в Петербурге. Умер в Петрограде. Отец был профессором права в Варшавском университете, а мать литературной переводчицей. Юность провел с дедушкой - ректором Петербургского университета, где Блок изучал юриспруденцию и филологию. Россия была "прекрасной дамой" Блока, черты которой он находил то в женщине, раздавленной колесами, то в острожной тоске мимолетного взгляда из-под крестьянского платка. Блок был певцом распада и в то же время его беспощадным обвинителем - тем самым гумилевским аистом на крыше, видящим сверху, как в город с кораблей "пробирается зараза". Когда один из критиков обвинил Сологуба в том, что "передоновщина" в нем самом, Блок горько заметил: "Передонов — это каждый из нас". Беспощадность к эпохе Блок начинал с беспощадности к самому себе. Однажды он проронил: "В большинстве случаев люди живут настоящим - то есть ничем не живут". Революцию Блок воспринял как историческое возмездие за распад уже сильно пованивавшей монархии. Встретив Маяковского ночью в революционном Петрограде, Блок сказал: "Костры горят... Хорошо...- И добавил:- А у меня в деревне библиотеку сожгли..." Призывая "слушать музыку революции", Блок тем не менее предвидел удушение российской культуры после того, как свершилось мрачно-ерническое предсказание Пушкина: "Кишкой последнего попа последнего царя удавим". Царь, кажется, действительно оказался последним, а вот страдания народа оказались далеко не последними. "Но покой и волю тоже отнимают... Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю и тайную свободу..." Для Блока в предстоящем торжестве кровавого бескультурья места не было. С одной стороны, его пытались "поставить на службу революции", читали в агитбригадах конец "Двенадцати" так: "В белом венчике из роз - Впереди идет матрос". С другой стороны, ему демонстративно не подавали руки за то, что он "продался большевикам". Волошин по-своему толковал конец поэмы так: большевики ведут Христа на расстрел. Христианского смысла поэмы не уловил никто, потому что формула "кто не с нами, тот против нас" была свойственна не только красным, но и белым. А Блок не был ни тем, ни другим. Он, как большой поэт, не мог быть примитивно одноцветен. Кто-то точно сказал, что "Блок умер от смерти". Блок умер вместе со своей эпохой, с ее культурой, одинокими обломками которой остались Ахматова, Цветаева, Пастернак.

Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) Родился и умер в Москве. Так же, как и Бальмонт, был одним из самых знаменитых поэтов своего времени. Прославлен как эрудит. Считался законодателем литературных мод, главой символистской школы. После революции вступил в партию, организовал Высший литературно-художественный институт. Обратился к бывшим соратникам по символизму, не признавшим революцию и видящим в ней только кровь и разруху, с поэтической инвективой "Товарищам интеллигентам". Брюсов принадлежал к тем российским интеллигентам, кто сам накликал на свою голову наступающее варварство: "Но тех, кто меня уничтожит, встречаю приветственным гимном". Недостатки поэзии Брюсова - книжность, мелодекламационность. Неоспоримое достоинство - высокий поэтический профессионализм. Пастернак, за многое упрекая Брюсова, но в то же время и ценя его, написал ему такие слова благодарности:

И я затем, быть может, не умру,

Что, до смерти теперь устав от гили,

Вы сами, было время, поутру

Линейкой нас не умирать учили?

Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945) Родилась в с. Белев Тульской губ. Умерла в Париже. Из давным-давно обрусевших немцев, даже скорей голландцев. В 1888 году начала печатать стихи, затем рассказы, романы, пьесы. Эссе подписывала чаще всего псевдонимом Антон Крайний. В 1889 году вышла замуж за Д. Мережковского. Их литературный салон был всегда полон знаменитостями. Вместе с мужем Гиппиус осуждала с ненавистью не только саму Октябрьскую революцию, но и всех, кто ее прямо или косвенно поддерживал, в частности Блока как якобы "продавшегося". В 1919 году Гиппиус и Мережковский эмигрировали, с ноября 1920-го обосновались в Париже, где попытались создать подобие своего петербургского салона. Мемуарная книга Гиппиус о Мережковском вышла посмертно. Когда составитель этой антологии напечатал в "Огоньке" Гиппиус и Мережковского, один из критиков обрушился на него с обвинениями в пропаганде фашизма, так как Гиппиус и Мережковский когда-то получили аудиенцию у Муссолини. Составитель считает, что встречи со Сталиным некоторых участников этой антологии, например Горького, конечно, не делают им чести, но и не отнимают у них посмертного права рассматриваться в контексте истории литературы и истории вообще.

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866-1941) В 1892 г. в Петербурге вышел сборник стихов Дмитрия Сергеевича Мережковского "Символы", давший имя зарождающемуся направлению русской поэзии. В том же году в лекции Мережковского "О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе" символизм получил первое теоретическое обоснование. Отвергая позитивизм и натурализм в литературе, автор полагал, что ее обновит "мистическое содержание", язык символов и импрессионизм как "расширение художественной впечатлительности". С того времени Мережковский был признан одним из теоретиков и учителей русских символистов.

Писать стихи Мережковский начал в 13 лет. В "Автобиографии" он упоминает о том, как его отец, столоначальник в придворной конторе, привез пятнадцатилетнего гимназиста к Достоевскому, который нашел ученические стихи Мережковского плохими и слабыми: "Чтоб хорошо писать,- страдать надо, страдать!" Тогда же Мережковский познакомился с Надсоном и через него вошел в литературную среду, встречался с Плещеевым, Гончаровым, Майковым , Полонским. О Н. Михайловском и Г. Успенском он всегда говорил как о своих учителях. Благодаря Якубовичу в 16 лет опубликовал первое стихотворение, после чего стал печататься в "Отечественных записках". В 1888 г. женился на начинавшей тогда поэтессе 3. Гиппиус. К тому времени относится пережитый Мережковским религиозный переворот, давший новое направление его творчеству и литературно-общественной деятельности.

Мережковский-поэт целиком принадлежит к поколению "старших символистов", начинавших с декларативных подражаний Надсону и активно использовавших клише народнической поэзии, а затем переживших определенный творческий кризис, закончившийся обновлением поэтических мотивов и средств. Сознание безысходного одиночества человека в мире, роковой раздвоенности и бессилия личности, проповедь красоты, "спасающей мир",- развивая эти общие для "старших символистов" мотивы, Мережковский не сумел преодолеть в стихах рассудочности и декларативности. Издав в 1896 г. "Новые стихотворения. 1891-1895", выступал как поэт все реже. В 1911 г. для последнего своего "Собрания стихов. 1883-1910" (СПб.) он отобрал те, которым сам "придавал значение",- 49 лирических пьес и 14 "легенд и поэм".

Федор Кузьмич Сологуб (1863-1927) Детство Федора Тетерникова прошло там, где были взращены многие герои любимого им Достоевского - на самом дне жизни. Отец - незаконный сын полтавского помещика, крепостной. После отмены крепостного права Тетерников осел в Петербурге и занялся портняжным ремеслом, но жизнь его вскорости оборвала чахотка. Мать Федора, оставшись с двумя детьми (четырех и двух лет) на руках, поступила в услужение Федор и его сестра были почти воспитанниками в семье рано почившего коллежского асессора, где было принято читать, музицировать, посещать театры. Вместе с тем дети служанки строго должны были знать свое место. Мать трудилась в поте лица, вымещая на детях усталость и раздражение. Поэтому лирический герой самых первых стихотворений Тетерникова - босоногий поротый мальчик (пороли и били его и в школе, и дома, хотя было не за что - хорошо учился и выполнял всю заданную работу по хозяйству). Сборник "Библиотеки поэта" открывается полудетским стихотворением, написанным в 1879 г., основанным на противопоставлении грубой реальности волшебному миру грез:

 В мечтанья погруженный,

По улице я шел.

Я был король влюбленный,

Пред мной стоял  посол. 

От милой королевы

Кольцо принес он в дар.

Привет любимой  девы

Зажег во мне пожар. 

И вот в мою  столицу

Спешит уже она,

В парчу и в  багряницу

Светло облечена. 

От счастья мои  щеки

Пылают горячо,

И вдруг удар жестокий

Я получил в плечо 

И голос грубый, строгий

Над ухом прогремел:

"Мальчишка босоногий!

Толкаться как ты смел!" 

Как из лазури ясной

Я на землю упал,

И франт, от злости красный,

Мне уши натрепал. 

С поникшей головою

Плетуся я вперед,

Мальчишки надо мною

Смеются из ворот.

("В мечтанья  погруженный...",30 мая 1879) 

                     2.Музыка как высшая форма искусства

МУЗЫКА (от греч. muzikέ) — вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков и который характеризуется особо активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека.

Звук как основа музыкальной образности и выразительности  лишен смысловой конкретности слова не воспроизводит фиксированных, видимых картин мира, как в живописи. Вместе с тем он специфическим образом организован и имеет интонационную природу.

Музыкальное произведение, как и произведение любого другого  искусства, представляет собой единство содержания и формы.

Музыкальный язык понимается и в более частных значениях. Говорят, например, о музыкальном  языке русской народной песни, украинской песни и т.д. (однако, в противоположность  произведениям литературы, музыкальное  произведение не требует и не допускает  «перевода» на музыкальный язык другого  народа). Можно также говорить о  музыкальном языке русских классиков, нидерландских контрапунктистов 16 века и т.д. Далее, подобно тому, как говорят о «языке Пушкина», «языке Толстого», имея в виду черты художественного своеобразия в использовании общенародного языка писателем, так и в аналогичных значениях говорят о «музыкальном языке» Глинки более широких и более узких значениях понятие музыкального языка сходно с понятиями стиля и жанра. Говорят, наконец, и о музыкальном языке отдельного произведения (например, «музыкальный язык этого произведения прост и доступен, близок языку народной песни»). В этом случае музыкальный язык произведения отличается от его формы (в широком смысле слова) только тем, что в последнем понятии подчеркиваются не столько самые средства выразительности, сколько их целостная организованная система, включающая и общую композицию произведения., Чайковского, Римского-Корсакова и т.д.  
 
 
 

      Поэты-символисты о музыке как высшей форме искусства

Взять музыку и, кровь погнав быстрей,

В стихи добрызнуть огненный ручей...

                                                                К. Бальмонт 

Музыка в поэзии символистов имела очень важное значение как метафористическое и в равной степени ритмическое начало. У символистов даже была так называемая «музыкальная группа», в которую входили Бальмонт, Вяч. Иванов и Балтрушайтис. В то же время их единомышленники по символизму Брюсов, Белый и Блок организовали другую группу — «маломузыкальную». Ясно, что это — их ирония, изыски. Музыку они все ставили очень высоко в своем творчестве, особенно Бальмонт. Леонид Сабанеев в своих воспоминаниях писал: «Бальмонт хорошо и глубоко чувствовал музыку — что далеко не часто встречается особенно среди поэтов. Скрябинскую музыку он тоже почувствовал. Думаю, что он угадал в ней известное, несомненное родство со своей собственной поэзией». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       Список используемой литературы

1.http://www.bukinistu.ru/simvolizm.html

2.http://www.busart.ru/art_page15.html

3.http://slova.org.ru/n/simvolizm/

4.С.Бавин, И.Семибратова. Судьбы поэтов серебряного века   

5.Строфы века. Антология русской поэзии. 1995.   

6.Русская поэзия серебряного века. 1890-1917. Антология

Информация о работе Поэты-символисты о музыке как высшей форме искусства