Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:19, контрольная работа
Романтическая мечта о синтезе искусств воплотилась в характерном для конца XIX века поэтическом стиле, получившем название символизм.
Символизм – литературное течение, одно из характерных явлений переходной эпохи от XIX к XX веку, возникшее во Франции в 1870-80-х гг. прежде всего в самой Франции, России, Бельгии, Германии, Норвегии, а также Америке. Стал одним из самых плодотворных и самостоятельных направлений искусства. общее состояние культуры которой определяют понятием «декаданс» - упадок, падение.
Введение……………………………………………………………………..2
1. Понятие символизм………………………….……………………………..3
1.1История Возникновения символизма…………………..4
1.2. Поэты-сиволисты………………………………………………….6
2. Музыка как высшая форма искусства …………………………..19
Заключение…………………………………………………………………20
Список использованной литературы……………………….21
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский
государственный
Имени С. М. Кирова
Кафедра русского языка и
Реферат по курсу «Серебряный век русской поэзии»
На тему
«Поэты-символисты о
музыке как высшей форме
искусства»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1История Возникновения символизма…………………..4
1.2.
Поэты-сиволисты………………………………………
2. Музыка как высшая форма искусства …………………………..19
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………….21
1.Понятие символизм
Романтическая
мечта о синтезе искусств
Символизм – литературное течение, одно из характерных явлений переходной эпохи от XIX к XX веку, возникшее во Франции в 1870-80-х гг. прежде всего в самой Франции, России, Бельгии, Германии, Норвегии, а также Америке. Стал одним из самых плодотворных и самостоятельных направлений искусства. общее состояние культуры которой определяют понятием «декаданс» - упадок, падение.
Слово «символ»
происходит от греческого
1.1. История возникновения символизма
Символика означает систематическое использование символов или аллегоричных иллюстраций. Символика - важный элемент большинства религиозных искусств, поэтому черты символизма присутствуют в искусстве с древнейших времен. С символами связано искусство Древнего Востока с его культом мертвых. Христианские символы занимают важное место в готической фресковой живописи.
Символично и искусство мастеров эпохи Возрождения (С. Боттичелли, Л. да Винчи а Италии, А. Дюрер в Германии, Я. Ван Эйк, И. Босх, П. Брейгель в Нидерландах). Мы также видим черты символизма в мистических и призрачных работах художников течения борокко и романтизма (Ф. Гойя и К.-Д. Фридрих).
А в 1860-80-х гг., некоторые
черты символизма (желание уйти от
гнетущей повседневности в постижение
вневременных идеалов бытия, вернуться
к искренности, "чистоте" искусства
прошлого и воссоздать эти качества
в настоящем) в разной мере стали
присущи поздне-романтическому движению
прерафаэлитов в
Однако само направление «символизм» возникло в искусстве в конца XIX века, как противовес буржуазному искусству – реализму и импрессионизму. В нем отразился страх художников перед окружающим миром с его научными и техническими достижениями, заслонившими духовные идеалы прошлых эпох. Символисты выразили неприятие буржуазности, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов.
Сам термин «символизм»
в искусстве впервые был введён
в обращение французским поэтом
Жаном Мореасом в одноимённом манифесте
— «Le Symbolisme», — опубликованном 18 сентября
1886 года в газете «Le Figaro». Манифест провозглашал,
что символизм чужд «простым значениям,
заявлениям, фальшивой сентиментальности
и реалистическому описанию».
1.2.Поэты-символисты
Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу... На щите символистов были начертаны идеализм и религия...
Иннокентий Анненский (1855-1909) Личность Иннокентия Федоровича Анненского осталась во многом загадкой для современников.
Будущий поэт родился в Омске, куда судьба занесла семью довольно крупного административного деятеля Ф. Н. Анненского. Спустя несколько лет Анненские переехали в Томск, а в 1860 г. вернулись в Петербург. Из крайне скудных мемуарных источников известно, что Иннокентий (для домашних — Кеня) выглядел как «утонченный цветок городской цивилизации [...]. Чуть не с младенчества он жил среди книг и книгами [...]. Поступив в гимназию, мальчик увлекся древними языками, потом греческой мифологией, греческой и римской историей и литературой. Античный мир обладал для него особым очарованием, и он скоро ушел в него с головой».
В Петербурге Иннокентий воспитывался в основном в семье старшего брата — Николая. В весьма неполной автобиографической недатированной заметке поэт отметил, что он «всецело обязан [...] "интеллигентным" бытием» брату и его жене, принадлежавшим к поколению шестидесятников. Н. Ф. Анненский, известный общественный деятель, журналист, человек демократических взглядов, многое сделал для становления характера брата, но ему всегда были чужды поэтические пристрастия Иннокентия.
Античный мир, в
который Анненский, по словам его
родственницы Т. А. Богданович, «ушел
с головой», стал предметом его
профессиональных интересов. В 1878 г. Анненский
окончил историко-
Начал писать стихи Анненский, по собственному признанию, в 1870-е гг., «а так как в те годы еще не знали слова символист, то был мистиком в поэзии. Я твердо держался глубоко запавших мне в душу слов моего брата Николая Федоровича: "До тридцати лет не печататься", и довольствовался тем, что знакомые девицы переписывали мои стихи и даже (ну как тут было не сделаться феминистом!) учили эту чепуху наизусть». После университета «стишонки опять прокинулись,— слава богу, только они не были напечатаны»... Из этого периода опубликовано лишь несколько фрагментов, которые совершенно не предсказывают появление поэта, о котором после прочтения посмертно вышедшего сборника «Кипарисовый ларец» А. Блок скажет (в письме В. Кривичу): «...Невероятная близость переживания, объясняющая мне многое о себе самом».
Появление такого Анненского обусловлено, видимо, другим. И здесь нужно хотя бы бегло остановиться на творчестве Анненского как литературного критика, адепта импрессионистического метода в искусстве. Размышляя о поэзии в статье «Бальмонт-лирик», Анненский утверждал: «Стих не есть созданье поэта, он даже, если хотите, не принадлежит поэту. Он — ничей, потому что он никому и ничему не служит, потому что исконно, по самой воздушности своей природы, стих свободен и потому еще, что он есть никому не принадлежащая и всеми созидаемая мысль. Стих этот — новое яркое слово, падающее в море вечно творимых...» А немного раньше, в статье «Что такое поэзия?», подготовленной как предисловие к новому сборнику стихов, но не вошедшей в него, Анненский писал, что в искусстве слова, на его взгляд, «все тоньше и беспощадно-правдивее раскрывается индивидуальность с ее тайной и трагическим сознанием нашего безнадежного одиночества и эфемерности», проявляется «я, которое жадно ищет впитать в себя этот мир и стать им, делая его собою».
Теперь легче объяснить
«происхождение» Анненского-
Было бы примитивным упрощением видеть в этом попытку плагиата. Анненский «впитал в себя» мир античной культуры и стал «древнегреческим драматургом» — автором нескольких стихотворных драм на античные сюжеты (в ряду тех «пьес для чтения», которые были широко распространены в творчестве поэтов-символистов, достаточно назвать имена Блока, Брюсова, Вяч.Иванова, Сологуба). Как переводчик лирики, он «впитал в себя» идеи и мотивы европейского модернизма, декаданса, символизма (поэзия Бодлера, Верлена, Рембо, Малларме, Прюдома, Леконта де Лиля, Ш. Кро), которые в сочетании с русской классической традицией философской лирики (в первую очередь — Тютчева) и дали толчок новому оригинальному явлению в русской литературе — поэзии Анненского. Продолжая эту тему, можно увидеть, например, как педагогическая деятельность Анненского, всегда ориентированного на проблемы народа («...впитать в себя этот мир...»), в сочетании с природной интеллигентностью («... и стать им, делая его собою...») привели к тому, что «в русской поэзии первого десятилетия XX в. наиболее сильными стихами "гражданственного" плана,— по мнению известного блоковеда П. Громова,— являются "Старые эстонки" и "Петербург" Анненского».
Точно установить, когда начинается творчество Анненского, представленное в двух его стихотворных сборниках (второй увидел свет после смерти поэта), в каком порядке были созданы его произведения, невозможно. Анненский, за немногим исключением, не датировал своих стихотворений, не публиковал их в периодике, а для сборников группировал по собственной, внутренней логике. На основании его письма к А. В. Бородиной от 7.1.1901 («...занялся подбором всех своих стихотворений и стихотворных переводов, которые думаю издать отдельной книжкой») можно заключить, что состав будущих «Тихих песен» в основном определился за три года до публикации (1904).
Информация о работе Поэты-символисты о музыке как высшей форме искусства