Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:01, реферат
Единственной яркой пьесы «Горе от ума» хватило, чтобы Грибоедов вошел в историю русской литературы как величайший драматург. В кругу современников, где Грибоедов читал, по мере написания, акты пьесы, произведение получило признание и успех; с особенным восторгом его встретили декабристы. Пушкин дал блестящую характеристику комедии, отметив в ней «характеры и резкую картину нравов".
Под непосредственным влиянием Озаровского оказалось самое блестящее и талантливое сценическое воссоздание «Горя от ума» — постановка Московского Художественного театра 1906 г. В статье В. И. Немировича-Данченко «"Горе от ума" в Московском Художественном театре» сжато пересказаны итоги огромной художественно-режиссерской работы над этой постановкой, отличающиеся не только большим числом удачно найденных частностей, но и общим своеобразным и смелым истолкованием пьесы. В статье содержатся ценные характеристики отдельных действующих лиц и групповых движений на сцене, общего темпа и тона игры. Главное своеобразие в понимании и постановке пьесы формулируется В. И. Немировичем-Данченко так: «Грубая ошибка в постановке "Горя от ума" заключается именно в том, что центр пьесы перемещался из интимных отношений Софьи, Чацкого, Фамусова и Молчалина в сторону "галереи типов", "общественного значения" и разных комментариев публицистического характера. Не худо, чтобы все это актер знал, но жить этим в непрерывном течении пьесы не может художник сцены». Особенно такая ошибка сказывается на Чацком. «Большинство актеров играют его, в лучшем случае, пылким резонером. Перегружают образ значительностью Чацкого как общественного борца. Как бы играют не пьесу, а те публицистические статьи, какие она породила. Самый антихудожественный подход к роли». «Влюбленный молодой человек — вот куда должно быть направлено все вдохновение актера в первом действии. Остальное — от лукавого. Отсюда только и пойдет пьеса, с ее нежными красками, со сценами, полными аромата поэзии, лирики. Чацкий станет потом обличителем даже помимо своего желания. Он и не думал брать на себя эту роль». На таком принципе интимной драмы построена вся трактовка пьесы, и прежде всего — исполнение роли самого Чацкого В. И. Качаловым. В соответствии с общим своеобразным замыслом постановка Художественного театра богата интимными бытовыми подробностями. В психологическую и сценическую характеристику действующих лиц внесено много свежей наблюдательности и чуткого проникновения.
С глубоким чувством художественной меры исполнял роль Скалозуба Л. М. Леонидов. Блестящим достижением И. М. Москвина была роль Загорецкого.
Замечательно было внешнее оформление спектакля: декорации, обстановка, реквизит, костюмы, грим и т. п. Художественный театр создал целую художественно-археологическую энциклопедию «Горя от ума». К ней постоянно обращались постановщики, актеры, театроведы. После опыта 1906 г. для крупных театров стало обязательным приглашение к постановке «Горя от ума» выдающихся художников.
Несмотря на непростой путь, который проделала пьеса к сцене, через цензуру и ошибочное понимание текста, надо отметить, что она не потеряла своей актуальности, ценности дли столичных, ни для провинциальных зрителей. С «высочайшим разрешением» на повсеместные постановки (от 6 июля 1863 года) комедия получит широкое распространение и признание, благодаря которым стали возможным такие блестящие постановки как в 1906 году под руководством Озаровского.
В последующие годы комедия не будет сходить с подмостков, дойдя до сегодняшних дней; продолжит свое развитие, поиски новых трактовок и воплощений, что лишний раз докажет бессмертность творения Грибоедова.
Список литературы:
1) «А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников».
Редакция Н. К. Пиксанова. Изд-во «Федерация», М., 1929.
2) Гончаров И. Собрание сочинений: в 8-ми тт. М., 1955, т.8
«Мильон терзаний»
3) Ранние постановки «Горя от ума», обзор Вл. Филиппова
4) «Горе от ума» в творчестве Гончарова, Н. Пиксанов
5) Грибоедов и декабристы, статья М. Нечкиной
6) Комедия А.С, Грибоедова «Горе от ума» на сцене отечественного театра XX века, Колесникова С.А
[1] «Северная пчела», 1830
[2] «Московский телеграф», 1831
[3] С. Васильев. Драматические характеры. Опыт разбора отдельных ролей, как пособие при их исполнении. Комедия «Горе от ума». Вып. I — IV. М., 1889 — 1891
[4] (1894, № 1; 1895, № 1, 2, 10)
[5] (1831 г., № 20, октябрь)
[6] «Ежегодник императорских театров». сезон 1899/1900 гг.
Информация о работе Первые театральные постановки «Горе от ума»