Автор: Светлана Павлова, 11 Октября 2010 в 19:47, курсовая работа
Имя Марины Ивановны Цветаевой долгое время оставалось неизвестным широкому кругу читателей. От первой книги стихов, благосклонно встреченной литераторами и критиками, к полному забвению и одиночеству – таков путь великой русской поэтессы.
Нам, современным читателям Марины Цветаевой, ещё предстоит осмыслить и оценить по достоинству её творческое наследие, разобраться в трагических сплетениях судьбы поэтессы, осознать неповторимость её творческой манеры.
Мы проследим основные этапы жизни и творчества поэтессы. Цель нашей работы – периодизация творчества Цветаевой. От первых стихов, вошедших в сборник «Вечерний альбом», который увидел свет в 1910 году, к зрелому творчеству поэтессы, когда были написаны её лучшие поэмы, пьесы, и заканчивая публицистикой в последующие годы жизни Марины Цветаевой.
Работа состоит из разделов, в каждом из которых внимание акцентируется на отдельных произведениях, созданных поэтессой в рассматриваемый период. Причём подробно мы останавливаемся на новых темах, мотивах, достижениях, стилевых приёмах, имеющих место в тот или иной период творчества, и их развитии в дальнейшем.
Наша задача состоит в том, чтобы выявить специфику каждого из периодов, определить его жанровое и идейное своеобразие, проследить эволюцию творчества поэтессы. Кроме того, необходимо учесть, связь творчества М.И. Цветаевой с ее биографией, событиями мировой культуры и истории.
При написании работы мы опирались на монографии исследователей жизни и творчества Цветаевой, на которые в каждом разделе имеются ссылки.
Введение.
Глава 1. Начало творческого пути.
1. 1910 год – первая книга стихов «Вечерний альбом».
2. 1912 год – сборник «Волшебный фонарь»: развитее поэтического таланта.
3. «Юношеские стихи» - предвестник будущей Цветаевой.
Глава 2. Творчество 1916-1917 годов. Расцвет лирики.
Глава 3. «Просто голос перерос стихи…».
1. 1918-1919 – обращение к драматургии.
2. 1920-1921 – создание «русских поэм».
Глава 4. Эмиграционный период творчества.
1. «Поэма Горы» как поэма Преодоления.
2. «Поэма Конца» - лучшее произведение поэтессы.
3. Проза Цветаевой.
Глава 5. Последние годы жизни и творчества.
Заключение.
Список литературы.
Втиснула в губы.
Плакать не буду.
Самую крепость –
В самую мякоть.
Только не плакать.45
Далее – траурное, мучительное, в ознобе и в слёзах, последнее шествие по Праге. Двое, полчаса назад близкие люди («мы же – сросшиеся…»), теперь бредут как чужие.
И – набережная. Последняя.
Всё. Порознь и без руки,
Чурающимися соседями
Бредём.
Страшащимися сопреступниками
Бредём. (Убитое – Любовь.)46
Это шествие – воспоминание: Прага поворачивается дорогими местами встреч, былых поцелуев, ласк:
- Наша улица! – Уже не наша…-
- Сколько раз по ней…-
Уже не мы…47
Расставание («
Рас - ставание. Расставаться...
Сверхъестественнейшая
дичь!
Звук, от коего уши рвутся,
Тянутся за предел тоски...
Расставание - не по-русски!
Не по-женски! Не по-мужски!
Не по-божески!
Тяжело и ему.
Плачешь? Друг мой!
Всё моё! Прости!
О, как крупно.
Солоно
в горести!
Жестока слеза мужская:
Обухом по темени!
Плачь, с другими наверстаешь
Стыд, со мной потерянный.48
У других, не посвящённых в драму любви героев, у тех, кто удовлетворён земной любовью и не стремится в высь, слёзы героя вызывают смех.
Смеются!
- недолжным,
Позорным,
мужским
Слезам твоим, видным
Сквозь дождь – в два рубца!
Как жемчуг – постыдным
На бронзе
бойца.
Слезам твоим первым,
Последним, - о, лей! –
Слезам твоим – перлам
В короне моей!49
Значит…Их любовь даже его - обычного, земного – «перепахала», изменила. Как после всего этого устроим он свою жизнь с «простою женщиной»? Ответ – стихотворение «Попытка ревности»
А она? Что теперь делать ей? Они расстались, но сейчас ещё идут рядом –
- А завтра,
Когда
Проснусь?
Сама же и отвечает:
…яд, рельсы, свинец – на выбор!50
Цветаева писала Пастернаку, что её поэма «вся на паузе», что в ней исключительно важны знаки тире. Через тире, пропуски, недомолвки – боль, невидимая игра жизни со смертью:
Здесь? (Дроги поданы.)
Спо – койных глаз
Взлёт. – Можно до дому?
В по – следний раз!
или
Ска – жи, что бред!
Что нет и не будет мосту
Кон – ца…
- Конец.51
Марина Цветаева три года прожила в Чехии, четырнадцать во Франции. Эти годы – семнадцать лет тоски по России.
Надежды на Париж – получить работу, печататься, жить хорошо – не оправдались. Расхождение с окружающей эмигрантской средой начались почти сразу же. В это время единственной отдушиной была переписка с Рильке и Пастернаком. С их помощью творческий кризис мало-помалу начал преодолеваться. 6 февраля 1926 года состоялся Цветаевский творческий вечер, подготовленный её друзьями.
Несмотря на нужду, на
Марина Ивановна написала ряд
больших статей («Искусство при
свете совести», «Лесной царь»)
и крупных, насыщенных
Будучи очень свободными (по композиции, языку, интонации), её портреты и статьи кажутся написанными неэкономно – с большими отступлениями в прошлое. Речь Цветаевой очень эмоциональна; вместе с тем проза плотна, материальна, поскольку реалистически достоверна.
Таким
образом, отметим, что эмиграционный
период творчества Марины Ивановны Цветаевой
характеризуется обращением к крупным
жанрам, в первую очередь, к поэмам,
в которых со всей полнотой выразился
психологизм поэтессы, вся горечь
ее внутренних слез, вся сила таланта.
Вместе с тем рассматриваемый период творчества
был необыкновенно тяжелым: забвение,
разлука с Россией, изоляция и одиночество,
бедность – в этой атмосфере прошли 17
лет эмиграции.
Глава 5. Последние годы жизни и творчества.
В 1936-1937 годах Цветаевы готовились к отъезду на родину. Сначала уехала Ариадна, потом Сергей Яковлевич Эфрон.
Последним стихотворным циклом Цветаевой были «Стихи к Чехии» - образец публицистической, политической лирики:
Кленом, сосной,
Хвоей, листвой,
Всею сплошной
Чащей лесной -
Понесена
Добрая весть,
Что - спасена
Чешская честь!52
И, наоборот, полны презрения стихи о Германии:
О, дева всех румянее
Среди зеленых гор -
Германия!
Германия!
Германия!
Позор!53
Летом 1939 Цветаева с сыном выехала в СССР. В августе того же года в подмосковном Болшево, где жила семья, была арестована Ариадна, в октябре – Сергей Эфрон.
Марина Цветаева зарабатывала переводами, носила передачи дочери и мужу. Потом дочь отправили в лагерь…
Началась война с Германией. Попав в эвакуацию в татарскую Елабугу, не чувствуя больше смысла жить, потеряв последние душевные силы, Марина Ивановна решила уйти из жизни: 31 августа 1941 года, в пору красной рябины, она повесилась.
Сергея Эфрона расстреляли 16 октября того же года в Москве.
Сын Георгий погиб на войне в 1944 году.
Дочь Ариадна умерла 26 июля 1975 года в Тарусе, отмучавшись 16 лет в ГУЛАГе…
Заключение.
Мы рассмотрели
основные периоды творчества
Цветаевой. Каждый период
Начало
творческого пути Марины
1916-1922 годы период расцвета лирики Марины Цветаевой, это одновременно самое плодотворное, но и драматическое время для поэтессы: стихи практически не печатались.
Обращением
к драматургии ознаменован
Эмиграционный
период творчества Цветаевой
пришёлся на 1921-1938; он охарактеризован
одиночеством, тоской по родине,
лишениями, ужасом перед
Последние годы жизни поэтессы – 1935-1941 – ознаменованы возвращением в Россию, арестом мужа и дочери, душевным кризисом.
Цветаева
ушла из жизни молодой, потому
что, по её признанию, «больше
не смогла жить; попала в тупик».54
Список литературы.