Периодизация творчества М.И.Цветаевой

Автор: Светлана Павлова, 11 Октября 2010 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Имя Марины Ивановны Цветаевой долгое время оставалось неизвестным широкому кругу читателей. От первой книги стихов, благосклонно встреченной литераторами и критиками, к полному забвению и одиночеству – таков путь великой русской поэтессы.
Нам, современным читателям Марины Цветаевой, ещё предстоит осмыслить и оценить по достоинству её творческое наследие, разобраться в трагических сплетениях судьбы поэтессы, осознать неповторимость её творческой манеры.
Мы проследим основные этапы жизни и творчества поэтессы. Цель нашей работы – периодизация творчества Цветаевой. От первых стихов, вошедших в сборник «Вечерний альбом», который увидел свет в 1910 году, к зрелому творчеству поэтессы, когда были написаны её лучшие поэмы, пьесы, и заканчивая публицистикой в последующие годы жизни Марины Цветаевой.
Работа состоит из разделов, в каждом из которых внимание акцентируется на отдельных произведениях, созданных поэтессой в рассматриваемый период. Причём подробно мы останавливаемся на новых темах, мотивах, достижениях, стилевых приёмах, имеющих место в тот или иной период творчества, и их развитии в дальнейшем.
Наша задача состоит в том, чтобы выявить специфику каждого из периодов, определить его жанровое и идейное своеобразие, проследить эволюцию творчества поэтессы. Кроме того, необходимо учесть, связь творчества М.И. Цветаевой с ее биографией, событиями мировой культуры и истории.
При написании работы мы опирались на монографии исследователей жизни и творчества Цветаевой, на которые в каждом разделе имеются ссылки.

Содержание

Введение.
Глава 1. Начало творческого пути.
1. 1910 год – первая книга стихов «Вечерний альбом».
2. 1912 год – сборник «Волшебный фонарь»: развитее поэтического таланта.
3. «Юношеские стихи» - предвестник будущей Цветаевой.
Глава 2. Творчество 1916-1917 годов. Расцвет лирики.
Глава 3. «Просто голос перерос стихи…».
1. 1918-1919 – обращение к драматургии.
2. 1920-1921 – создание «русских поэм».
Глава 4. Эмиграционный период творчества.
1. «Поэма Горы» как поэма Преодоления.
2. «Поэма Конца» - лучшее произведение поэтессы.
3. Проза Цветаевой.
Глава 5. Последние годы жизни и творчества.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

Втиснула  в губы.

Плакать не буду.

Самую крепость –

В самую  мякоть.

Только  не плакать.45

   Далее – траурное, мучительное, в ознобе и в слёзах, последнее шествие по Праге. Двое, полчаса назад близкие люди («мы же – сросшиеся…»), теперь бредут как чужие.

И –  набережная. Последняя.

Всё. Порознь  и без руки,

Чурающимися соседями

Бредём. 

Страшащимися  сопреступниками

Бредём. (Убитое – Любовь.)46

   Это шествие – воспоминание: Прага поворачивается дорогими местами встреч, былых поцелуев, ласк:

- Наша  улица! – Уже не наша…-

- Сколько  раз по ней…-

Уже не мы…47

   Расставание («сверхбессмысленнейшее  слово») воспринимается героиней как «гром на голову», «океан в каюту! – как конец. Осознание производящего ещё не полно, но героиня уже почувствовала, что случилось что-то страшное, противоестественное.

Рас - ставание. Расставаться...

Сверхъестественнейшая дичь! 

Звук, от коего уши рвутся,

Тянутся за предел тоски...

Расставание - не по-русски!

Не по-женски! Не по-мужски!

Не по-божески!

 Тяжело и  ему. 

Плачешь? Друг мой!

Всё моё! Прости!

О, как  крупно.

Солоно  в горести! 

Жестока слеза мужская:

Обухом  по темени!

Плачь, с другими наверстаешь

Стыд, со мной потерянный.48

   У других, не посвящённых в  драму любви героев, у тех, кто  удовлетворён земной любовью  и не стремится в высь, слёзы  героя вызывают смех.

Смеются!

- недолжным,

Позорным, мужским 

Слезам  твоим, видным

Сквозь  дождь – в два рубца!

Как жемчуг – постыдным

На бронзе бойца. 

Слезам  твоим первым,

Последним, - о, лей! –

Слезам  твоим – перлам

В короне моей!49

Значит…Их любовь даже его  - обычного, земного – «перепахала», изменила. Как после всего этого устроим он свою жизнь с «простою женщиной»?  Ответ – стихотворение «Попытка ревности»

   А она? Что теперь делать  ей? Они расстались, но сейчас  ещё идут рядом – 

- А завтра,

Когда

Проснусь?

Сама  же и отвечает:

…яд, рельсы, свинец – на выбор!50

   Цветаева писала Пастернаку, что  её поэма «вся на паузе», что в ней исключительно важны знаки тире. Через тире, пропуски, недомолвки – боль, невидимая игра жизни со смертью:

Здесь? (Дроги поданы.)

Спо –  койных глаз

Взлёт. – Можно до дому?

В по –  следний раз!

или

Ска –  жи, что бред!

Что нет  и не будет мосту

Кон –  ца…

- Конец.51

   Марина Цветаева три года прожила в Чехии, четырнадцать во Франции. Эти годы – семнадцать лет тоски по России.

   Надежды на Париж – получить  работу, печататься, жить хорошо  – не оправдались. Расхождение  с окружающей эмигрантской средой начались почти сразу же. В это время единственной отдушиной была переписка с Рильке и Пастернаком. С их помощью творческий кризис мало-помалу начал преодолеваться. 6 февраля 1926 года состоялся Цветаевский творческий вечер, подготовленный её друзьями.

   Несмотря на нужду, на гнетущее  сознание того, что печататься  негде, Цветаева много работала. Она пробовала себя в прозе.

   Марина Ивановна написала ряд  больших статей («Искусство при  свете совести», «Лесной царь»)  и крупных, насыщенных автобиографизмом портретов («Герой труда», «Живое о живом», «Пленный Дух»), повести из детства («Дом у Старого Пимена», «Мать и Музыка»), рассказы («Хлыстовки», «Жених», «Китаец») и другие.

   Будучи очень свободными (по композиции, языку, интонации), её портреты и статьи кажутся написанными неэкономно – с большими отступлениями в прошлое. Речь Цветаевой очень эмоциональна; вместе с тем проза плотна, материальна, поскольку реалистически достоверна.

     Таким образом, отметим, что эмиграционный  период творчества Марины Ивановны Цветаевой  характеризуется обращением к крупным  жанрам, в первую очередь, к поэмам, в которых со всей полнотой выразился  психологизм поэтессы, вся горечь ее внутренних слез, вся сила таланта. Вместе с тем рассматриваемый период творчества был необыкновенно тяжелым: забвение, разлука с Россией, изоляция и одиночество, бедность – в этой атмосфере прошли 17 лет эмиграции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 5. Последние годы жизни и творчества.

   В 1936-1937 годах Цветаевы готовились к отъезду на родину. Сначала уехала Ариадна, потом Сергей Яковлевич Эфрон.

   Последним стихотворным циклом  Цветаевой были «Стихи к Чехии» - образец публицистической, политической  лирики:

Кленом, сосной,

Хвоей, листвой,

Всею сплошной

Чащей лесной -

Понесена

Добрая  весть,

Что - спасена

Чешская честь!52

   И, наоборот, полны презрения стихи  о Германии:

О, дева всех румянее

Среди зеленых  гор -

Германия!

Германия!

Германия!

Позор!53

   Летом 1939 Цветаева с сыном выехала  в СССР. В августе того же года в подмосковном Болшево, где жила семья, была арестована Ариадна, в октябре – Сергей Эфрон.

   Марина Цветаева зарабатывала переводами, носила передачи дочери и мужу. Потом дочь отправили в лагерь…

   Началась война с Германией.  Попав в эвакуацию в татарскую Елабугу, не чувствуя больше смысла жить, потеряв последние душевные силы, Марина Ивановна решила уйти из жизни: 31 августа 1941 года, в пору красной рябины, она повесилась.

   Сергея Эфрона расстреляли 16 октября  того же года в Москве.

   Сын Георгий погиб на войне  в 1944 году.

   Дочь Ариадна умерла 26 июля 1975 года  в Тарусе, отмучавшись 16 лет в  ГУЛАГе…

    
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

   Мы рассмотрели  основные периоды творчества  Цветаевой. Каждый период соотносится  с фактами биографии поэтессы, а также основным этапам российской и мировой истории.

   Начало  творческого пути Марины Цветаевой  приходится на 1910-1915 годы, это время  поисков себя в литературе  и, по признанию поэтессы, самый  счастливый период в её личной  жизни.

   1916-1922 годы период расцвета лирики Марины Цветаевой, это одновременно самое плодотворное, но и драматическое время для поэтессы: стихи практически не печатались.

   Обращением  к драматургии ознаменован 1918-1919 годы, позднее, в 1920-1921 годы Цветаева  обратилась к созданию поэм.

   Эмиграционный  период творчества Цветаевой  пришёлся на 1921-1938; он охарактеризован  одиночеством, тоской по родине, лишениями, ужасом перед надвигающейся  войной.

   Последние годы жизни поэтессы – 1935-1941 – ознаменованы возвращением в Россию, арестом мужа и дочери, душевным кризисом.

   Цветаева  ушла из жизни молодой, потому  что, по её признанию, «больше  не смогла жить; попала в тупик».54 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Белкина М.И. Скрещение судеб. - М.: Книга, 1988. – 352 с.
  2. Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой: лингвистический аспект. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. – 263 с.
  3. Каган Ю.М. Марина Цветаева в Москве. Путь к гибели.- М.: Отечество, 1992. – 238 с.
  4. Кудрова И.В. Версты, дали…:Марина Цветаева: 1922 – 1939. – М.: Советская Россия, 1991. – 368 с.
  5. Кудрова И.В. Гибель Марины Цветаевой. – М.: Независимая газета, 1995. – 319 с.
  6. Павловский А.И. Куст рябины: о поэзии Марины Цветаевой. – Л.: Советский писатель, 1989. – 350 с.
  7. Саакянц А.А. Марина Цветаева: страницы жизни и творчества (1910 – 1922). – М.: Советский писатель, 1986. – 349 с.
  8. Цветаева А.И. Воспоминания. – М.: Изограф, 1995. – 864 с.
  9. Цветаева М.И. Избранное. – М.: Просвещение, 1989. – 366 с.
  10. Цветаева М.И. Просто – сердце…: Стихотворения и поэмы. – М.: Эксмо-Пресс, 1998. – 464 с.
  11. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы. – М.: Астрель, 2005. – 638 с.

Информация о работе Периодизация творчества М.И.Цветаевой