Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:55, курсовая работа
Цель работы – дать описание особенностей Парижа и Франции, представленных в романе. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Охарактеризовать исторический фон событий, представленных в романе «Три мушкетера»:
Проанализировать основные черты феодально-абсолютистской Франции XVII века;
Дать общую характеристику основных действующих лиц тридцатилетней войны и осады Ла-Рошели.
Проанализировать подробности Парижа и Франции в «Трех мушкетерах».
Введение 2
Раздел 1. Исторический фон событий, представленных в романе «Три мушкетера» 6
1.1. Основные черты феодально-абсолютистской Франции XVII века 6
1.2. Тридцатилетняя война и осада Ла-Рошели: действующие лица 8
Раздел 2. Париж и Франция в «Трех мушкетерах» (некоторые подробности) 11
2.1. Париж Александра Дюма: связь времен 11
2.2. Некоторые топографические подробности в романе «Три мушкетера» (главы и описания) 13
Выводы 23
Список использованных источников 24
Про жилище Арамиса известно больше. По нескольким фразам из разных глав можно даже точно определить место, в котором он жил: «...Дойдя до конца переулка, д'Артаньян свернул влево. Дом, где жил Арамис, был расположен между улицей Кассет и улицей Сервандони», «- Вы очень покладистый муж, любезный мой господин Бонасье! - сказал кардинал. - Могли бы вы узнать двери, куда она (г-жа Бонасье) входила? - Да. - Помните ли вы номера? - Номер двадцать пять по улице Вожирар и номер семьдесят пять по улице Лагарп». Действительно, и сейчас третий дом от угла по улице Вожирар (если считать от Люксембургского сада) имеет номер 25 и расположен по диагонали от перекрестка с улицей Кассет. Конечно, на дом Арамиса в описании Дюма он не очень-то похож, да и окна на первом этаже ни одного нет, но место, очевидно, то самое.
X. МЫШЕЛОВКА В СЕМНАДЦАТОМ ВЕКЕ. «Даже не прикрыв за собой дверей, они, выйдя из дома, побежали по улице Могильщиков, завернули на Королевский Ров и остановились только у площади Сен-Сюльпис».[6, c. 112] Королевский Ров лежит в стороне. Ров проходил под стенами и был границей города. Вдоль него и шла улица Королевского Рва, которая была так названа по расположенному рядом особняку принца Конде.[5]
XI. ИНТРИГА ЗАВЯЗЫВАЕТСЯ. «Д'Артаньян миновал улицу Кассет и издали видел уже дверь дома своего друга (Арамиса), над которой ветви клена, переплетенные густо разросшимся диким виноградом, образовывали плотный зеленый навес. Внезапно д'Артаньяну почудилось, что какая-то тень свернула с улицы Сервандони». [6, c.119] Неточность. Во-первых, в XVII веке улица Сервандони еще называлась улицей Могильщиков. Во вторых, д'Артаньян и г-жа Бонасье с улицы Могильщиков «только что» убежали, и г-жа Бонасье осталась в квартире Атоса на ул. Феру. И, наконец, в третьих, не видно от дома Арамиса этого поворота. Так что по всем признакам г-жа Бонасье свернула на Вожирар с иной улицы и, скорее всего, с ближайшей к дому Арамиса, поскольку, как сказано в романе, тут же начала «отсчитывать дома и окна». А ближайшей была и остается улица Железного Горшка (rue du Pot de Fer), носящая сейчас имя Бонапарта. Еще одна улица Железного горшка, не менее старая, до сих пор существует в Париже, и не очень далеко отсюда, в 5-м округе. Она соединяет улицы Ломон и Муфтар. По-видимому, в те времена вывески-чугунки имелись в Париже в большом изобилии, а по запоминающимся вывескам часто получали названия и улицы.
«Молодая женщина и ее спутник заметили, что за ними следят, и ускорили шаг. Д'Артаньян почти бегом обогнал их и затем, повернув обратно, столкнулся с ними в тот миг, когда они проходили мимо изваяния Самаритянки, освещенного фонарем, который отбрасывал свет на всю эту часть моста».[6, c.131] Скульптура Самаритянки, дающей напиться Христу, стояла на втором этаже здания насосной станции-башни, которое так же именовали Samaritaine (Самаритэн).
XIII. ГОСПОДИН БОНАСЬЕ. «...Сыщики, арестовавшие его, препроводили его прямым путем в Бастилию и там, трепещущего, провели мимо взвода солдат, заряжавших свои мушкеты».[6, c.141] Бастилия… Вот он, страх современников, который революция 1789 года превратила в груду камней. Ими потом вымостили площадь Согласия.[5]
XIV.
НЕЗНАКОМЕЦ ИЗ МЕНГА. «...Карет
XX. ПУТЕШЕСТВИЕ. «В два часа ночи наши четыре искателя приключений выехали из Парижа через ворота Сен-Дени. Пока вокруг царил мрак, они ехали молча; темнота против их воли действовала на них – всюду им мерещились засады».[6, c.206] Ныне у бывшей границы города на месте старых городских ворот высится сооружение в виде римской триумфальной арки, построенное при Людовике XIV. Чаще, правда, августейшие персоны отправлялись через эти ворота в последний путь, к королевской усыпальнице в базилике Сен-Дени.[5]
XXIX. ПОГОНЯ ЗА СНАРЯЖЕНИЕМ. «Д'Артаньян, заметив однажды, что Портос направляется к церкви Сен-Ле, пошел за ним следом, словно движимый каким-то чутьем. Перед тем как войти в святую обитель, Портос закрутил усы и пригладил эспаньолку, что всегда означало у него самые воинственные намерения».[6, c.319] Церковь Сен-Ле (église St-Leu-St-Gilles), одна из самых старых в Париже, сохранившая в своей архитектуре еще романские черты. Главным фасадом она выходит на ул. Сен-Дени, противоположная ее часть смотрит на бульвар Севастополь, названный так в честь взятия нашего города англо-французскими войсками во время Крымской войны. В церкви Сен-Ле хранится одна из христианских святынь – мощи св. царицы Елены, матери императора Константина, который первым из римских императоров принял христианство и в IV веке сделал его официальной религией империи.[5]
XXX. МИЛЕДИ «Д'Артаньян незаметно последовал за миледи; он видел, как она села в карету, и слышал, как она приказала кучеру ехать в Сен-Жермен. Бесполезно было бы пытаться пешком преследовать карету, уносимую парой сильных лошадей. Поэтому д'Артаньян отправился на улицу Феру».[6, c.326] Здесь речь идет не о Сен-Жерменском предместье Парижа (нынешнем Сен-Жермен-де-Пре), а о местечке Сен-Жермен-ан-Лэ (St-Germain-en-Laye) в нескольких десятках километров от города. Тогда понятно, почему д'Артаньян не стал гнаться за каретой, а пошел домой через Сен-Жермен-де-Пре.[5]
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. I. АНГЛИЧАНЕ И ФРАНЦУЗЫ. «В назначенное время друзья вместе с четырьмя слугами явились на огороженный пустырь за Люксембургским дворцом, где паслись козы».[6, c.337] Люксембургский дворец был построен к 1625 году и «снаружи», т.е. если смотреть со стороны центра города, он с тех пор почти не изменился. В средние века в этих местах находился замок Вовер, пользовавшийся весьма дурной репутацией - якобы обитала здесь нечистая сила в виде получеловека-полузмеи. По этой причине король Филипп-Август даже оставил окрестные земли вне городских стен. После гибели Генриха IV Мария Медичи решила покинуть нелюбимый и опустевший Лувр и построить себе уединенный дворец, который напоминал бы ей о родной Италии. Она выкупила близлежащие поместья, в том числе и дом герцога Франсуа Люксембургского, имя которого и получил впоследствии возведенный здесь дворец.[5]
II. ОБЕД У ПРОКУРОРА. «Между тем дуэль, в которой Портос сыграл столь блестящую роль, отнюдь не заставила его забыть об обеде у прокурорши. На следующий день, после двенадцати часов, Мушкетон в последний раз коснулся щеткой его платья, и Портос отправился на Медвежью улицу с видом человека, которому везет во всех отношениях».[6, c.344] Коротенькая Медвежья улица (rue aux Ours, метро Etienne Marcel) проходит между старинной улицей Сен-Мартэн, которая существовала, наверное, когда еще и города-то самого не было, и молодым бульваром Севастополь, пробитым сквозь городскую ткань энергией барона Османа. В древние времена - а история этой улицы начинается в XIII веке – здесь было много харчевен и лавок, торговавших жареным мясом и птицей; называлась тогда улица Гусиной (rue aux Oues; Oues - старая форма слова Oies - гуси).[5]
IX. ВИДЕНИЕ. «B ближайшую среду, - говорилось в письме, - между шестью и семью часами вечера прогуливайтесь по дороге в Шайо и внимательно вглядывайтесь в проезжающие кареты, но, если вы дорожите вашей жизнью и жизнью людей, которые вас любят, не говорите ни одного слова, не делайте ни одного движения, которое могло бы показать, что вы узнали особу, подвергающую себя величайшей опасности ради того, чтобы увидеть вас хотя бы на мгновение».[6, c.401] В то время Шайо был деревушкой на правом берегу Сены.[5]
X.
ГРОЗНЫЙ ПРИЗРАК. «д'Артаньян
уже выступил в поход
со своей ротой. Дойдя
до предместья Сент-Антуан,
он обернулся и весело
взглянул на Бастилию...» [6, c.417] сент-Антуанские
ворота примыкали непосредственно к стене,
окружавшей Бастилию и являвшейся частью
городских стен. Сразу за воротами начиналось
Сент-Антуанское предместье.
Три мушкетера – исторический роман. Не только потому, что его действие происходит во Франции XVII века. «Три мушкетера» – «духовное завещание» уходящей эпохи – эры господства рыцарских ценностей. В определенном смысле роман консервативен, потому что проповедует отжившие ценности, – такие, как дуэльный кодекс. Однако любая из эпох, которую пережило человечество, сохраняется в самом человеке, и роман Дюма находит отклик в душах последующих поколений, в романтической части их «я». Именно отсюда – энергетика текста, которая не может не передаваться читателям.
Итак, на данном этапе работы можно утверждать, что достигнута цель, поставленная вначале, а именно – дано описание особенностей Парижа и Франции, представленных в романе А.Дюма «Три мушкетера». В ходе реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
По результатам проделанной работы можем сделать вывод о том, что А.Дюма, очевидно, хотел воссоздать то, о чем горевал принц Гамлет: разорванную связь времен. И он добился своего – триумф его героев стал триумфом ушедшей эпохи, - а точнее, мифа о ней, увиденного глазами писателя-романтика, взгляд которого был устремлен не в будущее, а в прошлое. Образы Парижа и Франции, воссозданные в романе, поражают исторической точностью и гармонично дополняют образы главных героев.
Роман великого француза стал для всей последующей приключенческой литературы тем же, чем когда-то стали для европейской культуры поэмы Гомера. Не только литература, но и мир без книги Александра Дюма был бы другим, - независимо от того, хотел ли этого сам автор «Трех мушкетеров».
Информация о работе Париж и Франция в романе Александра Дюма "Три мушкетера"