Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:55, курсовая работа
Цель работы – дать описание особенностей Парижа и Франции, представленных в романе. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Охарактеризовать исторический фон событий, представленных в романе «Три мушкетера»:
Проанализировать основные черты феодально-абсолютистской Франции XVII века;
Дать общую характеристику основных действующих лиц тридцатилетней войны и осады Ла-Рошели.
Проанализировать подробности Парижа и Франции в «Трех мушкетерах».
Введение 2
Раздел 1. Исторический фон событий, представленных в романе «Три мушкетера» 6
1.1. Основные черты феодально-абсолютистской Франции XVII века 6
1.2. Тридцатилетняя война и осада Ла-Рошели: действующие лица 8
Раздел 2. Париж и Франция в «Трех мушкетерах» (некоторые подробности) 11
2.1. Париж Александра Дюма: связь времен 11
2.2. Некоторые топографические подробности в романе «Три мушкетера» (главы и описания) 13
Выводы 23
Список использованных источников 24
ПЛАН:
Введение 2
Актуальность темы. Современному человеку трудно понять причины многих событий ушедших эпох. Отличия образа жизни и нравов разных эпох – крючок, на который проще всего подцепить читателя. Дюма гораздо лучше нас понимал своих героев – Франция, пройдя через революцию и наполеоновские войны, еще сохраняла преемственность с эпохой, которая с его легкой руки получила название «мушкетерской». Многие французские военачальники и маршалы Наполеона были выходцами из Гаскони, как и д'Артаньян; как и в старые времена, считалось делом чести смыть нанесенное оскорбление в дуэльном поединке; на троне Франции по-прежнему восседал король – хотя и имевший статус конституционного монарха. Грядущие полтора столетия кардинально изменили мир – и сделали прошлое еще более интересным для будущих читателей.
Сюжет «Трех мушкетеров» неоднократно пытались воссоздать в декорациях различных стран и эпох, но шедевр Дюма по-прежнему остается недосягаемым. Это объясняется тем, что обаяние трех мушкетеров – обаяние истории. «Три мушкетера» – рыцарский роман, или прямой преемник его традиций. Выбор исторического фона для романа – проявление одной из граней гениальности Дюма. Семнадцатый век в Европе – это период наивысшего расцвета того явления, которое можно назвать «европейским самурайством». Выбор исторического момента Дюма был политически безупречен: позади была жестокая и страшная эпоха средневековья, впереди – новое время, которое принесло человечеству иные ценности.
Некоторые литературные критики полагают, что автор «Трех мушкетеров» слишком мало рассказал читателю о предмете, который, казалось бы, и составляет главное содержание романа. Так, в романе ничего не говорится об истории полка, его составе, вооружении и амуниции, да и о том, в чем, собственно, заключалась мушкетерская служба, мы получаем самое смутное представление. Мы представляем, как выглядел мушкетерский плащ, этот волшебный артефакт романа, - но не из самой книги, а из многочисленных фильмов, снятых по ее мотивам. Любознательность читателя – мотив, который не следует ни недооценивать, ни преувеличивать: теперешний читатель с удовольствием воспринял бы подробности военной жизни той эпохи, но для современника Дюма они, скорее всего, были не экзотикой, а скучной обыденностью, - и именно поэтому, вероятно, не нашли особого отражения на страницах романа.
Актуальность выбранной мной темы является следствием того, что литературный шедевр не отражает окружающий мир, а творит его, выступая своеобразным «мостом в будущее» – из Франции XVII века – в современный мир. Когда аудитория книги расширяется до мировых масштабов, Париж начинает быть таким, каким его видит писатель, - потому что читатель начинает смотреть на мир «его глазами».
Непреходящая актуальность романа – причина разнообразия первоисточников, которые формируют достаточный уровень теоретической разработки темы. Итак, в написании работы стоит опираться, безусловно, на сам роман А.Дюма, кроме того, мы воспользовались историческими материалами: О.Егера (всемирная история: период тридцатилетней войны), а также описаниями феодально-абсолютистской Франции XVII века и архитектуры того же времени (Энциклопедия Всемирной истории). Отдельный интерес представляет статья Н.Горского «Перечитывая трех мушкетеров».
Что
до интернет-ресурсов, то, помимо популярных
сайтов почитателей творчества А.Дюма,
особый интерес в контексте выбранной
темы представляют следующие интернет-источники
(приводим названия и адреса страниц):
«История прототипа д'Артаньяна» (http://www.worlds.ru/europe/
Объектом нашей работы выступает роман А.Дюма «Три мушкетера»; предметом нашей работы являются особенности Парижа и Франции, представленные в романе.
Цель работы – дать описание особенностей Парижа и Франции, представленных в романе. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Прежде чем перейти к описанию Парижа и Франции в романе А.Дюма, дадим общую характеристику основных черт феодально-абсолютистской Франции времен «Трех мушкетеров». Итак, Франция, как и Англия, была в XVII в. одним из самых больших и развитых государств Западной Европы. Во Франции XVII в сохранялась феодальная собственность на основное средство производства — на землю. Земля в подавляющей своей части состояла из «фьефов» (феодов), то есть собственники формально «держали» ее от вышестоящих сеньоров: от короля — герцоги и маркизы, от них — графы и бароны и т. д., хотя никаких взносов и служб в пользу вышестоящего сеньора, как в старину, уже не полагалось. [4, c.74]
Экономическая сущность этой системы сводилась к тому, что собственность на землю составляла монополию узкого господствующего слоя. Младшие сыновья знатных фамилий нередко получали духовный сан. Благодаря привилегиям французской (галликанской) церкви назначение на церковные должности было правом короля, и он использовал это право для поддержки дворянства. Все высшие церковные должности — архиепископов, епископов, аббатов — раздавались французской знати, являясь для нее немаловажным источником дохода; верхушка первого сословия (духовенства) и второе сословие (дворянство) были поэтому связаны во Франции теснейшими родственными узами. Основная масса младших сыновей знати и обедневшие дворяне устремлялись и армию, где занимали командные должности и получали высокое жалованье; некоторые привилегированные виды войск (мушкетеры и др.) состояли целиком из одних дворян, живших королевским жалованьем. Наконец, аристократическая часть дворянства, покидая, а то и продавая свои сельские поместья и замки, дававшие недостаточный доход, селилась в Париже, превращаясь в королевских придворных.
Французское государство XVII в., построенное на принципе абсолютной власти короля, по своей классовой природе было диктатурой дворянства. Чиновники, «люди мантии», составляли как бы аристократию по отношению к классу буржуазии, из рядов которого они вышли. Также и в системе вооруженных полицейских сил абсолютизма в XVII в. городская буржуазия, поголовно получавшая оружие и организованная по городам в «буржуазную гвардию», занимала важное место; в критические минуты народных восстаний она, хотя подчас не без серьезных колебаний, в конце концов поддавалась призывам своих «старших братьев», магистратов и «лояльно» сражалась за существующий порядок, против «мятежников» из простого народа.
Французское феодальное дворянство, за исключением отдельных его представителей, являлось верной опорой абсолютизма. Следовательно, буржуазия, встав на путь оппозиции, была бы принуждена идти с одним лишь народом, и движение неминуемо приобрело бы демократический характер. Но для такой политики французской буржуазии в XVII в. еще не было объективных условий. Это и было причиной того, что «буржуазная гвардия» поддавалась обычно влиянию одворянившейся части буржуазии и поднимала оружие в защиту феодально-абсолютистского порядка.
Абсолютизм нуждался в буржуазии еще и потому, что ему нужны были деньги как для раздачи дворянам, так и для увеличения собственного политического могущества. Разумеется, рост королевской власти ущемлял права и независимость каждого отдельного сеньора. Но общие классовые интересы заставляли их, несмотря на все частные конфликты и проявления недовольства, сплачиваться вокруг королевской власти XVII век — время консолидации французского дворянства. [4, c.77]
Отдельные
обиженные вельможи возглавляли
время от времени оппозиционные
политические движения, направленные
против правительства, но вельможи преследовали
при этом чисто личные цели (получение
пенсий, губернаторских должностей, того
или другого духовного сана и т. д.). Порой
вельможи во имя тех же корыстных целей
вступали во временный союз даже с движениями
народной, в особенности плебейской, оппозиции.
[4, c.78]
События, описанные в романе А.Дюма, разворачиваются на фоне Тридцатилетней войны (1618—1648) — одного из первых общеевропейских военных конфликтов, затронувшего в той или иной степени практически все европейские страны (в том числе и Россию), за исключением Швейцарии и Турции. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе. Тридцатилетняя война была первой войной, затронувшей все слои населения. В западной истории она осталась одним из самых тяжёлых европейских конфликтов в ряду предшественников Мировых войн XX века. [8, c.10]
Людовик XIII (1610-1643 гг.), сын Генриха IV от его второго брака с Марией Медичи – одно из главных действующих лиц романа А.Дюма, являющийся одновременно реальным историческим лицом, – был еще только девятилетним ребенком, когда преступление Равальяка возвело его на престол. Его мать Мария, женщина без выдающихся способностей, происходившая из дома, привыкшего к различным политическим ситуациям, приняла на себя регентство. Но знать, во главе с Конде, первым из принцев крови, настойчиво предъявляла свои права на участие в новом, естественно, еще слабом правлении. [7, c.325]
В эту эпоху аристократия повсюду отличалась весьма воинственным настроением и каждая политическая партия, как это бывает обычно в переходные времена, полагала, что монархическое начало уже отжило свой век. Это мнение основывалось на том, что на всех европейских престолах находились весьма посредственные правители. Королева Мария пыталась умерить возраставшие притязания знати раздачей щедрых пенсий и губернаторских мест, осыпала недовольных всевозможными милостями, вызывая насмешливое замечание о том, что она тушит пожар маслом. Однако регентша настояла на весьма важном принципиальном условии, характеризующем направление ее политики. Она устроила испанские браки, помолвив молодого короля со старшей дочерью Филиппа III, инфантой Анной, а свою дочь Елизавету с инфантом Филиппом. При таком слабом правительстве Франция сохраняла еще долгие годы хорошие отношения с Испанией. [7, c.326]
Кардинал Жан Арман дю Плесси, герцог Ришелье родился в 1585 году в Париже. Отец его принадлежал к сторонникам Генриха III и сначала готовил своего сына к военной карьере. Но молодой человек предпочел духовное поприще, открывавшее более широкую арену для его блестящих дарований. В 22 года он был уже епископом, а когда ему не исполнилось еще и 30 лет, его пригласили в министерство. Далее на 40 году жизни он вступил в совет и вскоре сделался душой и главой правительства. Испанцы тотчас же почувствовали, что иностранной политикой Франции правит теперь твердая рука. Осадив гугенотский приморский город Ла-Рошель английскими и голландскими судами, он вынудил его жителей просить мира, чему должны были последовать и остальные гугеноты, потерпев поражение и на суше. Но в отличие от папистов, требовавших и в этом случае полного уничтожения гугенотов, Ришелье согласился на посредничество Англии и предложил им весьма приемлемые условия. [7, c.327]
Гугеноты поднялись еще раз, при тайной поддержке других недовольных, жалуясь на нарушение условий последнего мира. Город Ла-Рошель стал снова центром восстания. Англия, конфликтовавшая с Францией, помогала гугенотам. Но отправленная ею экспедиция, под командованием герцога Бекингема, любимца короля английского, Карла I, потерпела неудачу. При выполнении этой трудной задачи герцог оказался не на высоте: его атака на укрепление острова Ре, господствовавшего над гаванью Ла-Рошели, была отбита, и английский флот был вынужден отплыть обратно.
Информация о работе Париж и Франция в романе Александра Дюма "Три мушкетера"