Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 04:59, реферат
Цель работы - раскрыть проблему отцов и детей на примере некоторых произведений русской литературы и сравнить взгляды писателей с реальностью. Задачи:
- анализ теоретического подхода к проблеме «отцов и детей» в классической литературе;
- рассмотрение теоретического подхода к проблеме «отцов и детей» в современной литературе;
- сравнение реальных взглядов на проблему с теми, которые отражены в литературе;
- систематизация данных по данной теме;
- заключительные выводы из проделанной работы.
Введение…………………………………………………………………………………….стр. 3
Глава 1. Проблемы «отцов и детей» в классической литературе……………………......стр. 4
1.1. Проблема «отцов и детей» в одноименном романе И.С.Тургенева…………….…...стр. 5
1.2. Проблема «отцов и детей» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»…………….стр. 8
Глава 2. Проблемы нынешней молодежи. Отношения родителей и детей в современной литературе…….стр. 11
2.1. Людмила Улицкая. Семейные отношения в цикле рассказов «Бедные родственники»…………стр.12
2.2. Виктор Петрович Астафьев. Два слова «Астафьев» и «дети»…………………..…стр. 14
2.3. Павел Санаев. Повесть «Похороните меня за плинтусом». …………….…….…....стр. 16
Заключение…………………………………………………….……………………….….стр. 19
Библиография………………………………………………………………………………стр. 20
Приложения..........................................................................................................................стр. 21
Мальчик был
лишен нормального
Потрясают глубина размышлений маленького Саши о смерти. «Тот свет виделся мне чем-то вроде кухонного мусоропровода, который был границей, где прекращалось существование вещей. Все, что попадало в его ковш, исчезало до ужаса безвозвратно. Сломанное можно было починить, потерянное найти, о выброшенном в мусоропровод можно было только помнить или забыть.
Никогда. Это слово вспыхивало перед глазами, жгло их своим ужасным смыслом, и слезы лились нескончаемым потоком. Слову "никогда" невозможно было сопротивляться.
"Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом, - придумал я однажды. - Там не будет темноты. Мама будет ходить мимо, я буду смотреть на нее из щели, и мне не будет так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище".
Бабушка... она, как осьминог, опутала своими щупальцами всех своих близких, сделав несчастными большое количество людей. Именно поэтому, после восхитительной в своей психологичности кульминации идет немного жуткая развязка. Смерть бабушки. Сцена похорон - необходимая мера, потому что нереально было бы избавиться от влияния такого человека.
«Я встал с кресла и прижался к маме, чтобы вознаградить себя за все потери счастьем, минуты которого не надо теперь считать, и с ужасом почувствовал; что счастья нет тоже. Я убежал от жизни, но она осталась внутри и не давала счастью занять свое место. А прежнего места у счастья уже не было. Невидимые руки хотели обнять маму, чтобы больше не отпускать, хотели успокоиться свершившимся раз и навсегда ожиданием - и не могли, зная, что почему-то не имеют на это пока права. Я тревожно подумал, что надо скорее вернуть все обратно, и понял, что тогда это право вовсе уйдет от них навсегда».
Смерть бабушки, как ни парадоксально, дает надежду на счастливый конец данной истории.
В этом произведении автор приводит пример сугубо сложных отношений между родственниками. Здесь присутствует не только недопонимание, но еще и агрессия. Бабушка воспитывает внука в таких же условиях, в каких была воспитана и она. Так поступают многие родители, не понимая того, что существует и иной подход к ребенку.
Учитывая, что эта повесть
В современной литературе проблема отцов и детей волнует авторов не меньше чем в классической. И сейчас писатели пытаются разобраться в проблематике отношений взрослых и детей, отношений между поколениями. Каждый автор по-своему видит суть недопонимания между родными людьми и в произведениях отражает свои взгляды.
Заключение
Во все времена люди пытались решить проблему сложных взаимоотношений между родителями и детьми, но это оказалось непросто. Каждое поколение имеет свои взгляды на жизнь и очень часто эти взгляды не совпадают. Именно это и является основной причиной отсутствия понимания между старшими и младшими.
В ходе исследовательской работы было проведено два опроса учеников 9-11 классов, в результате которых выяснилось, что 14% опрошенных подростков не имеют конфликтов со своими родителями. Также были определены аспекты, в которых чаще всего происходят конфликты между «отцами и детьми» - это «образование» и «домашние обязанности», следом «увлечения» и «общение со сверстниками».
После исследования данной темы можно сказать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась: литературу продолжает волновать вопрос о взаимоотношениях «отцов» и «детей». Сравнивая данные опроса и анализируя то, что раскрыли перед нами писатели в классической и современной литературе, можно увидеть, что в классике проблемы были более нравственными, мысли более глубокими. Но, безусловно, результаты схожи в том, что дети не хотят понимать родителей, а родители не хотят понимать детей.
«Отцы» - преемники старого, «дети» — активисты, реформаторы — так будет всегда, не зависимо от того, в каком году или веке мы живем. Молодежь всегда полна энергии и хочет ее куда-то выплеснуть. Куда именно - уже зависит от обстоятельств, в которых находятся молодые люди: дети, как губки, впитывают в себя то, что видят вокруг и поступают также, потому что ничего другого не знают. И если родители сами создают неблагоприятную атмосферу, то в этой проблеме виноваты именно «отцы», а не «дети». Но есть и другая сторона: в ситуации, когда ребенок видит вокруг себя активную, например, общественную деятельность других людей, взрослым не стоит мешать ему проявить себя, нужно лишь убедиться в том, что это действительно необходимо.
Детям тоже требуется относиться к родителям с пониманием, ведь взрослые волнуются, не хотят, чтобы их ребенок попал в опасность, в любой ситуации нужно находить компромисс.
Проблема «отцов и детей» вечна, но не нужно воспринимать это как проблему, это просто определенный этап взросления в жизни каждого человека.
Библиография
1. Айрапетян Р. Г., «Как
и чем и кто виноват?»,
2. Грибоедов А.С. «Горе от ума»; Русская литература, 2003г.
3. Дубровина И.В., «Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту»; 1987г.
4. Кулагина И.Ю., «Возрастная психология», 1998г.
5. Санаев П., «Похороните меня за плинтусом»; Астрель, 2007г.
6. Тарасов Ф. Б., «Ф.М.Достоевский «Дневник писателя», Москва, 2006 год;
7. Тургенев И.С., «Отцы и дети»; Русская литература, 2006г.
8. Фаустов А. А., «Филологические записки», Вестник литературоведения и языкознания, выпуск 23, Воронеж, 2005 год
9. Черняк М.А., «Современная русская литература: учебно-методические материалы: 10-11 классы»; Эксмо, 2007г.
10. Журнал «Современная литература», 5/2003г.
11. Internet: www.plintusbook/illustrations.
Приложения
1.
2.
1 А. А. Фаустов «Филологические записки», Вестник литературоведения и языкознания, выпуск 23, Воронеж, 2005 год
Информация о работе Отцы и дети. Проблемы современной молодежи