Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 04:59, реферат
Цель работы - раскрыть проблему отцов и детей на примере некоторых произведений русской литературы и сравнить взгляды писателей с реальностью. Задачи:
- анализ теоретического подхода к проблеме «отцов и детей» в классической литературе;
- рассмотрение теоретического подхода к проблеме «отцов и детей» в современной литературе;
- сравнение реальных взглядов на проблему с теми, которые отражены в литературе;
- систематизация данных по данной теме;
- заключительные выводы из проделанной работы.
Введение…………………………………………………………………………………….стр. 3
Глава 1. Проблемы «отцов и детей» в классической литературе……………………......стр. 4
1.1. Проблема «отцов и детей» в одноименном романе И.С.Тургенева…………….…...стр. 5
1.2. Проблема «отцов и детей» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»…………….стр. 8
Глава 2. Проблемы нынешней молодежи. Отношения родителей и детей в современной литературе…….стр. 11
2.1. Людмила Улицкая. Семейные отношения в цикле рассказов «Бедные родственники»…………стр.12
2.2. Виктор Петрович Астафьев. Два слова «Астафьев» и «дети»…………………..…стр. 14
2.3. Павел Санаев. Повесть «Похороните меня за плинтусом». …………….…….…....стр. 16
Заключение…………………………………………………….……………………….….стр. 19
Библиография………………………………………………………………………………стр. 20
Приложения..........................................................................................................................стр. 21
Нравственная сторона
Очень часто дети, когда вырастают
и начинают жить самостоятельной
жизнью, уделяют своим родителям
все меньше и меньше внимания, все
больше отдаляются от них.
Итак, как мы видим, проблема отцов и детей
нашла наиболее полное отражение в русской
классической литературе, многие писатели
обращались к ней, считая ее одной из злободневных
проблем современной им эпохи. Но эти произведения
популярны и актуальны и в наше время,
что свидетельствует о том, что проблема
взаимоотношений между поколениями принадлежит
к вечным проблемам бытия.
Глава II
«Проблемы нынешней молодежи.
«Отцы и дети» в современной литературе».
«Молодежь» в возрастном отношении обозначает молодое поколение, молодых людей. Сравнительно недавно стало активно употребляться понятие «современная молодежь», хотя оно, конечно, существовало всегда. Уже во времена возникновения и расцвета древних цивилизаций, существовала своя «молодежь», и уже тогда, по свидетельствам исторических источников, молодые люди испытывали сложности во взаимоотношениях с взрослыми и окружающим миром.
«Современная молодежь» - это
новое поколение, которое
В современном мире проблема отцов и детей не стала менее актуальной, чем сто лет назад, и кажется, что сейчас она приобрела новые формы и стала более глубокой.
В любой семье случаются проблемы в отношениях между родителями и детьми, и от этого никуда не деться, так как разрыв между поколениями большой. Родители не понимают своих детей, потому что их учили по-другому жить и мыслить. Родители всегда стремятся навязать ребенку определенную линию поведения, которая соответствует их нормам поведения и идеалам, но такой метод воспитания не всегда приводит к желаемому результату.
Большое место в современной литературе занимают произведения о сложных нравственных поисках людей, о ценности жизни человека, о его взаимодействиях с окружающими. Многих авторов волнует тема сложных отношений родителей и детей. Абсолютно каждый сталкивается с этой проблемой, и поэтому люди проявляют интерес к произведениям, затрагивающим данный аспект.
2.1 «Людмила Улицкая.
Семейные отношения в цикле
рассказов «Бедные
Людмила Евгеньевна Улицкая родилась в 1943 году в городе Давлеканово Башкирской АССР, по образованию биолог-генетик, что никак не помешало стать ей известной писательницей. Все рассказы Улицкой основаны на её жизненном личном опыте или пересказаны со слов друзей, знакомых, соседей, родственников. Её биография уже могла бы служить материалом для отдельной книги.
На рубеже 1980-х и 1990-х годов вышли два фильма, снятые по созданным Улицкой сценариям - "Сестрички Либерти" Владимира Грамматиков и "Женщина для всех". Но широкую известность ей приносит повесть «Сонечка», за которую Улицкая получает премию «Медичи» и общее признание, а в 1997 году роман «Медея и её дети» выводит её в число финалистов Букеровской премии.
Улицкая признаёт, что первые её книги вышли за рубежом, а «Бедные родственники» впервые увидели свет в Париже, потому что ситуация в России препятствовала её работе. Но это лишь помогло ей, так как благодаря Парижу её книги были изданы на 17 языках в странах Европы, в США, в странах восточной Европы, а также в странах-членах СНГ.
Этот богатый жизненный опыт помог Людмиле Евгеньевне Улицкой в написании цикла рассказов «Бедные родственники».
Все свои произведения Улицкая связывает со своим личным жизненным опытом. Например, рассказы из этой серии она считает своим детством. Это, в большинстве своём, то, что она пережила в свои детские годы – время детей, рождённых в конце сороковых начале пятидесятых. Время, когда детей воспитывали на вере в светлое будущее, а взрослые боялись преследований.
Людмила Улицкая вспоминает, что бабушка её очень часто, прежде чем что-либо рассказать ей, подзывала внучку на середину комнаты, потому что боялась того, что соседи могут донести.
Название «Бедные родственники»
В то время, как одни строят планы на будущее, пытаясь как-то обустроить свою жизнь, другие просто любят друг друга, живя одним днём и полностью отдаваясь своей страсти, как это видно на примерах Броньки и Ирочки («Бронька»). Первая познала тайну греха, прошла через унижения, но была счастлива тому, что её любили, что у неё были дети. Вторая же прожила абсолютно правильную жизнь - всё как у всех, но почему-то уходя от Броньки, она понимает, что что-то в своей жизни она пропустила.
Тщеславие Улицкая преподносит нам на примере Симки, которая любит похвалить каждую свою вещь. Для Симки нет в мире тряпки лучше, чем её собственная, нет в мире человека лучше, чем её покойный муж. Она окружает себя стеной самолюбия, но при этом вся её гордость разбивается в одну минуту и превращается в ненависть к своей дочери.
Или Матиас и Берта и их любовь к сыну – вот что проходит красной нитью через рассказ «Счастливые». Разве может быть что-нибудь ещё настолько же прекрасное, чем любовь Берты к Вовочке, которой она сама же и стыдится, и которая окрыляет её, даёт ей новый смысл жизни. Улицкая в рассказе «Счастливые» не пытается поднять каких-нибудь философских вопросов, она лишь пишет о том, как преображается женщина, получая ребёнка, и как легко это счастье разрушить.
Примером для обратных чувств является Зина («Народ избранный»), которая не хочет отдавать мамину кофточку – единственное, что осталось у неё. Она не может привыкнуть к мысли о том, что мамы уже нет, что дочь осталась одна, но даже во сне она видит матерь.
Множество качеств преподносит читателю Улицкая в своём «пироге» под названием «Бедные родственники». Она пытается стать учительницей для читателя.
В произведениях этого автора герои — не идеальны, но очень реалистичны. Каждая история — интересный рассказ о жизни обычных людей. Отношения героев часто противоречивы, но таят в себе любовь, любовь родителей к детям, детей к родителям. Ее произведения учат добру, терпению даже в самые трудные моменты жизни. Людмила Улицкая считает, что если в семье есть это важнейшее чувство — любовь, то будет и взаимопонимание, и исчезнут конфликты между родными.
2.2. «Виктор Петрович Астафьев. Два слова «Астафьев» и «дети».
Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска. В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой, Пермская область. В 1945 году Астафьев женился. В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». С 1951 года работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Перми в 1953 году. В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. С 1989 года по 1991 год Астафьев был Народным депутатом СССР. Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии СССР (1978, 1991), премии «Триумф», Государственной премии России (1996, 2003 (посмертно)), Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (ФРГ; 1997).
Виктор Петрович Астафьев много писал для детей и про детей. В своих «Беседах о жизни» он признавался: «Для детей я всегда пишу со светлой радостью». В.П. Астафьев всегда радовался, что у ребенка есть родители, семья. Только в семье, считал он, отношение к жизни, все чувства и ощущения передаются по родству с молоком матери, редкой лаской отца, опускающего тяжелую ладонь на детскую голову». Сам писатель, имея многочисленную родню, тем не менее, был лишен и материнской, и отцовской ласки, а «правильное» отношение к жизни он воспринял от бабушки, заменившей ему погибшую мать, и от дедушки, приучившего мальчика к труду. Виктор Петрович был твердо убежден в том, что дети должны трудиться. В «Книге юных северян» («Мы из Игарки») он вспоминал: «В этом городе труд воистину был всему голова. Рабочих рук не хватало, и многие подростки к 16-ти годам уже имели специальность. Много работало кружков, ребята что-то пилили, строили, клеили, вырезали, сооружали во дворцах пионеров, в школах и дома, по избам и баракам». Ребенок, не знакомый с детства с каким-либо трудом, ― считал писатель, ― никогда не вырастет настоящим человеком.
Виктор Петрович всегда очень огорчался, когда видел детей, предоставленных самим себе, не интересных и не нужных никому, живущих по законам стада. «Это стадо,- писал он,- собирается в тесные залы, где плотно, горячо, где тело к телу липнет, где действуют ноги и то, что повыше их, а голова прилажена для того, чтобы на ней болталась прическа или чаще нечесаные волосы». («О дискотеках»)
Однажды писатель с большой горечью (очерк «Постойте, поплачем!») рассказал о девочках, которые на дискотеке избили сверстницу только за то, что она им сказала что-то не так: «Наши внучатки устремлены в туалет концертного зала, бить морды друг другу, выдирать волосья, пинать женщина женщину каблучком модной туфельки. Перед этим фактом меркнут все наши устремления и достижения. Растлеваются на виду у всех, съедаются юные души, развращается тело и вянет ум».
Виктора Петровича вообще
тревожила детская жестокость, особенно
по отношению к родителям. «Мучительно
долго умирала достойная
Самой светлой мечтой В. П. Астафьева была активная жизненная позиция детей, которые карабкались бы «вверх по отвесной стене мироздания». Он всегда хотел, чтобы взрослые учили детей творить Добро, а на земле оставалось как можно меньше места для Зла. Великий писатель сам учит нас этому своими произведениями.
2.3. «Павел Санаев. Повесть «Похороните меня за плинтусом».
Совершенно противоположная
Павел Санаев - писатель, сценарист, переводчик.
Родился в 1969 году. В 1992 году окончил
сценарный факультет
Несколько лет повесть жила на журнальных
страницах на положении "широко известной
в очень узких кругах". Читатели,
которым полюбилась история Саши
Савельева, передавали журнал друзьям,
экземпляры "Октября" с повестью
пользовались повышенным спросом в библиотеках,
но большие издательства, словно не замечали
произведение, которому суждено было через
несколько лет "взорвать отечественный
книжный рынок и обрести не просто культовый,
но - легендарный статус".
В 2002 году повестью заинтересовался писатель
и издатель Игорь Клех, который совместно
с издательством «МК-Периодика» готовил
к выпуску новую серию "Современная
библиотека для чтения". Книга "Похороните
меня за плинтусом" вышла в составе
этой серии в 2003 году, и в считанные месяцы
стала бестселлером. Безо всякой рекламы,
только за счет "сарафанного радио"
книга возглавила рейтинги продаж крупнейших
книжных магазинов и завоевала огромное
количество поклонников.
В 2007 году изданием книги занялось крупнейшее российское издательство "АСТРЕЛЬ", и с этого момента вокруг "Плинтуса" начался настоящий ажиотаж. За три года разошлось около полумиллиона экземпляров, и книга продолжает пользоваться спросом.
Повесть "Похороните меня за плинтусом" - потрясающее по эмоциональности и чудовищному жизненному правдоподобию произведение. Главный ужас состоит в том, что все это имело место в реальной жизни. В этой книге автором очень ярко изображены, и бессилие матери, и властность бабушки и так называемая «затюканность» деда. Герои книги вызывают смешанные чувства. Гнетущая атмосфера, постоянное эмоциональное воздействие на психику ребенка, совершенно отвратительное отношение бабушки к родному внуку и дочери - все это, разумеется, не вызывает положительных эмоций.
Нервная обстановка в доме,
разъедающая душу ребенка,
Бабушка - тиран в семье. Ее стремление подчинить все своей воли, контролировать жизнь своих близких довольно четко прослеживается на страницах повести.
«Я очень боялся бабушкиных проклятий, когда был их причиной. Они обрушивались на меня, я чувствовал их всем телом - хотелось закрыть голову руками и бежать как от страшной стихии. Когда же причиной проклятий была оплошность самой бабушки, я взирал на них словно из укрытия. Они были для меня зверем в клетке, лавиной по телевизору. Я не боялся и только с трепетом любовался их бушующей мощью».
Единственный способ заслужить уважение родного человека – заболеть.
«Болея, я часто просил бабушку о том, что мне на самом деле не было нужно, или специально говорил, что у меня заложило нос или болит горло. Мне нравилось, как бабушка суетится около меня с каплями и полосканиями, называет Сашенькой, а не проклятой сволочью. Болезнь давала мне то, чего не могли дать даже сделанные без единой ошибки уроки, - бабушкино одобрение. Она, конечно, не хвалила меня за то, что я заболел, но вела себя так, словно я молодец, достойно отличился и заслужил, наконец, хорошего отношения. Хотя иногда доставалось мне и больному»..
Но, несмотря на все это, бабушку невероятно жаль. Печальная история ее жизни открывается в главе "Ссора". Бабушка - психически нездоровый человек. Во-первых, влияние таких же родителей, как и она сама, которые, возможно, сломали ей жизнь. Во-вторых, глубокая травма в молодости - потеря первого ребенка и, наконец, психиатрическая больница, после которой, по выражению дедушки, "жизнь и кончилась". Очень грустно говорить о том, что результат всех этих несчастий обрушился на Сашеньку.
Информация о работе Отцы и дети. Проблемы современной молодежи