Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 05:53, реферат
«Жуковский был первым поэтом на Руси, которого поэзия вышла из жизни», - считал В.Г. Белинский. Жуковский внес большой вклад в отечественную литературу. Ныне мы не представляем себе не только русскую, но и мировую литературу без В. А. Жуковского, так же, как не представляем ее без А. С. Пушкина. Жуковского можно смело назвать основоположником романтизма в русской литературе. А.С. Пушкин в одном из писем восторженно восклицал: «Что за прелесть чертовская его небесная душа! Он святой, хотя родился романтиком, а не греком, и человеком, да каким еще!». Современники отмечали необычайную душевность поэзии Жуковского.
А дальше "рокочут"
струны арфы в трех коротких стихах
двухстопного амфибрахия, и, наконец, происходит
медленное затухание музыкально
Прибрежны дубравы
Склонялись к водам,
И стлался кудрявый
Кустарник по злачным окрестным холмам.
Особую гармоничность придает строфе принцип повторяемости количества слов в строчках: два слова – в строчке с двухстопным амфибрахием и четыре слова – в четырехстопном.
В.Н. Аношкина справедливо отмечает: «Такое количественное распределение слов по строчкам заставляет еще более почувствовать вдвое большую продолжительность звучания длинных стихов и лаконизм коротких, усиливает неровность, взволнованность ритма, самой музыки поэтического произведения».11
Арфа "звучит" во всех строфах. Строфа подобна завершенной целостной музыкальной фразе с ускорением в начале и замедлением в конце.
Музыкальная ассоциация, лежащая в основе структуры строфы – звуки стихов напоминают звуки арфы, – дополняется новыми ассоциативными лентами. Во вступлении, прелюдии, прозвучала музыкальная тема воинственного и грубого Ордала, владыки Морвены, из дедовского зубчатого замка, возвышающегося среди дубрав (в словах, связанных с Ордалом, повторяются звуки его имени и другие резкие, режущие звуки). Главные же мелодии баллады, взаимосвязанные и сливающиеся — это музыкальные темы Минваны и Арминия. Сходные несчастные судьбы, взаимная любовь, общее горе разлуки как бы заложены в сходно звучащих их именах, содержащих звук "мин". У Жуковского родные души имеют и родственные имена.
Имя Минваны и ее образ обладают семантико-музыкальным ореолом – свидетельством очарования девушки:
Младая Минвана
Красой озаряла родительский дом;
Как зыби тумана,
Зарею златимы над свежим холмом,
Так кудри густые
С главы молодой
На перси младые,
Вияся, бежали струей золотой.
Приятней денницы
Задумчивый пламень во взорах сиял:
Сквозь темны ресницы
Он сладкое в душу смятенье вливал;
Потока журчанье –
Приятность речей;
Как роза дыханье;
Душа же прекрасней и прелестей в ней.
Музыкальная структура портрета примечательна. Поэт трижды в строфе повторил, что Минвана "младая", два раза уподобил ее "красу" заре ("красой озаряла", "зарею златимы"...), дважды сказал о ее приятности ("приятней денницы", "приятность речей"), в этом же семантическом ряду определений ее очарования — слова "золотой", "сладкое", "как роза", "прекрасней", "прелестей", "пламень во взорах сиял". Слова-повторы, слова-синонимы, слова одного смыслового гнезда, слова одной эмоционально-экспрессивной оценки собраны вместе и внушают одну мысль – об очаровании красавицы. Жуковский не столько высказывает, сколько навевает мысль о золотой молодости, тающей, как туман, о прелести кратковременного цветения юных роз, также значимо сложное сопоставление человеческой жизни с потоком воды: журчанье потока и приятность речей, журчанье – дыханье. Жизнь человека подобна потоку воды.
В балладе создана особая эмоционально-эстетическая атмосфера. В последней строфе стихотворения все звуковые и смысловые ассоциации отдельных строф и частей произведения соединяются:
И нет уж Минваны...
Когда от потоков, холмов и полей
Восходят туманы
И светит, как в дыме, луна без лучей,
Две видятся тени:
Отнявшись, летят
К знакомой им сени...
И дуб шевелится, и струны звучат.
Слова-образы вызывают ассоциации или с именем Минваны, или с ее судьбой, или с тем, о чем уже рассказано в балладе. Строфа наполнена отзвуками прошлой жизни, содержания предыдущих строф, отзвуками эоловой арфы. В этом меланхолическая прелесть строфы и стихотворения в целом. В словах-образах, в звуковых повторах-вариациях – целая философия жизни и любви: идея очарования молодой любви, ее хрупкости и ненадежности, здесь порицание грубой силы, разрушающей человеческое счастье, идея трагической невозможности остановить прекрасное мгновение юной любви, грустного примирения с неумолимым законом изменчивости жизни, но и утверждение торжества любви как высшей духовности, не подвластной грубой силе.
Итак, музыкальность, простые рифмы, гармоничность строфы, слова-образы, повторы, эпитеты, цветопись, использование синонимов характерны для баллад Жуковского.
Проделав данную работу, мы увидели, что В. А. Жуковский придал русской балладе художественную выразительность и новое очарование. Поэт оживил поэтические возможности, заложенные в старинном жанре. Жуковский познакомил русского читателя с западноевропейской романтической балладой. Баллада была столь любима романтиками именно потому, что она позволяла полностью отойти от реальности, создать собственный фантастический мир.
В.А. Жуковский написал 39 баллад, из них только пять – оригинальные, остальные – переводы и переложения. Все тридцать девять баллад, несмотря на тематические различия, представляют собой художественный цикл, скрепленный не только жанровым, но и смысловым единством. Переводные баллады производят у Жуковского впечатление оригинальных, потому что поэт силой своего воображения воссоздает внутреннюю суть изображаемых явлений.
Основные темы баллад Жуковского – преступление и наказание, добро и зло. Постоянный герой баллад – сильная личность, сбросившая с себя нравственные ограничения и выполняющая личную волю, направленную на достижение сугубо эгоистической цели. По убеждению Жуковского, преступление вызвано индивидуалистическими страстями: честолюбием, жадностью, ревностью, эгоистическим самоутверждением. Человек не сумел обуздать себя, поддался страстям, и его нравственное сознание оказалось ослабленным. Под влиянием страстей человек забывает свой нравственный долг. Но главное в балладах – все же не акт преступления, а его последствия – наказание человека. Преступника в балладах Жуковского наказывают, как правило, не люди. Наказание приходит от совести человека.
Особое место среди произведений Жуковского занимают баллады, посвященные теме любви: «Людмила», «Светлана», «Эолова арфа» и другие. Главное здесь для поэта – успокоить, наставить на путь истинный влюбленного человека, пережившего трагедию в любви. Жуковский и здесь требует от человека обуздания эгоистических желаний и страстей.
Для баллад Жуковского характерны музыкальность и музыкальный фон, интересные рифмы, цветопись, использование слов-образов, повторов, синонимов, ярких эпитетов, поэт придал гармоничность строфе. В этом заключается художественное своеобразие баллад Жуковского.
Современник поэта К. Батюшков дал ему прозвище "балладника". Действительно, Жуковского никто не превзошел в этом жанре. Он так и остался поэтом-балладником.
1. «Все необъятное в единый вздох теснится…» Избранная лирика. В.А. Жуковский в документах. Стихотворения русских поэтов XIX века, посвященные В.А. Жуковскому / сост., вступ. ст., примеч. В.В. Афанасьева. – М., 1986.
3. История русской литературы XIX века, 1800–1830-е гг. – М.: 1989.
4. Жуковский В.А. Баллады / Примеч. Д.Муравьева. – М.: Сов. Россия, 1983.
5. Жуковский В.А. Избранные баллады / Сост. Л.В. Глебова. – Кемерово, 1978.
1Цит. по кн.: «Все необъятное в единый вздох теснится…» Избранная лирика. В.А. Жуковский в документах. Стихотворения русских поэтов XIX века, посвященные В.А. Жуковскому / сост., вступ. ст., примеч. В.В. Афанасьева. – М.: Моск. рабочий, 1986. – С. 3
2 Цит. по кн.: История русской литературы XIX века, 1800 – 1830-е гг. – М., 1989. – С. 76.
3 Жуковский В.А. Избранные сочинения / Вступ. статья, сост. и примеч. И.Семенко. – М.: Худож. лит., 1982.
4 Жуковский В.А. Избранные сочинения / Вступ. статья, сост. и примеч. И.Семенко. – М.: Худож. лит., 1982. – С.17
5 Цит. по кн.: История русской литературы XIX века, 1800 – 1830-е гг. – М., 1989. – С. 77.
6 Семенко И.Н. Жизнь и поэзия Жуковского. – М., 1975. – С. 39
7 Цит. по кн.: Касаткина В.Н. Поэзия В.А. Жуковского. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – С. 78
8 Цит. по кн.: История русской литературы XIX века, 1800 – 1830-е гг. – М., 1989. – С. 89.
9 Касаткина В.Н. Поэзия В.А. Жуковского. – М.: Изд-во МГУ, 1998
10 История русской литературы XIX века, 1800 – 1830-е гг. – М., 1989. – С. 91.
11 История русской литературы XIX века, 1800 – 1830-е гг. – М., 1989. – С. 92.
Информация о работе Особенности жанра баллады в творчестве В. А. Жуковского