Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:37, курсовая работа
В наше время эссе является одним из популярнейших литературных и публицистических жанров. Но этот термин до сих пор неоднозначен. Благодаря анализу многих статей удалось выявить некоторые моменты из истории жанра эссе, его основные черты и особенности.
13
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЖАНРА ЭССЕ
В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Жанр «эссе»: понятие, тематика, история
В наше время эссе является одним из популярнейших литературных и публицистических жанров. Но этот термин до сих пор неоднозначен. Благодаря анализу многих статей удалось выявить некоторые моменты из истории жанра эссе, его основные черты и особенности.
История эссеистики создавалась чередой блестящих авторов, многие из которых привносили в него новые краски, обогащали язык, стиль и форму. Термин эссе происходит от французского слова «essai», что значит «проба, опыт, очерк». Впервые он был употреблен в названии книги М. Монтеня (Michel Eyquem de Montaigne) «Les essays», опубликованной в 1580 г., которую на русский язык перевели как «Опыты». Эта книга состояла из глав, связанных между собой хаотично: без четкого плана и определенной структуры. Эссе Монтеня – небольшие произведения, «опыты» автора на ту или иную тему, главная цель которых – искренность и честность в изложении своих мыслей. «Мое мнение о вещах не есть мера самих вещей, оно лишь должно разъяснить, в какой мере я вижу эти вещи» [17, с. 143]. «Опыты» – размышления, высказывающиеся по случайным поводам, будто мимоходом, о природе человека. В своих эссе Монтень хотел понять себя, а через себя познать других людей.
Эссе Монтеня отличаются свободой построения, легкой, неспешной манерой изложения, неожиданными отклонениями от темы, присутствием ассоциативных связей. Об этой свободе повествования говорят и строки из главы «О силе нашего воображения»: «...Я заклятый враг всяческих обязательств, усидчивости, настойчивости; нет ничего столь противоречащего моему стилю, как пространное повествование; я постоянно сам себя прерываю, потому что у меня не хватает дыхания; я не обладаю способностью что-либо стройно и ясно излагать; я превосхожу, наконец, даже малых детей своим невежеством по части самых обыкновенных, употребляемых в повседневном быту фраз и оборотов» [16, с. 205].
Эссе Монтеня явились новаторством в литературе и философии эпохи Возрождения.
Первым английским эссеистом был Ф.Бэкон (Francis Bacon), который написал свои «Опыты» («Essayes», 1597-1612 г.г.) сначала на латыни, а затем перевел их на английский язык. Ф.Бэкон первым оценил значение опытов Монтеня. По поводу эссе он говорил, что «слово это новое, сама же вещь отнюдь не нова. Ибо послания Сенеки к Луцилию, если хорошенько в них разобраться, не что иное как «Опыты», то есть отрывочные размышления, хотя и облеченные в форму посланий» [18, с. 351]. Бэкон писал о том же, что и Монтень, но его эссе весьма отличаются по форме. Большинство из них – небольшого объема и сосредоточены на какой-то одной теме. Эссе написаны ясным, сжатым и очень метафоричным стилем, они полны практической мудрости и точности.
В XVIII веке эссе стало одним из ведущих жанров в журналистике Англии. В начале XVIII в. Дж. Аддисон, в сотрудничестве с Р. Стилом издававший журнал «Зритель» (1711–1712), разработал форму периодически появляющегося эссе. В сущности, он стал первым автором газетной колонки. Вследствие этого эссе стали более короткими и менее серьезными. Распространение периодической печати в XVIII в. создало предпосылки для превращения эссе в один из основных газетно-журнальных жанров. Многие знаменитые писатели, такие, как Дж. Свифт, Г. Филдинг и С. Джонсон, писали эссе для газет. Субъективная эссеистика присутствует и в творчестве О. Голдсмита.
Позже многие авторы обращались к этому жанру, но расцвет эссеистики наступает лишь в XX веке в творчестве крупнейших поэтов, прозаиков, философов, которые используют его для «популяризации достижений естественнонаучной и гуманитарной мысли и сближения разных кругов читателей» (Р. Роллан, Б. Шоу, Г. Уэллс, Дж. Оруэлл, Ж.П. Сартр) [1, с. 1247].
Сейчас многие писатели и журналисты также обращаются к эссе, но «писатели часто называют эссе произведения, содержание, язык и композиция которых не позволяют отнести их к более определенному жанру» [19, с.21]. Так что же такое эссе?
В «Краткой энциклопедии терминов и понятий» значение эссе определяется как «прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета» [1, с. 1246]. Сходное определение и у В.Е. Хализева: «эссеистская форма – непринужденно-свободное соединение суммирующих сообщений о единых фактах, описаний реальности и размышлений о ней» [6, с.356]. Таким образом, мы можем сказать, что эссе – как сочинение, цель которого не изложить известные истины или научные понятия, а выразить собственное мнение на происходящее, отстоять свою свободную мысль.
Неоднозначен ответ на вопрос и о выделении разновидностей эссе. В теоретических статьях к этому вопросу подходят с разных сторон. В статье из энциклопедии «Кругосвет» сообщается, что традиционно эссе разделяют на описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и замечается, что эта классификация весьма сомнительна, поскольку обычно один текст может соединять в себе две и более из перечисленных характеристик. Там же предлагается и деление эссеистических произведений на две большие категории: субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, или "серьезное", где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее [22].
В.С. Муравьев же вовсе не дает классификации как таковой, он подходит к разделению текстов по их характеру: философскому, историко-биографическому, научно-популярному или же просто беллетристическому [1, с. 1247].
За рубежом в последнее время эссе стало прикладным жанром, в котором создаются учебные сочинения. И американских школьников, например, учат различать четыре типа эссе: the informal personal essay – непринужденное субъективное эссе, the short faсtual essaу – короткое фактическое эссе, the essay of opinion – философское эссе, the precis – конспект [22].
Это доказывает нам, что четкой научной классификации эссе на сегодняшний день не принято.
Что касается отличительных черт этого жанра, то основная из них – краткость. Эссе обладает определенным внутренним единством, которое обычно трудно сохранить в более длинных прозаических текстах, выражающих авторскую точку зрения. Этим и ценно эссе: авторы могут выражать свои мысли в нескольких емких фразах, не выдумывая большого количества персонажей и сюжетов, и при этом писать на разнообразнейшую тематику, будь то литературная критика, пародия, реакция на события современности, политика, быт, история и другое.
Для эссе характерны образность, афористичность, употребление разговорной лексики.
Многие рассматривают эссе как пограничный жанр и наблюдают в нем признаки дневника, рассказа, повести, трактата и др.
Например, Т.Ю. Лямзина считает, что понятие «эссе» можно определить как художественно-публицистично-
В работе «Эссе об эссе» М. Эпштейн тоже указывает на тонкие границы данного жанра: «Эссе – частью признание, как дневник, частью рассуждение, как статья, частью повествование, как рассказ. Это жанр, который только и держится своей принципиальной внежанровостью. Стоит ему обрести полную откровенность, чистосердечность интимных излияний – и он превращается в исповедь или дневник. Стоит увлечься логикой рассуждения, диалектическими переходами, процессом порождения мысли - и перед нами статья или трактат. Стоит впасть в повествовательную манеру, изображение событий, развивающихся по законам сюжета, – и невольно возникает новелла, рассказ, повесть. Эссе только тогда остается собой, когда непрестанно пересекает границы других жанров, гонимое духом странствий, стремлением все испытать и ничему не отдаться» [21].
Таким образом, эссе – жанр, имеющий свою историю, но до сих пор не получивший точного определения. Эссе близко связано со многими другими жанрами и имеет с ними достаточное количество сходных черт. Содержание и композиция этого жанра никак не регламентированы. Тем не менее, мы можем выделить основные отличительные признаки эссе: субъективность, свободная форма изложения, ориентация на общение с читателем, эмоциональность, образность и краткость. Тема одного эссе – достаточно узкая и конкретная, хотя сам тематический диапазон широкий: от бытовых проблем до философских вопросов. И, самое главное, эссе не требует больших объемов. Тем самым этот жанр позволяет лаконично, но в то же время образно и ярко излагать мысли, привлекая интерес читателей.
1.2. Начало эпохи Просвещения и особая роль эссеистики
Дж. Аддисона и Р. Стила в европейской литературе этого периода
В XVIII веке в Европе происходят решительные экономические, социально-политические и идеологические изменения.
Англия уже пережила буржуазную революцию середины XVII века, а также «славную революцию» 1688 года. После революции, 13 февраля 1689 года, парламент принял Билль о правах – документ, который играл роль конституции и закона о печати. Первый параграф Билля гласил, что если парламент принял закон, король не вправе отменить его. Билль о правах лег в основу и английской концепции свободы печати. Именно в Билле о правах впервые появляется термин свобода слова. В 1694 году парламент не возобновил закон о цензуре. В начале XVIII века абсолютистские режимы заменялись демократическими, страна характеризовалась необычайным расцветом экономики: развивались мануфактуры, сельское хозяйство, торговля, происходила замена ручного труда машинным. Буржуазия получила многие политические и экономические права. В стране установилась свобода вероисповедания, мысли, слова. Здесь зародилось новое духовное движение – Просвещение. Новые идеи получали распространение благодаря путешествиям, международной книжной торговле, все возраставшей переводческой деятельности и переписке. Таким образом, Англия служила образцом для подражания во всей Европе.
Начало Просвещения неразрывно связано с идеями английских деистов и философов конца XVII столетия. Их теории оказали огромное влияние на мировоззрение просветителей всей Европы. Прежде всего следует сказать о Дж. Локке (1632—1704). Этот философ полностью отрицал наличие всяких врожденных идей. В его «Опыте о человеческом разуме» (1690) утверждалось, что ощущение — это единственное средство познания материального мира. Будучи сенсуалистом, Локк утверждал, что все наши знания происходят из чувств и формируются опытом. Он также обосновал деизм — философско-религиозное учение, которое играло важную роль в мировоззрении просветителей. Философы-деисты считали бога первопричиной бытия, но творец, полагали они, создав мир, больше не вмешивается в его существование [3, с. 292]. Вольтер писал, что «Локк развернул перед человеком картину человеческого разума, как превосходный анатом объясняет механизм человеческого тела» [12, с. 72].
Просветители разделяли философские взгляды Локка, но не были едины в своей оценке общественного строя в Англии: одни принимали его и стремились к дальнейшему совершенствованию, другие отрицали, считая враждебным человеческой природе.
Это наиболее ярко отразилось в философских учениях А. Шефтсбери (1671—1713) и Б. Мандевиля (1670—1733). Шефтсбери разработал учение о том, что прекрасное, справедливое и честное — это природные свойства человеческой души. Эгоизм — противоестественное состояние, оно не соответствует природе людей, влекущей их к добру. Мандевиль же отразил подлинную суть буржуазии, показал, что пороки отдельных лиц являются источником и основой общественного благосостояния, ибо скромная добродетель не может обеспечить обществу процветания. Считал, что то, что человек по природе эгоистичен, не препятствует нормальному функционированию общества. Таким образом, Шефтсбери верил в доброту человека и в возможность гармоничного существования в обществе, Мандевиль — в непримиримую борьбу частных интересов, которые составляют главное условие существования людей [3, с. 294].
Идейные течения английского Просвещения отличались неоднородностью. Некоторые писатели выступили с резкой критикой пережитков феодализма и пороков буржуазной действительности (Дж. Свифт, Г. Филдинг, Т. Смоллетт, Р. Шеридан), другие авторы придерживались апологетической[3] (Дж. Аддисон, Р. Стил, Д. Дефо) или умеренной (С. Ричардсон) позиции, надеясь с помощью добродушной сатиры и морально-религиозных наставлений воспитать в людях гражданские чувства и тем самым улучшить нравственность в обществе.
Если придерживаться классификации Л. Сидорченко, то в литературе английского Просвещения традиционно выделяют следующие периоды: ранний (по 1730-е годы), зрелый, охватывающий 1740 — 1750-е годы, и поздний, растянувшийся от 1760-х до 1790-х годов [11, с. 112].
Раннее Просвещение характеризуется в целом оптимистическими представлениями о мире: новые порядки воспринимались многими просветителями (сторонниками философии Шефтсбери) как разумные и справедливые, соответствующие порядкам «естественным».
Социально-политические события этого периода способствовали расширению читательской аудитории. Литература в первую очередь ставила перед собой просветительские задачи, что вызвало интерес к новым жанрам: например, появляется «балладная опера» («Опера нищего» Дж. Гея, 1728), теоретико-эстетическая поэма А. Поупа «Опыт о критике»(1709), начинают издаваться нравоописательные эссе Дж. Аддисона и Р. Стила.
Раннее Просвещение совпадает со становлением и расцветом журнальной периодики. В течение века вся культурная жизнь Англии была сосредоточена в Лондоне. В многочисленных клубах-кофейнях собирались литераторы, критики, политики. За чашкой кофе обсуждались все последние новости общественной и литературной жизни. Именно в этих заведениях и рождались все значительные журналы. Задачей просветительской журналистики было исправление нравов общества посредством просвещения и развлечения.
Информация о работе Особенности развития жанра эссе в европейской литературе