Особенности работы над произведениями разных родов и жанров

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:01, реферат

Описание работы

При выборе конкретных методических приемов для работы на уроке над художественным произведением учитель должен руко¬водствоваться родом, видо-жанровой природой текста, а также его композиционными особенностями и спецификой его формы. Прежде всего надо уяснить родовую принадлежность художест¬венного произведения, которое предстоит читать на уроке.

Работа содержит 1 файл

методика р.я и чтения.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

    Толокно толчет,

      А лягушка Пироги  печет. 

    А петух на подоконнике

      Им играет на  гармонике.

      Серый ежик свернулся  в клубок,

    Он  не спит - сторожит теремок.

  Злой  дед: Только вдруг из чащи темной

    Притащился  волк бездомный,

    Постучался  у ворот,

    Хриплым голосом поет.

Анализ драматического произведения должен строиться, с одной стороны, по тем же методическим правилам, что и анализ эпического произведения: нужно уяснить сюжетную линию, установить причинно-следственные связи событий, дать. характеристику действующим лицам; с другой стороны, анализ драмы может включать в себя и компоненты анализа лирического произведения: работу над тропами, над живописным образом и т.п.

Например, при  чтении сказки-пьесы С.Я.Маршака  «Двенадцать месяцев» можно опираться на жизненный личный опыт детей: им не раз приходилось наблюдать смену времен года. Предложим учащимся описать погоду в январе и феврале, вспомнить, чем отличаются холодные дни этих месяцев, а затем прочитаем реплики-стихи Января и Февраля из пьесы:

  Январь: Если так, будь по-вашему! (Ударяет о землю своим ледяным посохом.)

    Не  трещите, морозы, Полно вам воронье

    В заповедном бору, Замораживать,

    У сосны, у березы Человечье жилье

    Не  грызите кору! Выхолаживать!

  Учитель спрашивает у детей:

  - К кому обращается Январь? (К  морозам.)

- Какая просьба  содержится в словах Января? (Он  просит морозы, чтобы они не трещали, не грызли кору.) Январь обращается к морозам как к живым, страшным и злым существам. Недаром в народе говорят злые морозы. -А к кому обращается Февраль? Прочитайте.

Февраль (ударяет  посохом о землю): 

Ветры, бури, ураганы,

  Дуйте, что есть  мочи.

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь  к ночи

В облаках трубите  громко,

  Вейте над землею.

  Пусть бежит в  полях поземка

  Белою змеею!

- Кем же командует Февраль? Кто у него в подчинении? (Ветры, бури, ураганы, вихри, вьюги, бураны.)

- Пронаблюдайте, какие согласные звуки есть почти в каждом слове, ([р],

- А какие гласные чаще всего произносятся в этих словах? ([ы] - 3 раза, [у] - 4 раза, [и] - 4 раза.)

- Найдем в стихотворении другие слова со звуком [у] (дуйте, трубите, землею, пусть, змеею).

- Прочитаем все слова, которые мы нашли, растягивая гласные звуки и звуки [р], [р].

- Что мы слышим, когда произносим эти слова? (Завывание ветра: ры-у —ри - и-и -у - и-у - ы.)

- Поэт выбрал такие слова, которые помогли нам не только увидеть картину ветреной зимней погоды, но и услышать сильные февральские ветры. Поэт звуками выразил свои ощущения о феврале, а герой сказки - Февраль - помог нам понять автора.

В структуре  драматического произведения есть такие  элементы, которые требуют особого внимания и особых приемов работы: афиша, ремарки. Если афиша отсутствует в предъявленном тексте, как в книгах 1 и 2 хрестоматии «Родная речь», то полезно предложить детям самим составить афишу и выполнить ее в рисунке и цвете.

Работу над  ремарками нужно проводить на двух уровнях: содержательном и исполнительском. На содержательном уровне ремарки разбираются в ходе анализа пьесы. При этом вместе с детьми устанавливается, что предписано сделать герою и почему.

Например, анализ фрагмента пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» может выглядеть следующим образом:

Август (усмехаясь): Так уж не за грибами ли?

Падчерица: Не за грибами, а за цветами. Прислала меня мачеха за подснежниками.

Март (смеясь и толкая в бок Апрель-месяц): Слышишь, братец, за подснежниками! Значит, твоя гостья, принимай!

Все смеются.

Прежде всего, надо выяснить с учащимися значение слов усмехаясь, смеясь (толкая), смеются, таким образом установив общий смысл всей сцены.

Август  говорит, усмехаясь, т.е. слегка засмеявшись, недоверчиво.

- Почему? Август высказывает свое предположение как шутку, он не думает, что возможно прийти в лес зимой за грибами. К тому же девочка еще ничего не объяснила братьям-месяцам, и они не знают, что привело ее в лес.

- А Март как говорит? Март говорит, уже смеясь и толкая в бок Апрель- месяц, т.е. степень его веселья уже больше, так как уже есть над чем посмеяться: девочка сообщила, что пришла в лес в декабре за подснежниками, и Март старается привлечь внимание Апреля к этому невероятному факту. Его смех сопровождает реплику твоя гостья, принимай! Наконец, ремарка Все смеются говорит о веселой реакции всех братьев, уже всем стало смешно, в этот момент степень веселья самая высокая и она выражена без слов, только в действии - в общем смехе.

Исполнительский уровень работы над ремарками  предполагает обсуждение интонационного рисунка их прочтения. Это имеет место на этапе перечитывания. В приведенном отрывке каждая следующая ремарка должна читаться все с большей энергией, с постепенным интонационным выделением ключевых слов усмехаясь, смеясь, толкая, все смеются. Однако, как бы ни была важна ремарка, все-таки ее общий тон должен быть нейтральным и она не должна при чтении перекрывать реплики героев.

Итак, выбирая  конкретные методические приемы для  работы над текстом на уроке, учитель  должен исходить из специфики рода, вида и жанра литературного произведения, учитывать его структуру, а также принимать во внимание особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками, уровень сфомированности их читательских умений и навыков. 

Информация о работе Особенности работы над произведениями разных родов и жанров