Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:01, реферат
При выборе конкретных методических приемов для работы на уроке над художественным произведением учитель должен руко¬водствоваться родом, видо-жанровой природой текста, а также его композиционными особенностями и спецификой его формы. Прежде всего надо уяснить родовую принадлежность художест¬венного произведения, которое предстоит читать на уроке.
Толокно толчет,
А лягушка Пироги печет.
А петух на подоконнике
Им играет на гармонике.
Серый ежик свернулся в клубок,
Он не спит - сторожит теремок.
Злой дед: Только вдруг из чащи темной
Притащился волк бездомный,
Постучался у ворот,
Хриплым голосом поет.
Анализ драматического произведения должен строиться, с одной стороны, по тем же методическим правилам, что и анализ эпического произведения: нужно уяснить сюжетную линию, установить причинно-следственные связи событий, дать. характеристику действующим лицам; с другой стороны, анализ драмы может включать в себя и компоненты анализа лирического произведения: работу над тропами, над живописным образом и т.п.
Например, при чтении сказки-пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» можно опираться на жизненный личный опыт детей: им не раз приходилось наблюдать смену времен года. Предложим учащимся описать погоду в январе и феврале, вспомнить, чем отличаются холодные дни этих месяцев, а затем прочитаем реплики-стихи Января и Февраля из пьесы:
Январь: Если так, будь по-вашему! (Ударяет о землю своим ледяным посохом.)
Не трещите, морозы, Полно вам воронье
В заповедном бору, Замораживать,
У сосны, у березы Человечье жилье
Не грызите кору! Выхолаживать!
Учитель спрашивает у детей:
- К кому обращается Январь? (К морозам.)
- Какая просьба содержится в словах Января? (Он просит морозы, чтобы они не трещали, не грызли кору.) Январь обращается к морозам как к живым, страшным и злым существам. Недаром в народе говорят злые морозы. -А к кому обращается Февраль? Прочитайте.
Февраль (ударяет
посохом о землю):
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи.
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи
В облаках трубите громко,
Вейте над землею.
Пусть бежит в полях поземка
Белою змеею!
- Кем же командует Февраль? Кто у него в подчинении? (Ветры, бури, ураганы, вихри, вьюги, бураны.)
- Пронаблюдайте, какие согласные звуки есть почти в каждом слове, ([р],
- А какие гласные чаще всего произносятся в этих словах? ([ы] - 3 раза, [у] - 4 раза, [и] - 4 раза.)
- Найдем в стихотворении другие слова со звуком [у] (дуйте, трубите, землею, пусть, змеею).
- Прочитаем все слова, которые мы нашли, растягивая гласные звуки и звуки [р], [р].
- Что мы слышим, когда произносим эти слова? (Завывание ветра: ры-у —ри - и-и -у - и-у - ы.)
- Поэт выбрал такие слова, которые помогли нам не только увидеть картину ветреной зимней погоды, но и услышать сильные февральские ветры. Поэт звуками выразил свои ощущения о феврале, а герой сказки - Февраль - помог нам понять автора.
В структуре драматического произведения есть такие элементы, которые требуют особого внимания и особых приемов работы: афиша, ремарки. Если афиша отсутствует в предъявленном тексте, как в книгах 1 и 2 хрестоматии «Родная речь», то полезно предложить детям самим составить афишу и выполнить ее в рисунке и цвете.
Работу над ремарками нужно проводить на двух уровнях: содержательном и исполнительском. На содержательном уровне ремарки разбираются в ходе анализа пьесы. При этом вместе с детьми устанавливается, что предписано сделать герою и почему.
Например, анализ фрагмента пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» может выглядеть следующим образом:
Август (усмехаясь): Так уж не за грибами ли?
Падчерица: Не за грибами, а за цветами. Прислала меня мачеха за подснежниками.
Март (смеясь и толкая в бок Апрель-месяц): Слышишь, братец, за подснежниками! Значит, твоя гостья, принимай!
Все смеются.
Прежде всего, надо выяснить с учащимися значение слов усмехаясь, смеясь (толкая), смеются, таким образом установив общий смысл всей сцены.
Август говорит, усмехаясь, т.е. слегка засмеявшись, недоверчиво.
- Почему? Август высказывает свое предположение как шутку, он не думает, что возможно прийти в лес зимой за грибами. К тому же девочка еще ничего не объяснила братьям-месяцам, и они не знают, что привело ее в лес.
- А Март как говорит? Март говорит, уже смеясь и толкая в бок Апрель- месяц, т.е. степень его веселья уже больше, так как уже есть над чем посмеяться: девочка сообщила, что пришла в лес в декабре за подснежниками, и Март старается привлечь внимание Апреля к этому невероятному факту. Его смех сопровождает реплику твоя гостья, принимай! Наконец, ремарка Все смеются говорит о веселой реакции всех братьев, уже всем стало смешно, в этот момент степень веселья самая высокая и она выражена без слов, только в действии - в общем смехе.
Исполнительский уровень работы над ремарками предполагает обсуждение интонационного рисунка их прочтения. Это имеет место на этапе перечитывания. В приведенном отрывке каждая следующая ремарка должна читаться все с большей энергией, с постепенным интонационным выделением ключевых слов усмехаясь, смеясь, толкая, все смеются. Однако, как бы ни была важна ремарка, все-таки ее общий тон должен быть нейтральным и она не должна при чтении перекрывать реплики героев.
Итак, выбирая
конкретные методические приемы для
работы над текстом на уроке, учитель
должен исходить из специфики рода,
вида и жанра литературного
Информация о работе Особенности работы над произведениями разных родов и жанров