Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:01, реферат
При выборе конкретных методических приемов для работы на уроке над художественным произведением учитель должен руко¬водствоваться родом, видо-жанровой природой текста, а также его композиционными особенностями и спецификой его формы. Прежде всего надо уяснить родовую принадлежность художест¬венного произведения, которое предстоит читать на уроке.
В методической литературе при подготовке к восприятию текста басни рекомендуется вспомнить и обсудить с детьми повадки тех животных, которые стали героями басни. Это поможет детям проникнуть в иносказательный смысл произведения. Например, перед чтением басни И.А. Крылова «Кукушка и Петух» следует спросить:
Как поет кукушка? (Ку-ку, ку-ку.)
Как
можно назвать
такое пение? (Однообразное,
монотонное.) А как
поет петух? (Ку-ка-ре-ку)
Что можно сказать о его пении? (Громкое, крикливое.)
А кто-нибудь слышал пение соловья? (Соловей выводит разнообразные рулады, пощелкивает и посвистывает, его пение приятно слушать.)
Про чье пение можно сказать - красивое, приятное? (Про соловьиное пение.)
После такой беседы детям легче будет уяснить нравоучительный смысл басни:
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
Для басни характерно
наличие иносказания и
Другие методисты, в частности Л.В. Занков и его последователи, считают, что такой подход к анализу басни разрушает очарование басенного художественного мира, вся прелесть которого в том и состоит, что об известных моральных истинах говорится особым, образным, языком. Поэтому в обучении по системе Занкова начинать анализ басни предлагается с ее морали, потом обсуждать позицию автора и только затем разбирать конкретное содержание, давать характеристику персонажам, наблюдать изобразительно-выразительные средства языка. Только при этом условии, по мнению ученых, возможно раскрыть перед детьми всю неповторимость языка и художественного мира басни.
Выбирая ту или иную методику прочтения басни в своем классе, учитель должен руководствоваться степенью сформированное навыка чтения, уровнем обученности детей, их читательской зрелостью. На этапах перечитывания и творческой деятельности ведущими приемами работы с текстом басни являются такие: графическое иллюстрирование, чтение по ролям, драматизация.
3. Методика работы над лирическими произведениями в начальных классах
Автор лирического произведения выражает внутренний мир человека, процесс мышления и переживаний в развитии.
Художественным
содержанием лирического
При анализе лирического произведения важно привлечь внимание к образам, картинам, созданным поэтом, поэтому текст нецелесообразно делить на части; разумнее, не разрушая целостного впечатления, вести наблюдения за использованием изобразительно-выразительных средств языка.
Приведем примерный анализ фрагмента стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы» (см.: Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. Родная речь. - Кн. 2. - Ч. 1. - С. L56
Этап урока -анализ произведения:
1. Прочитайте стихотворение про себя и найдите в описании границу, где осень встречается с зимой.
2. В каких же строках нарисована картина осени? Прочитайте.
На каких явлениях осени остановился автор? (Дождь и туман.)
Как сказано в стихотворении о тумане? (Туман облаками «ставал.)
Какую картину представляешь, читая эти строчки? Какой был туман?
(Густой и легкий, он поднимался вверх.) Это говорит о том, что воздух был уже холодный. В какой строчке об этом читаем? (Веял холод в лицо.)
Что еще описал поэт? (Небеса и лес.)
Как названы в стихотворении небеса? (Угрюмые небеса.)
Какими ты их представляешь? (Серые, покрытые низкими, тяжелыми облаками.) Рисуется мрачная, неприветливая картина поздней осени.
3. А что сказано о лесе? (Плакал сумрачный лес.)
Какой лес видится читателю? (Мокрый, печальный.) Нам хочется посочувствовать такому лесу.
А каким словом описал автор состояние леса? (Плакал.) О ком так можно сказать? (О живом существе.) Автор посмотрел на лес как на живое существо, ощутил его грусть, печаль, почувствовал, как неуютно ему стоять под дождем. А вместе с автором все это почувствовали и мы, его читатели.
4. Как же пришла зима? Прочитайте строчки, в которых описаны самые первые ее шаги.
- С чем сравнивается снег? (С белым пушком.) А вам когда-нибудь приходилось видеть такой снег, который хочется сравнить с пушком? Какой это снег? (Легкий, мягкий, пушистый.) Как автор называет такой снег? (Снежок.) Поэт нашел для обозначения первого снега слово с уменьшительно- ласкательным значением - снежок.
5. Как же преобразилась за ночь земля? Прочитайте.
Изменилось ли настроение у природы?
-Назовите, что конкретно описано поэтом. (Небо, воздух, река, дворы, дома, снег, поля, лес.)
- В каких строках рисуется небо? (Нет нигде облачка, воздух легок и чист.)
- Какие слова теперь нашел автор для изображения снега? (Снег лежит полотном и на солнце блестит разноцветным огнем.)
- Что представляется, когда читаешь слова снег лежит полотном? (Много снега нападало ночью, он лежит ровно и плотно.)
- Видели вы когда-нибудь, как в погожий солнечный зимний день блестит снег? Почему разноцветным огнем? Наблюдательный человек заметит в этом блеске снега на солнце все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
-Найдите в
тексте слова, которыми
- Представьте перед своим мысленным взором утренний лес, который нарисован в стихотворении. Какие слова помогут нам увидеть, вообразить лес?
(Смотрит весело лес из-под черных кудрей, и на ветках берез, как алмазы, горят капли сдержанных слез.)
- Черные кудри - что это может быть? Может быть, это зеленые ели, которые на фоне белого снега издали кажутся черными, будто кудри у леса- великана. А на его ресницах-ветках - кати сдержанных слез. Что же это за слезы? Что вчера происходило с лесом? (Он стоял под дождем, плакал: струйки воды текли по веткам.) А ночью как изменилась погода? (Выпал снег, ударил мороз - замерзла река.) Что же произошло с каплями дождя? (Они застыли на ветках берез, мороз их сдержал и не дал упасть на землю.) А почему автор назвал эти замерзшие дождинки слезами? (Автор относится к лесу, как к живому, он наделяет его человеческими качествами: способностью грустить, плакать и сдерживать слезы.)
- Как же выглядят эти слезы поутру? (Как алмазы, горят.)
-Почему автор сравнил их с алмазами? (Алмаз - прозрачный драгоценный камень, блеском и твердостью превосходящий все другие минералы. -Ожегов С.И. Словарь русского языка.)
После такого анализа
следует предложить детям перечитать
ту часть стихотворения, где описаны осенние
картины и изменения, произошедшие в природе
за ночь. При чтении нужно постараться
передать свои чувства, а также смену настроения,
связанную с приходом зимы. Как видим,
ведущими приемами при анализе лирических
произведений становятся такие, как рисование
словесных картин, работа над отдельными
тропами, а также над выразительным чтением
произведения.
4. Методика работы над драматическими произведениями в начальных классах
В драматическом произведении автор показывает жизнь через действия героев, таким образом, действие приобретает самоценное значение и становится своеобразным «опредмечиванием внутренних побуждений действующего лица и реализацией его интересов и целей» (И. Волков). Отсюда и совершенно особая функция языка в драме: речь выражает внутренние переживания персонажей и одновременно является средством изображения внешних проявлений внутренних состояний героев, в речи персонажей выявляются их конфликтные отношения, т.е. речь (разговор) становится движущим механизмом действия. Особенность содержания и формы драмы предполагает необходимость сочетания речи с пантомимой, разыгрывания действия в мизансценах, соединения драмы с декорациями и музыкальным сопровождением. Иначе говоря, драма требует постановки на сцене. Поэтому полноценное чтение драматического произведения предполагает наличие развитого воссоздающего и творческого воображения и по силам только квалифицированному читателю. По этой причине в хрестоматиях для начальных классов очень мало драматических произведений. В «Родной речи» - учебнике для учащихся начальных классов в 3 книгах их только два: в книге
- отрывок из
сказки С.Я.Маршака «Терем-
- отрывок из
сказки-пьесы С.Я.Маршака «
В книгах З.И.Романовской «Живое слово» драматических произведений нет вообще. В книгах для чтения Р.Н. и Е.В.Бунеевых тоже только два драматических произведения: С.Маршака, «Сказка про козла» (III класс) и С.Козлова «Снежный цветок» (IV класс). Чтение драматического произведения требует разносторонних усилий читателя: осознания раскодированных печатных знаков, воссоздания в воображении определенных картин, представления того, как двигаются, говорят герои, как они располагаются в пространстве относительно друг друга и относительно деталей интерьера. Поэтому целесообразно начинать работу над драматическим произведением с предварительного подробного рассмотрения иллюстраций к тексту, с беседы по ним, в которой следует обсудить позы героев и предположительное содержание изображенных сцен. В процессе чтения драмы также можно обращаться к иллюстрациям, соотнося текст с картинами. Естественно, что основными методическими приемами работы с драматическим произведением в классе будут чтение по ролям и драматизация. Однако этим видам деятельности должен предшествовать анализ произведения. Учителю нельзя забывать, что в драматическом произведении авторская позиция с трудом открывается школьникам, поэтому при анализе следует обратить внимание на детали, которые ее проявляют. Например, при разборе сказки «Терем- теремок» предлагаем детям назвать персонажей сказки и вместе с ними устанавливаем, что наряду с животными в сказку введены еще два действующих лица: добрый дед и злой дед. После перечитывания их реплик приходим к выводу, что в словах доброго и злого дедов содержится описание движений героев-животных, т.е. автор поручает этим персонажам описание мизансцен:
Злой дед: Вот идут они к соседям -
Волк с приятелем-медведем.
Впереди лиса идет,
В теремок гостей ведет.
В тексте сказки
нет ремарок, их роль выполняют речи
деда доброго и деда злого. В самом
наименовании персонажей -
добрый и злой
- проявляется позиция автора, она еще
больше прояснится, если мы заметим, что
«доброму» деду поручается описание «хороших»
событий, а «злому» - «плохих»:
Добрый дед: Мышь-норушка
Информация о работе Особенности работы над произведениями разных родов и жанров