Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:01, реферат
При выборе конкретных методических приемов для работы на уроке над художественным произведением учитель должен руко¬водствоваться родом, видо-жанровой природой текста, а также его композиционными особенностями и спецификой его формы. Прежде всего надо уяснить родовую принадлежность художест¬венного произведения, которое предстоит читать на уроке.
Министерство образования Российской федерации
ГОУ ВПО
«Ишимский государственный
им. П.П.Ершова»
кафедра ПТиМНО
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ РАЗНЫХ РОДОВ И ЖАНРОВ
(реферат)
Выполнила : Мартюшева А.В.
Студентка 2 курса (3,6)
Заочного отделения
Факультета
ПиМНО
Проверила: к.п.н. старший преподаватель
Кафедры Савкина Н.Г
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ РАЗНЫХ РОДОВ И ЖАНРОВ
1. О родах литературных произведений
При выборе конкретных методических приемов для работы на уроке над художественным произведением учитель должен руководствоваться родом, видо-жанровой природой текста, а также его композиционными особенностями и спецификой его формы. Прежде всего надо уяснить родовую принадлежность художественного произведения, которое предстоит читать на уроке.
Традиционно в литературоведении выделяется три рода литературы, каждый из которых соответствует определенной функции слова (репрезентативной, эмотивной, коммуникативной) и разрабатывает ее эстетическую специфику:
1)эпос охватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетности);
2)л и р и к а запечатлевает внутренний мир личности в его импульсивности и спонтанности, в становлении и смене впечатлений, грез, настроений, ассоциаций, медитаций, рефлексий (экспрессивности);
3) д
р а м а фиксирует речевые акты в их эмоционально-волевой
устремленности и социально-психологической
характерности, в их внутренней свободе
и внешней обусловленности, т.е. в их двойственной
экспрессивно-сюжетной соотнесенности,
позволяющей видеть в этом роде литературы
смешение черт лирики и эпоса.
2. Методика работы над эпическими произведениями в начальных классах
Автор эпического произведения изображает реальную действительность во внешнем проявлении. Художественное содержание эпического произведения представлено в материальном выражении: в действующих л и ц а х, которые участвуют в определенных событиях, связанных между собой и развивающихся во времени и пространстве, т.е. выстраивающихся в сюжет произведения. Главное в этих связях подчеркивается благодаря взаиморасположению изобразительных деталей произведения, т.е. его композиции.
В учебный материал для чтения в начальной школе включены такие виды эпической литературы: художественный рассказ, эпическое произведение в стихах (или эпическое стихотворение), сказка, басня.
Из литературной природы эпического произведения выводятся методические приемы работы с ним. При анализе любого эпического произведения внимание сосредоточивается на действующих лицах, главных героях произведения, дается их характеристика. Прослеживается сюжетная линия:
С чего все началось?
Как развивались события?
Какой момент повествования является самым напряженным (самым важным)?
Чем все закончилось?
При работе над
эпическим произведением
Учитывать специфику
произведения необходимо и при выборе
приема для обеспечения первичного
восприятия. Так, народную сказку как
фольклорный жанр следует детям
рассказывать, в то время как литературная
авторская сказка должна быть прочитана
по книге. Эпическое стихотворение может
быть прочитано заранее подготовленными
детьми или учителем, так как стихотворный
текст читать с листа трудно. А рассказ
можно предложить детям читать по цепочке
или выбрать для первичного восприятия
прием комбинированного чтения. В басне
мораль должна быть интонационно отделена
от сюжета, поэтому басню учитель всегда
читает сам, лучше наизусть.
Работая с малыми фольклорными жанрами, надо учесть, что содержание таких произведений детям знакомо еще с дошкольного возраста, поэтому они могут прочитать их самостоятельно. Знакомое содержание произведений малых фольклорных жанров дает возможность сосредоточить внимание детей на их форме. Для наблюдений структуры следует выбрать такие жанры, в которых форма наиболее функциональна, поэтому ребенку ее легче заметить и наблюдать. Например, чистоговорки предназначены для тренировки произнесения одного звука в окружении других; скороговорка - произнесения сочетаний звуков, близких или, напротив, далеких по способу и месту образования; в считалках ведущим компонентом является ритм; побасенка композиционно построена на диалоге и т.п. После работы по уяснению структуры таких произведений можно предложить детям самим сочинить по аналогии считалки, скороговорки, побасенки и др.
Загадки и пословицы
традиционно используются на уроках
чтения как дополнительный материал
для чтения. Загадка в большинстве
случаев построена на сравнении
или метафоре. К.Д.Ушинский подчеркивал,
что «загадка - полезное упражнение
для ума, материал для классной беседы
и объяснения картинного (образного. -
О.С.) описания предмета». Именно через
загадку можно дать ребенку первые представления
об образности родного языка, познакомить
с иносказательными оборотами речи. Анализируя
загадку, следует сопоставить текст с
отгадкой, подчеркивая признаки загаданного
предмета, его назначение. Полезно соотнести
метафорический образ с реальным предметом
или явлением, объясняя отгадку. Для этого
можно предложить детям сделать два рисунка
- художественный образ загадки и реальный
предмет-отгадка. Чтение и отгадывание
загадок можно использовать на подготовительном
этапе урока. Например, перед чтением рассказа
В.Бианки «Приспособился» (см.: Романовская
З.И. Живое слово. 1 класс. - М., 1991. - с. 251)
можно предложить детям загадку:
Я в бору, бору, бору
Лапой меду наберу,
Наберу я меду
Полную колоду!
Я берлогу-дыру
Разыщу себе в бору,
Буду спать-зимовать,
Буду лапу сосать!
(Е. Тараховская.)
После того как дети, читая и анализируя загадки, уяснили их структуру, можно провести в классе утренник, для которого сочинить собственные загадки об окружающих предметах.
Пословицы рождаются как обобщение богатого жизненного опыта, поэтому сочинять произведения этого жанра с детьми нецелесообразно. В основе каждой пословицы лежит конкретный факт, случай, но это конкретное обобщено, возведено в степень типического в типических обстоятельствах, поэтому пословица приложима ко многим схожим ситуациям.
К.Д. Ушинский называл пословицу «маленькой умственной задачей». Анализируя пословицу на уроке, учитель должен помочь детям совершить три шага:
1. Уяснить прямой смысл пословицы, т.е. тот конкретный факт, который лежит в ее основе. Например, разбирая пословицу Без труда не вытащить рыбки из пруда, объясняется: чтобы поймать рыбу, нужно приложить усилия, подготовить удочки, корм, иметь терпение дождаться клева, суметь вытащить рыбу из воды;
2. Уяснить переносное значение, ее подтекст, тот иносказательный смысл, который позволяет употреблять ее в других конкретных ситуациях. В нашем примере: в любом деле результат будет достигнут, если к нему приложены старания, терпение, труд и умение;
3. Соотнести пословицу с определенными жизненными обстоятельствами из собственного опыта или описанными в художественном произведении. Названную пословицу, например, можно соотнести с рассказом Е.Пермяка «Славка» (см.: Тику- нова Л.И., Новикова Ю.В. Родной мир: Хрестоматия / Под ред. О.Ю.Богдановой. -М., 1995. -Кн. З.-Ч. 1.-С. 174).
Такой порядок работы над пословицей обосновывает методическую рекомендацию - привлекать пословицы только на завершающие этапы урока (обобщение, перечитывание текста) и не использовать их при подготовке к восприятию произведения.
Методика анализа таких жанров, как сказка и басня, также определяется их литературной спецификой.
Сказка - один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе или - реже - в стихах, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера. В традициях русской методики не обсуждать с детьми аллегорический смысл сказки: «Пусть в сказке все говорит само за себя» (В.Г. Белинский). Дети без постороннего вмешательства улавливают идейную направленность сказки: добро побеждает зло. Уже после первичного восприятия учащиеся проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам. Задача учителя при анализе сказок - помочь детям заметить формальные признаки данного жанра. В кумулятивной сказке - это нагромождение событий или героев связь звеньев в цепочке событий, способ нанизывания одного события за другим, выстраивания цепочки, роль стилистических формул в последовательности действий. В волшебной сказке - это специфика структуры пространства, наличие двух миров и границы между ними, обязательный переход главным героем этой границы «туда» и «обратно», перерождение героя в конце сказки.
В новеллистической (бытовой) сказке - это резкая смена точки зрения, относительно которой ведется повествование.
Поэтому при
чтении кумулятивной сказки полезно схематично
обозначить цепочку героев и связи событий,
приведших к развязке сказки. При чтении
волшебной сказки - дать детям задание
начертить схему путешествия героя в иной
мир и обратно. А при работе над бытовой
сказкой удобно использовать пересказ
с изменением лица рассказчика. Аллегорический
смысл сказок приоткроется ребенку в
том случае, если он уяснит функцию формальных
элементов и сумеет соотнести их с целостным
восприятием текста, а не будет интерпретировать
сказки, исходя из своих житейских установок.
Очень важно научить детей отделять сюжет
сказки от способа ее рассказывания, поэтому
при анализе внимание концентрируется
на формулах:
начала: Жили - были..., В некотором царстве, в некотором государстве..,,
продолжения: Долго ли, коротко ли..., Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...,
конца: И
я там был, мед-пиво пил,
по усам текло, а в рот
не попало..., Вот вам
сказка, а мне кринка
масла.
Басня - небольшое произведение повествовательного рода в стихах или - реже - в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. В хрестоматии для начальной школы входят в основном басни нравоучительного характера И.А. Крылова.
Информация о работе Особенности работы над произведениями разных родов и жанров