Окуджава…Фамилия, которая звучит

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:59, реферат

Описание работы

В шестидесятые годы во время так называемой “хрущевской оттепели” поэзия вышла на эстраду, особой популярностью стала пользоваться авторская песня. Возник целый ряд имен, в будущем — знаменитых исполнителей своих песен: Александр Галич, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева и, конечно, Булат Окуджава. К тому времени Б. Окуджава был уже вполне зрелый человек, фронтовик, орденоносец, но его песни сразу же подхватила молодежь. Столько в них было неподдельного, тонкого человеческого чувства. После волны бравадных песен про подвиги и любовь строителей коммунизма его песни явились откровением, воскрешением настоящей любовной лирики.

Работа содержит 1 файл

РефератОкуджава.doc

— 217.50 Кб (Скачать)



 

    И  вот в 1964 году Булат с женой  Ольгой приезжают в Нижний  Тагил. Пышной церемонии не  было. Встречала гостей вагонская  молодежь и ветераны. Жили они  на квартире Чевардиных. Концерт в ДК им. Окунева организовала молодежь. Намечали провести его в малом зале, но народа собралось столько, что пришлось перебираться в большой зал. Бывший заместитель директора дворца Нина Алексеевна Гудова (в то время молодой сотрудник массового отдела) хорошо помнит, как она вела Булата закулисными путями, через задние лестницы в другой зал. Под бурные аплодисменты гость с гитарой вышел на сцену. Он сказал, что очень волновался, когда ехал сюда, что с городом и Вагонкой его связывают тяжелые воспоминания. Он был удивлен, что здесь нет музея. Ведь на возведении такого гиганта многие люди положили свои головы. Концерт длился больше часа, а потом толпа молодежи провожала его. Энтузиасты города, узнав о приезде Булата, тоже постарались организовать с ним встречи. Но все это делалось негласным путем. Молодые журналисты "Тагильского рабочего", среди которых была Маргарита Литвинова, собрались в одной из рабочих корреспондентских комнат, чтобы пообщаться с Окуджавой. Бывший редактор городского радио Лиля Алексеевна Ушакова помнит, что у них в маленькой комнатке часто собирались молодые ребята послушать записи песен Окуджавы. В этой комнатке тоже была устроена встреча.   

 Шли годы. На заводе, благодаря усилиям ветеранов,  открылся музей. В скромной экспозиции особое внимание уделялось первостроителям. Упоминался и парторг ЦК Ш. Окуджава. Сведения о нем были, разумеется, в рамках дозволенного.   

 Работники музея УВЗ  в 70-е годы с увлечением занимались поисковой работой, вели активную переписку с людьми, которые в разное время были связаны с предприятием. Списались с A.M. Лыткиной и А.С. Налбандян. Несколько раз встречались с ними в Москве. В музее появились копии документов Ш. Окуджавы.

     Неоднократно  пытались пригласить Булата на  завод. Приходили теплые письма от его матери Ашхен Степановны. Она же присылала нам книги Булата с его автографами, пластинки. Но приезд Булата откладывался.  Встреча состоялась в 1992 году, когда он в последний раз приезжал в Н. Тагил. Заводской музей в это время был на реконструкции. Никогда не забуду замечательный концерт во дворце. Зал был полон. Атмосфера очень теплая. Булат великолепен. Это был не просто концерт. Булат пел, говорил, вспоминал. Ему аккомпанировал на фортепиано его сын, тоже Булат. Поступало много записок, были даже от тех, кто учился с ним в школе. Он сожалел, что не побывал в музее. Спросил, кто из знакомых еще здесь живет. Даже посетовал: "Меня возили по достопримечательностям и базам отдыха, а по Вагонке проскочили бегом". К сожалению, был уже последний день его пребывания в городе. Его жена сказала на прощание: "Мы здесь два дня и две ночи, и все это время он плакал".

 

 Нет уже Булата. А фамилия Окуджава по-прежнему  близка не одному поколению  тагильчан. Совсем недавно память  всколыхнула события давно минувших лет. Оказывается, живет в нашем городе Петр Качанко, ветеран НТМК. Он несколько лет переписывался с Булатом, встречался с ним, собирал записи его песен. Все эти годы он посылал Окуджаве все, что о нем печаталось в городе. Не терял связи Петр с семьей Окуджавы и потом, когда Булата не стало. Под Москвой в Переделкино открыт мемориальный музей, во главе которого стоит его вдова О.В. Окуджава. Среди создателей музея Марат Гизатулин, который еще стал и издателем альманаха, посвященного творчеству Б. Окуджавы. Несколько лет назад издатели альманаха вышли на П. Качанко. Основу выпусков составляют воспоминания современников, статьи и материалы о жизни и творчестве поэта, публикующиеся впервые. Книга богато иллюстрирована фотоматериалами и снабжена подробным справочным материалом. Встретившись с П. Качанко, издатели

Б. Окуджава с женой  Ольгой Владимировной и Н. Боярской в Тагиле. 1994 год. Фото П. КАЧАНКО.   

 Недавно побывали  в Н. Тагиле главный редактор  альманаха Андрей Крылов и  издатель, исследователь творчества и биограф Марат Гизатулин. Они познакомились с заводским музеем, пересняли много материала. Состоялись встречи, в том числе с Ю.М. Чевардиным, Вячеславом Грузманом и другими людьми. Гости знакомились с разными уголками города, связанными с жизнью поэта и его семьи. Они были удивлены, сколько тагильчан искали встречи с ними, звонили по телефону. Не ожидали, что столько соберут материала в нашем городе.   

 В начале декабря  2005 года в музей пришло письмо  от Андрея Крылова. Он пишет: "Мы закончили работу над третьим альманахом, куда вошли материалы по приезду Булата Окуджавы в Тагил в 1964 году, в том числе и подборка фрагментов писем Лыткиной из фонда музея. Начали работу над материалом четвертого выпуска, куда войдет раздел о Шалве Степановиче и Ашхен Степановне».

 

 

 

 

 

 

Последнее интервью

 

Последнее интервью, данное Окуджавой студенту факультета журналистики МГУ Денису Левшинову весной 1997 года и напечатанное в Известиях 14 июня того же года.

 

- Булат Шалвович, как  вы относитесь к своей популярности?

- Вы знаете, я человек  не тщеславный, а честолюбивый. Тщеславный  человек старается слыть, а  честолюбивый - быть. Меня никогда  не интересовал шум вокруг  моего имени. Но как автору  мне, конечно, приятно знать,  что ко мне хорошо относятся. 

- Многие вас считают чуть ли не народным героем.

- Если бы я жил  на необитаемом острове, я делал  бы то же самое - это моя  профессия, мое призвание. Я  иначе жить не могу, и потом,  настоящие почитатели моей работы, люди мыслящие и серьезные,  они не всплескивают руками при виде меня. Некоторые, особенно раньше, когда я начинал выступать с гитарой, меня воспринимали как эстрадного исполнителя - шумели, верещали, но быстро успокоились и ушли в другие залы, а со мной осталось не очень много, но очень верных и мыслящих людей.

- Вы что-нибудь сейчас  пишете, я смотрю, у вас всюду  разбросаны черновики стихов?

- Я все время пишу  и все время работаю. 

- А музыку пишете?

- Музыку, в полном смысле  слова, я никогда не писал:  я не знаю нот. А сейчас  я вообще потерял к этому  интерес. 

- Почему?

- Не знаю, может потому, что исполнение своих стихов  было не главной профессией, а  хобби - мне нравилось, друзьям моим нравилось, ну я и пел. Потом играть на гитаре я так и не научился, может с этим связано отсутствие профессионального интереса, а может быть, с возрастом. Во всяком случае, последнюю песню я придумал года два назад. Я не могу сказать, что и раньше в этой области я работал очень активно - из ста стихотворений, которые я писал, в песни превращались максимум пять.

- Значит, вы прежде  всего поэт?

- Прежде всего я  человек, который пишет стихи,  а поэт я или нет - не знаю.

- У вас есть какое-нибудь  специальное образование, музыкальное или литературное?

- Нет-нет, я филолог,  русист, закончил филологический  факультет. Когда-то ребенком  меня отдали в музыкальную  школу, но на этом все и  закончилось. 

- Каковы сейчас ваши  отношения с кино?

- Так сложились обстоятельства, что я был вовлечен в кино, у меня были прекрасные друзья-режиссеры, меня подключали к написанию сценариев, я писал сценарии в основном неумеючи, мучаясь, прибегая к помощи друзей. Кое-что получалось удачно. Но потом я возвращался домой, оставался один и писал свои романы и стихи, и это было главное.

Сейчас я из этого  круга выбыл. Было время - мне предлагали, я отказывался, кончилось это  время. Я свое предназначение выполнил, то, что мог, сделал. Потом перестали  в кино употреблять песни этого  жанра, этого стиля. Вообще искусство стало меняться. Везде уровень ресторана, но ресторанная песня - это ресторанная песня, и дай ей Бог здоровья, в ресторане ты не будешь слушать арию Каварадосси. Но когда эта музыка становится ведущей, это ужасно. Последнее время появились какие-то бездарные, безголосые, кривляющиеся исполнители, их называют звездами, они это всерьез в отношении себя воспринимают, вот эта пошлятина ресторанная - это плохо. Но думаю, пройдет.

- Булат Шалвович, вам  нравятся Юрий Шевчук или Борис Гребенщиков?

- В рок-музыке я  ничего не смыслю. Я не хочу  сказать, что это плохо, но  я ничего в этом не понимаю,  я человек старомодный. Что  касается Гребенщикова, я его  давно знаю, и он мне интересен  прежде всего как поэт, у него  есть несколько вещей, которые меня просто очаровали. То же самое и Юрий Шевчук. Человек одаренный, яркий, своеобразный, но я воспринимаю только его стихи.

- Вас не раздражает, когда актеры или музыканты  вдруг становятся коммерсантами  или политиками?

- Нет, мне это совершенно безразлично и никак меня это не трогает, просто иногда мне их бывает жалко. Актеру быть политиком не следует. Участвовать в общественной жизни можно, но только на уровне гражданина. А куда-то избираться, переизбираться, лезть в депутаты - это все смешно и многие это уже поняли.

- Что такое, на ваш  взгляд, интеллигентный человек? 

- Интеллигентный человек  - это прежде всего тот, кто  стремится к образованию. Это  человек, который против насилия.  Бывает, что академик - жлоб, а рабочий  - интеллигент. Вот говорят, Ленин интеллигентный человек. Никогда он не был интеллигентом, потому что интеллигент - противник насилия.

- Какой смысл вы  вкладываете в понятие "свобода"?

- Свобода это, прежде  всего, то, что в России неизвестно. Когда в России говорят свобода,  подразумевают воля. Что значит воля? Делай, что хочешь, а свобода - это воля в рамках закона. У нас или воля, или полное холопство, поэтому мы сейчас и мучаемся. Свобода это прежде всего уважение к личности. Я живу в рамках собственного предназначения, но я никогда не позволю себе нарушать покой соседа или образ жизни другого человека ради себя - вот это и есть свобода. У нас сейчас кричат - демократия, свобода, да никакой у нас демократии нет, демократия - это состояние крови, это вырабатывается даже не десятилетиями, а поколениями, это должно быть внутри у человека.

- Вы религиозный человек? 

- Я православный по  своим предкам. Но в душе  я абсолютный атеист и сегодня  лукавить не стану. И я должен  сказать, что у меня не вызывает  трепета наша православная церковь, потому что она находится на том же уровне, на котором находится и наше общество, она мне не симпатична. Хотя против церкви я ничего не имею, я знаю священников - блистательных людей. Вот моя жена истинно верующий человек, я искренне уважаю ее пристрастие к вере.

- Насколько я знаю, ваша жена - коллекционер кукол. 

- Нет, она не коллекционер, она создала Московский музей  кукол и ее окружают нищие  талантливые кукольщики.

- Булат Шалвович, кто  сейчас ваши друзья?

- Вы знаете, я никогда  не был широкообщительным человеком. Те, кто были моими друзьями, те и остались. Правда, теперь видимся мы очень редко. Это возрастное.

- Скажите, Булат Шалвович, что такое любовь?

- Я не смогу объяснить,  я могу любовь увидеть и  сказать - о, это любовь, а классифицировать я не могу.

- Вы любите людей? 

- Хороших - да, плохих - нет. Нельзя любить всех людей,  бывают субъекты, которых не грех  и ненавидеть. У меня есть такие  строки в стихотворении: "Я  люблю не народ, а отдельных  его представителей".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В этом году будет отмечаться 10-я  годовщина со дня смерти Булата Окуджавы. Не верится. Для тех, кто  не знал его лично, ничего не изменилось. Песни звучат – и внутри, когда  память при случае выдает вдруг цитату – из него, и извне… Песни и  стихи живут своей жизнью, живо наше преставление о нем. Его интервью, часто показываемые по телевидению до сих пор актуальны, потому что это то, что на журналистском жаргоне зовется «нетленкой» - на злобу дня, а имеющее ценность само по себе.  
   
 Булат Шалвович был настолько «эпохой», что даже даты – вещь сама по себе крайне неважная, стали в его жизни замечательным символом.  
   
 Родившись 9 мая, в День Победы, он ушел в День России.  
   
 Его биография стала квинтэссенцией биографии всего поколения. Песни – антологией бардовской песни. На нем было замкнуто и сконцентрировано столько всего, что принято называть «духовностью», что воспринимать как просто человека его не могли. Воспринимали как символ эпохи.  
   
 А он был человеком. С больным сердцем.  
   
 Потом Вероника Долина с Окуджавовскими интонациями споет «Не пускайте поэта в Париж…» Отпустили. В Париже он умер. После операции на сердце, сделанной в США. Сердце поэта не лечится операциями.  
   
 Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.  
   
 И памятник – тоже в Москве. Замечательный памятник Георгия Франгуляна. Там, на Арбате, где Булат Шалвович прожил первые 16 лет своей жизни. Дворик… столик, за которым в Москве теплыми вечерами соседи любили играть в домино. И он. С гитарой. Так навсегда и остался в московском дворе любимый московский поэт.  
   Осталось очень много того, во что Булат Шалвович вкладывал душу – песни, стихи, книги, пьесы, фильмы. Осталось ощущение его эпохи, которая продолжается и после его ухода.  
   
 Его гонителей не вспомнит никто. А у памятника – всегда живые цветы.

 

 

 

 

 

Приложение№1

 

Библиография творчества Булата Окуджавы

 

Поэзия и  песни

   Стихи начал  писать в детстве. Впервые стихотворение  Окуджавы было опубликовано в  1945 в газете Закавказского военного  округа "Боец РККА" (позднее  "Ленинское знамя"), где в течение 1946 печатались и другие его стихи. В 1953-1955 стихи Окуджава регулярно появлялись на страницах калужских газет. В Калуге же в 1956 был издан и первый сборник его стихов "Лирика". В 1959 в Москве вышел второй поэтический сборник Окуджавы - "Острова". В последующие годы стихи Окуджавы печатаются во многих периодических изданиях и сборниках, книги его стихов издаются в Москве и других городах.

Информация о работе Окуджава…Фамилия, которая звучит