Окуджава…Фамилия, которая звучит

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:59, реферат

Описание работы

В шестидесятые годы во время так называемой “хрущевской оттепели” поэзия вышла на эстраду, особой популярностью стала пользоваться авторская песня. Возник целый ряд имен, в будущем — знаменитых исполнителей своих песен: Александр Галич, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева и, конечно, Булат Окуджава. К тому времени Б. Окуджава был уже вполне зрелый человек, фронтовик, орденоносец, но его песни сразу же подхватила молодежь. Столько в них было неподдельного, тонкого человеческого чувства. После волны бравадных песен про подвиги и любовь строителей коммунизма его песни явились откровением, воскрешением настоящей любовной лирики.

Работа содержит 1 файл

РефератОкуджава.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

Министерство общего и профессионального образования  Свердловской области

ГОУ НПО ПУ- №14

 

 

 

 

Реферат

Окуджава…Фамилия, которая звучит.

 

 

 

 

                         Автор: Сафина Алина, учащаяся группы 205, 2 курс

                                                        ( специальность: машинист крана)

 

 

                                           Руководитель: Моташнёва Н.А., преподаватель                

               литературы ( 1 категория )

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

2007

Вступление

В шестидесятые годы во время так называемой “хрущевской оттепели” поэзия вышла на эстраду, особой популярностью стала пользоваться авторская песня. Возник целый ряд имен, в будущем — знаменитых исполнителей своих песен: Александр Галич, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева и, конечно, Булат Окуджава. К тому времени Б. Окуджава был уже вполне зрелый человек, фронтовик, орденоносец, но его песни сразу же подхватила молодежь. Столько в них было неподдельного, тонкого человеческого чувства. После волны бравадных песен про подвиги и любовь строителей коммунизма его песни явились откровением, воскрешением настоящей любовной лирики. Песни были рассчитаны именно на людей с прогрессивными чувствами и мыслями. После концертов песни Окуджавы выходили вместе с публикой на улицы и площади городов. Их пели люди всех возрастов и профессий. Но аудиторию Окуджавы отличала всегда демократичность взглядов, порядочность и интеллигентность. 
Поколение фронтовиков благодарно ему за несколько песен, которые раскрыли душу солдата больше, чем иные романы о войне. Например, песня “Десантный батальон” стала знаменитой на другой день после выхода фильма “Белорусский вокзал”. Известно, что песня спасла и фильм от ножниц советской цензуры, потому что самого генсека Брежнева эта песня растрогала до слез. Окуджава написал много песен на историческую тему. Удивительная способность чувствовать время, в котором живут и действуют его герои, роднить их с современностью сделала Окуджаву ведущим поэтом в кинематографе. В персонажах девятнадцатого века — времени благородных исканий — мы узнаем по песням Окуджавы деятельную молодежь “хрущевской оттепели”. Интересен факт, что, когда эта “оттепель” закончилась, многие барды “потеряли” голос. Кто-то сделал это из чувства самосохранения, кто-то растерялся, кто-то уехал за границу. Но “холодное” время никак не отразилось на популярности Окуджавы. Его песни продолжали звучать с экранов кинотеатров и по радио. Мне кажется, это произошло потому, что, как я уже говорил, Окуджава мог вместе со своими героями жить в историческом времени, а говорить о современности. То есть Окуджава продолжал высказывать прогрессивные мысли, но облачены они были, например, в “мундиры кавалергардов”.

Окуджава тех лет  не замыкался на песенном жанре. Он публиковал свои подборки стихов в  толстых литературных журналах. Это в основном глубокие философские рассуждения о вечных человеческих ценностях: 
 
И вот я замечаю, хоть и не мистик вроде, 
какие-то намеки в октябрьской природе: 
не просто пробужденье мелодий и кистей, 
а даже возрожденье умолкнувших страстей. 
 
Все в мире созревает в борениях и встрясках. 
Не спорьте понапрасну о линиях и красках. 
Пусть каждый, изнывая, достигнет своего... 
Терпение и вера, любовь и волшебство! 
 
Но и отдельно от музыки и голоса поэзия Окуджавы несет в себе огромный заряд человеческой доброты, напоминает нам о милосердии, о любви к окружающему миру, к родной истории. А про самого Булата Шалвовича я сказала бы строкой из его же стихотворения. В его личности главное — “терпение и вера, любовь и волшебство”.    

 

Много известных в стране имен связано со становлением и развитием Уральского вагоностроительного. В их числе фамилия Окуджава. Шалва Степанович был парторгом ЦК ВКП(6) на Уралвагонстрое, его жена, Ашхен Степановна Налбандян, - первым начальником отдела кадров завода. В 1935 году Ш. Окуджава был избран первым секретарем Нижнетагильского горкома КПСС, в 1937 году арестован по обвинению в троцкизме и вредительстве и расстрелян.    

 Но на протяжении 70 лет Окуджавы как бы присутствуют  на Вагонке. Документы о деятельности  этих людей долгие годы были упрятаны в архивах особых органов. Ушли из жизни очевидцы, сослуживцы и друзья Шалвы, но они успели оставить свои воспоминания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая биография

   Булат Шалвович  Окуджава родился 9 мая 1924 года  в Москве в семье партийных работников (отец - грузин, мать - армянка). Жил на Арбате до 1940. В 1934 г. переехал вместе с родителями в Hижний Тагил. Там отец был избран первым секретарем городского комитета партии, а мать - секретарем райкома. В 1937 родители арестованы; отец расстрелян, мать сослана в карагандинский лагерь. Окуджава возвратился в Москву, где вместе с братом воспитывался у бабушки. В 1940 переехал к родственникам в Тбилиси.

   В школьные  годы с 14-летнего возраста был  статистом и рабочим сцены  в театре, работал слесарем, в начале Великой Отечественной войны - токарем на оборонном заводе. В 1942 после окончания девятого класса средней школы добровольцем ушел на войну. Служил в запасном минометном дивизионе, затем после двух месяцев обучения был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии. Был ранен под г. Моздок.    В 1945 г. демобилизовался.

   Окончил экстерном  среднюю школу и поступил на  филологический факультет Тбилисского  университета, где учился с 1945 по 1950. После окончания университета, с 1950 по 1955 по распределению учительствовал в деревне Шамордино и районном центре Высокиничи Калужской области, затем - в одной из средних школ г. Калуги. Там же, в Калуге, был корреспондентом и литературным сотрудником областных газет "Знамя" и "Молодой ленинец".

   В 1955 реабилитированы  родители. В 1956 возвратился в Москву. Участвовал в работе литературного  объединения "Магистраль". Работал  редактором в издательстве "Молодая  гвардия", затем - заведующим отделом поэзии в "Литературной газете". В 1961 уходит со службы и целиком посвящает себя свободному творческому труду.

   Жил в Москве. Жена - Ольга Владимировна Арцимович,  физик по образованию. Сын - Булат Булатович Окуджава, музыкант, композитор.

   12 июня 1997 скончался после непродолжительной болезни в Париже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окуджава и  Нижний Тагил

 

Детство Булата (воспоминания Иосифа Бака)  

   

 В годы сталинских  репрессий секретаря компартии  Грузии Шалву Окуджаву перевели  с большим понижением на Урал  в город Нижний Тагил. Здесь он стал первым секретарем горкома партии. Это было равносильно ссылке. Ибо Н. Тагил был небольшим провинциальным городом с населением 150 тысяч. Здесь будущие гиганты машиностроения и металлургии - Уралвагонзавод и Н.-Тагильский металлургический только начинали строиться.   

 Моего отца Давида  Бака тоже в это время выслали  из Ленинграда в Нижний Тагил.  Так я встретился с Булатом  Окуджавой в нижнетагильской  школе №32.   

 Булат был очень  красивым мальчиком. Большие карие  глаза, обрамленные ровными, словно подбритыми бровями, густые, кудрявые волосы, маленький правильный нос на бледно-матовом лице. Все девочки класса сразу влюбились в него, но он предпочел очень славненькую татарочку - Сару Мизитову. Они стали дружить и встречаться.   

 Учился Булат хорошо, но не  был отличником. Обладая хорошей  памятью, он все схватывал на  уроках, а вместо выполнения домашних  заданий много читал.   

 Мы были неуклюжими  мальчишками. Булат же казался  несколько старше нас, но и  в нем было много детского. Он сразу стал, что называется, лидером в классе, сгруппировал вокруг себя 8-10 мальчишек и верховодил ими. С ним было интересно. Он постоянно что-то придумывал и заражал этим всю компанию. К примеру, в те времена в цирке очень популярной была французская борьба, которой отдавалось целое отделение. Борцы Иван Поддубный, Ян Цыган, Бенно Шааф были нашими кумирами, и мы старались не пропустить ни одного матча с их участием.   

 Конечно же, всем  нам хотелось быть похожими  на этих сильных богатырей,  и Булат организовал у себя дома наши детские матчи французской борьбы.   

 Естественно, семья  первого секретаря горкома ВКП(б)  жила в центре города в одноэтажном  кирпичном особняке, который в  нынешнее время назвали бы  коттеджем. Дом был очень просторным. У Булата была отдельная большая комната, но в ней нам места не хватало, поэтому мы облюбовали просторный коридор-прихожую. Пол, покрытый коричневым линолеумом, был очень удобен для наших соревнований.   

 Булат был среднего  роста, худощавый и не очень  сильный. Некоторые мальчишки запросто клали его на обе лопатки. Это не понравилось нашему лидеру, и он стал арбитром. Судил он очень увлеченно, подражая цирковому "коллеге". Он бегал вокруг борцов, становился на колени, нагибался до пола, чтобы зафиксировать момент, когда обе лопатки коснутся "ковра", и объявить победителя.   

 Не помню, сколько  продолжалось это наше увлечение,  может недели две-три, а возможно  и месяц. Но постепенно нам  стала надоедать эта однообразная  игра, и борцов стало приходить  все меньше. Булат это почувствовал и однажды предложил организовать шумовой оркестр. Для начала, чтобы заинтересовать нас, он взял обыкновенный карандаш, приставил его к зубам и, стукая по нему пальцами, стал издавать звуки, подобные ксилофону и даже изображавшие, какую-то мелодию. Потом, отставив карандаш, губами стал подражать звукам гавайской гитары. Это у него получалось очень ловко и похоже.   

 Уже на следующий  день все мальчишки класса  на каждой перемене стучали  карандашом по зубам, пытаясь  подражать ксилофону. Сразу не  у всех это получалось, нужен был определенный навык. А еще через день уже почти вся школа стучала по зубам, приведя в смятение школьного врача. Он бегал по классам и предупреждал:   

- Вы испортите эмаль,  останетесь без зубов! Это какая-то  жуткая эпидемия, которую не найдете ни в одном медицинском справочнике, - ворчал он.   

 Освоив звуки ксилофона,  ребята принялись подражать гавайской  гитаре. А некоторые пошли еще  дальше: научились имитировать трубу  с сурдиной, тромбон и даже  саксофон. Кто-то из ребят вспомнил, что можно извлекать неплохие звуки при помощи расчески и папиросной бумаги. Уже через три-четыре дня недостатка в инструментах для шумового оркестра не было, и мы начали музицировать и даже успешно выступили на одном из школьных вечеров.   

 Все это было на переменах и после уроков. Но на уроках Булат тоже проявлял свою неуемную фантазию. Однажды он вдруг предложил:   

- Ребята, давайте на  уроках будет тихонько гудеть! Сидим спокойно, руки на партах, смотрим во все глаза на  учителей, рот закрыт и через нос гудим.   

- А если вызовут  к доске? - спросил кто-то.   

- Подумаешь, отвечай  и снова гуди, - не унимался  Булат.   

 Нам эта затея  показалась очень забавной и  интересной. И уже на следующий  день мы приступили к делу. Первый урок - ботаника. Учительница - молодая и красивая, не очень владела дисциплиной. На ее уроках всегда был легкий шумок. Но сегодня все сидят, сложив руки на партах, никто не произносит ни слова, только в классе раздается тихий монотонный гул.   

 Учительница входит  в класс, садится за стол, открывает журнал, но вдруг резко встает, подходит к окну, прислушивается и обращается к нам:   

- Вам не кажется,  что-то гудит? - она внимательно  смотрит в окно, - Это не провода  гудят?   

 Мы чуть не умираем  от восторга. Ужасно хочется расхохотаться. Но нельзя, провалим такое интересное дело! Обеспокоенная и озадаченная учительница как-то растерянно проводит и, наконец, заканчивает урок. Может, она и догадалась, но к нам никаких претензий. Мы весь урок внимательно смотрели ей в глаза.   

 Звонок, и начинается веселая перемена. Наконец-то мы дали волю своим восторгам. Булат чуть не лопается от гордости: его выдумка воплотилась очень удачно.   

 Второй урок - история.  Эту учительницу мы любили  за то, что она уроки проводила,  словно рассказывала сказки. Проникновенным голосом, иногда придавая ему драматическую окраску, излагала она исторические факты, каждый раз принося нам какое-нибудь интересное событие. У нее никогда не было проблем с дисциплиной. Вот она вошла в класс, мы встали, не переставая гудеть.   

- Я сегодня хотела  рассказать вам об очень интересных  исторических событиях, но вы  решили поиздеваться надо мной, зачем же мне стараться? Не  знаю, чем я заслужила у вас  такое отношение. До сегодняшнего  дня мы вроде бы дружили.    

 Нам стало очень стыдно и неловко, все-таки любимая учительница, но ребячья солидарность была сильнее, и мы продолжали гудеть.   

- Ну что ж, урока  не будет. Откройте учебники, работайте  самостоятельно и гудите себе, а я почитаю книгу и немного  отдохну.   

 Учительница продиктовала нам страницы и параграфы учебника, вытащила из портфеля небольшую книгу, устроилась поудобнее на стуле и принялась за чтение.   

 Такой поворот дела  нам не очень понравился, но  ничего не поделаешь, пришлось  читать сухой учебник.   

 Третий урок - математика. Учительница очень строгая. Все ее побаивались и с опасением ждали ее прихода. Вот она вошла в класс, встала к столу и прислушалась. Видно в учительской ее предупредили о нашей проделке.   

- Так, - грозно произнесла  учительница, - продолжаете хулиганить. - Будете писать контрольную работу!   

Информация о работе Окуджава…Фамилия, которая звучит