Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:56, реферат
В 1900 году вышел в свет первый роман Т. Драйзера "Сестра Керри". Этот роман, как и другие романы Драйзера того времени, был связан с натурализмом. Одновременно с дальнейшим развитием натурализма, к которому были близки и писатели «потерянного поколения» (чья юность пришлась на период между мировыми войнами — Хемингуэй, Фитцджеральд, Стайн, Стейнбек), в Америку пришёл и европейский модернизм, к которому можно отнести поэзию Элиота, впрочем эмигрировавшего в Англию. В 1911 году возник журнал "Masses", в котором началась деятельность Дж. Рида.
527
социальных
контрастов, вводил философскую проблематику
и создавал лирический второй план,
прибегая к многозначной символике
и образам, позаимствованным, как
правило, из индейского фольклора. Такие
рассказы, как высоко оценённая В.
И. Лениным новелла «Любовь к
жизни», «Белое Безмолвие», «Тропой
ложных солнц», «В далеком краю», были
образцами прозы нового типа, обладающей
философской обобщенностью
Особенно значительны в этом отношении новеллы об индейцах, составившие сборник «Дети мороза». В них, по словам самого Лондона, «встречаются каменный век и век стали» и создается конфликт, отмеченный неподдельно сложным содержанием. В индейских новеллах Лондон непосредственно коснулся законов жизни, которые ему казались вечными, и в необратимости перемен, принесенных «прогрессом», увидел еще и невосполнимые утраты, безысходную драму. Биологическое истолкование сущности этих законов было самой слабой стороной его рассказов. Однако сам изображаемый материал до известной степени согласовывался с принципами эволюционного учения: герои выживали лишь в тяжкой и непрерывной борьбе с природой, так что в форме биологического отбора проявлялся и своего рода духовный отбор, и спенсерианская концепция не вступала в слишком резкое противоречие с этической проблематикой.
И тем не менее как художник Лондон объективно развенчал претензии этой концепции на бесспорную истинность, причем сделал это в произведениях, казалось бы, по самому своему характеру призванных иллюстрировать завоевания тогдашней научной мысли — в повестях о собаках. Немеркнущее художественное значение этих книг определяется прежде всего тем, что Лондон одним из первых в мировой литературе осознал углубляющийся разрыв между человеком и природой и усиливающуюся потребность людей в живительном общении со всем миром естественной жизни. Он предощутил, что с ходом времени «прогресс» заставит по-новому почувствовать родство всего живого и оценить созданный самой природой порядок вещей, который стараниями человека оказался на грани катастрофы. Это была главная тема анималистического цикла — для своего времени новаторская и ставшая одной из магистральных тем искусства по мере нарастания НТР и обострения ее противоречий.
Казалось, после «Зова предков» спенсерианство было преодолено, однако сложность эволюции Лондона как раз и заключалась в том, что подобные преодоления происходили в его творчестве очень медленно, сопровождаясь рецидивами прежних заблуждений. Здесь сказывалась не только идейная непоследовательность писателя, но и пробелы в его образовании, а еще сильнее — тот факт, что он выражал представления рядовых американцев своей эпохи и далеко не всегда был способен подняться над присущими подобному миропониманию социально обусловленными предрассудками расового и национального характера. Отправившись в 1914 г. корреспондентом в революционную Мексику, автор «Мексиканца» опубликовал серию статей, фактически оправдывавших американскую интервенцию и своим шовинизмом возмутивших всю социалистическую прессу. А на критику он ответил выходом из рядов социалистов.
Столь же путаной
была и система взглядов Лондона.
Как и многие писатели рубежа веков,
он долго и мучительно преодолевал
влияние Ницше, которое особенно
ясно проявилось в «Дочери снегов».
Клондайкские впечатления не могли
не расположить писателя к красочным,
романтичным пассажам, в которых
Ницше прославлял «бунтаря по природе»,
бросающего вызов дряблому, анемичному,
«плебейскому» миру, где всевластен
«стадный инстинкт толпы».
Но в то
же время — пройденная Лондоном
школа жизни заставляла отнестись
к такого рода апологии индивидуализма
гораздо более трезво и критически,
чем воспринимали ее другие неоромантики,
в чьем творчестве идеи Ницше иной
раз оказываются философским
фундаментом. Спенсерианские и ницшеанские
увлечения писателя вступили в противоречие
с его социалистическими
Социалистические убеждения писателя выросли непосредственно из его жизненного опыта, и в этом заключалась как их сила, так и слабость. Он знал всю остроту социальных антагонизмов классового общества, передав их в лучших своих книгах — «Люди бездны» (1903), «Железная пята» (1908), «Мартин Иден» (1909). И одновременно, подобно Синклеру, он остался еще одним социалистом чувства, а изъяны теоретического образования в конце концов и предопределили идейную и творческую драму, происходившую в последние годы жизни писателя.
Документальная
книга «Люди бездны»
528
автор стремился
создать не только социологические
полотна, его задачей был и
своего рода документальный эпос, повествующий
о вечной борьбе отверженных за свое
достоинство и право на жизнь.
Отголоски спенсерианской доктрины
различаются и в этом повествовании
о «бездне» с ее отчаянием, голодом,
повальной проституцией, ужасающей
детской смертностью и
За несколько
дней до смерти Лондон занес в блокнот:
«„Мартин Иден“», и „Морской волк“
развенчивают ницшеанскую философию,
а этого не заметили даже социалисты».
Видимо, основная слабость книги заключалась
в том, что ее герою противостоит
либерально настроенный интеллигент,
чьи умозрительные
Резкий перелом
действия — робинзонада на необитаемом
острове и покаяние Ларсена в
финале — художественно неубедителен.
И все же никогда еще Лондону
не удавалось создать столь
Подобно большинству
своих грядущих единомышленников, Ларсен
отождествляет понятия «жизнь»
и «буржуазная цивилизация», находя
здесь оправдание для варварских
методов, заведенных им на шхуне, для
собственного цинизма и замашек
предпринимателя-хищника, каким на
деле оказывается этот ницшеанский
«сильный человек». Лондон увидел закономерность
этого движения от тотального бунта
к своекорыстию капиталиста, признавшего
«целесообразность» своей единственной
доктриной и исповедующего
Второй этап эволюции Лондона связан с глубоким и многогранным воздействием на писателя русской революции 1905 г. С трибуны и с печатной страницы Лондон сразу объявил о своей безоговорочной поддержке «русских террористов». В «Войне классов» (1906) он писал, что признает лишь один путь решения коренных общественных вопросов — революцию и переход к социализму. А в статье-манифесте «Революция» (1908) Лондон без колебаний утверждает, что будущее принадлежит «семимиллионной армии революционеров мира».
Центральные
произведения этого периода —
«Железная пята» и «Мартин
Иден» — явились не только высшими
художественными свершениями
Роман был завершен еще в 1906 г., но увидел свет лишь два года спустя, поскольку издательство опасалось его выпустить в атмосфере, наэлектризованной событиями революции в России. В «Железной пяте» соединяются жанровые черты эпоса и притчи, документального повествования и утопии. Темой Лондона была революция — необходимый и неотвратимый итог общественного развития. Он сознавал, что человечеству предстоит испытать невиданные потрясения, прежде чем над развалинами капитализма взойдет заря новой эпохи — эры братства людей. Он писал свою книгу, пристально следя за русскими событиями 1905 г., которые нашли в «Железной пяте» глубокое отражение.
В записках Эвис Эвергард, будто бы найденных лишь семь веков спустя и составляющих
529
основное
повествование, как и в комментариях
Энтони Меридита, живущего в XXVII в., в
эру Братства людей, о революции
1905 г. не раз упоминается впрямую.
Существенны, впрочем, не только такие
указания. Еще важнее новый тип
героя, появившийся в «Железной
пяте», — рабочий-революционер Эвергард,
ставший одним из руководителей
борьбы пролетариата. Отнюдь не случайно
центральным эпизодом стал кровавый
разгром рабочего восстания в
Чикаго — Лондон размышлял над
уроками декабрьского восстания 1905
г. в Москве. И сама тема Железной
пяты, вооруженной плутократии, попирающей
все демократические права и
законы, несомненно, появилась в
романе как итог тех же размышлений.
Изображая деятельность профессиональных
революционеров, Лондон допустил серьезные
просчеты, отдав дань левацкой «романтике».
Сама революция в его романе порою
выглядела как итог усилий конспираторов-избранников
третирующих пролетарскую массу
и избравших своим оружием
террор и провокации, ведущие к
бессмысленным жертвам. Вместе с
тем Лондону удалось
Лондон не
ошибся и в другом своем предсказании:
XX век виделся ему эпохой резкого
обострения социальных антагонизмов,
и «Железная пята», стала, пожалуй,
самым ранним в мировой литературе
произведением, где угадано зарождение
и распространение фашизма. Точность
этого предвидения поразительна
— последующая история
Картина, созданная
в «Железной пяте», необычайно сурова
по краскам: олигархия подавляет
восстание с неслыханной
А. В. Луначарский
назвал роман Лондона одним из
«первых произведений подлинной
социалистической литературы». Пафос
революционного преобразования действительности
соединяется в «Железной пяте»
с трезвостью анализа неотвратимых
исторических испытаний, которые ожидают
человечество на пути к социализму.
Такой синтез остался уникальным
явлением в литературе США.
Художественно-публицистическое
повествование Лондона явилось
порубежной вехой в истории
«Мартин Иден»
стал еще одной вехой на этом пути
от реализма XIX столетия к реализму
нового типа. Современниками этот автобиографический
роман был воспринят как
Роман не раз
пытались истолковать как произведение,
обличающее продажность и бездуховность
буржуазного общества, чьей жертвой
становится герой, усвоивший нормы
«ярмарки на площади», описанной Ролланом
в «Жане-Кристофе». Совершенно по-иному
прочел «Мартина Идена» Маяковский. В
1918 г. он сделал по мотивам этого
романа фильм, где герой — революционный
художник, «не для денег родившийся».
Обе эти интерпретации
Несовпадение
художественной красоты, необычайно тонко
чувствуемой Мартином, и грубой житейской
реальности оказывается главным
противоречием жизни героя. В
творчестве Мартина Идена эта
коллизия предстает неразрешимой. Цель
жизни Мартина — служение искусству,
но искусство невозможно без воспринимающего.
Он презирает буржуазную публику, но
«воспринимающие» — именно эта среда.
И если творчество — великий созидательный
акт, по завершением неизбежно
Информация о работе Общая характеристика американской литературы