Общая характеристика американской литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:56, реферат

Описание работы

В 1900 году вышел в свет первый роман Т. Драйзера "Сестра Керри". Этот роман, как и другие романы Драйзера того времени, был связан с натурализмом. Одновременно с дальнейшим развитием натурализма, к которому были близки и писатели «потерянного поколения» (чья юность пришлась на период между мировыми войнами — Хемингуэй, Фитцджеральд, Стайн, Стейнбек), в Америку пришёл и европейский модернизм, к которому можно отнести поэзию Элиота, впрочем эмигрировавшего в Англию. В 1911 году возник журнал "Masses", в котором началась деятельность Дж. Рида.

Работа содержит 1 файл

Общая характеристика американской литературы.docx

— 36.12 Кб (Скачать)

Общая характеристика американской литературы

XX век

В 1900 году вышел  в свет первый роман Т. Драйзера "Сестра Керри". Этот роман, как и другие романы Драйзера того времени, был связан с натурализмом. Одновременно с дальнейшим развитием натурализма, к которому были близки и писатели «потерянного поколения» (чья юность пришлась на период между мировыми войнами —  Хемингуэй, Фитцджеральд, Стайн, Стейнбек), в Америку пришёл и европейский  модернизм, к которому можно отнести  поэзию Элиота, впрочем эмигрировавшего  в Англию. В 1911 году возник журнал "Masses", в котором началась деятельность Дж. Рида. Журнал объединял вокруг себя радикально настроенных американцев  Начиная с двадцатых годов, рассказ (short story) начинает восприниматься критиками  как специфически американский жанр; в его развитии большую роль сыграли  журналы. Если Playboy, в шестидесятых печатавший рассказы таких мастеров, как Набоков  и Апдайк, стал со временем менее  интеллектуальным, то Нью-Йоркер до сих  пор еженедельно публикует рассказы, многие из которых попадают в антологии  лучшей короткой прозы.

Продолжала  развиваться детская литература. Всемирную известность получил  классик детской литературы Лаймэн Фрэнк Баум, автор вымышленной  страны Оз. Определенных успехов достигла научно-художественная литература. В 1926 году Поль де Крюи, микробиолог и  писатель выпустил в свет одну из самых  своих известных книг – «Охотники  за микробами».

Среди авторов, работавших в жанре «крутого детектива», можно назвать получивших широкую  известность Д. Хэммета , Р.Т. Чандлера, Д. Кейна. В жанре фэнтези работал  Джеймс Кейбелл, опубликовавший в 1919 году роман "Юрген, Комедия справедливости". Особенно большего успеха достигла научная  фантастика. В пятидесятые годы всемирную  известность приобрели произведения таких писателей, как Рэй Брэдбери и Айзек Азимов.

Одним из крупнейших писателей Америки первой половины XX века является Уильям Фолкнер, получивший в 1949 году Нобелевскую приемию. Среди  признанных мастеров американской прозы XX века следует назвать Кэтрин Энн  Портер.

Большую роль в американской литературе двадцатого века сыграли эмигранты: трудно недооценить  скандал, который вызвала Лолита; очень заметную нишу составляет американская еврейская литература, часто юмористическая: Зингер, Беллоу, Рот, Маламуд, Аллен; одним  из самых известных чернокожих писателей  был Болдуин; в последнее время  известность завоевали грек Евгенидис  и китаянка Эми Тан. Сол Беллоу в 1976 году стал лауреатом Нобелевской  премии по литературе. Большим успехом  пользуется творчество итало-американских авторов (Марио Пьюзо, Джон Фанте, Дон  Делилло).Открытость повысились не только в национально-религиозной области: известная поэтесса Элизабет Бишоп  не скрывала своей любви к женщинам; среди других писателей можно  отметить Капоте и Каннингема.

Особое место  в литературе 50-х годов занимает роман Дж. Сэлинджера "Над пропастью  во ржи". Это вышедшее в свет в 1951 году произведение стало (особенно, среди молодежи) культовым. В американской драматургии 50-х годов выделяются пьесы А. Миллера и Т. Уильямса. В 60-е годы получают известность  пьесы Э.Олби ("Случай в зоопарке", "Смерть Бесси Смит", "Кто  боится Вирджинии Вулф?", "Всё  в саду").В начале второй половины XX века вышел ряд романов Митчела  Уилсона, связанных с темой науки («Живи с молнией», «Брат мой, враг мой»). Эти книги получили широкую  известность (особенно в Советском  Союзе в 1960-70-х годах). 

Разнообразие  американской литературы никогда не позволяет одному движению полностью  вытеснить другие; после битников 50—60-х ( Дж. Керуак, , Л. Ферлингетти, Г.Корсо, А.Гинзберг) самой заметной тенденцией стал — и продолжает быть — постмодернизм (например, Пол Остер, Томас Пинчон).Широкую  известность в последнее время  получили книги писателя-постмодерниста Дона Делилло (род. 1936). Одним из известных  исследователей американской литературы XX века является переводчик и литературный критик А.М.Зверев (1939—2003).

ЛОНДОН  

В творчестве Лондона отразились важнейшие философско-эстетические искания американской литературы его  эпохи. Этим обусловлена сложность  истолкования его огромного и  неравноценного художественного наследия. Лондон много перенял из опыта  натуралистов, испытал сильное воздействие  спенсерианства, а одно время и  философии Ницше, внес едва ли не решающий вклад в становление «социологической»  литературы, а в таких книгах, как «Люди бездны», оказался близок к «разгребателям грязи». В то же время его северные рассказы, как  и цикл произведений, посвященных  Полинезии, а также некоторые  романы («Морской волк», «Алая чума», «Мятеж на «Эльсиноре») справедливо  рассматривать в связи с проблемой  неоромантизма.  

Лондон по праву считается основоположником пролетарской литературы США, а глубокое влияние, которое оказала на его  творчество русская революция 1905 г., позволяет рассматривать автора «Железной пяты» и «Мексиканца»

525  

как художника  социалистической идейной ориентации. И вместе с тем из-под пера Лондона  вышло немало произведений, типологически  родственных позднейшим образцам «массовой  беллетристики», лишенной сколько-нибудь значительного эстетического содержания, а то и апологетической по отношению  к буржуазным ценностям и нормам.  

Все эти  полярности, открывающиеся читателю Лондона, были следствием резких противоречий миропонимания художника, в свою очередь отражавших противоречивость социального и духовного опыта  Америки в начале нашего столетия.  

Джек Лондон (1876—1916) вырос в семье фермера, заменившего ему отца, и детские  годы запомнились будущему писателю вечно преследовавшим его чувством голода, а также рано пробудившейся  страстью к книгам. Молодость Лондона  овеяна романтикой, хотя на самом деле это было для него время лишений  и неудач. В августе 1896 г. он, самостоятельно освоив двухгодичную программу университетских  подготовительных курсов, стал студентом, и тогда же ему был выписан членский билет Социалистической рабочей партии, в которой Лондон состоял до 1914 г., объяснив свой уход тем, что социалисты растеряли прежний боевой дух. Но разрыв объяснялся не столько кризисом, переживаемым партией, сколько духовным кризисом самого Лондона. Лучшей порой Лондона как писателя были годы его непосредственного участия в социалистическом движении.  

Август 1897 г. он встретил на Клондайке. Бушевала «золотая лихорадка», Лондона подхватила волна  массового ажиотажа. У слияния  Юкона и реки Стюарт он провел долгую полярную зиму. Духовный и творческий капитал, накопленный Лондоном на Клондайке, оказался бесценным. Впечатления той  поры питали его творчество долгое время — вплоть до «Смока Беллью» (1911).  

В январе 1899 г. появился первый из северных рассказов  Лондона «За тех, кто в пути». Слава пришла внезапно и оказалась  громкой. Три сборника северных новелл прославили имя Лондона далеко за пределами Америки: «Сын волка» (1900), «Бог его отцов» (1901), «Дети мороза» (1902). А повесть «Зов предков» (1903) даже недоброжелательных критиков заставила  признать, что американская литература приобрела крупное дарование.

Джек  Лондон

Все эти  книги, как и первый роман Лондона  «Дочь снегов» (1902), свидетельствовали  о неоромантическом характере творческих устремлений начинающего прозаика. По особенностям конфликта, по преобладающему типу героя, по выраженному в них  мироощущению произведения Лондона, связанные  с Клондайком, были созвучны и «индийским»  новеллам Киплинга, и первым повестям Гамсуна, и прозе начинающего  Горького, органично примыкая к художественному  движению рубежа веков, возникшему на почве романтического восприятия действительности.

По-своему это  было закономерным. Неоромантизм выразил  глубокую неудовлетворенность пошлостью  и ординарностью буржуазных будней и мечту о личности яркой и  цельной, о героике, решительно недоступной  какому-нибудь невзрачному обывателю  с его убогими помыслами и  унылым жизненным распорядком, о  духовной красоте, которая отвечала бы бесконечной красоте реального  мира. Подобное умонастроение, весьма характерное для тогдашнего исторического  порубежья и подкрепляемое кружившей  головы патетикой чрезвычайно влиятельного в ту пору Ницше, могло приобретать  — и приобретало — самые  разные, подчас полярно противоположные  идеологические оттенки. Однако исходной точкой неизменно оказывалось отвращение к буржуазной повседневности и поиск  идеала далеко за ее пределами.

Клондайк  для Лондона как раз и воплотил в себе этот идеал подлинности  и красоты. Открывшаяся ему на Клондайке картина — не «золотой лихорадки», а самого Севера, живущего

526

по своим  величественным и непреложным законам, — была слишком возвышенной, чтобы  ей подошли рамки строго правдоподобного  повествования. Эпическая масштабность разыгрывавшихся на Севере драм, острота  конфликтов, напряженность переживаний  — все это отвечало романтическому ощущению мира и, воплотившись в новеллах, создало поэтику, где безукоризненная верность каждой детали сочеталась с художественной фантазией, а зарисовки будней Клондайка приобретали второй, философско-аллегорический смысл.

При всем резко  заявленном своеобразии Лондона-повествователя такая поэтика обладает чертами, типологически родственными неоромантической литературе, так же как и ее характерными изъянами — патетикой и мелодраматизмом, особенно сильно чувствующимися в «Дочери  снегов». В новеллах Лондон больше заботился  о строгой достоверности штрихов. Его Север — это реальный Клондайк зимы 1897—1898 гг. со всеми тяготами, контрастами, катастрофами и трагедиями, которые  выпадает здесь пережить людям, далеко не всегда способным выдержать суровые  требования, предъявляемые страной Белого Безмолвия.

Центральной темой ранних книг Лондона стала  тема испытания: на Севере выявлялись возможности, заложенные в человеке, и, впервые по-настоящему постигая смысл  таких понятий, как «голод», «кров», «покой», личность как бы заново открывала  для себя первоматерию жизни и  исцелялась от всего ложного и  случайного, что загромождало ее горизонт. Лондон стоит у истока традиции, которой была суждена большая  жизнь в литературе XX в. Он оставил  человека наедине с самим собой  и дал ему возможность проверить  себя в тягчайшей борьбе с обстоятельствами, которые угрожают самому его существованию. Он вернул высокий смысл таким  этическим категориям, как ответственность, товарищество, мужество, воля, честь. Сосредоточивая внимание лишь на самом главном чувстве, отодвигающем в минуту смертельной  опасности все другое, он отбрасывал тонкий психологизм, богатство оттенков и полутонов. Но при этом он проторял тропу таким писателям, как Сент-Экзюпери и Хемингуэй, которые обостренно, восприятием людей, переживших мировые  войны, почувствовали величие и  трагизм отчаянной битвы человека за право на жизнь, определили истинную цену высокой нравственной собранности  и душевной отваги.

Эстетическая  концепция Лондона, как и все  неоромантическое художественное движение, представляла собой определенную реакцию  на натурализм и одновременно была тесно с ним связана. В свою клондайкскую зиму Лондон проштудировал  труды Спенсера, чьи идеи еще долго  потом напоминали о себе в произведениях  американского писателя. Учение Дарвина  было ему известно еще раньше, а  социальный дарвинизм воспринимался  Лондоном в качестве бесспорной научной  истины вплоть до идейного перелома, ознаменованного  «Железной пятой» и «Мартином  Иденом». Появление сразу вслед  за северным циклом такой книги Лондона, как «Люди бездны» — произведения, по своей поэтике наиболее близкого к натурализму, — не может удивить, поскольку и в книгах о Клондайке  сказывались такие характерные  черты натуралистического творчества, как биологизм, пристрастие к  «научности» в духе Спенсера и т. п.

Но предложенное Лондоном истолкование человека решительно противостояло концепциям натуралистов. Он освободил личность из жестких  тисков предопределенности. Даже в  тягчайших обстоятельствах его  герой не беспомощен — побеждают  его духовные качества, его нравственная позиция. Горький почувствовал определяющую особенность новелл Лондона —  их способность передать «величайшее  напряжение воли к жизни» — и  отметил: «Джек Лондон — писатель, который хорошо видел, глубоко чувствовал творческую силу воли и умел изображать волевых людей».

Герои новелл Лондона оказывались в необычайно драматических обстоятельствах, когда  с беспощадной четкостью выявлялась человеческая сущность, «Жители Севера рано познают тщету слов и неоценимое благо действий». Мысль, высказанная  в «Белом Безмолвии», афористически  выразила творческую программу всего цикла о Клондайке и его поэтику, не признающую зыбкости штрихов, как и неясности авторского отношения к персонажам.

Те из них, кому отданы симпатии Лондона, воплощают  романтический нравственный идеал  писателя: это личности сильные и  бескорыстные, исповедующие принципы справедливости и товарищества. Однако американцев гнала на Север «золотая лихорадка», разжигавшая низменные  инстинкты обогащения любой ценой. Высокая романтика и азарт  конкуренции в погоне за удачей переплетались, придавая внутреннюю противоречивость созданной Лондоном картине истинной жизни.

Это противоречие преодолено Лондоном в лучших рассказах  клондайкского цикла, где реализм  одухотворен поэзией причастности персонажей к вечным ритмам природы, укрощающей низменные страсти. Как  художник он достигал вершин, когда, не удовлетворяясь изображением атмосферы  Клондайка и его 

Информация о работе Общая характеристика американской литературы