Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:15, курсовая работа
Цель данного исследования – рассмотреть образы филистеров и энтузиастов в романе Э. Т. А. Гофмана «Житейские воззрения Кота Мурра».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить нравственно-эстетические воззрения писателя;
- рассмотреть особенности тематики произведений Э. Т. А. Гофмана;
- проанализировать понятия «филистер» и «энтузиаст» в контексте произведений Гофмана;
- рассмотреть образы Кота Мурра и И. Крейслера как типы филистеров и энтузиастов.
Теоретической основой курсовой станут труды А. С. Дмитриева, Н. Я. Берковского, А. В. Карельского, А. Кирпичникова и других исследователей.
Объект рассмотрения – творчество Э. Т. А. Гофмана. Роман «Житейские воззрения Кота Мурра».
Предмет исследования – образы филистеров и энтузиастов в данном романе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА Э.Т.А.ГОФМАНА………………………………………………...……………….5
ГЛАВА II. ОБРАЗЫ ФИЛИСТЕРОВ И ЭНТУЗИАСТОВ В РОМАНЕ «ЖИТЕЙСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ КОТА МУРРА»………………………………....9
2.1. «Житейские воззрения Кота Мурра» как итог всех основных
проблемо-тематических линий творчества Гофмана.................................9
2.2. Кот Мурр и Крейслер как представители мира филистеров
и мира энтузиастов……………………………………….………….…...13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….…21
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ТВОРЧЕСТВА Э.Т.А.ГОФМАНА……………………………………………
ГЛАВА II. ОБРАЗЫ ФИЛИСТЕРОВ И ЭНТУЗИАСТОВ В РОМАНЕ «ЖИТЕЙСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ КОТА МУРРА»………………………………....9
2.1. «Житейские воззрения Кота Мурра» как итог всех основных
проблемо-тематических
линий творчества Гофмана.......................
2.2. Кот Мурр и Крейслер как представители мира филистеров
и мира энтузиастов………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Эрнест Теодор Амадей Гофман (1776 - 1822) – знаменитый немецкий романтик. Сегодня Гофман, пожалуй, один из самых читаемых из немецких романтиков. Если имена его современников Шамиссо, Тика и Новалиса вызывают скорее академический интерес, то Гофман остаётся привлекательным для читателя и в XXI веке.
Анализом творчества Гофмана занимались такие исследователи как К. Г. Ханмудзаев, Д. Л. Чавчанидзе, В. В. Ванслов, И. В. Лаптева, И. И. Гарин, Н.Я. Берковский, А. С. Дмитриев, А. Кирпичников, А. Карельский, Миримский, Лаврентева и др.
Особенности
творчества немецкого писателя были
рассмотрены зарубежными
Для отечественного литературоведения Гофман о многом ближе других знаменитых зарубежных писателей. В XIX веке, можно сказать, Гофман был известнее и популярнее в России, чем в самой Германии.
Достаточно большое количество отечественных и зарубежных исследователей данной темы свидетельствует об актуальности выбранной нами темы, но, тем не менее, данная тема не является до конца структурированной и систематизированной ни в практике отечественных, ни зарубежных учёных, что составляет новизну нашего исследования.
Актуальность темы обусловлена так же востребованностью исследований символических методов творчества Э. Т. А. Гофмана, а также социальной и духовной критики общества в его произведениях.
Цель данного исследования – рассмотреть образы филистеров и энтузиастов в романе Э. Т. А. Гофмана «Житейские воззрения Кота Мурра».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить
нравственно-эстетические
- рассмотреть
особенности тематики
- проанализировать понятия «филистер» и «энтузиаст» в контексте произведений Гофмана;
- рассмотреть образы Кота Мурра и И. Крейслера как типы филистеров и энтузиастов.
Теоретической основой курсовой станут труды А. С. Дмитриева, Н. Я. Берковского, А. В. Карельского, А. Кирпичникова и других исследователей.
Объект рассмотрения – творчество Э. Т. А. Гофмана. Роман «Житейские воззрения Кота Мурра».
Предмет исследования – образы филистеров и энтузиастов в данном романе.
Работа
состоит из введения, двух глав, заключения
и приложения. Завершает курсовую работу
список использованной литературы. Общий
объём курсовой 22 страницы.
ГЛАВА
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА Э.Т.А.
ГОФМАНА
Среди писателей позднего немецкого романтизма Эрнст Теодор Амадей Гофман является одной из самых ярких фигур. Гофман – писатель европейского масштаба, творчество которого за пределами его родины получило особенно широкий отклик в России.
Родился он в семье прусского королевского адвоката. Уже с юношеских лет в Гофмане пробуждается богатая творческая одаренность. Он обнаруживает немалый талант живописца. Но главной его страстью, которой он остается верен на протяжении всей своей жизни, становится музыка. Играя на многих инструментах, он основательно изучил теорию композиции и стал не только талантливым исполнителем, дирижером, но и автором целого ряда музыкальных произведений. Но миру всё же Э. Т. А. Гофман известен именно благодаря своей литературной деятельности [6].
Вступив в литературу в ту пору, когда иенскими и гейдельбергскими романтиками уже были сформулированы и развиты основные принципы немецкого романтизма, Гофман был художником-романтиком. Характер конфликтов, лежащий в основе его произведений, их проблематика и система образов, само художественное видение мира остаются у него в рамках романтизма [7].
Если б одна напряженность и богатство фантазии делали поэта, Гофмана был бы первым поэтом в мире, но так как от поэта требуется еще глубокое понимание действительности и художественно верное воспроизведение ее, то Гофман — только первый из немецких романтиков чистого типа. Он подводит итоги немецкому романтизму и является самым полным выразителем лучших его стремлений, которым он придал небывалую до тех пор яркость и определенность [12, с. 250].
Так же как и у иенцев, в основе большинства произведений Гофмана находится конфликт художника с обществом [7].
Изначальная романтическая антитеза художника и общества - в основе мироощущения писателя. Вслед за иенцами высшим воплощением человеческого «Я» Гофман считает творческую личность – художника, «энтузиаста», по его терминологии, которому доступен мир искусства, мир сказочной фантастики, те единственные сферы, где он может полностью реализовать себя и найти прибежище от реальной филистерской повседневности [2, с. 115].
Художественный язык гофмановского времени - романтизм. В богатейшей его грамматике главное правило и исходный закон - несклоняемость духа, независимость его от хода вещей. Из этого закона выводится и требование абсолютной свободы земного носителя этого духа - человека творческого, вдохновенного, для обозначения которого в романтическом языке охотно используется латинское заимствование - "гений", а в гофмановском языке - еще и греческое "энтузиаст" ("боговдохновенный") [8].
Самое ненавистное для Гофмана понятие — филистерство. Это понятие очень широкое, целое мировоззрение; в нем заключается и самодовольная пошлость, и умственный застой, и эгоизм, и тщеславие (жизнь напоказ, "как люди живут"), и грубый материализм, и все нивелирующий формализм, превращающий человека в машину, и педантизм [9].
Но и воплощение и разрешение романтического конфликта у Гофмана иные, нежели у ранних романтиков. Через отрицание действительности, через конфликт художника с ней иенцы поднимались к высшей ступени своего мироощущения – эстетическому монизму, когда весь мир становился для них сферой поэтической утопии, сказки, сферой гармонии, в которой художник постигает себя и Вселенную. Романтический герой Гофмана живет в реальном мире (начиная с кавалера Глюка и кончая Крейслером). При всех своих попытках вырваться за его пределы в мир искусства, в фантастическое сказочное царство Джиннистан, он остается в окружении реальной конкретно-исторической действительности. Ни сказка, ни искусство не могут привнести ему гармонию в этот реальный мир, который в конечном итоге их себе подчиняет. Отсюда постоянное трагическое противоречие между героем и его идеалами, с одной стороны, и действительностью – с другой. Отсюда дуализм, от которого страдают гофмановские герои, двоемирие в его произведениях, неразрешимость конфликта между героем и внешним миром в большинстве из них, характерная двуплановость творческой манеры писателя [7].
Основную тему произведений Гофмана - взаимоотношения искусства и жизни, художника и обывателя – подсказало писателю само его существование. Одним из самых главных “двоемирий” повествований Гофмана является двоемирие самого автора. Как писал А.Карельский в своем предисловии к полному собранию сочинений Э.Т.А.Гофмана: “Мы подошли к самой сокровенной и самой немудреной тайне Гофмана. Его неспроста преследовал образ двойника. Он до самозабвения, до безумия любил свою Музыку, любил Поэзию, любил Фантазию, любил Игру - и он то и дело изменял им с Жизнью, с ее многоликостью, с ее и горькой и радостной прозой. Еще в 1807 году он написал своему другу Гиппелю – как бы оправдываясь перед самим собой за то, что выбрал себе в качестве основного не поэтическое, а юридическое поприще: "А главное, я полагаю, что, благодаря необходимости отправлять, помимо служения искусству, еще и гражданскую службу, я приобрел более широкий взгляд на вещи и во многом избежал эгоизма, в силу коего профессиональные художники, с позволения сказать, столь несъедобны"” [4]. Даже в социальной жизни он не мог быть кем-то одним. Он был похож на своих “актеров”, выполняющих разные задачи, но с одним потенциалом. Основная причина двоемирия произведений Гофмана в том, что двоемирие раздирало прежде всего его самого, оно жило в его душе и проявлялось во всем.
«Как высший судия, я поделил весь род человеческий на две неравные части. Одна состоит только из хороших людей, но плохих или вовсе не музыкантов, другая же – из истинных музыкантов» [4], – сформулировал Гофман вечный разрыв между «хорошими людьми» (то есть простыми обывателями, филистерами) и «музыкантами» (художниками, творцами инобытия, энтузиастами).
Но в гофмановской формуле не стоит искать высокомерия. Его энтузиасты тоже несчастны, и не только потому, что мир филистеров их не понимает и не принимает, – энтузиасты лишены адекватного сознания, оттого и не могут найти утешения в реальной жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что основной темой произведений Гофмана является конфликт художника с обществом, конфликт мира филистеров с миром энтузиастов.
Изначальная
романтическая антитеза художника и общества
лежит в основе мироощущения писателя.
Несоответствие романтического возвышенного
идеала, видения мира глазами энтузиаста
сталкивается с не совсем привлекательной
действительностью, миром филистеров.
Писатель сам не понаслышке столкнулся
с этой разрываемостью между реальностью
и романтической мечтой, именно поэтому
данная проблема ставится во главу угла
в произведениях Э. Т. А. Гофмана. Лучшая
метафора гофмановских «параллельных
миров» – его роман в новеллах «Житейские
воззрения Кота Мурра» [6].
ГЛАВА II. ОБРАЗЫ ФИЛИСТЕРОВ И ЭНТУЗИАСТОВ В РОМАНЕ Э.Т.А.ГОФМАНА «ЖИТЕЙСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ КОТА МУРРА»
2.1.
«Житейские воззрения
Кота Мурра» как
итог всех основных
проблемо-тематических
линий творчества
Гофмана
Роман Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» (нем. Lebensansichten des Katers Murr), вышедший в двух томах в 1819 и 1821 годах, считается вершиной творчества писателя, объединяя в себе смешное и трагическое [1, с. 455].
Во времена Гофмана, да и вообще в XIX веке, традиционным для романа считалось хронологически последовательное повествование, преимущественно биографического типа. Рапсодия — музыкальное произведение, отличающееся свободой формы, разноплановостью эпизодов и тем. «Но о столь прекрасном хронологическом порядке нечего и мечтать,— иронически сетует Гофман, — когда в распоряжении несчастного рассказчика имеются лишь сообщенные изустно отдельными крохами сведения…» [4]
Гофман создал принципиально новый тип романной композиции, которую он назвал рапсодической, в такой композиции, «вопреки кажущейся отрывочности, все же некая крепкая нить связует все ее части воедино» [4]. Перспективность такой формы в полной мере подтвердилась в литературе XX века. Роман Гофмана строится на иронической параллели между миром животных и миром людей. Но если животное царство, рельефно обрисованное в записках Кота Мурра, однозначно в своей филистерской сущности, то в мире людей существуют резкие контрасты. Два плана повествования поэтому то параллельны, то противопоставлены друг другу.
Название этого романа возникло благодаря такому обстоятельству: у Гофмана был кот по имени Мурр (см. приложение), очень красивый и очень умный. Писатель часто шутил, что Мурр, пожалуй, читает его рукописи, когда в отсутствие хозяина просиживает часами на его столе. Отсюда и родился замысел - построить повествование от лица кота, будто бы занимающегося сочинительством и философией [14].
Кот Мурр пишет записки о своих любовных похождениях с кошечкой Мисмис на обратной стороне драматичной биографии гениального музыканта капельмейстера Иоганнеса Крейслера, и таким образом под одной обложкой оказываются два жизнеописания – филистера Мурра и энтузиаста Крейслера [9].
В романе иронична двуплановость композиции: записки Кота Мурра, настоящего кота, откормленного и выхоленного, принадлежащего ученому Абрагаму и потому тоже вообразившего себя ученым, перемежаются страницами драматической биографии композитора Крейслера, которые кот использует для просушки чернил. Поэтому и части записей кота, и листы из книги о Крейслере каждый раз начинаются и обрываются на полуслове. В дневнике Кота Мурра оборванная запись продолжается затем с того же места, на каком она оборвалась, в листах же из биографии Крейслера — нет: кот не заботится об их последовательности, для просушки чернил равно годится любой из листов.