Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 00:08, курсовая работа
Чехов родился 17 января 1860 г. в Таганроге, там же окончил курс гимназии, затем поступил на медицинский факультет Московского университета и в 1884 г. получил степень врача, но практикой почти не занимался. Уже студентом начал (с 1879 г.) помещать, под псевдонимом Чехонте, мелкие рассказы в юмористических изданиях: "Стрекозе", "Будильнике", "Осколках" и других; затем перешел в "Петербургскую Газету" и "Новое Время". В 1886 г. вышел первый сборник его рассказов; в 1887 г. появился второй сборник – "В сумерках", который показал, что в лице Чехова русская литература приобрела новое, вдумчивое и тонко-художественное дарование.
Введение ……………………………….........................2-7
Глава 1.Творческая судьба рассказа <<Душечка>> …………………………………….................................8-18
Глава 2. Образ Ольги Племянниковой
…………………………………...................................19-22
Заключение …………………………………………….23
Библиография …………………………........................24
– Мы, женщины, не можем сметь свое суждение иметь>>, – отвечает Зинаида Федоровна.
Отрывки эти заставляют вспомнить сцену из рассказа <<Душечка>>. Оленька в присутствии гостей ветеринара <<начинала говорить о чуме на рогатом скоте, о жемчужной болезни, о городских бойнях, а он страшно конфузился и, когда уходили гости, хватал ее за руку и шипел сердито:
–Я ведь просил тебя не говорить о том, чего ты не понимаешь! Когда мы, ветеринары, говорим между собой, то, пожалуйста, не вмешивайся. Это, наконец, скучно!>>
В отличие от Зинаиды Федоровны, которая возражает Орлову, Душечка, отвечая ветеринару, проявляет покорность и смирение: <<А она смотрела на него с изумлением и с тревогой и спрашивала:
– Володичка, о чем же мне говорить?!>>
Одной чертой характера Зинаида Федоровна неожиданно оказывается близкой Душечке.
Как и для душечки, для нее смысл жизни – в любви. Орлов так характеризует ее: <<Любовь и мужчина составляют главную суть ее жизни>>; <<Зинаида Федоровна отдает любви всю свою душу>>. Обе они – натуры самоотверженные и счастье видят в том, чтобы кому то принести в жертву свои душевные силы, свою жизнь. Но между ними и огромная разница – разница образования, интеллектуального уровня, отношения к жизни и людям. Душечка – вся на земле, вся погружена в быт. Если она жаждет только любви, <<которая захватила бы все ее существо, всю душу, разум, дала бы ей мысли, направление жизни>>, то Зинаида Федоровна мечтает посвятить себя к какой – нибудь высокой, общественной цели. Потерпев крушение в любви, она уезжает за границу с героем рассказа, <<неизвестным человеком>>, надеясь вместе с ним найти эту цель.
Романтическая страстность, склонность к идеализации, разрыв между мечтой и жизнью приводят Зинаиду Федоровну к самоубийству; ее не останавливает даже рождение собственного ребенка. Увядающая без любви к мужчине Душечка оживает, когда перед ней открывается возможность отдаться воспитанию чужого ребенка. И в этом ограниченная Оленька обнаруживает в большей мере живую душу, чем страстная и активная Зинаида Федоровна с ее высокими требованиями.
Два эти такие, казалось бы, разные произведения имеют в чем-то сходные финалы. Душечка, сменив три привязанности, находит счастье и утешение во всепоглощающей любви к мальчику Саше. <<Неизвестный человек>>, отрекшись от своих товарищей-террористов, приходит к выводу: <<Назначение человека или ни в чем или только в одном – в самоотверженной любви к ближнему>>. Под конец жизни он остается с Соней, дочкой умершей Зинаиды Федоровны. Девочка эта вызывала в нем <<идолопоклонническое чувство>>: <<Широкие мечты остановились около Сони, как будто нашли в ней, наконец, именно то, что мне нужно было. Я любил эту девочку безумно. В ней я видел продолжение своей жизни>>.
Спустя почти три года после записей об Ольге Ивановне и ее брате, в записной книжке Чехова появилась заметка, непосредственно относящаяся к будущему рассказу (<<Душечка>>); это набросок сюжета; образ героини отмечен здесь отрицательным отношением автора: <<Была женой артиста — любила театр, писателей, казалось, вся ушла в дело мужа, и все удивлялись, что он так удачно женился; но вот он умер; она вышла за кондитера, и оказалось, что ничего она так не любит, как варить варенье, и уж театр презирала, так как была религиозна в подражание своему второму мужу>>[21]. Запись датируется приблизительно – не ранее октября 1893 г. и не позже 10 октября 1894 г. В опубликованном тексте рассказа кондитера заменили три персонажа: лесоторговец, ветеринар, мальчик Саша.
Итак, к 1898 г., когда Чехов принялся за рассказ, в записной книжке его готова была сюжетная схема, предполагавшая отрицательное изображение характера. А в старых набросках намечался образ женщины, вызывавшей скорее сочувствие, чем насмешку автора.
Из этих давних набросков и заметки в записной книжке Чехов стал создавать образ Душечки.
Еще одна запись, сделанная Чеховым в записной книжке почти в то время, когда был закончен рассказ <<Душечка>>, вводит нас в круг его раздумий о несамостоятельности мысли женщины: <<Женщина находится под обаянием не искусства, а шума, производимого состоящими при искусстве>>.
Рассказ был начат не ранее 26 ноября и закончен 7 декабря 1898 г. в Ялте. В рассказе <<Душечка>> угадываются некоторые приметы ялтинской действительности тех лет. В <<Душечке>> проявилось одно из характерных свойств писательской манеры Чехова — сремление вплести в ткань рассказа точные черты современной жизни.Часто материалом для него служили сообщения периодических изданий. Об этом свидетельствует Бунин: однажды Чехов, <<просматривая газеты, которых он получал множество>>, говорил: <<Давайте газеты читать и выуживать из провинциальной хроники темы для драм и водевилей>> [22].
Вторым спутником жизни Ольги Семеновны сделался не кондитер, как в заметке записной книжки, а <<управляющий лесным складом купца Бабакаева>>. Третьей привязанностью героини стал ветеринар.
С работой ветеринарных врачей Чехов хорошо был знаком. В 1892-1893 гг. он служил земским врачом в Серпуховском уезде и присутствовал на заседаниях Серпуховской земской санитарно-врачебной организации, где слушались отчеты врачей о болезнях скота, о городских бойнях, о надзоре за гуртами [23]. В облике ветеринара отразились старые и новые впечатления Чехова.
Можно предположить, что в заключительных сценах рассказа в какой-то степени воплотились воспоминания Чехова о его маленьком приятеле, сыне М.В.Киселевой Сереже, жившем у Чеховых в 1888 г. : <<Каждое утро, лежа в постели, я слышу, как что-то громоздкое кубарем катится вниз по лестнице и чей-то крик ужаса: это Сережа идет в гимназию, а Ольга провожает его>>, – писал Чехов М.В.Киселевой 2 ноября 1888 г.
В <<Душечке>> выразилась особенность творческого процеса Чехова-изменчивость замыслов, намечаемых в записных книжках и записях на отдельных листах.
Часто Чехов отходил от задуманной ранее сюжетной схемы, отказывался от некоторых сюжетных линий (<<Три года>>); иногда часть записи, предназначенной одному произведению, входила в текст другого. Так, вторая половина заметки к рассказу <<У знакомых>> – послужила материалом для пьесы <<Вишневый сад>>. Подобно этому, мотивы и образы отрывков <<оставленной повести>> вплелись в ткань <<Рассказа неизвестного человека>>, повести <<Три года>>, рассказа <<Душечка>>. В свою очередь, некоторые мотивы <<Душечки>> являются вариациями мотивов <<Рассказа неизвестного человека>>. Нередко происходила перестановка персонажей. Так и в <<Душечке>> – новые впечатления, наполнив рассказ, изменили наметку сюжета.
В случае с образом Ольги Семеновны мы имеем, может быть, единственный пример преодоления задуманного (по записной книжке) план отрицательного персонажа. В процессе создания рассказа автор все больше открывал в ограниченной и вначале только смешной женщине глубоко человеческую душу.
Один из мотивов <<оставленной повести>> – ироническое отношение к умственным способностям женщин – звучит в <<Рассказе неизвестного человека>> как мнение отрицательного персонажа Орлова и в двух заметках записной книжки (первая – набросок сюжета <<Душечки>>, вторая сделана в то время, когда создавался или был закончен рассказ).
В образе Ольги Семеновны как бы слились воедино теплота и ласковость Ольги Ивановны, самозабвенность в любви Зинаиды Федоровны и героини заметки в записной книжке, самоотверженная любовь к чужому ребенку << неизвестного человека>>. С другой стороны – отсутствие у Ольги Ивановны своих слов для выражения мыслей, зависимость Зинаиды Федоровны от мужчины и полная подчиненность мужчине в героине заметки из записной книжки.
Таков был путь Чехова к образу Душечки.
Вот это двойственное отношение автора к Душечке и почувствовал Толстой.
Характер героини вынашивался долго. В рассказе отразились впечатления и юности Чехова в Таганроге (70-е годы - театр), и московской жизни (80-е годы – Сережа Киселев, кухарка Ольга), и земской деятельности в Мелихове (90-е годы - ветеринар). Вместе с тем он насыщен последними, ялтинскими впечатлениями 1898 г. (судьба местного театра, строительство дачи, судебное дело о надзоре над скотом) и содержит реальные черты московской жизни тех лет (восприятие зрителями и прессой поставленных в то время опретт).
Личность – это человек в качестве индивида, но в наше время личностью именуется далеко не всякая человеческая индивидуальность. В <<Толковом словаре>> Даля В. И. мы встречаем определение личности как самостоятельного существа. В последнем (двухтомном) издании <<Российского энциклопедического словаря>> (М., 2000) о личности говорится как о субъекте <<сознательной деятельности>>:она необходимо включает в себя <<этический момент самоопределения>> и <<характеризуется… системой взглядов, ценностных установок, предпочтений>>, проявляющихся в <<действиях и поступках>>. По словам М. М. Бахтина, <<только оценка может сделать>> человека <<субъектом, носителем своей самозаконной жизни, переживающим свою судьбу>>[24]. Н. А. Бердяев охарактеризовал человека как <<существо оценивающее>>[25]. Оценивание человеком самого себя и того, что не есть его <<я>>, определяется его ориентацией на универсальные ценности, приобщенностью к ним. Личность определяется целенаправленной деятельностью, которой присущи <<свобода и сознание ценностей>>[26], это <<деятель, осознавший абсолютные ценности и долженствование осуществлять их в своем поведении>>[27]. Э. Мунье (1905 – 1950), утверждал, что быть личностью – <<значит соглашаться с чем-то, присоединяться к чему-то>>, т. е. ценить нечто за пределами собственной индивидуальности. <<Личность – это движение бытия к бытию>>. Мунье определяет личность как <<живую активность самотворчества, коммуникации и единения с другими личностями>>[28].
1. Дерман А.“Творческий портрет А. П. Чехова” М. 1959.
2. Паперный З. С. “Записные книжки Чехова А. П. ” М. 1976.
3. “В творческой лаборатории Чехова” (сборник статей) м., 1974., в сборнике статья Мелкова А. С. “Творческая судьба рассказа “Душечка”.
4. Лакшин В. Я. “Толстой и Чехов”. М., 1975.
5. Турков А. “ Чехов А. П. и его время”.
6. chehov.niv.ru/chehov/
7. www.gramma.ru/LIT/?id=1.126 - 43k
8. << Толстой Л. Н. в воспоминаниях современников>> в 2-х томах, т. ΙΙ. М.,
1955, с. 412.
9. chehov.niv.ru/chehov/vospomina
20
[1] Дерман А. О Мастерстве Чехова. М., 1959.
[2] chehov.niv.ru/chehov/
[3] Письмо Плещееву А.Н. от 5 февраля 1888 года.
[4] chehov.niv.ru/chehov/vospomina
[5] <<О Чехове. Воспоминания Сергеенко П. А. >>. – <<Нива. Ежемесячные литературные и популярно-научные приложения >>, 1904, № 10, стлб. 251. См. также: Сергеенко П. Как живет и работает гр.. Толстой Л. Н. Изд. 2. М. , 1908, с. 54-56.
[6] <<Записи Сергеенко П. А. >>. – <<Литературное наследство>>, т. 37 – 38, 1939, с. 540.
[7] << Толстой Л. Н. о литературе >>, с. 578.
[8] <<Литературное наследство>>, т. 68, 1960, с. 872.
[9] <<Известия АН СССР.Отд. лит. и языка>>, 1959, т. ,вып. 6, с. 518.
[10] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч., т. 42. М., 1957, с. 610. Рассказ вошел в <<Круг чтения >> с переделками Толстого ( см. Т. 41. М., с. 363 – 373 ).
[11] Там же, 1923 г., вып. 2, с. 30.
[12] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч., т. 41. М., 1957, с. 377.
[13] Федоров И. В. Из воспоминаний профессора Фохта А. Б. об Чехове А. П. и Московском университете. – <<Клиническая медицина>>, 1960, № 1, с.145 – 146.
[14] Морозова З. Г. Воспоминания об Чехове А. П. – <<Литературный музей Чехова А. П. Таганрог. Чехов А. П. Сборик статей и материалов>>. Вып. 2. Ростов н/Д, 1960, с. 306.
[15] Волжский. Очерки о Чехове. СПБ., 1903, с. 85, 66.
[16] Горький М. Чехов А. П. – Полн. собр. соч., т. 6. М., <<Наука>>, 1970, с. 55.
[17] www.gramma.ru/LIT/?id=1.126 - 43k
[18] ЦГАЛИ, ф. 549, оп. 1, ед. хр. 198, л. 2 – 7.
[19] Эту тематическую взаимосвязь отметил Балухатый С. в статье <<Записные книжки Чехова>>. – <<Литературная учеба>>, 1934, № 2, с. 58.
[20] На связь этой заметки с <<Рассказом неизвестного человека>> первым обратил внимание Паперный З. С.
при подготовке к изданию --------тома Академического собрания сочинений Чехова А. П.
[21] Записная книжка N1., с. 48.
[22] Бунин И. А. О Чехове. - <<Литературное наследство>>, т. 68, 1960, с. 671.
[23] <<Обзор Серпуховской земской санитарно-врачебной организации за 1892 – 1893>>. Октябрь, 1893. М., 1893, гл. ----- , с. 92 – 98;
[24] Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 79.
[25] Бердяев Н. А. Царство Духа и Царство Кесаря. М., 1995. С. 317.
[26] Гартман Н. Старая и новая онтология (1949)//Историко-философский ежегодник' 88. М., 1988. С. 323.
[27] Лосский Н. О. Ценность и бытие//Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994. С. 284.
[28] Мунье Э. Манифест персонализма.М., 1999. С. 462, 494.
Информация о работе Образ Ольги Племянниковой в рассказе Душечка