Образ Ольги Племянниковой в рассказе Душечка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Чехов родился 17 января 1860 г. в Таганроге, там же окончил курс гимназии, затем поступил на медицинский факультет Московского университета и в 1884 г. получил степень врача, но практикой почти не занимался. Уже студентом начал (с 1879 г.) помещать, под псевдонимом Чехонте, мелкие рассказы в юмористических изданиях: "Стрекозе", "Будильнике", "Осколках" и других; затем перешел в "Петербургскую Газету" и "Новое Время". В 1886 г. вышел первый сборник его рассказов; в 1887 г. появился второй сборник – "В сумерках", который показал, что в лице Чехова русская литература приобрела новое, вдумчивое и тонко-художественное дарование.

Содержание

Введение ……………………………….........................2-7
Глава 1.Творческая судьба рассказа <<Душечка>> …………………………………….................................8-18
Глава 2. Образ Ольги Племянниковой
…………………………………...................................19-22
Заключение …………………………………………….23
Библиография …………………………........................24

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 127.00 Кб (Скачать)


                                        ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ……………………………….........................2-7

Глава 1.Творческая судьба рассказа <<Душечка>> …………………………………….................................8-18

Глава 2. Образ Ольги Племянниковой

…………………………………...................................19-22

Заключение …………………………………………….23

Библиография …………………………........................24

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   ВВЕДЕНИЕ

 

         Чехов Антон Павлович – один из самых выдающихся современных европейских писателей. Он по праву призван корифеем русской классики,  связующим  звеном между  ее Золотым и Серебряным веком.

        Чехов родился 17 января 1860 г. в Таганроге, там же окончил курс гимназии, затем поступил на медицинский факультет Московского университета и в 1884 г. получил степень врача, но практикой почти не занимался. Уже студентом начал (с 1879 г.) помещать, под псевдонимом Чехонте, мелкие рассказы в юмористических изданиях: "Стрекозе", "Будильнике", "Осколках" и других; затем перешел в "Петербургскую Газету" и "Новое Время". В 1886 г. вышел первый сборник его рассказов; в 1887 г. появился второй сборник – "В сумерках", который показал, что в лице Чехова русская литература приобрела новое, вдумчивое и тонко-художественное дарование.

        Своими рассказами Чехов создал так называемый <<микророман>> с открытым финалом, когда завершенность мысли рассказа  налицо, а завершенности фабулы нет.

        Пушкиным в прозе называл Чехова Л.Н.Толстой. <<Чехов – несравненный художник. Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродни  не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное>>.

        Ав. Исаакян писал в свое время, что Чехов <<своими удивительными рассказами создал новое качество  и воспитал новый вкус. Он довел свои маленькие рассказы до максимально возможного совершенства  формы. После Чехова уже невозможно было писать по-старому. После него выросла и начала развиваться литература маленького рассказа>>.

       Литературную деятельность Чехова принято обыкновенно делить на две, совсем ничего общего между собой не имеющие, половины: период Чехова-Чехонте и позднейшую деятельность, в которой даровитый писатель освобождается от приспособления к вкусам и потребностям читателя мелкой прессы.

         Чехов о процессе своей работы так писал Суворину: ”Для медицины я недостаточно люблю деньги,  а для литературы во мне не хватает страсти и стало быть таланта. Во мне огонь горит ровно и вяло, без вспышек и треска, оттого-то не случается, чтобы я за одну ночь написал бы сразу листа три-четыре, или, увлекшись работою, помешал бы себе лечь в постель,  когда хочется спать...  Страсти мало”[1].

                      Эти строки были написаны в 1889 году. В ту пору Чехов еще расценивал свою особенность, то есть вот эту “трезвость” в работе как недостаток. Лет десять спустя он твердо указывал одному писателю: ”Садиться  писать  нужно  тогда, когда    чувствуешь    себя холодным, как лед”. Но как бы Чехов ни относился к указанной особенности,  в смысле установления самого факта, важно то, что и в 1889 году, когда полнейшая  трезвость  в процессе работы еще казалась Чехову отрицательным свойством, он в наличии у себя этого свойства не сомневался. В июне этого года появился в “Новом Времени” рассказ Чехова “Счастье”. Брат писателя, Александр, работавший тогда в названной газете, сообщил в письме к Антошу Павловичу, что его рассказ имел громадный успех: ”Вещица-прелесть. О ней только и говорят. ”Хвалят тебя за то, – писал он далее, – что в рассказе нет темы, а тем не менее он производит сильное впечатление”.

                       Полная  творческого напряжения  жизнь  Антона  Павловича  Чехова  нашла разностороннее  отражение  в  воспоминаниях  современников.  В  их  записях, имеющих порой не только историко-литературное,  а и художественное значение, раскрывается  внутренний  мир   Чехова, характеризуются  его  отношения  к важнейшим событиям  эпохи,  приводятся существенные страницы его  биографии. Советское литературоведение,  освободившее Чехова  от  клеветы и  извращений буржуазной критики и установившее подлинно научное понимание его творчества, опирается и на правдивые свидетельства современников писателя.

                   Уже  в  самом начале его  творческого пути,  когда он  был известен как

автор  литературных  шуток  и   маленьких  рассказов,   находивших  место  в

юмористических журналах,  с  Чеховым  знакомятся писатели старшего поколения

Лесков и Григорович.  Со второй половины 80-х годов с Чеховым сближается его

литературный    сверстник    Короленко,    позднее    дружеские    отношения

устанавливаются с  Толстым,  для  которого Чехов  вскоре  становится любимым

писателем  и  душевно  близким  человеком.   Самые  тесные  и  дружественные

отношения  существовали  у  Чехова  с  Горьким,   могучее  дарование  и

революционное значение которого ярко обнаруживалось уже при жизни Чехова.

                   В своих воспоминаниях  Авилова вспоминает его слова: ” - Не надо мысли! Умоляю вас, не надо. Зачем?  Надо писать то,  что видишь,  то,  что чувствуешь,  правдиво, искренно.

Меня часто спрашивают,  что я хотел сказать тем или другим рассказом. На эти вопросы я не отвечаю никогда.  Я ничего не хочу сказать.  Мое дело писать, а не учить!  И я могу писать про все, что вам угодно, - прибавил он с улыбкой.

- Скажите мне написать про эту бутылку, и будет рассказ под таким заглавием: "Бутылка". Не надо мыслей. Живые, правдивые образы создают мысль, а мысль не создаст образа”.” Писатель это не птица, которая щебечет. Но кто же вам говорит,  что я  хочу,  чтобы он щебетал?  Если я живу,  думаю,  борюсь, страдаю,  то все это отражается на том,  что я пишу.  Зачем мне слова: идея, идеал?  Если я талантливый писатель,  я все-таки не учитель, не проповедник, не пропагандист.  Я правдиво,  то есть художественно,  опишу  вам  жизнь,  и вы увидите в ней то, чего раньше не видали, не замечали: ее отклонение от нормы, ее противоречия...[2]

                    С воспоминаниями о Чехове  выступали многие из его выдающихся современников – Короленко, Репин, Куприн,Станиславский,  Немирович-Данченко,  Гарин-Михайловский,  Качалов, Вересаев, Телешов  и   другие.     Обстоятельные  мемуары  о   детстве  и  первых  годах   литературной работы  Антона  Павловича оставили  его  братья – Александр и   Михаил  Чеховы.

                 Особое  место  в  мемуарной  литературе о  Чехове  занимают    воспоминания о  нем  Горького,  который с  наибольшей полнотой донес до  нас духовный облик и передал подлинные черты живого Чехова. Выступление Горького со статьей о  рассказе Чехова "В овраге" (1900),  а  позднее –  с мемуарными очерками положило начало новому пониманию творчества Чехова.

                   Чехов  еще  в  детстве  столкнулся  с  грубостью,   пошлостью  и  ложью

мещанского быта.  "Деспотизм и  ложь  исковеркали наше  детство",  –  сказал

однажды  Чехов.  Об  этом  ярко  рассказывает  в  своих  воспоминаниях брат

писателя Александр Чехов. "Антон Павлович, – писал он, – только издали видел

счастливых детей,  но  сам никогда не переживал счастливого,  беззаботного и

жизнерадостного детства,  о котором было бы приятно вспомнить, пересматривая

прошлое". 

                    В  жизни каждого писателя есть период внутренней подготовки творчества,

когда еще  не  оформились силы,  обеспечивающие ему  литературный успех,  но

когда уже определились направление и характер его будущей работы. Для Чехова

периодом такой внутренней подготовки творчества были годы,  проведенные им в

таганрогской гимназии.  Чехов вступил в литературу двадцатилетним юношей,  и

легко установить прямую связь между импровизациями, пародиями, литературными шутками,  которыми он блистал,  по свидетельству друзей его детства,  в Таганроге,  и  первыми его  напечатанными в  журналах рассказами.  Создается впечатление,  что некоторые из них выросли из веселых сцен и шуток, которыми в детстве Чехов пародировал и вышучивал смешные стороны быта; и в дальнейшем Чехов сохранил пристрастие к неожиданной шутке, к смешной импровизации, что отразилось на многих ею рассказах, которые написаны как драматические сцены и  легко поддаются театральным переделкам.

                    По  свидетельству Гиляровского,  еще  в  начале 80-х  годов "у  Чеховых

собирались художники,  а  И. И. Левитан с той поры и до самой своей смерти был

всегда около Чеховых". "Большим другом нашей семьи" называет Левитана сестра

писателя, Мария Павловна Чехова.

                      О  близости Чехова к этой группе художников рассказывает в своем очерке

В. А. Симов,  впоследствии художник-декоратор МХАТа.  Об отношениях Левитана с Чеховым,  основанных на  сердечной  дружбе  и  общности  в  понимании  задач искусства, известно по их письмам и воспоминаниям современников.

                     Годы   первого  периода  творчества  Чехова –   ученье  в   Московском

университете,  медицинская практика в Чикинской и Звенигородской больницах и

напряженная  литературная работа,  выдвинувшая  его  вровень  с  крупнейшими

писателями того времени, – нашли отражение в ряде мемуаров. Об этом периоде

рассказывает  брат  писателя  –  М. П. Чехов,  мемуары  которого  представляют

значительный  интерес.  Весьма  существенный материал  содержится  в  очерке

В. Г. Короленко. Передавая впечатления о своей первой встрече с Чеховым в 1887

году,  Короленко свидетельствует о  его  активных  общественных настроениях.

Знаменательным нужно признать уже  самый факт дружеского расположения Чехова к  Короленко,  который тогда  только  что  вернулся из  многолетней ссылки и находился на  положении поднадзорного. Чехов  прямо  и  горячо выразил свои

глубокие симпатии и  к  личности Короленко,  и  к  его творчеству.  "Это мой

любимый из современных писателей", –  пишет он в феврале 1888 года.  Чехов

предлагает Короленко совместную работу над  драмой,  развивает идею о  новом

журнале,  в  котором должны участвовать "начинающие,  вообще молодые".  Свое

отношение к Короленко Чехов выразил в письме к нему от 17 октября 1887 года.

"...скажу Вам, – писал Чехов, – что я чрезвычайно рад, что познакомился

с Вами. Говорю я это искренно и от чистого сердца. Во-первых, я глубоко ценю

и  люблю Ваш талант;  он дорог для меня по многим причинам.  Во-вторых,  мне

кажется, что если я и Вы проживем на этом свете еще лет 10-20, то нам с Вами

в  будущем не  обойтись без  точек общего схода.  Из  всех ныне благополучно

пишущих россиян я  самый легкомысленный и  несерьезный...  Вы  же  серьезны,

крепки и верны.  Разница между нами,  как видите,  большая, но тем не менее,

читая Вас и  теперь познакомившись с  Вами,  я  думаю,  что мы друг другу не

чужды"[3].

                   Воспоминания Короленко затрагивают одну  очень важную сторону биографии Чехова,  связанную с его отношением к либеральному народничеству.  Как пишет об   этом   Короленко,   ему   не   удалась   попытка   сблизить  Чехова   с

либерально-народнической редакцией журнала  "Северный вестник"  во  главе  с

Михайловским.[4]  Это  было вполне естественно,  так  как  литературные позиции

Чехова  глубоко  и  принципиально  расходились  с  либерально-народническими

взглядами    Михайловского.    Короленко    приводит    некоторые    данные,

характеризующие и  отношение  Михайловского к  Чехову.  Однако  здесь  нужно

сделать оговорку.  Короленко писал свои воспоминания в 1904 году,  тотчас же

после смерти Чехова.  В  том  же  году  умер и  Михайловский,  и,  очевидно,

Короленко счел  неудобным в  этих  условиях  говорить о  подлинном отношении

Михайловского к  Чехову.  Как бы  то ни было,  чувствуется желание Короленко

смягчить это отношение,  когда он пишет о том, что Михайловский "относился к

Чехову с  большой симпатией".  И  хотя он  имеет в  виду прежде всего личное

отношение,  все же  подобное утверждение звучит по меньшей мере неожиданно в

свете  резких,  прямо  оскорбительных  по  отношению  к  Чехову  выступлений

Михайловского.

                   Кроме Гиляровского,  оставившего несколько зарисовок о  Чехове в первый

период его  литературной деятельности,  из  числа  литераторов 80-х  годов с

мемуарами  выступали  А.С.Лазарев-Грузинский и  И.Л.Щеглов.  Первый  из  них

познакомился с  Чеховым в начале 1887 года;  в дальнейшем они довольно часто

встречались,   главным  образом  в  Москве  и  Мелихове,   между  ними  была

продолжительная  переписка.   Чехов   принимал   живейшее  участие   в   его

литературной  судьбе.   В   мемуарах   Лазарева-Грузинского  приводится  ряд

заслуживающих  внимания  литературных  суждений  Чехова   первых   лет   его

писательской деятельности.


 

Глава первая.

Творческая судьба рассказа <<Душечка>>

 

                  Рассказ <<Душечка>> принадлежит к числу тех чеховских произведений, в которых особенно глубоко скрыто отношение автора к герою.

                   Образ Душечки складывался в сознании Чехова постепенно, в течение почти десяти лет; в нём соединились и переплавились разные творческие замыслы. Характер Ольги Семеновны, на первый взгляд такой примитивный и бесхитростный, в сущности непрост. Сложность авторского отношения к нему – и насмешка, и юмор, и сочувстсие – вызывала разную реакцию и разное истолкование его читателями и исследователями.

Информация о работе Образ Ольги Племянниковой в рассказе Душечка