Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 00:08, курсовая работа
Чехов родился 17 января 1860 г. в Таганроге, там же окончил курс гимназии, затем поступил на медицинский факультет Московского университета и в 1884 г. получил степень врача, но практикой почти не занимался. Уже студентом начал (с 1879 г.) помещать, под псевдонимом Чехонте, мелкие рассказы в юмористических изданиях: "Стрекозе", "Будильнике", "Осколках" и других; затем перешел в "Петербургскую Газету" и "Новое Время". В 1886 г. вышел первый сборник его рассказов; в 1887 г. появился второй сборник – "В сумерках", который показал, что в лице Чехова русская литература приобрела новое, вдумчивое и тонко-художественное дарование.
Введение ……………………………….........................2-7
Глава 1.Творческая судьба рассказа <<Душечка>> …………………………………….................................8-18
Глава 2. Образ Ольги Племянниковой
…………………………………...................................19-22
Заключение …………………………………………….23
Библиография …………………………........................24
Введение ………………………………..................
Глава 1.Творческая судьба рассказа <<Душечка>> ……………………………………................
Глава 2. Образ Ольги Племянниковой
………………………………….................
Заключение …………………………………………….23
Библиография …………………………....................
Чехов Антон Павлович – один из самых выдающихся современных европейских писателей. Он по праву призван корифеем русской классики, связующим звеном между ее Золотым и Серебряным веком.
Чехов родился 17 января 1860 г. в Таганроге, там же окончил курс гимназии, затем поступил на медицинский факультет Московского университета и в 1884 г. получил степень врача, но практикой почти не занимался. Уже студентом начал (с 1879 г.) помещать, под псевдонимом Чехонте, мелкие рассказы в юмористических изданиях: "Стрекозе", "Будильнике", "Осколках" и других; затем перешел в "Петербургскую Газету" и "Новое Время". В 1886 г. вышел первый сборник его рассказов; в 1887 г. появился второй сборник – "В сумерках", который показал, что в лице Чехова русская литература приобрела новое, вдумчивое и тонко-художественное дарование.
Своими рассказами Чехов создал так называемый <<микророман>> с открытым финалом, когда завершенность мысли рассказа налицо, а завершенности фабулы нет.
Пушкиным в прозе называл Чехова Л.Н.Толстой. <<Чехов – несравненный художник. Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродни не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное>>.
Ав. Исаакян писал в свое время, что Чехов <<своими удивительными рассказами создал новое качество и воспитал новый вкус. Он довел свои маленькие рассказы до максимально возможного совершенства формы. После Чехова уже невозможно было писать по-старому. После него выросла и начала развиваться литература маленького рассказа>>.
Литературную деятельность Чехова принято обыкновенно делить на две, совсем ничего общего между собой не имеющие, половины: период Чехова-Чехонте и позднейшую деятельность, в которой даровитый писатель освобождается от приспособления к вкусам и потребностям читателя мелкой прессы.
Чехов о процессе своей работы так писал Суворину: ”Для медицины я недостаточно люблю деньги, а для литературы во мне не хватает страсти и стало быть таланта. Во мне огонь горит ровно и вяло, без вспышек и треска, оттого-то не случается, чтобы я за одну ночь написал бы сразу листа три-четыре, или, увлекшись работою, помешал бы себе лечь в постель, когда хочется спать... Страсти мало”[1].
Эти строки были написаны в 1889 году. В ту пору Чехов еще расценивал свою особенность, то есть вот эту “трезвость” в работе как недостаток. Лет десять спустя он твердо указывал одному писателю: ”Садиться писать нужно тогда, когда чувствуешь себя холодным, как лед”. Но как бы Чехов ни относился к указанной особенности, в смысле установления самого факта, важно то, что и в 1889 году, когда полнейшая трезвость в процессе работы еще казалась Чехову отрицательным свойством, он в наличии у себя этого свойства не сомневался. В июне этого года появился в “Новом Времени” рассказ Чехова “Счастье”. Брат писателя, Александр, работавший тогда в названной газете, сообщил в письме к Антошу Павловичу, что его рассказ имел громадный успех: ”Вещица-прелесть. О ней только и говорят. ”Хвалят тебя за то, – писал он далее, – что в рассказе нет темы, а тем не менее он производит сильное впечатление”.
Полная творческого напряжения жизнь Антона Павловича Чехова нашла разностороннее отражение в воспоминаниях современников. В их записях, имеющих порой не только историко-литературное, а и художественное значение, раскрывается внутренний мир Чехова, характеризуются его отношения к важнейшим событиям эпохи, приводятся существенные страницы его биографии. Советское литературоведение, освободившее Чехова от клеветы и извращений буржуазной критики и установившее подлинно научное понимание его творчества, опирается и на правдивые свидетельства современников писателя.
Уже в самом начале его творческого пути, когда он был известен как
автор литературных шуток и маленьких рассказов, находивших место в
юмористических журналах, с Чеховым знакомятся писатели старшего поколения
Лесков и Григорович. Со второй половины 80-х годов с Чеховым сближается его
литературный сверстник Короленко, позднее дружеские отношения
устанавливаются с Толстым, для которого Чехов вскоре становится любимым
писателем и душевно близким человеком. Самые тесные и дружественные
отношения существовали у Чехова с Горьким, могучее дарование и
революционное значение которого ярко обнаруживалось уже при жизни Чехова.
В своих воспоминаниях Авилова вспоминает его слова: ” - Не надо мысли! Умоляю вас, не надо. Зачем? Надо писать то, что видишь, то, что чувствуешь, правдиво, искренно.
Меня часто спрашивают, что я хотел сказать тем или другим рассказом. На эти вопросы я не отвечаю никогда. Я ничего не хочу сказать. Мое дело писать, а не учить! И я могу писать про все, что вам угодно, - прибавил он с улыбкой.
- Скажите мне написать про эту бутылку, и будет рассказ под таким заглавием: "Бутылка". Не надо мыслей. Живые, правдивые образы создают мысль, а мысль не создаст образа”.” Писатель это не птица, которая щебечет. Но кто же вам говорит, что я хочу, чтобы он щебетал? Если я живу, думаю, борюсь, страдаю, то все это отражается на том, что я пишу. Зачем мне слова: идея, идеал? Если я талантливый писатель, я все-таки не учитель, не проповедник, не пропагандист. Я правдиво, то есть художественно, опишу вам жизнь, и вы увидите в ней то, чего раньше не видали, не замечали: ее отклонение от нормы, ее противоречия...[2]
С воспоминаниями о Чехове выступали многие из его выдающихся современников – Короленко, Репин, Куприн,Станиславский, Немирович-Данченко, Гарин-Михайловский, Качалов, Вересаев, Телешов и другие. Обстоятельные мемуары о детстве и первых годах литературной работы Антона Павловича оставили его братья – Александр и Михаил Чеховы.
Особое место в мемуарной литературе о Чехове занимают воспоминания о нем Горького, который с наибольшей полнотой донес до нас духовный облик и передал подлинные черты живого Чехова. Выступление Горького со статьей о рассказе Чехова "В овраге" (1900), а позднее – с мемуарными очерками положило начало новому пониманию творчества Чехова.
Чехов еще в детстве столкнулся с грубостью, пошлостью и ложью
мещанского быта. "Деспотизм и ложь исковеркали наше детство", – сказал
однажды Чехов. Об этом ярко рассказывает в своих воспоминаниях брат
писателя Александр Чехов. "Антон Павлович, – писал он, – только издали видел
счастливых детей, но сам никогда не переживал счастливого, беззаботного и
жизнерадостного детства, о котором было бы приятно вспомнить, пересматривая
прошлое".
В жизни каждого писателя есть период внутренней подготовки творчества,
когда еще не оформились силы, обеспечивающие ему литературный успех, но
когда уже определились направление и характер его будущей работы. Для Чехова
периодом такой внутренней подготовки творчества были годы, проведенные им в
таганрогской гимназии. Чехов вступил в литературу двадцатилетним юношей, и
легко установить прямую связь между импровизациями, пародиями, литературными шутками, которыми он блистал, по свидетельству друзей его детства, в Таганроге, и первыми его напечатанными в журналах рассказами. Создается впечатление, что некоторые из них выросли из веселых сцен и шуток, которыми в детстве Чехов пародировал и вышучивал смешные стороны быта; и в дальнейшем Чехов сохранил пристрастие к неожиданной шутке, к смешной импровизации, что отразилось на многих ею рассказах, которые написаны как драматические сцены и легко поддаются театральным переделкам.
По свидетельству Гиляровского, еще в начале 80-х годов "у Чеховых
собирались художники, а И. И. Левитан с той поры и до самой своей смерти был
всегда около Чеховых". "Большим другом нашей семьи" называет Левитана сестра
писателя, Мария Павловна Чехова.
О близости Чехова к этой группе художников рассказывает в своем очерке
В. А. Симов, впоследствии художник-декоратор МХАТа. Об отношениях Левитана с Чеховым, основанных на сердечной дружбе и общности в понимании задач искусства, известно по их письмам и воспоминаниям современников.
Годы первого периода творчества Чехова – ученье в Московском
университете, медицинская практика в Чикинской и Звенигородской больницах и
напряженная литературная работа, выдвинувшая его вровень с крупнейшими
писателями того времени, – нашли отражение в ряде мемуаров. Об этом периоде
рассказывает брат писателя – М. П. Чехов, мемуары которого представляют
значительный интерес. Весьма существенный материал содержится в очерке
В. Г. Короленко. Передавая впечатления о своей первой встрече с Чеховым в 1887
году, Короленко свидетельствует о его активных общественных настроениях.
Знаменательным нужно признать уже самый факт дружеского расположения Чехова к Короленко, который тогда только что вернулся из многолетней ссылки и находился на положении поднадзорного. Чехов прямо и горячо выразил свои
глубокие симпатии и к личности Короленко, и к его творчеству. "Это мой
любимый из современных писателей", – пишет он в феврале 1888 года. Чехов
предлагает Короленко совместную работу над драмой, развивает идею о новом
журнале, в котором должны участвовать "начинающие, вообще молодые". Свое
отношение к Короленко Чехов выразил в письме к нему от 17 октября 1887 года.
"...скажу Вам, – писал Чехов, – что я чрезвычайно рад, что познакомился
с Вами. Говорю я это искренно и от чистого сердца. Во-первых, я глубоко ценю
и люблю Ваш талант; он дорог для меня по многим причинам. Во-вторых, мне
кажется, что если я и Вы проживем на этом свете еще лет 10-20, то нам с Вами
в будущем не обойтись без точек общего схода. Из всех ныне благополучно
пишущих россиян я самый легкомысленный и несерьезный... Вы же серьезны,
крепки и верны. Разница между нами, как видите, большая, но тем не менее,
читая Вас и теперь познакомившись с Вами, я думаю, что мы друг другу не
чужды"[3].
Воспоминания Короленко затрагивают одну очень важную сторону биографии Чехова, связанную с его отношением к либеральному народничеству. Как пишет об этом Короленко, ему не удалась попытка сблизить Чехова с
либерально-народнической редакцией журнала "Северный вестник" во главе с
Михайловским.[4] Это было вполне естественно, так как литературные позиции
Чехова глубоко и принципиально расходились с либерально-народническими
взглядами Михайловского. Короленко приводит некоторые данные,
характеризующие и отношение Михайловского к Чехову. Однако здесь нужно
сделать оговорку. Короленко писал свои воспоминания в 1904 году, тотчас же
после смерти Чехова. В том же году умер и Михайловский, и, очевидно,
Короленко счел неудобным в этих условиях говорить о подлинном отношении
Михайловского к Чехову. Как бы то ни было, чувствуется желание Короленко
смягчить это отношение, когда он пишет о том, что Михайловский "относился к
Чехову с большой симпатией". И хотя он имеет в виду прежде всего личное
отношение, все же подобное утверждение звучит по меньшей мере неожиданно в
свете резких, прямо оскорбительных по отношению к Чехову выступлений
Михайловского.
Кроме Гиляровского, оставившего несколько зарисовок о Чехове в первый
период его литературной деятельности, из числа литераторов 80-х годов с
мемуарами выступали А.С.Лазарев-Грузинский и И.Л.Щеглов. Первый из них
познакомился с Чеховым в начале 1887 года; в дальнейшем они довольно часто
встречались, главным образом в Москве и Мелихове, между ними была
продолжительная переписка. Чехов принимал живейшее участие в его
литературной судьбе. В мемуарах Лазарева-Грузинского приводится ряд
заслуживающих внимания литературных суждений Чехова первых лет его
писательской деятельности.
Глава первая.
Творческая судьба рассказа <<Душечка>>
Рассказ <<Душечка>> принадлежит к числу тех чеховских произведений, в которых особенно глубоко скрыто отношение автора к герою.
Образ Душечки складывался в сознании Чехова постепенно, в течение почти десяти лет; в нём соединились и переплавились разные творческие замыслы. Характер Ольги Семеновны, на первый взгляд такой примитивный и бесхитростный, в сущности непрост. Сложность авторского отношения к нему – и насмешка, и юмор, и сочувстсие – вызывала разную реакцию и разное истолкование его читателями и исследователями.
Информация о работе Образ Ольги Племянниковой в рассказе Душечка