Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:24, реферат
в нашей работе рассматривается значимость женских образов в античной трагедии на примере трудов поистине талантливого драматурга Еврипида. Практическая значимость: материал, представленный в данном реферате, может быть использован в литературных научных конференциях.
2.1. Если сопоставить всех героинь Еврипида, можно проследить важную взаимосвязь между ними – желание любить и быть любимой. Это вполне
нормальное желание каждой женщины на земле. Кто-то любит безумно, отдавая за любимого человека даже жизнь взамен. Так любила прекрасная Алькеста. Молодая царевна пожертвовала жизнью ради своего супруга царя
Адмета, отца её детей. Реакция мужа на подобную жертву со стороны жены неоднозначна. В душе Адмета борются два чувства: любовь к жене и инстинкт самосохранения. Причём побеждает последний в силу обыденности и слабости
характера Адмета, оказавшегося неспособным встретить смерть так, как встречали её герои эпоса. На смертном одре Алькеста плачет: ей жаль покидать этот мир, оставлять своих малюток и любимого мужа:
Я жизнь твою достойнее своей
Сочла, Адмет, и чтобы мог ты видеть
Лучи небес, я душу отдала.
О, жить еще могла бы я и мужа
В Фессалии избрать себе по мысли,
С ним царский дом и радости делить.
Но мне не надо жизни без Адмета
С сиротами... И юности услад
Я не хочу, с тобой не разделенных...
Понимая важность и трагизм своего поступка, девушка произносит последние
слова:
Да будет счастье с вами!
С тобой, Адмет: ты добрую жену
Имел, - гордись. Вы ж, дети, материнской
Живите славой, светлы на земле...
Алькеста
не винит мужа в том, что
он отважился принять такую
жертву от неё. Она
Однако вопреки собственному же видению, драматург создаёт новый образ любящей женщины, страстной и пылкой. Это образ царицы Медеи.
На первый взгляд, кажется, что драма «Медея», как и соответствовало
традиции, написана на мифологический сюжет. Однако примечательно, что драматург избирает тот фрагмент мифа, когда героическое прошлое героев позади, и изображает личную, семейную драму. Перед нами горе одинокой, обманутой, покинутой женщины. Еврипид одним из первых обратился к изображению любовного конфликта в драме и сделал любовную страсть движущим мотивом событий. Любовь и ревность – коварный напиток – смешались в душе этой женщины. Это не только и не столько трагедия разбитого женского сердца, но трагедия попранного доверия, бессилия человека перед холодной, равнодушной к чужим страданиям подлостью, когда «священная клятва в пыли, коварству нет больше предела». Для Медеи ее страсть - главная основа жизни. В жертву своей страсти она принесла близких, родину, доброе имя, однако после ряда лет совместной жизни Ясон вероломно пренебрег ею ради низкого расчета:
Все, что имела я, слилось в одном,
И это был мой муж, - и я узнала,
Что этот муж - последний из людей.
Узнав об измене своего супруга Ясона, услышав обидные и мерзкие слова в свой адрес и в адрес своего брака, Медея испытывает гнев:
Оскорблена Медея, и своих
Остановить она не хочет воплей.
Она кричит о клятвах, данных ей,
попранную зовёт обратно верность,
Богов зовёт в свидетели она.
* * *
Да, грозен гнев Медеи: нелегко
Её врагу достанется победа.
В душе царицы, в отличие от Алькесты, не просыпается смирение, нет, наоборот: в ней кипят чувства – ревность, обида, злость на Ясона и собственных детей, которые рождены от порочного отца. Некогда тёплое чувство любви к мужу в сердце Медеи сменяется холодной и слепой яростью, желанием
отомстить, наказать Ясона и его любовницу:
-8-
Я перешлю дары ей: пеплос дивный
И золотую диадему. Тот
Чарующий едва она наденет
Убор, погибнет в муках: кто бы к ней
Потом ни прикоснулся, тоже ядом
Я напою дары свои, жена.
* * *
Должна убить детей. И их не вырвет
У нас никто.
Героиня
не считает свою участь исключительной,
она высказывает горестные
Да, между тех, кто дышит и кто мыслит,
Нас, женщин, нет несчастней. За мужей
Мы платим, и недешево. А купишь,
Так он тебе хозяин, а не раб...
Ведь муж, когда очаг ему постыл,
На стороне любовью сердце тешит,
У них друзья и сверстники, а нам
В
глаза приходится постылым.
Тяжела и скорбна участь Медеи: обманутая и брошенная, с двумя детьми на руках она обречена на вечные скитания, ибо царь Креонт, отец Ясона, прогнал невестку из своей земли:
Пределы ты покинешь, взяв обоих
Детей с собой, немедля… а приказ
Исполнишь ты при мне, и двери дома
Своей я не увижу прежде, чем
Не выброшу тебя отсюда, слышишь?
Женское сердце
разбито, нежная душа изранена, но самое
главное – растоптана честь Медеи:
своей изменой и грубыми
поступок ни одна женщина не простит. Медея – варварка, свободолюбивая и гордая, а не запуганная, привыкшая к беспрекословному подчинению гречанка. Пытаясь найти выход из запутанной и сложной ситуации, она решает отобрать у мужа всё, что ему дорого…и это всё – любовница, свекор и дети. Медея расправляется со всеми, уничтожив тем самым самого Ясона. Однако сама Медея в соответствии с природой и цельностью своего характера не способна мириться с унижением. С той же силой, что любила, начинает она ненавидеть Ясона и искать способ мщения ему. На идею детоубийства ее окончательно наталкивает встреча с бездетным афинским царем Эгеем. В беседе с ним она понимает, как страдает бездетный мужчина, и решается отнять у Ясона самое дорогое. Но этот удар одновременно направлен и против нее самой, поэтому не сразу и со страшной мукой решается Медея на этот шаг. Несколько раз меняет героиня свое намерение, противоречивые чувства борются в ней, и все-таки постепенно страшное решение вызревает в ней:
О, нет! Моя рука их похоронит.
Священную отсюда в рощу Геры горных высей
Малюток унесу и никто
Там вражеской десницей их могилы
Не осквернит…
Практически обезумев от своей ненависти и сладостной мести, Медея оставляет своего никчёмного супруга в одиночестве. Гнев царицы Медеи нашёл своё воплощение, но какой ценой!
Зритель не может принять и простить Медее ее поступка, но понимает, кем и как она была доведена до преступления.
Афинянке не сумели понять того, что в своей трагедии поэт отстаивает честь женщин, борясь руками своей героини Медеи с горькой правдой жизни.
То внимание, которое Еврипид уделял описанию внутренних переживаний, чувств своих героинь, не находило одобрения у афинских зрительниц.
Тема любви, страсти и сопутствующей им ревности и душевной боли стала основой и для ещё одной трагедии Еврипида – «Ипполит».
Это вековечная печальная
воспротивиться «потоку Киприды», и вовсе не был героем целомудренный, но бездушный и холодный Ипполит. Главная героиня – молодая и прекрасная
Федра, жена царя Тесея. Оставшись надолго без мужа, она влюбляется в своего красивого пасынка Ипполита. Но чувства Федры настолько нежны, что она боится рассказать о них кому-либо, не говоря уже о самом юноше. Время идёт, и девушка не в силах более скрывать свою любовь: она рассказывает о ней
кормилице. Однако
женщина не смогла утаить того, что
поведала ей Федра и в всё пересказала
Ипполиту. Это была большая ошибка:
Ипполит пришёл в ярость:
Поверьте, все бы ваши я открыл
Дела отцу, когда бы, как ребенок,
Сковать уста себе я клятвой не дал.
Простор теперь предоставляю вам,
Пока Тесея нет, и для признаний
Я не открою губ. Но вместе с ним
И я сюда вернусь - мне любопытно
Вас с госпожой увидеть, как царя
Вы будете встречать. Хотя образчик
Твоей, раба,
я наглости видал.
Гнев Ипполита расстраивает молодую Федру: она влюблена в него до безумия. Любовь, которую наслала на девушку Афродита, - это болезнь, это безумие, это беда:
…как недуг, любовь
На царицу обрушилась.
Как волна, захлестнула слепая страсть
Оробевшую душу.
Гложет царицу хворь.
Бедная, третий день
Страждет от мук.
Золото пышных кос
Прячет под покрывалом
И, от даров Деметры
-11-
Отворотив уста,
Смерть лишь зовёт, казнима
Болью неведомой…
Боясь позора и гнева мужа, Федра убивает себя. Но перед смертью она пишет письмо, в котором клевещет на Ипполита, обвиняя его в своей смерти.
Возвратившись домой, Тесей находит труп молодой супруги, а в охолодевшей руке – злосчастное письмо. Ярость и гнев оскорблённого мужа обрушивается на молодого Ипполита: отец проклинает собственного сына. В тот же день юноша разбивается о скалы. Обратим внимание на действия богов: Еврипид также изображает их противоречащими нравственности. Так, Афродита губит Ипполита и Федру из чувства мелкой личной злобы, а Артемида не спасает своего любимца, лишь утешая его перед смертью.
Федра отомстила за свою безответную любовь. Можно осуждать поступок этой героини, однако каждая женщина, когда она любит, готова ради своей
любви на любой поступок, даже самый опрометчивый!
Женщина подобна цветку: она расцветает от тёплых солнечных лучей (любви и ласки) и вянет от избытка влаги (слёз), бурь, ветров и холода (безразличие, измены, ревность).
2.2. В чём же заключается главная заслуга драматурга? Значение Еврипида заключается в том, что он впервые в истории драмы показал людей «такими, какие они есть на самом деле».