Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:24, реферат
в нашей работе рассматривается значимость женских образов в античной трагедии на примере трудов поистине талантливого драматурга Еврипида. Практическая значимость: материал, представленный в данном реферате, может быть использован в литературных научных конференциях.
Женское сердце подобно морю: оно глубоко, бурно и скрывает на дне жемчужины. Буря на море опасна, но она таит в себе нечто возвышенное, вселяющее сладкий трепет.
М. Сафир
Еврипид (ок. 480 - 406 гг. до н.э.) - последний в ряду великих трагических поэтов Древней Греции. Аристотель назвал его «трагичнейшим из поэтов», и действительно, мало найдётся художников слова, чьё творчество являло бы нам картину жизни людской более скорбную и проникновенную. Еврипид изображал людей со всеми их страстями и пороками. На смену возвышенно-героическому тону классических пьес Эсхила и Софокла приходит еврипидовская трагедия человеческого несовершенства. Драматург мыслит человека слабым и внутренне противоречивым созданием в окружающем его враждебном мире, в котором самостоятельные решения героя приводят его к страданиям, а трагедию – к подлинно трагическому финалу. Еврипид спускает своих персонажей на Землю, открывая театральному зрителю мир низких, даже преступных страстей.
Афиняне не любили Еврипида. Редко они присуждали ему премии на театральных состязаниях драматургов в честь бога Диониса, упрекали его в развращении афинских граждан сюжетами своих трагедий, рассказывали про него нелепые истории… В частности возмущали зрителей образы женщин в трагедиях талантливого драматурга. Героини трагедий Еврипида казались слишком жестокими и бесстыдными афинским мужьям, считавшим, что сама эта тема не достойна высокой поэзии, поскольку извечный удел женщины – смирение и безвестность, и что величайшая слава в каждой из них – это если о ней вообще не говорят в мужском обществе ни дурного, ни хорошего.
В Древней Греции существовала патриархальная система устройства общества,
в которой женщина принадлежала к категории зависимого населения, не
-1-
обладающей всей полнотой прав. Однако гречанки обладали, в зависимости от их социального статуса, определёнными правами. Одним из основных прав женщины в Древней Греции было семейное.
Однако и в собственном браке у гречанок не было полной уверенности. Для афинянина того времени брак был, прежде всего, сделкой, которую будущий муж заключал с родителями невесты, оговаривая заранее все условия брака и развода. Обычно пятнадцатилетнюю девушку выдавали замуж за тридцатилетнего мужчину, чтобы она рожала и воспитывала детей, вела хозяйство и надзирала за рабами. Единственным развлечением замужней женщины, помимо не столь уж частых праздничных процессий и посещения театра два раза в году, было ходить к соседкам в гости или устраивать званные трапезы для подруг. Но даже такие нехитростные развлечения требовали одобрения мужа. Жизнь замужних женщин была однообразной и скучной, и хотя, по свидетельству античных авторов, афинянки любили выставлять напоказ свою добродетель, они были невеселы и раздражительны от затаённых горестей.
Еврипид, как настоящий художник слова, сумел верно, уловить и отобразить в своих трагедиях настроение того времени. Наряду с критикой традиционного миросозерцания в творчестве Еврипида отражен характерный для периода кризиса полиса огромный интерес к отдельной личности и ее субъективным стремлениям. Ему чужды монументальные образы, высоко вознесенные над обыденным уровнем, как воплощение общеобязательных норм. Он изображает людей с индивидуальными влечениями и порывами, страстями и внутренней борьбой. Отображение динамики чувства и страсти особенно характерно для Еврипида. Он впервые в античной литературе отчетливо ставит психологические проблемы, в особенности раскрытие женской психологии. Значение творчества Еврипида для мировой литературы – прежде всего в создании женских образов. Благодарный материал для изображения страстей Еврипид находит, используя тему любви.
Правда, внимание к интимным человеческим переживаниям (немец Шеллинг потом скажет, что «Еврипид изображает красоту временную и преходящую») окажется более близким читателям последующих времен, нежели гражданские идеалы его предшественников.
В своей работе мы постараемся раскрыть значимость женских образов в трагедиях Еврипида, проводя параллели между главными героинями таких трагедий драматурга как « Медея», « Ипполит» и « Алькеста».
Целью данной работы служит выявление специфики видения Еврипида образа женщины. Для достижения поставленной цели нами был поставлен ряд задач:
- изучить и
проанализировать женские
- провести параллель
между героинями трагедий и
реальными женщинами того
-оценить положение женщины в обществе, опираясь на тексты трагедий;
-определить значимость женских образов в трагедиях Еврипида.
В процессе работы нами использовался исторический и научный метод исследования, а также метод сопоставительно-исторического анализа. Основными источниками информации для нашего реферата стали работы Т. Гончаровой «Жизнь замечательных людей. Еврипид», М., 1986 г. и В.Г. Боруховича «История древнегреческой литературы», М., 1962 г., а так же статьи с Интернет сайтов И. Анненского и И.М. Тронского (ссылки на сайты указаны в списке литературы).
Теоретическая значимость: в нашей работе рассматривается значимость женских образов в античной трагедии на примере трудов поистине талантливого драматурга Еврипида.
Практическая значимость: материал, представленный в данном реферате, может быть использован в литературных научных конференциях.
1.Творчество Еврипида есть своеобразное изложение его жизни. Подобно зеркалу, его трагедии отображают нравы людей той эпохи. Все герои Еврипида – это живые, обычные люди, с их колебаниями, слабостью, сложнейшей гаммой разноречивых чувств. Еврипида интересует, прежде всего, отдельный, частный человек, сфера его личной, а не общественной жизни. В соответствии с подобным смещением угла зрения обязательное для трагедии столкновение человека с противоборствующими силами Еврипид переносит в плоскость человеческой души, изображая конфликт человека с самим собой. Поступки, а как следствие, их несчастья и страдания у героев обычно вытекают из их
собственных характеров. Таким образом, в сравнении со своими предшественниками, Еврипид в большей мере концентрирует внимание на изображении внутреннего мира героев. Драматург создает ряд многообразных характеров, рисуя различные душевные порывы, противоречивые состояния, вскрывая их закономерность и неминуемость трагической развязки. Зритель присутствует при тончайших душевных переживаниях героев и открывает для себя сложность человеческой природы. Акцент на изображении психологии персонажей приводит к второстепенности драматической интриги.
Однако современники драматурга не смогли по достоинству оценить его труды.
1.1.Трагедии Еврипида, слишком уж откровенные, полные рискованных ситуаций, и натуралистических, на взгляд афинян, подробностей, а также различных философских рассуждений в стиле Гераклита и Анаксагора, чем-то раздражали как зрителей, так и судей. Особенно возмущало его стремление
поучать, сограждане не признавали такого права за этим самонадеянным, ничем себя особенно не проявившим человеком, предъявлявшим к ним слишком высокие требования. Многим в Афинах казалось возмутительным, что такие
пьесы, как поставленная весной 431 года «Медея», вообще допускаются для представления. В свою очередь, Еврипид никак не мог принять того, что в Афинах человека всё больше начинают ценить по деньгам, по количеству рабов,
кораблей, серебряных кубков на изобильном столе и златотканых восточных покрывал, образованность же вызывала лишь презрительные насмешки, а доброта, щедрость сердца и честность начинают понемногу восприниматься как слабость или, того хуже, как глупость.
Однако именно женский ум составляет главную угрозу для мужчин. Так Медея, чётко обдумав план мести Ясону, воплотила коварный замысел в реальность –
убила собственных детей. Что подвигло хрупкую женщину пойти на такой жестокий и отчаянный шаг? Предательство мужа, безысходность разочарование, как в своём браке, так и в самой себе.
Еврипид
показал зрителю чувства
далёкие земли и рискованными, необычными ситуациями. Всю жизнь сына
Мнесарха (Еврипида) волновала тайна, постичь которую он так и не смог: зачем человеку даны любовь и страданье, связанные нерасторжимо? Пытаясь найти
ответ на волнующую сердце загадку, драматург создаёт в своих трагедиях
особый мир, подвластный только ему самому. Миром его трагедий, таким сложным, противоречивым и в общем неуправляемым, движут не боги и даже не судьба, а те непознаваемые, часто тёмные силы, что таятся в душе человека, перед которыми бессилен сам человек и которые губят его безжалостнее и страшнее, чем боги. Эта великая тайна манила поэта всю жизнь: почему время
от времени в людях вдруг поднимаются, точно смерчи, демонические страсти, сея смерть и разрушение, проносятся и стихают, оставляя после себя обломки человеческих жизней и судеб? Так Медея, отомстив мужу, не только
уничтожила всех близких ему людей, она уничтожила его самого, оставив в одиночестве и с пустотой в душе жить на этой Земле. Так безответно влюблённая Федра, желая наказать Ипполита, оклеветала его в предсмертном
письме, чем и погубила невинного юношу.
1.2. Найти истинную
причину возникновения порывов
ревности, жестокости Еврипид пытался
в человеческих сердцах.
любви к близким людям.
Подобный шаг совершила Алкеста, которая, спасая любимого мужа Адмета, отдала свою жизнь в руки Аида.
Однако не все героини Еврипида были способны на подобный подвиг во имя
любви. Так Медея улетает от Ясона на волшебной колеснице, запряженной драконами Гелиоса. Для этой героини выбор между жизнью и смертью определённо пал на жизнь, пускай горестную, но всё же жизнь.
Что же может удержать на земле женщину, кроме любви к своему мужу?
Любовь к своим детям. Однако и эту сторону женского начала Еврипид
раскрывает с разных позиций. С одной стороны он раскрывает мать – как женщину, дарующую жизнь, как львицу, яростно защищающую своих
детёнышей; с другой – свирепую и мстительную натуру, способную за воплощение своих коварных замыслов заплатить самую высокую цену – отобрать жизнь у собственных детей. Как противоположности друг другу в
трагедиях Еврипида образы Алкесты и Медеи: первая – умирает с мольбой на устах за сохранение жизни своих детей, за их счастье; другая – собственными руками убивает своих чад, не дав им и шанса на спасение. Рок судьбы? Нет,
человеческий эгоизм. Женщина – существо совершенное, ибо ни в добродетели, ни в злодействе Ей нет равных. Подобно земле, женщина может даровать жизнь, и подобно урагану, вмиг отобрать свой драгоценный дар.
Подводя итог всему выше сказанному, хочется отметить, что женские образы в трагедиях Еврипида занимают фактически центральное место, они как бы противопоставлены мужским. Все его героини выше и глубже по большей части внутренне несостоятельных героев. Драматург восхищается бесконечной силой духа женщин, смелостью их сердца, тем стремлением защитить своё попранное достоинство, добиться поставленной цели. На фоне самоотвержённой Алкесты её муж Адмет выглядит потерянным и одиноким; сильная и умная Медея своими поступками подчеркнула никчёмность натуры
Ясона.
2. Теперь мы подробно рассмотрим особенности героинь Еврипида на основе таких его трагедий, как: «Медея», «Алькеста», « Ипполит».
Афинские зрители
считали перечисленные трагедии
развращающими, разрушающими старинные
традиции, за которые ещё крепко
держалось большинство