Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 07:40, реферат
Цель реферата: сравнить исторический образ, сформированный современными учеными и литературный образ М.И.Кутузова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: ОБРАЗ КУТУЗОВА В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» И КУТУЗОВ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
«Война и мир» - роман исторический…………………………….5
Кутузов в реальной жизни – исторический образ……………….14
Образ Кутузова в «Войне и мир»………………………………..16
Как соотносятся два образа……………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………23
Толстой придавал огромное значение Бородинскому сражению. По его мнению, день Бородина — это день торжества русского духа. Другая, столь же дорогая Толстому мысль — это мысль о жестокости, бесчеловечности войн, о том, что войны возможны только из-за «помрачения» человеческого разума. Просветленному же разуму, по мнению Толстого, становится лепта правда, эта правда — в любви ко всем людям, в любви даже к врагам.
События войны не повлияли на жизнь петербургского общества. Война показала, как прочна привязанность светского общества к внешним формам жизни и как далеко высшее дворянство от существенных интересов нации. Их жизнь превратилась в призрак, в слабое отражение жизни подлинной. В салоне Шерер все по-прежнему. Анна Павловна, как и раньше, угощает своих гостей какой-нибудь новостью, только теперь эти новости связанны с войной. Думая о солдатах, Пьер повторял про себя: «Они ничего не говорят, а делают». В светском обществе люди ничего не делают, а только говорят. Но и говорят о второстепенном, незначительном для России, потому что не Россия их волнует, а интересы интриги. Так в романе сложно развивается тема единства, с одной стороны, народов, с другой стороны тех. Кто оторван от своего народа.
Роль народа в войне 1812 года — еще одна главная тема романа. По мысли Толстого участь войны решают не завоеватели, не сражения, а враждебность населения к армии завоевателей, нежелание подчиниться ей.
Народ — главная сила, определившая судьбу войны. Но народ не понимает и не признает игры в войну. Война ставит перед народом вопрос о жизни и смерти. Толстой приветствует народную войну.
Роман Толстого был воспринят как шедевр мировой литературы. Г.Флобер высказал свое восхищение в одном из писем к Тургеневу (январь 1880 г.): «Это перворазрядная вещь! Какой художник и какой психолог! Два первых тома изумительны… Мне случалось вскрикивать от восторга во время чтения… Да, это сильно, очень сильно!» Позднее Д.Голсуорси назвал «Войну и мир» «лучшим романом, какой когда-либо был написан».
Эти суждения выдающихся европейских писателей общеизвестны; они много раз цитировались в статьях и книгах о Толстом. В последнее время впервые опубликованы многие новые материалы, свидетельствующие о всемирном признании великой эпопеи Толстого. Они собраны в 75-м томе «Литературного наследства» (вышел в 1965 г.).
Р. Роллан писал, например, о том, как еще совсем молодым человеком, студентом, он читал роман Толстого: это «произведение, как жизнь, не имеет ни начала, ни конца. Оно — сама жизнь в ее вечном движении».
Художники реалисты 20 века особенно высоко оценили правду военных описаний. Э. Хемингуэй признавал, что он учился у Толстого писать о войне «как можно правдивее, честнее, объективнее и скромнее». «Я не знаю никого, кто писал бы о войне лучше Толстого», — утверждал он в книге «Люди на войне».
Высокий нравственный пафос
«Войны и мира» волнует писателей
20 века, свидетелей новых опустошительных
войн, в гораздо большей степени,
чем современников Толстого. Немецкий
писатель Леонард Франк в книге
«Человек добр» назвал создателя
«Войны и мира» величайшим борцом
за те условия человеческого
По книге Толстого весь мир учился и учится Россия.
В 1887 году американец Джон Форест писал Толстому: «Ваши персонажи для меня — живые, настоящие люди, такие же, как и Вы сами, и составляют столь же неотъемлемую часть русской жизни. За последние годы вы, Достоевский и Гоголь населили то пространство, которое раньше было для меня безлюдной пустыней, отмеченной лишь географическими названиям. Приехав теперь в Россию, я стал бы разыскивать Наташу, Соню, Анну, Пьера и Левина с большей уверенностью, что встречусь с ними, чем с русским царем. И если бы мне сказали, что они умерли, я очень огорчился бы и сказал: «Как? Все?».
Л.Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и человеческого, несмотря ни на что. Этот опыт сказался в романе "Война и мир". В нем нарисованы две войны, которые во многом противопоставлены друг другу. Война на чужой территории за чуждые интересы шла в 1805 - 1807 годах. И истинный героизм солдаты и офицеры проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения. Вот почему стояли героически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем, как вспоминает князь Андрей накануне Бородинского сражения. Война 1812 года в изображении Толстого носит совершенно другой характер. Над Россией нависла смертельная опасность, и в действие вступили те силы, которые автор и Кутузов называют "народным чувством", " скрытой теплотой патриотизма".
Вывод: Кутузов - прежде всего, естествен в каждом своем движении; это и любит в нем Толстой. Кутузов устал от долгой и трудной жизни, ему тяжело носить свое расплывшееся тело - всею этого он и не думает скрывать. Как все старики, он боится смерти - он, умеющий быть невозмутимым под пулями, «испуганно-открытыми глазами посмотрел на князя Андрея», услышав о смерти своего друга, старого князя Болконского. Он естествен и здесь, он всегда остается самим собой. Все, что говорит и делает Кутузов, он говорит и делает не так, как Наполеон и Александр.
Кутузов, Голенищев-Кутузов
Михаил Илларионович
[5(16).9.1745, Петербург, — 16(28).4.1813, Бунцлау,
ныне Болеславец, Польша, похоронен в Петербурге,
в Казанском соборе], русский полководец,
генерал-фельдмаршал (31 августа 1812).
Родился в семье инженер-генерал-
Кутузов был учеником и соратником А. В. Суворова. В декабре 1790 Кутузов, командуя 6-й колонной, участвовал в штурме Измаила, затем в сражениях при Бабадаге и Мачине. В 1792—1794 возглавлял чрезвычайное русское посольство в Константинополе, сумев добиться для России ряда внешнеполитических и торговых преимуществ. В 1794 директор Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, в 1795 — 99 командующий и инспектор войск в Финляндии, выполнял ряд дипломатических поручений (переговоры с Пруссией и Швецией). В 1798 произведён в генералы от инфантерии. Был литовским (1799—1801) и петербургским (1801—02) военным губернатором.
В 1802 Кутузов, попав в опалу,
уволился из армии и находился
в отставке. В августе 1805 во время
русско-австро-французской
Хотя Кутузов сумел спасти отступившие русские войска от полного разгрома, он подвергся опале Александра I и назначался на второстепенные посты: киевского военного губернатора (1806—07), командира корпуса в Молдавской армии (1808), литовского военного губернатора (1809—11).
В условиях надвигавшейся
войны с Наполеоном и необходимости
завершить затянувшуюся войну (1806—12)
с Турцией царь был вынужден 7
марта 1811 назначить Кутузова главнокомандующим
Молдавской армией. Кутузов отказался
от прежней системы ведения войны,
которая сводилась к захвату
и удержанию крепостей и
Вывод: в реальной жизни Кутузов прежде всего полководец. Историческая заслуга Кутузова, который против воли царя, против воли даже части своего штаба, отметая клеветнические выпады вмешивавшихся в его дела иностранцев вроде Вильсона, Вольцогена, Винценгероде, провел и осуществил свою идею. Анализ громадной, очень сложной исторической фигуры Кутузова иной раз тонет в пестрой массе фактов, рисующих войну 1812 г. в целом. Фигура Кутузова при этом если и не скрадывается вовсе, то иногда бледнеет, черты его как бы расплываются. Кутузов был русским героем, великим патриотом, великим полководцем, что известно всем, и великим дипломатом, что известно далеко не всем.
Впервые Толстой показывает Кутузова в военной кампании 1805-1807 г.г. на смотре в Браунау. Русский полководец не захотел смотреть парадную форму солдат, а стал осматривать полк в том состоянии, в каком он находился, указывая австрийскому генералу на разбитую солдатскую обувь, с таким выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но не мог не видеть, как это плохо. Л.Н.Толстой контрастно изображает смотр в Браунау и смотр под Ольмюцем. Солдаты в серых шинелях и разбитой обуви и “щегольски вычищенные и убранные войска”, “нарядная кавалерия”, солдаты со свежевыбритыми и вымытыми лицами и до последней возможности блеска вычищенной амуницией. “На этом контрасте Толстой умело показывает насколько различны интересы Кутузова и Александра и их отношение к солдатам, а следовательно и к народу. Если Кутузов “прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по несколько ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам, то император Александр, проезжая на лошади, лишь останавливался иногда, чтобы поприветствовать какой-либо полк. Если у Кутузова смотр проходил просто, естественно, по-домашнему, полководец разговаривал с солдатами, то в Ольмюце “массы войска”, “надсаживая свои груди”, “присоединялись к реву всей той линии, которую уже проезжал государь. “То есть это не та сыновья любовь солдат к Кутузову, а дикий восторг толпы, “массы людей”. И вот на этом контрасте Толстой особенно ярко показывает единение Кутузова с армией, отеческое отношение к солдатам и боевым командирам, естественность и простота русского полководца.
В Бородинском сражении проявилось величие Кутузова, которое заключалось в том, что он руководил духом армии: “Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борящихся со смертью нельзя одному человеку и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти”.
Л.Н.Толстой показывает насколько русский дух в этой народной войне превосходит холодную расчетливость иноземных военачальников. Так Кутузов посылает принца Витембургского “принять командование первой армией”, но то, не доезжая до армии, просит еще войска, и тут же полководец отзывает его и посылает русского-Дохтурова, зная, что он будет стоять за Родину насмерть. Писатель показывает, что благородный Барклай де Толли, видя все обстоятельства, решил, что сражение было проиграно, в то время как русские солдаты стояли насмерть и сдерживали натиск французов. Нет, Барклай де Толли не плохой полководец, но в нем нет русского духа. А Кутузову близок народ и этот народный дух, и полководец отдает приказ о наступлении, хотя армия в таком состоянии наступать не могла. Но этот приказ исходил “не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе каждого русского человека”, и, услышав этот приказ “измученные и колеблющиеся люди утешились и ободрились”.
Но Толстой-художник часто противоречит Толстому-философу, так как Кутузов руководит по настоящему сражением, проявляя свою волю. Толстой-философ отрицает активную роль полководца в том или ином сражении, но даже в словах Болклнского: “Он ничего не придумает, ничего не предпримет... но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит”. Признание активной роли Кутузова. С одной стороны у Толстого Кутузов не делал “никаких распоряжений”, а с другой стороны “соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему”, “отдавал приказания”, то есть все-таки руководил ходом сражения. В этом и заключаются противоречия Толстого, как художника, и как философа.
В романе-эпопее “Война и мир” истинным носителем добра, красоты и правды у Толстого является народ, а следовательно и народный полководец Кутузов. Велик Кутузов, ибо “нет величия там, где нет простоты, добра и правды”.
У Кутузова был опыт жизни,
который научил его верить только
в «терпение и время». Убеждение
в неотвратимости судьбы, решения
которой нужно терпеливо ждать,
определяет все поведение Кутузова.
Он спокойно созерцает ход событий
и уже одним своим видом
вселяет в людей спокойствие,
уверенность в том, «что все будет
так, как должно быть». Кутузов твердо
верил в победу России. Толстой
утверждает, что военный или политический
руководитель может принести пользу,
если, почувствовав, как развиваются
события, постарается внушить свою
веру в благоприятный их исход
массам. Эта сила веры и прозрения
Кутузова связана с его национальным
духом. Он родствен всему народу и
не случайно в применении к Кутузову
часто повторяется слово «отец»
Информация о работе Образ Кутузова в романе Л.Н.Толстого «Война и Мир» и Кутузов в реальной жизни