Образ главного героя в романе Диккенса "Домби и Сын"

Автор: Татьяна Иванова, 08 Декабря 2010 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной работы является роман Ч. Диккенса «Домби и Сын».

Предмет – образ главного героя.

Цель: выявить особенности образа главного героя в романе Диккенса «Домби и Сын».

Задачи:

1.рассмотреть теорию «художественного образа»;
2.проанализировать образную организацию романа Диккенса «Домби и Сын»;
3.выявить специфику воплощения образа главного героя в романе Диккенса «Домби и Сын».
Методы исследования: изучения и сопоставления, компонентный анализ, сравнительно – исторический анализ

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, который содержит 26 источников, приложения.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

    – …У меня холодная телячья голова, затем  холодная птица… ветчина… салат… омары…

    Все угрожало зубной болью. Вино оказалось таким нестерпимо холодным, что у мисс Токс вырвался тихий писк. Телятину принесли из такого ледяного чулана, что первый же кусок вызвал у мистера Чика ощущение, словно у него леденеют руки и ноги…».

    Повторы слов «холодный», «ледяной», сравнения, связанные с чувством холода («словно леденеют руки и ноги»; «все угрожало зубной болью»; «закуска, похожая… на покойника») создают атмосферу нестерпимо замораживающего холода, царящего во всем доме Домби, удивительно гармонирующем с обликом хозяина: мрачное, темное, не пропускающее в себя лучи солнца строение, внутри которого всё выражало «одну мысль, а именно мысль о ледяном холоде». Холод Домби – обычное состояние бездушного механизма, ведущего счет холодным, безжизненным деньгам. Нравственный порок словно вытекает из общественного, что очень тонко отмечено писателем.

    Смерть  сына еще больше ожесточает Домби. И  если раньше он не замечал Флоренс, то теперь он проникается ненавистью к дочери, продолжающей жить, тогда  как его сын и наследник  умер.

    Отношения между людьми Домби воспринимает как своего рода торговые сделки. Он покупает себе жену красавицу Эдит. Эдит - аристократка по происхождению. Такая жена будет великолепным и  полезным украшением дома Домби. Это  выгодно для фирмы. Вступая в  брак с Эдит, Домби ни на минуту не сомневается в благородстве своего поступка. Домби уверен, что за деньги можно купить покорность и послушание, верность и преданность. Однако власть денег оказывается далеко не всесильной при столкновении с гордой и сильной Эдит. Она уходит из дома Домби. И впервые поколеблена уверенность Домби в несокрушимости его могущества.

    Однако  за неприступностью скрыта уязвимость, за самонадеянностью – сомнения и  травмы. Постепенно открываясь читателю, эта человеческая природа Домби, столь резко контрастирующая с его социальной ролью и маской, придает истинную сложность и психологическому портрету, и проблематике, связанной с заглавным персонажем. Тягчайшим ударом для него становится смерть маленького Поля, с которым соединялись самые честолюбивые надежды, подкрепляемые убеждением в незыблемости ценностей, всегда признававшихся Домби приоритетными. Его уход, воспринятый «одеревеневшим от крахмала и высокомерия» отцом как посягательство на основы системы, вместе с тем пережит и как непоправимая утрата, становясь первым толчком к духовному перелому. Этим событием увенчан жизненный путь, который выглядел восхождением по ступеням гордыни, хотя за нею скрывалось чувство глубокой обиды на несправедливость судьбы. Оно особенно усилилось у Домби после перенесенного им унижения и бесчестья, каким обернулся второй брак.

    В конце романа перед нами предстает  отчаянный, брошенный всеми, на грани  жизни и смерти бедный Домби. Но благодаря  Флоренс, которая простила его, он обретает новую семью, новую цель, новое понимание жизни, он переродился. Старость Мистера Домби проходит в кругу семь и его дочери. Он счастлив и спокоен.

    Диккенс воплотил в образе Мистера Домби  типично английского буржуа. Его жадность, эгоизм и гордыня потерпели поражение. Любовь, милосердие и доброта одерживают верх над человеческими порока 
 
 
 

    Заключение

    Проделанное исследование позволило нам рассмотреть  теорию художественного образа. Это  одно из самых широких и многозначных понятий.

    Художественный  образ – разновидность образа вообще, под которым понимается результат освоения сознания человека окружающей действительности. Любой образ это внешний мир, попавший в фокус сознания. В гносеологической форме образ может иметь формы чувственные (ощущение, восприятие, представление) и рациональные (понятия, суждения, умозаключения, идеи, теории). Любой образ воспринимается и оценивается как некая целостность. Даже если читатель в своем воображении восполняет недостающее. Являясь воплощением общего, существенного в     индивидуальном, художественный образ порождает разные толкования, включая такие, о которых автор даже не помышлял. Эта особенность вытекает из природы искусства как формы отражения мира сквозь призму индивидуального сознания.

      Художественный образ несет в  себе обобщение, то есть имеет типическое значение. Художественное обобщение принимает разные формы, окрашенные авторскими эмоциями и оценками. Образ экспрессивен, то есть выражает идейно – эмоциональное отношение автора к предмету. Он обращен к уму, к чувствам читателей, слушателей, зрителей. По эмоциональности изображение сильнее рассуждения. Персонажи  в произведении делятся на отрицательные, положительные и противоречивые. Видами идейно – эмоциональной категории являются эстетические категории, где писатель может героизировать или обнажить комические противоречия.

    Также в данной работе мною было проанализирована образная организация романа.

    Основной  целью работы было выявить особенности  образа главного героя.  Это сложный  психологический портрет. Создавая образ, Диккенс использовал такие средства выразительности как гипербола, сравнение, метафоры, эпитеты, олицетворение.

    Через образ главного героя Диккенс  показывает нам саму суть капиталистического накопительства, рост и созревание английского капитализма. В «Домби и сыне» он изобразил калечащую силу капитализма, который не только усугубляет социальное неравенство людей, но и порождает физическое и нравственное уродство. Автор раскрывает через героя проблему гордыни и власти денег

    Сколь бы типичен, жизнен ни был образ капиталиста  Домби, сколь бы социально проницательным ни был анализ психологии накопителя, его история была задумана Диккенсом по типу сказок о раскаявшихся и исправившихся злодеях.

    Чарльз  Диккенс в своем романе выражает надежду на победу лучших человеческих качеств. Он верит, что, человек может противостоять бесчестию и аморальности.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 

Осип  Мандельштам

Домби и сын

    Когда, пронзительнее свиста,

    Я слышу  английский язык —

    Я вижу Оливера Твиста

    Над кипами конторских книг.

    У Чарльза  Диккенса спросите,

    Что было в Лондоне тогда:

    Контора Домби в старом Сити

    И Темзы  желтая вода...

    Дожди и слезы. Белокурый

    И нежный мальчик — Домби-сын;

    Веселых клэрков каламбуры

    Не  понимает он один.

    В конторе  сломанные стулья,

    На  шиллинги и пенсы счет;

    Как пчелы, вылетев из улья,

    Роятся  цифры круглый год.

    А грязных  адвокатов жало

    Работает  в табачной мгле —

    И вот, как старая мочала,

    Банкрот болтается в петле.

    На  стороне врагов законы:

    Ему ничем нельзя помочь!

    И клетчатые  панталоны,

    Рыдая, обнимает дочь... 

    Список  литературы

  1. http://feb-web.ru.
  2. http://litera.edu.ru.
  3. http://www.proza.ru.
  4. http://www.rudata.ru.
  5. http://www.wisdoms.ru.
  6. Анненская А. Чарльз Диккенс: -  СПб.: Издательство Речь, 1992г. -  354с.
  7. Аристотель. Поэтика // Аристотель и античная литература:- М.: ВЛАДОС, 1978г. – 151с.
  8. Введение в литературоведение (под ред. Чернец Л. В.): - М.: Высшая школа, 1999г. – 335с.
  9. Давыдова Т. Т. Пронин В.В. Теория литературы // учебное пособие: – М.: Логос, 2003. – 232с.
  10. Диккенс Ч. Торговый дом Домби и Сын. Торговля оптом, в розницу и на экспорт: Роман. Главы I  - XXX./Пер. с англ. Кривцовой А. Ф. – М.: Художественная литература, 1989. – 368с.
  11. Диккенс Ч. Торговый дом Домби и Сын. Торговля оптом, в розницу и на экспорт: Роман. Главы XXXI – LXII./Пер. с англ. Кривцовой А. Ф. – М.: Художественная литература, 1989. – 335с.
  12. Дмитриева Н. Г. Теория литературы // учебное пособие для студентов высших учебных заведений: - М., Логос, 1962г. – 257с.  
  13. Ивашива В. В. Творчество Диккенса: - М.: Издательство МГУ, 1954г. – 471с.
  14. Катарский И.М. Диккенс в России: -  М.: Издательский центр «Академия», 1960г. - 428с.
  15. Кормилов С. И. Образ художественный. Тип // современный словарь – справочник по литературе. -  М.: Высшая школа. 1999г. - 541с.
  16. Литературный энциклопедический словарь (под ред. Кожевникова В.М.): – М.: Совет энциклопедии, 1987г. - 582с.
  17. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы: -  М. Высшая школа, 1989г. - 235с.
  18. Михальская Н.П. Чарльз Диккенс. Биография писателя// Книга для учащихся: – М.: Правда, 1959г. - 121с.
  19. Нерсесова Н. А. Творчество Чарльза Диккенса: - М.: Знание, 1957г. - 89с.
  20. Палиевский П. В. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении // учебное пособие для студентов высших учебных заведений: кн. 1 – М.: Высшая школа, 1962г. - 324с.
  21. Поспелов Г. Н. Эстетическое и художественное: - М.: Логос, 1992г. - 287с.
  22. Потебня А. А. Эстетика и поэтика: - М.: Высшая школа, 1976. – 344с.
  23. Тамарченко Н. Д. Введение в литературоведение // хрестоматия для студентов филологических факультетов: – М.: Высшая школа, 1999г. – 282с.
  24. Тугушева М. П. Чарльз Диккенс. Очерк жизни и творчества: - М.: Детская литература, 1979. – 236с.
  25. Федотов О. И. Основы теории литературы // учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 ч. – М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – Ч 1. 272с.
  26. Хализев В. Е. Теория литературы// учебное пособие: – М.: Высшая школа, 1999г. – 227с.

Информация о работе Образ главного героя в романе Диккенса "Домби и Сын"