Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 08:47, реферат
Антон Павлович Чехов – великий представитель русской культуры, русской литературы и театра. В этом году исполняется 150 лет со дня его рождения, но значение его как художника нового типа не раскрыто полностью и по сей день. Творчество писателя настолько удивительно и многогранно, что до сих пор будоражит человеческие умы. И сейчас нам есть, над чем задуматься и поразмышлять.
I. Введение. 3
II. Новаторство в драматургии Чехова:4
§ 1. Конфликт в драме Чехова носит принципиально иной характер. 4
§ 2. Новые приемы организации сценического действия: 8
2.1. «Подводное течение». 8
2.2. Чеховский диалог. 9
2.3. Лиризм - новая форма проявления драматического действия. 10
2.4. Природа- элемент сценического действия. 11
2.5. Переживание противоречий быта. 13
2.6. Конфликтное состояние - чувство общей неустроенности жизни. 14
§ 3. Предчувствие будущего. 16
§ 4. Комедия - жанровое определение пьесы. 17
III. Заключение.19
IV. Библиография.22
Об этом пишет и Е. Топалер в статье «Театр Чехова»: «Последняя пьеса – «Вишневый сад», пожалуй, лучшая пьеса Чехова, показывает нам еще одну сторону таланта художника: чуткость к изменениям духа времени, подчас неуловимым, незамечаемым простым глазом. Кажется, все здесь похоже на предыдущие пьесы: одинокие люди, тоска бесцельного существования, гибель сада, как символ гибели прекрасного прошлого, и социальная ситуация вполне в духе конца века, разоряющиеся дворяне, разбогатевший кулак. Однако 1903 год – это историческая веха в развитии страны. События, известные Чехову (забастовки, подъем студенческого движения) изменили общественную атмосферу, и в пьесе вместо бессильной безысходной мечты появилась реальная надежда. Конечно, Петя Трофимов, один из тех, кто олицетворяет эту надежду, не тот герой-революционер, который появится позже – в пьесах Горького. Это типичный чеховский персонаж, вышедший из девяностых годов, еще ничему толком не научившийся, в чем-то смешной, но Чехов уже понимает его значение: «Ведь Трофимов то и дело в ссылке, его то и дело выгоняют из университета, а ты изобразишь сии штуки?» И на премьере «Вишневого сада» громко и многозначительно прозвучали слова: «Вся Россия наш сад!..», «Прощай, старая жизнь! Здравствуй, новая жизнь!» Это было 17 января 1904 года. Новое время – новые пьесы».
Балухатый С. Д. в статье «Чехов-драматург пишет: «Но в "Вишневом саде" Чехов не только дает образы представителей исторически-обреченного дворянского класса, но одновременно раскрывает социальные перспективы для других, вступающих в активную жизнь классовых групп. Уже в этом исходном положении пьесы есть нечто принципиально новое по сравнению с предшествующими драматическими произведениями Чехова. Это новое можно определить понятием: социальный оптимизм. Здесь впервые, - если не считать рассказ "Невеста" того же 1903 г., - Чехов как бы освобождается от тисков полицейско-бюрократического самодержавия и намечает широкие перспективные картины».
§ 4. Комедия - жанровое определение пьесы.
Все драматические жанры различаются по целому ряду типологических признаков: типу драматического конфликта, характеру действующих лиц и по форме эстетической оценки изображаемого. Эти три момента дают нам основание отнести то или иное произведение к определенному драматургическому жанру – трагедии, комедии и драме.
Балухатый С.Д. в статье «Чехов-драматург» относит пьесу «Вишневый сад» к комедии. Он считает: «Композиционно-стилистический анализ пьесы позволяет вскрыть отчетливый комедийный ее план и систему оригинальных комедийных приемов. Эти приемы даны в большом ряде комических персонажей (Симеонов-Пищик, Шарлотта Ивановна, Епиходов, Дуняша, Яша, Прохожий, Почтовый чиновник) и комических ситуаций (этих же лиц, а также Гаева, Лопахина, Трофимова, частично Фирса), в комедийно-фарсовых сценах и эпизодах - сцены с Епиходовым, Шарлоттой Ивановной (фокусы); эпизоды с Пищиком (пилюли), отчасти с Лопахиным (удар палкой Вари), с Трофимовым (калоши). Легкий, "веселый" тон пьесы поддерживается оптимистической тематикой речей Лопахина и Трофимова и мажорной тональностью лейтмотивных речей Трофимова и Ани.
Комедийный стиль пьесы соединен однако с драматической трактовкой в ней эмоций отдельных лиц (Раневской и Гаева), - и в этом контрастном движении лирических тем, систематически перебиваемых комическими эпизодами, и была осуществлена оригинальная драматическая композиция пьесы».
Лебедев Ю.В. в произведении «Драматургия А.П. Чехова «Вишневый сад» пишет: «Чехов назвал «Вишневый сад» комедией. В своих письмах он неоднократно и специально подчеркивал это. Но современники воспринимали его новую вещь как драму. Станиславский писал: « Для меня «Вишневый сад» не комедии, и не фарс – а трагедия в первую очередь». И он поставил «Вишневый сад» именно в таком драматическом ключе.
Эта постановка, несмотря на шумный зрительский успех, не удовлетворила Чехова: «Одно могу сказать: сгубил мне пьесу Станиславский». Станиславский ввел в комедию трагедийные ноты и тем самым нарушил чеховский замысел.
Да, в «Вишневом саде» драматург не отрицал драматической тональности: он заботился, чтобы звук «лопнувшей струны» был очень печальным, он приветствовал грустный финал четвертого акта, сцену прощания героев, а в письме к актрисе М.П. Лилиной, исполнявшей роль Ани, одобрил слезы при словах: «Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!»
Чехов подчеркивал, что грусть его героев часто легковесна, что в их словах подчас скрывается обычная для нервных и слабых людей слезливость. Сгустив драматические краски, Станиславский, очевидно, нарушил меру в соотношении драматического с комическим, грустного со смешным. Получалась драма, там где Чехов мечтал о лирической комедии».
Таким образом, жанровое своеобразие пьесы «Вишневый сад» заключается в комедийном звучании при наличии остродраматической ситуации. И в этом тоже проявляется новое слово, сказанное Чеховым в драматургии.
III. Заключение.
Все сказанное позволяет считать, что особенности драматургии Чехова создавались в зависимости от особого содержания открытого им драматического конфликта как принадлежности его эпохи, состояния общественной жизни.
В его пору среди интеллигенции господствовали интересы личного благополучия, в обстановке общественного упадка не было выхода к широким общественным задачам, и побеждающей силой были узкое обывательство и мещанская успокоенность. Оказалось, что для более чутких людей обывательское спокойствие не может составить счастья, так называемые малые дела не могут дать действительного удовлетворения, и под видимостью ровной и мирной жизни кроется постоянная тоска и боль неудовлетворенных и лучших желаний. Отсюда и выступает в эту эпоху чувство одиночества, жизненной разрозненности и бессилия.
В мирной жизни А.П. Чехов увидел постоянное присутствие этих больных противоречий. Стремясь к наиболее ощутимому выражению этого конфликта, он не мог опереться на прежние формы драматургии и создает новые. Отсюда возникло то иное, что определяет и составляет в основном главное существо чеховской драматургии.
Обобщив и проанализировав прочитанный материал, я вижу новаторство Чехова-драматурга в применении им своеобразных приемов организации сценического действия:
1) так называемое «подводное течение», позволяющее раскрыть внутреннее, скрытое душевное состояние персонажей пьесы;
2) своеобразные чеховские диалоги, создающие лишь иллюзию общения;
3) особая музыкально-лирическая атмосфера;
4) вишневый сад –
главный персонаж пьесы,
5) характер персонажей раскрывается не через открытое противоборство, а через переживание противоречий быта;
6) соединение комедийного и драматического жанров.
«Вишневый сад» - не только
итог и вершина чеховской
Но не зря критики определили принципиально новое звучание пьесы «Вишневый сад» как «социальный оптимизм». Приближение, ожидание новой жизни было знамением эпохи. И Чехов остро почувствовал это.
Жизнь должна измениться, должна стать прекрасной, человеку надо работать, надо строить такую жизнь, и если ее нет пока, то он должен предчувствовать ее, ждать, мечтать и готовиться к ней.
«Вишневый сад» явился глубоким, талантливым и мудрым откликом А.П.Чехова–художника на нарастающие революционные события, которые должны были, по его мнению, принести долгожданное обновление жизни и дать возможность освобожденному человеку целиком посвятить себя разумной творческой деятельности, подчиненной прекрасной идее превращения всей России в «новый цветущий сад».
Сегодня Чехов дорог нам потому, что не потеряли своего значения поставленные им нравственные и социальные проблемы. Чехов, как и прежде, учит нас понимать зловещую роль в жизни человеческого общества не только буржуазного хищничества, и сегодня являющегося основой так называемого «свободного мира», но и мещанства, мелкого собственничества, страсти к накопительству, обывательской сытости и пошлости.
Путь идейных и творческих исканий Чехова глубоко поучителен. Он вновь и вновь напоминает нам о коренных вопросах бытия, учит не забывать о них в быстротекущих буднях, среди мелочей повседневного быта.
Таким образом, я считаю, что в своем реферате мне удалось реализовать те цели и задачи, которые я перед собой поставила, а именно: определить, какие новые формы и способы драматургического движения использует Чехов при создании пьесы «Вишневый сад», а также выяснить, в чем состояло то новое отношение к действительности, которое побудило его к использованию именно этих драматургических особенностей.
Когда я подбирала материал для реферата, то меня поразило многообразие литературы о творчестве А.П. Чехова. По-моему, о Чехове написано больше, чем сочинил он сам. Поэтому в начале работы у меня возникали некоторые сложности в систематизации и обобщении прочитанного материала. Но затем я определилась в выборе направления своей работы и остановилась на анализе статей А.П. Скафтымова, В.А. Богданова, Е. Топалера, В. Рынкевича, Ю.В. Лебедева, С.Д. Балухатого.
Так как подобный вид работы я выполняю уже не в первый раз, то я снова убедилась, что такой вид деятельности позволяет получить дополнительные, более глубокие знания к школьной программе.
IV. Библиография.
Информация о работе Новаторство Чехова - драматурга в пьесе «Вишневый сад»