Новаторство Чехова - драматурга в пьесе «Вишневый сад»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 08:47, реферат

Описание работы

Антон Павлович Чехов – великий представитель русской культуры, русской литературы и театра. В этом году исполняется 150 лет со дня его рождения, но значение его как художника нового типа не раскрыто полностью и по сей день. Творчество писателя настолько удивительно и многогранно, что до сих пор будоражит человеческие умы. И сейчас нам есть, над чем задуматься и поразмышлять.

Содержание

I. Введение. 3
II. Новаторство в драматургии Чехова:4
§ 1. Конфликт в драме Чехова носит принципиально иной характер. 4
§ 2. Новые приемы организации сценического действия: 8
2.1. «Подводное течение». 8
2.2. Чеховский диалог. 9
2.3. Лиризм - новая форма проявления драматического действия. 10
2.4. Природа- элемент сценического действия. 11
2.5. Переживание противоречий быта. 13
2.6. Конфликтное состояние - чувство общей неустроенности жизни. 14
§ 3. Предчувствие будущего. 16
§ 4. Комедия - жанровое определение пьесы. 17
III. Заключение.19
IV. Библиография.22

Работа содержит 1 файл

Реферат_Новаторство_Чехова_драматурга_по_пьесе_Вишневый_сад.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

Об этом пишет и Е. Топалер в статье «Театр Чехова»: «Последняя пьеса – «Вишневый сад», пожалуй, лучшая пьеса Чехова, показывает нам еще одну сторону таланта художника: чуткость к изменениям духа времени, подчас неуловимым, незамечаемым простым глазом. Кажется, все здесь похоже на предыдущие пьесы: одинокие люди, тоска бесцельного существования, гибель сада, как символ гибели прекрасного прошлого, и социальная ситуация вполне в духе конца века, разоряющиеся дворяне, разбогатевший кулак. Однако 1903 год – это историческая веха в развитии страны. События, известные Чехову (забастовки, подъем студенческого движения) изменили общественную атмосферу, и в пьесе вместо бессильной безысходной мечты появилась реальная надежда.  Конечно, Петя Трофимов, один из тех, кто олицетворяет эту надежду, не тот герой-революционер, который появится позже – в пьесах Горького. Это типичный чеховский персонаж, вышедший из девяностых годов, еще ничему толком не научившийся, в чем-то смешной, но Чехов уже понимает его значение: «Ведь Трофимов то и дело в ссылке, его то и дело выгоняют из университета, а ты изобразишь сии штуки?»  И на премьере «Вишневого сада» громко и многозначительно прозвучали слова: «Вся Россия наш сад!..», «Прощай, старая жизнь! Здравствуй, новая жизнь!» Это было 17 января 1904 года. Новое время – новые пьесы».

Балухатый С. Д. в статье «Чехов-драматург пишет: «Но в "Вишневом саде" Чехов не только дает образы представителей исторически-обреченного дворянского класса, но одновременно раскрывает социальные перспективы для других, вступающих в активную жизнь классовых групп. Уже в этом исходном положении пьесы есть нечто принципиально новое по сравнению с предшествующими драматическими произведениями Чехова. Это новое можно определить понятием: социальный оптимизм. Здесь впервые, - если не считать рассказ "Невеста" того же 1903 г., - Чехов как бы освобождается от тисков полицейско-бюрократического самодержавия и намечает широкие перспективные картины».

 

§ 4. Комедия - жанровое определение пьесы.

Все драматические жанры различаются по целому ряду типологических признаков: типу драматического конфликта, характеру действующих лиц и по форме эстетической оценки изображаемого. Эти три момента дают нам основание отнести то или иное произведение к определенному драматургическому жанру – трагедии, комедии и драме.

Балухатый С.Д. в статье «Чехов-драматург» относит пьесу «Вишневый сад» к комедии. Он считает: «Композиционно-стилистический анализ пьесы позволяет вскрыть отчетливый комедийный ее план и систему оригинальных комедийных приемов. Эти приемы даны в большом ряде комических персонажей (Симеонов-Пищик, Шарлотта Ивановна, Епиходов, Дуняша, Яша, Прохожий, Почтовый чиновник) и комических ситуаций (этих же лиц, а также Гаева, Лопахина, Трофимова, частично Фирса), в комедийно-фарсовых сценах и эпизодах - сцены с Епиходовым, Шарлоттой Ивановной (фокусы); эпизоды с Пищиком (пилюли), отчасти с Лопахиным (удар палкой Вари), с Трофимовым (калоши). Легкий, "веселый" тон пьесы поддерживается оптимистической тематикой речей Лопахина и Трофимова и мажорной тональностью лейтмотивных речей Трофимова и Ани.

 Комедийный стиль пьесы соединен однако с драматической трактовкой в ней эмоций отдельных лиц (Раневской и Гаева), - и в этом контрастном движении лирических тем, систематически перебиваемых комическими эпизодами, и была осуществлена оригинальная драматическая композиция пьесы».

Лебедев Ю.В. в произведении «Драматургия А.П. Чехова «Вишневый сад» пишет: «Чехов назвал «Вишневый сад» комедией. В своих письмах он неоднократно и специально подчеркивал это. Но современники воспринимали его новую вещь как драму. Станиславский писал: « Для меня «Вишневый сад» не комедии, и не фарс – а трагедия в первую очередь». И он поставил «Вишневый сад» именно в таком драматическом ключе.

Эта постановка, несмотря на шумный зрительский успех, не удовлетворила Чехова: «Одно могу сказать: сгубил мне пьесу Станиславский». Станиславский ввел в комедию трагедийные ноты и тем самым нарушил чеховский замысел.

Да, в «Вишневом саде» драматург не отрицал драматической тональности: он заботился, чтобы звук «лопнувшей струны» был очень печальным, он приветствовал грустный финал четвертого акта, сцену прощания героев, а в письме к актрисе М.П. Лилиной, исполнявшей роль Ани, одобрил слезы при словах: «Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!»

Чехов подчеркивал, что грусть его героев часто легковесна, что в их словах подчас скрывается обычная для нервных и слабых людей слезливость. Сгустив драматические краски, Станиславский, очевидно, нарушил меру в соотношении драматического с комическим, грустного со смешным. Получалась драма, там где Чехов мечтал о лирической комедии».

Таким образом, жанровое своеобразие пьесы «Вишневый сад» заключается в комедийном звучании при наличии остродраматической ситуации. И в этом тоже проявляется новое слово, сказанное Чеховым в драматургии.

 

III. Заключение.

Все сказанное позволяет  считать, что  особенности драматургии Чехова создавались в зависимости от особого содержания открытого им драматического конфликта как принадлежности его эпохи, состояния общественной  жизни.

В его пору среди интеллигенции господствовали интересы личного благополучия, в обстановке общественного упадка не было выхода  к широким общественным задачам, и побеждающей силой были узкое обывательство и мещанская успокоенность. Оказалось, что для более чутких людей обывательское спокойствие не может составить счастья, так называемые малые дела не могут дать действительного удовлетворения, и под  видимостью ровной  и мирной жизни кроется постоянная тоска и боль неудовлетворенных  и лучших желаний. Отсюда и выступает в эту эпоху чувство одиночества, жизненной разрозненности и бессилия.

В мирной жизни А.П. Чехов  увидел постоянное присутствие этих больных противоречий. Стремясь к  наиболее ощутимому выражению этого  конфликта, он не мог опереться на прежние формы драматургии и создает новые. Отсюда возникло то иное, что определяет и составляет в основном главное существо чеховской драматургии.

 

 Обобщив и проанализировав  прочитанный материал, я вижу новаторство Чехова-драматурга в применении им своеобразных приемов организации сценического действия:

1) так называемое «подводное течение», позволяющее раскрыть внутреннее, скрытое душевное состояние персонажей пьесы;

2) своеобразные чеховские диалоги, создающие лишь иллюзию общения;

3) особая музыкально-лирическая атмосфера;

4) вишневый сад –  главный персонаж пьесы, вокруг  которого строится интрига;

5) характер персонажей  раскрывается не через открытое противоборство, а через переживание противоречий быта;

6) соединение комедийного и драматического жанров.

«Вишневый сад» - не только итог и вершина чеховской драматургии. В этой комедии автор обобщает все свои художественные достижения, здесь ощутимо воздействие его  прозы, характерное соединение лирики, комедии, сатиры и трагедии. За комедией ощутима трагедия. Чехов прощается со всей старой уходящей Россией, понимая невозможность дальнейшего ее существования.

Но не зря критики  определили принципиально новое звучание пьесы «Вишневый сад» как «социальный оптимизм». Приближение, ожидание новой жизни было знамением эпохи. И Чехов остро почувствовал это.

Жизнь должна измениться, должна стать прекрасной, человеку надо работать, надо строить такую  жизнь, и если ее нет пока, то он должен предчувствовать ее, ждать, мечтать и готовиться к ней.

«Вишневый сад» явился глубоким, талантливым и мудрым откликом А.П.Чехова–художника  на нарастающие революционные события, которые должны были, по его мнению, принести долгожданное обновление жизни и дать возможность освобожденному человеку целиком посвятить  себя разумной творческой деятельности, подчиненной прекрасной идее превращения всей России в «новый цветущий сад».

Сегодня Чехов дорог  нам потому, что не потеряли своего значения поставленные им нравственные и социальные проблемы. Чехов, как  и прежде, учит нас понимать зловещую роль в жизни человеческого общества не только буржуазного хищничества, и сегодня являющегося основой  так называемого «свободного мира», но и мещанства, мелкого собственничества, страсти к накопительству, обывательской сытости и пошлости.

Путь идейных и творческих исканий Чехова глубоко поучителен. Он вновь и вновь напоминает нам  о коренных вопросах бытия, учит не забывать о них в быстротекущих буднях, среди мелочей повседневного быта.

Таким образом, я считаю, что в своем реферате мне удалось реализовать те цели и задачи, которые я перед собой поставила, а именно: определить, какие новые формы и способы драматургического движения использует Чехов при создании пьесы «Вишневый сад», а также выяснить, в чем состояло то новое отношение к действительности, которое побудило его к использованию именно этих драматургических особенностей.

Когда я подбирала  материал для реферата, то меня поразило многообразие литературы о творчестве А.П. Чехова. По-моему, о Чехове написано больше, чем сочинил он сам.  Поэтому в начале работы у меня возникали некоторые сложности в систематизации и обобщении прочитанного материала. Но затем я определилась в выборе направления своей работы и остановилась на анализе статей А.П. Скафтымова,              В.А. Богданова, Е. Топалера, В. Рынкевича, Ю.В. Лебедева, С.Д. Балухатого.

 Так как подобный вид работы я выполняю уже не в первый раз, то я снова убедилась, что такой вид деятельности позволяет получить дополнительные, более глубокие знания  к школьной программе. 

 

 

 

 

IV. Библиография.

 

  1. Балухатый С. Д.  Чехов-драматург - Л.: «Время», 1936.
  2. Богданов В. А. Предчувствие будущего. - М.: «Детская литература», 1978.
  3. Вайль П.  и Генис А. Все - в саду. Чехов - М.: «Олимп», 1996.
  4. Лебедев Ю.В. Драматургия А.П. Чехова «Вишневый сад». - М.: «Просвещение», 1990.
  5. Основин В. В. Новаторство драматургии Чехова.  // Русская драматургия второй половины ХIХ  века. – М.: «Просвещение», 1980.
  6. Рынкевич В. Вершины драматургии Чехова. - М.: Изд. «Просвещение», 1982.
  7. Скафтымов А.П. К вопросу о принципах построения пьес А.П.Чехова. -Л.: «Детская литература», 1989. 
  8. Топалер Е. Театр Чехова. - М.: «Просвещение», 1993.

 

 




Информация о работе Новаторство Чехова - драматурга в пьесе «Вишневый сад»