Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 00:45, реферат
В Фульдском монастыре сохранился единственный значительный памятник древневерхненемецкой поэзии – «Песнь о Хильдебранте» («Hildebrandslied», ок. 800), где анонимный автор в диалогической форме повествует о стычке отца (Хильдебранта) и сына (Хадубранта) – воинов-избранников двух противоборствующих армий. Сохранились также несколько магических заклинаний, в том числе два т.н. Мерзебургских. В основном же литература этого периода состоит из переводов и переложений религиозных текстов с латыни на местный язык. Помимо фрагментов вроде Муспилли (Muspilli) о начале и конце мира, заслуживает упоминания анонимный «Хелианд» (Heliand, ок. 830) – яркая попытка познакомить саксов с житием Христа. Написанное аллитерационным стихом, сочинение разъясняет германцам деяния Христа. Позднее Отфрид Вайсенбургский предпринял аналогичную попытку, составив «Евангельскую гармонию» (ок. 870) для франков. Это первый известный нам по имени германский писатель.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Литература Древней Германии и Средневековья……………3
1.1. Древневерхненемецкий период………………………………..3
1.2. Средневерхненемецкий период………………………………..5
1.3. Позднее Средневековье…………………………………………...7
2. Литература после Возрождения…………………………………..9
2.1. Нововерхненемецкий период………………………………….9
2.2. Немецкое барокко………………………………………………….10
2.3. Просвещение; «Буря и натиск»………………………………..12
2.4. Романтизм…………………………………………………………….15
2.5. Реализм…………………………………………………………………16
3. Литература 20 в…………………………………………………………..19
3.1. Литература 20 в………………………………………………………19
3.2. Литература третьего рейха…………………………………….22
3.3. Современные тенденции………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………….31
Немецкий натурализм имел предшественников во Франции и Скандинавии. Согласно тогдашним философским и естественно-научным теориям, личность определяли наследственность и среда. Писателя-гуманиста интересовала теперь прежде всего уродливая реальность индустриального общества, с его нерешенными социальными проблемами.
Наиболее типичным поэтом-натуралистом был А.Хольц (1863–1929); в области романа не было сколько-нибудь ярких открытий. Однако столкновения разнородных персонажей, чья несвобода усугублялась детерминизмом, способствовали появлению ряд драматических произведений, не утративших своего значения. [2]
Непреходящую литературную ценность обеспечил своим произведениям Гауптман, начавший как натуралист и неуклонно расширявший рамки своего творчества, вплоть до классицизма (пьесы на античные сюжеты), в чем он вполне сравним с Гёте. Многообразие, присущее драмам Гауптмана, обнаруживается и в его повествовательной прозе («Юродивый Эмануэль Квинт», 1910; «Приключение моей юности», 1937).
С появлением новаторских работ Фрейда центр тяжести в литературе сместился от социальных конфликтов к более субъективному исследованию реакций индивида на окружение и самого себя. В 1901 А.Шницлер (1862–1931) опубликовал повесть «Лейтенант Густль», написанную в форме внутреннего монолога, и ряд импрессионистических театральных зарисовок, где сплавлены тонкие психологические наблюдения и картины деградации столичного общества (Анатоль, 1893; Хоровод, 1900). Вершина поэтических достижений – творчество Д.Лилиенкрона (1844–1909) и Р.Демеля (1863–1920), создавших новый поэтический язык, способный ярко выразить лирический опыт. Гофмансталь, соединив стилистику импрессионизма с австрийской и общеевропейской литературной традицией, создал необычайно глубокие стихи и несколько поэтических пьес («Глупец и смерть», 1893).
Тогда же вспыхнул интерес к творчеству Ницше, чей анализ традиционной морали опирается на его знаменитый тезис «Бог умер». С точки зрения литературы, блестящий язык Ницше, особенно в работе «Так говорил Заратустра» (1883–1885), стал образцом для целого поколения, а некоторые идеи философа вылились в замечательные, строгие по форме стихи Георге, чья поэзия перекликается с французским символизмом и английскими прерафаэлитами. С Георге связано формирование кружка писателей, находившихся во многом под его влиянием и перенявших от него интерес к ряду полузабытых аспектов культурной традиции. В противоположность элитарному миссионерству Георге, Рильке был сосредоточен на себе и своем искусстве. Бессмысленные ужасы Первой мировой войны заставили его искать собственное эзотерическое миропонимание в «Дуинезских (Дуинских) элегиях» (1923) и «Сонетах к Орфею» (1923), которые по праву считаются вершинами поэзии. [4]
Не менее значительные достижения имели место и в прозе. Т.Манн – самый выдающийся представитель плеяды писателей, среди которых был и его старший брат Г.Манн (1871–1950), известный своими сатирическими и политическими романами.
Если у Томаса Манна центральной темой оказывается дихотомия жизни и искусства (частный случай – антитеза «бюргер – художник»), то Кафка в посмертно опубликованных романах «Процесс», «Замок и Америка» поставил проблему существования как такового. В своей визионерской объективации прихотливых процессов человеческого мышления, в конечном счете направленных к разгадке вечной тайны бытия, Кафка создал собственный мифологический мир, и его творчество оказало большое влияние на европейскую литературу. Выразительный размах и главная тема (крушение монархии) Р.Музиля (1880–1942) обнаруживаются и в романах его соотечественника Х.фон Додерера (1896–1966) «Штрудльхофская лестница» (1951) и «Бесы» (1956). Ранние произведения Гессе, проникновенные автобиографические романы Х.Кароссы (1878–1956) и поиски «чистой» жизни в романе «Простая жизнь» (1939) Э.Вихерта (1877–1950) тесно связаны с немецкой литературной традицией. Поздние романы Гессе отражают смятение индивида после Первой мировой войны и свидетельствуют о влиянии психоанализа («Демиан», 1919; «Степной волк», 1927) и индийского мистицизма («Сиддхартха», 1922). Главный его роман, «Игра в бисер» (1943), соединяя в себе утопию и реальность, как бы подытоживает взгляды писателя. Переломные исторические эпохи, кризис религиозного сознания стали излюбленным материалом для таких романистов, как Рикарда Хух (1864–1947), Гертруда Ле Форт (1876–1971) и В.Бергенгрюн (1892–1964), тогда как Цвейга привлекали демонические порывы великих исторических личностей. Первая мировая война вызвала к жизни целый ряд значительных произведений: апокалипсические сцены «Последние дни человечества» (1919) венского эссеиста К.Крауса (1874–1936), иронический «Спор об унтере Грише» (1927) Цвейга, необычайно популярный роман Ремарка На Западном фронте без перемен (1929). Впоследствии Ремарк закрепил этот успех остросюжетными романами («Триумфальная арка», 1946).
После Первой мировой войны настоятельно заявила о себе потребность в новых ценностях. Экспрессионисты громко и резко провозгласили реформу общества и индивида. Миссионерский пыл вызвал к жизни выдающиеся стихи пророческого Г.Тракля (1887–1914) и Ф.Верфеля (1890–1945). Ранняя проза Верфеля тоже относится к экспрессионизму, но в более поздних его романах возобладали исторические и религиозные мотивы («Сорок дней Муса Дага», 1933; «Песнь Бернадетте», 1941). Точно так же А.Дёблин (1878–1957) после социально-психологического романа «Берлин», «Александерплац» (1929), стилистикой («поток сознания») напоминающего Дж.Джойса, обратился к поискам религиозных ценностей. [9]
3.2. Литература третьего рейха
После прихода нацистов к власти свыше 250 немецких писателей, поэтов, литераторов покинули страну – Т. и Г. Манны, Ремарк, Фейхтвангер, Цвейг, Брехт и др. 10 мая 1933 по инициативе министра пропаганды Геббельса была устроена акция сожжения книг. На территориях университетов в костры летели книги прогрессивных немецких и зарубежных писателей и мыслителей.
Часть оставшихся в стране писателей отошла от литературной деятельности. Остальным предлагалось писать в рамках четырех жанров, утвержденных 8-м управлением Министерства просвещения и пропаганды и Имперской палатой литературы, которую с 1933 возглавлял драматург Ханс Йос. Это были: 1) «фронтовая проза», воспевающая фронтовое братство и романтизм военного времени; 2) «партийная литература» – произведения, отражающие нацистское мировоззрение; 3) «патриотическая проза» – националистические произведения, с акцентом на немецкий фольклор, мистическую непостижимость германского духа; 4) «расовая проза», возвеличивающая нордическую расу, ее традиции и вклад в мировую цивилизацию, биологическое превосходство арийцев над остальными «неполноценными» народами. [3]
Наиболее талантливые произведения на немецком языке в этот период были написаны в среде писателей-эмигрантов. В то же время ряд способных литераторов были привлечены к сотрудничеству с Третьим рейхом – Эрнст Глезер, Ханс Гримм, чей роман «Народ без пространства» широко использовался нацистской пропагандой. Эрнст Юнгер – в эссе «Рабочий». Господство и гештальт, О боли, в романе «На мраморных утесах» (1939) развивал образ солдата-рабочего – героической фигуры, подводящей черту «бюргерской эпохе». Готфрид Бенн отстаивал эстетическую сторону нацистского нигилизма, увидев в национал-социализме «поток наследственной жизнеутверждающей энергии». Гюнтер Вайзенборн и Альбрехт Хаусхофер («Моабитские сонеты») отважились критиковать нацизм в своих произведениях, за что были подвергнуты преследованиям.
В рамках стандартных требований нацистской пропаганды работали Вернер Бумельбург – романы о фронтовом товариществе, Агнес Мегель – провинциальная «народная» литература, Рудольф Биндинг и Беррис фон Мюнхаузен – эпические поэмы о рыцарстве и мужских доблестях.
В целом период нацистского тоталитаризма явился значительным испытанием для литераторов Германии, поставив каждого перед выбором, причем не столько эстетическим, сколько политическим. [8]
3.3. Современные тенденции
После Второй мировой войны центр внимания переместился с ужасов войны к проблеме вины. Страдания евреев и уничтожение народа при гитлеризме нашли особенно яркое отражение в творчестве двух поэтов – П.Целана (1920–1970) и Нелли Закс, которые подняли эту тему на уровень страданий всего человечества. В 1966 Нелли Закс была удостоена Нобелевской премии по литературе. Среди писателей социалистической ориентации особого упоминания заслуживает Анна Зегерс (1900–1983), с ее романом «Седьмой крест» (1942) – историей побега из концентрационного лагеря.
Отчаяние истерзанного войной молодого поколения, давшего т.н. «литературу на руинах», отчетливо сквозит в радиопьесе В.Борхерта (1921–1947) «На улице перед дверью» (1947). Военная тема нашла свое отражение и в сюрреалистическом кошмаре романа «Город за рекой» (1947) Г.Казака (1896–1966), и в экзистенциалистской атмосфере таких романов Х.Э.Носсака (1901–1977), как «Некийя» (1947) и «Немыслимое судебное следствие» (1959), и в поздних стихах Г.Бенна (1886–1956).
В послевоенные годы крупнейших писателей дала швейцарская немецкоязычная литература. Гротескные пьесы Ф.Дюрренматта безжалостно обнажили продажность человеческой натуры. М.Фриш (1911–1991) подтвердил закономерность своей славы такими пьесами, как «Бидерман и поджигатели» (1958) и «Андорра» (1961). Тема самообретения и отчуждения, впервые затронутая в романах «Штиллер» (1954) и «Homo Faber» (1957), обернется причудливой «игрой в повествование» в «Назову себя Гантенбайн» (1964). «Фришевские Дневники» 1966–1971 (1972) отражают сложнейшую природу современных художественных и идеологических пристрастий.
После поражения Германии во Второй мировой войне Советский Союз и западные оккупационные державы пытались возродить культурную жизнь страны, поощряя ее поворот к немецким классическим и гуманистическим традициям. В первые годы после войны на востоке Германии в театральном репертуаре, включавшем, например, пьесы Ж.Ануя, Ж.-П.Сартра, Т.С.Элиота, Т.Уайлдера, Т.Уильямса, трудно было найти существенные отличия от репертуара в западных зонах оккупации. Но по мере нарастания «холодной войны» оккупационные державы стали постепенно перестраивать и свою культурную политику. В Восточной Германии терпимость в области литературной политики быстро сменилась диктатом социалистического реализма. Развитие восточногерманской литературы прошло через серию «заморозков», обусловленных в основном внешнеполитическими событиями: 1949–1953 – от образования двух немецких государств до смерти Сталина; 1956–1961 – от восстания в Венгрии до сооружения Берлинской стены; 1968–1972 – от советского вторжения в Чехословакию до дипломатического признания ГДР со стороны ФРГ и международного сообщества; 1977–1982 – от изгнания поэта В.Бирмана до относительной стабилизации. Между «заморозками» в ГДР отмечались короткие периоды либерализации. Для начального периода типичны «О тех, кто с нами» (1951) Э.Клаудиуса (1911–1976), «Бургомистр Анна» (1950) Ф.Вольфа (1888–1953) и «Кацграбен» (1953) Э.Штритматтера (1912–1995).
Один из самых человечных романов послевоенной литературы, «Голый среди волков» (1958; в рус. переводе – «В волчьей пасти») Б.Апица (1900–1979), повествует о невообразимых усилиях узников концлагеря, спасающих от палачей маленького ребенка. В романе «Якоб-лжец» (1968) Ю.Беккер (р. 1937) обращается к теме восстания в варшавском гетто. Целый ряд «романов возвращения» («Ankunftsromane») отобразил сложности перехода от фашистской идеологии к социалистической, например «Приключения Вернера» Хольта (1960, 1963) Д.Нолля (р. 1927). Г.Кант (р. 1926) в «Актовом зале» (1964) с изрядной долей юмора поведал об учебе и воспитании молодых рабочих в период формирования ГДР. «Биттерфельдское движение» (1959) потребовало усиленного внимания к проблемам рабочего класса. Вплоть до 1989 руководство ГДР продолжало поддерживать группы самодеятельных писателей из рабочей среды, давшие начало т.н. «литературе вступления» (по названию романа Бригитты Райман «Вступление», 1961) – романы «След камней» (1964) Э.Нойча (р. 1931), Оле Бинкоп (1964) Штритматтера и др. Криста Вольф (р. 1929) в своем первом романе «Расколотое небо» (1963) пишет о женщине, вынужденной выбирать между любовью и социализмом.
Западногерманская «Группа 47» («Gruppe 47») объединяла большинство крупнейших немецких прозаиков и критиков. Двое самых знаменитых, У.Йонзон (1934–1984) и Грасс, переехали на Запад из Восточной Германии. Романы Йонзона «Догадки о Якобе» (1959) и «Третья книга об Ахиме» (1961) раскрывают тягостный психологический и житейский разлад в расколотой стране. В трилогии «Годовщины» (1970, 1971, 1973) за подробными историями жизни встает сама История. К Грассу мировая известность пришла после выхода в свет романа «Жестяной барабан» (1959). Среди других значительных прозаиков – «Бёлль и А.Шмидт» (1914–1979). Обесчеловечению на войне посвящены ранние рассказы и романы Бёлля. Вершиной творчества Шмидта, отмеченного художественным поиском, считается монументальный «Сон Цеттеля» (1970). [1]
Начиная с 1970-х в ФРГ наметился отход от политизированной литературы. Произведения австрийца П.Хандке (р. 1942) исследовали психологические и общественные структуры, лежавшие в основе эстетических и языковых условностей. В его «Страхе вратаря перед одиннадцатиметровым» (1970) воссоздана параноидная реальность, а в «Коротком письме к долгому прощанию» (1972) – постепенное излечение от подобной картины мира. «Утраченная честь Катарины Блум» (1975) Бёлля и «Рождение сенсации» (1977) Вальрафа разоблачали губительное могущество шпрингеровской газетной империи. «Под конвоем заботы» (1979) Бёлля исследует воздействие терроризма на жизнь и общественные институты Германии. Эстетика сопротивления (1975, 1978, 1979) и «народные пьесы» Ф.К.Крёца (р. 1946) критически осмысливали «пролетарский» период истории и, соответственно, современную жизнь. Однако на первый план выходила исповедальная открытость. От «Монтока» (1975) Фриша до Ленца (1973) П.Шнайдера (р. 1940) и «Юности» (1977) В.Кёппена (1906–1996) авторы постепенно переходили от политической проблематики к личному опыту.
Тенденция к субъективности и автобиографизму наметилась также в Восточной Германии. «Размышления о Кристе Т.» (1968) Кристы Вольф обозначили этот сдвиг, повествуя о проблемах молодой женщины, ищущей себя; «Образы детства» (1976) и «Нет места». Нигде (1979) продолжили эту интимно-психологическую линию. Литература ГДР не прошла мимо темы феминизма, хотя и в социалистическом аспекте («Кассандра», 1984, Кристы Вольф; «Франциска Линкерханд», 1974, «Бригитты Райман», 1936–1973; «Карен В.», 1974, Герти Тецнер, р. 1936; «Женщина-пантера», 1973, Сары Кирш, р. 1935; «Жизнь и приключения трубадура Беатрисы», 1974, Ирмтрауд Моргнер, р. 1933).
После объединения Германии актуальными становятся поиски выхода за пределы поля тяготения темы «немецкой военной вины». Немецкое общество все больше приобретает черты мобильного общества среднего класса, превращаясь в соответствии с идеологией М.Уэльбека в своего рода огромный супермаркет – идей, вещей, отношений и т.д. Наиболее интересно эти тенденции Германии 1990-х преломились в творчестве Кристиана Крахта (р. 1966). Герой его культового романа «Faserland» (1995) – до мозга костей потребитель, но потребитель «продвинутый», с большим уважением относящийся к «правильному» выбору фирм-изготовителей одежды, обуви, еды и т.п. Чтобы довести свой образ до совершенства, ему не хватает интеллектуального увлечения, которое бы окончательно дополнило его «светлый образ». С этой целью он разъезжает по Европе, однако все, с чем ему приходится встретиться, вызывает у него тошноту в прямом и переносном смысле.