Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 07:22, курсовая работа
Целью моей работы над рефератом является – рассмотреть проблему правды и лжи, истины и сострадания в пьесе Горького «На дне».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. Обитатели ночлежки…………………………………………………………6
2. Проблема правды и лжи в пьесе М. Горького «На дне»
2.1. Утешитель Лука
2.2. Сатин и его знаменитый монолог. Разоблачение Луки
2.3. Третья спорящая сторона - Бубнов
3. Что лучше – истина или сострадание?
3.1. Проблема гуманизма в пьесе Горького «На дне»
3.2. Тема сострадания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………………..32
«Проблема взаимоотношения поколений в драматургии М.Горького 1908-1916 гг.» // Межвузовская научно-практическая конференция «Мировая словесность для детей и о детях» — МПГУ, 2000.
«Пьеса
«Последние» в контексте
«Коломийцевы и Железновы: две грани одной проблемы» // XXX Горьковские чтения. - Нижний Новгород, 2002.
«Мифопоэтическая основа и художественное воплощение образа Матери в творчестве М.Горького» // Третья всероссийская конференция молодых ученых «Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых». - Москва, 2004.
«Пьесы «Чудаки» и «Яков Богомолов» (к проблеме эволюции темы интеллигенции в дооктябрьской драматургии М.Горького)»// Межвузовская научно-практическая конференция «Проблемы эволюции русской литературы XX века». Шешуковские чтения. - МПГУ, 2000.
Кроме того, опубликованы статьи:
«Начало драматургического пути М.Горького» // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. - Москва, 2000.
«Тема Матери в пьесе М.Горького «Чудаки» // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. - Москва, 2001.
13
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной и цитируемой литературы.
14
Глава 1.
«Мысль семейная» М.Горького в контексте дискуссии о семье и браке на рубеже XIX-XX веков
1.1. Вопросы семьи и брака на рубеже XIX-XX веков
На
рубеже XIX-XX веков Россия вступила в
эпоху чрезвычайно насыщенной и
напряженной общественно-
Напряженный драматизм социально-классовых отношений, непредсказуемость исторических перспектив страны глубоко волновали деятелей культуры и искусства. Для художников и мыслителей была ясна неотвратимость близких и значительных перемен. При всей разнородности социальных настроений, охвативших духовно активную часть общества, можно установить определенную доминанту эпохи. Этой доминантой был неприятие существующего уклада жизни. Говорилось и о «святом недовольстве», и, напротив, о «позорном примирении с жизнью». Одним из проявлений протеста стало отвержение старого, предпочтение нового только за то, что оно ново, в любой области дела и мысли. «И совершенно безразлично, в какой форме выражает гений свой протест — в форме ли ибсеновского символизма, уайльдовского эстетизма или ницшеанской переоценки ценностей»1.
В этой связи традиционные для русской культуры, литературы вопросы о семье, браке и взаимоотношениях мужчины и женщины на рубеже
1
Бразоль Б.Р. Критические
15
веков выступили в новом свете. В 1898-1899 годах вопрос о браке и взаимоотношениях полов дебатировался в «Книжках Недели», журнале «Русский труд» и некоторых других изданиях. М.О.Меньшиков, издававший и отдельную книжку «О любви» (СПб., 1899), ратовал за любовь без чувственности, заявляя, что идеал отношений мужчины и женщины — любовь братская, при таких браках не возникала бы потребность в разводах. Напротив, философы Вл.Соловьев, В.Розанов, Н.Бердяев и символисты-мистики Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Иванов развивали античную «теорию Эроса» -о чувственной, эротической стороне любви. Это учение было противопоставлено христианскому пониманию любви, которое оправдывало семью и брак как условие продолжения рода, видя в их интимной стороне только проявление человеческой греховности . По Соловьеву, единственная любовь - это любовь эротическая, но ее цель не в продолжении рода. Соловьев, а вслед за ним Мережковский, Гиппиус полагали, что физический (и только) семейный союз не может победить смерть, так как цель семьи -восстановить андрогенное единство, утраченное человеком во время грехопадения. Пытаясь разобраться, в чем заключается идея любви, философ приходит к выводу, что существует несколько ее родов, но только половая любовь рождает в людях чувство полного соединения. При этом смысл половой любви не сводится к деторождению, полагает Вл.Соловьев, так как история и литература свидетельствуют о противоположном: чем крепче и нерасторжимее узы супругов, тем реже в подобных браках имеются дети. Эротическая любовь приобретает божественную преобразующую силу, способствует воссозданию «целости человеческого естества». (Соловьев B.C. Смысл любви // Соловьев B.C. Сочинения: В 2 тт. М, 1990. Т.2)
Большинство
членов Религиозно-Философских
16
прекрасная и согласная с заветом Христа жизнь — это целомудрие и девство»1. Мысль о том, что «евангельская» любовь несовместима с любовью земной, семейной, становится главной в сочинениях В.Розанова («Уединенное», «Опавшие листья», «Мимолетное»). Душа семьи не создается путем формального соединения двух лиц. Настоящая семья создается тогда, когда есть единство субъективного лица и «кажущихся двоих». К этой мысли подошел и Н.Бердяев. Подлинная «всечеловечность», по мысли Бердяева, является замыслом Божьим. Он верил, что именно в России замысел этот должен претвориться в соединении двух стихий, двух начал в высшую полноту: «Тайна души России и русского народа, разгадка всех наших болезней и страданий — в недолжном, в ложном соотношении мужского и женского начала. В тайниках России, в душе русского народа не совершилось внутреннего брака, брачного соединения мужественного и женского начала, не был осуществлен андрогенный образ» . В статьях «Метафизика пола и любви» (главы из книги), направленных против «лицемерия, связанного с половым сладострастием», Бердяев призывал увидеть «правду, святость и чистоту» сладострастного слияния. Воспевал «святую плоть» и Д.Мережковский. В.Иванов в статье «О любви дерзающей» («Факелы», кн.2) заявлял о том, что в современном строе души этика является эротикой и вправе так именоваться.
Другая
линия религиозно-философских
1 Минский Н.М. Прения на заседаниях РФС // Новый путь. - 1903. - Сентябрь. - С.319.
2
Бердяев Н. Философия
17
с какою ночное благоухание струится из раскрывающейся чашечки цветка»1. Флоренский считал, что любовь — не столько индивидуальный, личностный акт, сколько родовой процесс, процесс слияния всех любящих с божественной
¦^ сущностью. Линию Флоренского продолжил другой религиозный мыслитель -
Сергей Булгаков. В своей книге «Свет Невечерний» он посвящает специальную главу вопросам пола. «Жизнь пола, - пишет С.Булгаков, - в фактическом ее состоянии имеет печать трагической безысходности и антиномической боли»2. Трагизм брачной любви, считает мыслитель, в том, что в жене умирает невеста, а в муже — жених, тогда как жена должна всегда оставаться для любящего невестой, возлюбленной, а муж — женихом,
-г/
возлюбленным. Однако «задача эта
так трудна, что даже приближение
к ней является чудесным»3. Действительный
идеал простоты и чистоты
Таким
образом, на рубеже веков два религиозно-
1
Флоренский П. Столп и
2 Булгаков С. Свет Невечерний // Указ. изд. - С.308.
3
Там же. -С.311. 4Тамже.-С316.
Находясь в постоянном движении язык, непрерывно развивается, совершенствуется, имея свое настоящее, прошлое и будущее. Образование неологизмов – это один из важнейших факторов развития языка, свидетельство его динамического характера. Лексика языка находится в состоянии непрерывного изменения в соответствии с языковыми законами. С развитием общества появляются новые предметы, явления, они запечатляются в новых словах и новых значениях.
Проблема возникновения и употребления новых слов всегда интересовала лингвистов, особенно в нашу эпоху, эпоху кризиса экономики, отличительной чертой которой стала раскрепощённость языка, ослабление «внутреннего цензора» и как следствие – обилие всевозможных новообразований.
Проблеме новообразований в разное время посвящали работы такие ученые, как И.И. Срезневский, П.Д. Первов, А.Г. Горнфельд, Г.О. Винокур, А.И. Смирницкий, Н.И. Фельдман, В.В. Виноградов.