Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 07:22, курсовая работа
Целью моей работы над рефератом является – рассмотреть проблему правды и лжи, истины и сострадания в пьесе Горького «На дне».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. Обитатели ночлежки…………………………………………………………6
2. Проблема правды и лжи в пьесе М. Горького «На дне»
2.1. Утешитель Лука
2.2. Сатин и его знаменитый монолог. Разоблачение Луки
2.3. Третья спорящая сторона - Бубнов
3. Что лучше – истина или сострадание?
3.1. Проблема гуманизма в пьесе Горького «На дне»
3.2. Тема сострадания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………………..32
Интерес к творчеству Максима Горького, в частности, к его драматургии, подтверждает и театральная афиша Москвы: в постоянном репертуаре ведущих театров столицы и театров-студий — несколько пьес Горького: «Варвары» в театре-студии П.Фоменко, «Последние» - в Театре п/р О.Табакова, «Мещане» во МХАТ им.Чехова (постановщик - К.Серебренников). «Второе рождение» переживает пьеса «На дне». Сегодня она идет сразу в нескольких московских театрах: во МХАТе им. Горького (постановщик - В.Белякович), в Центральном театре Российской армии (постановщик - Б.Морозов), в Театре п/р О.Табакова (постановищик - А.Шапиро), в Театре на Юго-западе (постановщик -В.Белякович), под названием «Без солнца» - в театре «Сопричастность» (постановщик - И.Сиренко). В драмах Горького перестали видеть
сиюминутное, злободневное, а обратились к вечному, непреходящему. Режиссеры, актеры и зрители отдают должное мастерству Горького-драматурга, необыкновенно образному и красочному языку, ярким характерам ^ и философской глубине его драм. Театр быстрее, чем литературоведение,
нашел «нового», нехрестоматийного Горького, подсказывая направления и для науки.
***
Разрушение штампов, отказ от сложившихся стереотипов мышления позволяют исследователям совершенно по-новому взглянуть на проблему Горький-художник. «Совершенно ясно, что настала пора найти новые подходы к изучению художественной системы писателя. За последние годы литературоведы нередко обращаются к теории единого текста (выделено автором. — М.К.), рассматривая все произведения классика в совокупности, как один текст, развивающийся по мере эволюции взглядов автора. При этом выявляется эстетическая самодостаточность каждого произведения во временном и вневременном литературном контексте. Эта теория применима и к творчеству Горького, который всю жизнь фактически писал одну главную ^ книгу», - отмечает Л.А.Спиридонова в своей книге «М. Горький: новый
взгляд»1.
Действительно, творческое сознание любого художника многомерно, неоднозначно, оно не укладывается в рамки каких-либо классификаций и определений. Творческий путь писателя - это, по сути, эволюция от произведения к произведению его любимых идей и образов, реализация наболевших вопросов. У Максима Горького было несколько таких сквозных тем, получивших воплощение в прозе, драматургии и публицистике разных лет. Среди них можно было бы назвать:
•
тему мещанства как явления
• тему интеллигенции, ее роли в обществе
1
Спиридонова Л.А. М.Горький:
• тему интеллигенции, ее роли в обществе
• философскую тему взаимоотношений добра и зла, правды и лжи, веры и неверия
• тему культуры (назначения науки, искусства).
От произведения к произведению разрабатывались образы утешителя, праведника, героя, человека-деятеля, «выломившегося» из своей среды человека.
К сквозным мотивам творчества Горького можно отнести и тему семьи. Для Горького «семейная» тема - значимая и знаковая, выходящая далеко за рамки отношений непосредственно внутри семьи. Вопросы семьи для писателя и драматурга — прежде всего вопросы социально-философские, а не «биологические» или бытовые. Реализуясь в самых разнообразных художественных мотивах и образах, эта тема прочно связывает творчество Горького в единое целое, начиная от ранних рассказов и заканчивая крупнейшим романом-«завещанием» «Жизнь Клима Самгина».
Рассматривая этапы реализации этой темы в творчестве Горького, необходимо отметить, что она зазвучала особенно остро и полемично в пьесах 1908-1916 годов, в так называемый «второй драматургический период». В горьковедении дооктябрьскую драматургию Горького принято делить на два периода, или цикла. В первый цикл обьино включают пьесы «Мещане» (1901), «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905), «Враги» (1906). Второй цикл составляют пьесы 1908-1916 гг.: «Последние», «Чудаки», «Дети» («Встреча»), 1-ый вариант «Вассы Железновой» («Мать»), «Фальшивая монета», «Зыковы», «Старик» и незаконченная пьеса «Яков Богомолов». В третий, послеоктябрьский цикл, входят пьесы 30-х годов: «Сомов и другие», «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие», II редакция «Вассы Железновой».
Объединение дооктябрьских пьес в два цикла появилось еще в 1930-40-е годы, в пору первых серьезных исследований драматургии М.Горького. Ю.В.Юзовский, обосновывая это положение, писал: «На втором этапе
драматургии Горького меняется ее характер, даже внешний облик: открытое и непосредственное столкновение социальных групп, свойственное предыдущему этапу, уступает место взаимоотношениям опосредованным,
..
скрытым, так сказать «
характерны
были); массовые сцены с выводом
на подмостки большого количества действующих
лиц уступают место картинам, ограниченным
более тесными и камерными
рамками, с заостренной теоретико-
Б.А.Бялик замечает: «Хотя начало работы М.Горького над «Последними» было отделено лишь одним годом от создания «Врагов», между ними проходит явственная веха, отделяющая один период горьковской драматургии от другого. (...) Здесь нет таких определяющих всю коллизию конфликтов, как конфликт Нила и Бессеменовых в «Мещанах», двух враждебных друг другу отрядов интеллигенции - в «Дачниках», двух классовых лагерей - во «Врагах» . Кроме того, Б.А.Бялик, единственный из всех исследователей, выделил несколько характерных черт, свойственных пьесам второго драматургического цикла. Особенностями этих пьес, по мнению исследователя,
"fi являются:
• сужение коллизии, которая ограничивается в пьесах 1908-1916 гг. только внутрисемейным конфликтом, как следствие этого фактора — укрупнение психологических портретов персонажей;
• вынесение классовой борьбы за сцену, ее отражение только через судьбы героев;
• появление мотивов и образов философского, почти символического значения, содержание которых выходит за рамки социально-бытовых мотивировок;
• отсутствие указаний на конкретно-историческое время.
1 Юзовский Ю. В. Максим Горький - драматург. - М, 1959. - С.71.
2 Бялик Б. А. М.Горький - драматург. - М., 1977. - С.226.
Однако та «явственная веха», которая, по словам Б.Бялика, отделяла пьесу «Враги» от пьесы «Последние», превратилась в почти глухую «стену». Пьесы, написанные драматургом с 1908 по 1916 гг. и получившие определение «камерных», «теоретико-философских», до сих пор практически неизвестны широкому кругу зрителей и читателей: они почти не ставились в театрах, не включались в сборники произведений М.Горького (за исключением, конечно, многотомных собраний сочинений)1. Исследования пьес этого цикла представлены на сегодняшний день лишь главой из монографии Б.А.Бялика «М.Горький - драматург», брошюрой того же автора «О пьесе Горького «Фальшивая монета», двумя десятками статей разных авторов, касающихся различных аспектов трактовки и постановки пьес, а также несколькими диссертациями, посвященными, преимущественно, особенностям языка и стиля горьковских драм: Вальков П.В. «Некоторые синтаксические особенности диалогической речи по пьесе Горького «Васса Железнова» (вариант 1910 года)», 1954; Ахматова P.M. «Язык и стиль пьесы Горького «Последние»», 1964, Айзикович Я.Г. «Стилистическое мастерство А.М.Горького-драматурга (по первому и второму вариантам пьесы «Васса Железнова»)», 1964. Особенностям горьковского подтекста и его функции посвящено диссертационное исследование Комлик Н.Н. «Подтекст в драматургии Горького 1910-х годов (на материале драм «Фальшивая монета» и «Старик»)», 1985. В диссертации Фениной СВ. «Две редакции пьесы М.Горького «Васса Железнова»» (1963) проводится сопоставительный анализ двух редакций пьесы на уровне сюжета, композиции, языка и стиля. Всестороннему анализу подвергается пьеса «Последние» в диссертационной работе В.Сойфера «Пьеса М.Горького «Последние», 1967. Поскольку все вышеперечисленные работы касаются лишь какого-либо одного аспекта, можно говорить о малой изученности пьес периода 1908-1916 гг. А между тем, это, пожалуй, самый интересный этап драматургического творчества Максима Горького в смысле
1
Все пьесы этого периода
10
становления
его мастерства: он не только возвращается
к освещению прежних проблем
на очередном жизненном и
^
Тема семьи как одна из
пьесах,
и в пьесах 30-х годов, достигнув
особой силы художественной выразительности
и социально-философских
Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется общей задачей современного литературоведения найти новые подходы в изучении художественного наследия Горького, в частности, его Ш драматургии как части «единого текста» творчества художника.
Научная новизна работы обусловлена обращением к малоисследованной проблеме - теме семьи как одному из сквозных мотивов творчества М.Горького, а также исследовательским вниманием к малоизученному материалу — пьесам 1908-1916 гг., в которых названная тема получила особое звучание и силу социально-философских обобщений благодаря специфическим художественным приемам, найденным драматургом в этот период.
Определить
своеобразие художественного
драматургии М.Горького 1908-1916 гг. - цель данной работы. В процессе
исследования были поставлены конкретные задачи:
1)
основываясь на конкретном
11
своеобразие его понимания семьи в свете дискуссии о семье и браке на рубеже Х1Х-ХХ веков
2)
определить идейные аспекты
3)
указать на особенности
4)
исследовать художественное
Теоретической и методологической основой диссертации явились труды М.М. Бахтина, А.Н. Веселовского, В.В. Виноградова, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Б.Н. Томашевского, Ю.Н. Тынянова, рассматривавших методологические вопросы эстетики и поэтики; исследования в области стиля В.М. Жирмунского, Д.С. Лихачева, Ю.И. Минералова, Г.Н.Поспелова; работы по теории и истории драмы В.М. Волькенштейна, Б.О. Костелянца, И.С. Пала, В.А. Сахновского-Панкеева, а также исследования художественной системы М.Горького-прозаика и драматурга, проведенные Б.А. Бяликом, А.А. Волковым, В.А. Десницким, Б.В. Михайловским, В.В. Новиковым, Л.А. Спиридоновой, Ю.В. Юзовским.
Теоретическая
значимость. Исследование дает возможность
более полно представить
Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы в преподавании систематического курса русской литературы XX века, истории русской драматургии, а также в спецкурсах и спецсеминарах по творчеству М.Горького.
12
Основные положения диссертационного исследования были апробированы в докладах на аспирантских семинарах, межвузовских и международных конференциях и последующих публикациях:
«Пьесы
М.Горького 1908-1916 гг. (к проблеме периодизации
горьковской драматургии в