Мысль семейная в прозе Максима Горького

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы над рефератом является – рассмотреть проблему правды и лжи, истины и сострадания в пьесе Горького «На дне».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. Обитатели ночлежки…………………………………………………………6
2. Проблема правды и лжи в пьесе М. Горького «На дне»
2.1. Утешитель Лука
2.2. Сатин и его знаменитый монолог. Разоблачение Луки
2.3. Третья спорящая сторона - Бубнов
3. Что лучше – истина или сострадание?
3.1. Проблема гуманизма в пьесе Горького «На дне»
3.2. Тема сострадания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-АЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИМ. С.АМАНЖОЛОВА 
 

Кафедра русского языка и литературы 

050118 –  русский язык и литература 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Мысль семейная в прозе М.Горького 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил студент  III курса

заочной формы  обучения                                                                          Кулева О.А. 

Научный руководитель

Кандидат филологических наук, ст. преподаватель                Т.И. Сидихменова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Усть-Каменогорск, 2010

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

1. Обитатели ночлежки…………………………………………………………6

2. Проблема правды и лжи в пьесе М. Горького «На дне»

    2.1. Утешитель Лука

    2.2. Сатин и его знаменитый монолог. Разоблачение Луки

    2.3. Третья спорящая сторона - Бубнов

3. Что лучше – истина или сострадание?

    3.1. Проблема гуманизма в пьесе Горького «На дне»

    3.2. Тема сострадания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30

Список литературы……………………………………………………………..32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ

      В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис.

      После каждого неурожая массы разорившихся крестьян бродили по стране в поисках  заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств  к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляются огромное количество босяков, которые опускаются на “дно” жизни.1

      Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы темных трущоб нашли способ извлекать пользу из своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют безработные, нищие, бродяги, воры и другие “бывшие люди”.

      Написанная  в 1902 году пьеса изображала жизнь  этих людей. Пьеса Горького - новаторское  литературное произведение. Сам Горький  писал о своей пьесе “ Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей”, к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще “ люмпен-пролетариев”, но и некоторую часть интеллигентов, “размагниченных”, разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. Я очень рано почувствовал и понял, что люди эти - неизлечимы2.

      Много сходных черт у героев Достоевского и Горького: это тот же мир пьяниц, воров, проституток и сутенеров. Только он еще более страшно и реалистично показан Горьким. Это второе драматическое произведение Горького-драматурга после “Мещан” ( 1900 - 1901 ). Сначала автор хотел назвать пьесу  “Дно”, “На дне жизни”, “Ночлежка”, “Без солнца”. В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Горький в этой пьесе показал ужасающие картины русской действительности, людские пороки, бесчеловечные условия существования в России, “свинцовые мерзости жизни”.  Писатель в этой пьесе выступал против самозванных “ пророков”, которые присваивают себе право решать, какую долю правды надо сообщить “толпе”, и какую не надо. Пьеса звучит призывом к народу самому добиваться правды и справедливости. “Мы получаем лишь то количество правды, которого умеем добиваться”, - так развивал мысль горького замечательный немецкий писатель Бертольт Брехт. Эта пьеса, как и “Мещане” вызывала страхи у властей. Власти опасались демонстраций в честь Горького. Ее разрешили к постановке лишь потому, что сочли скучной и были уверены в провале спектакля, где на сцене вместо “ красивой жизни”  были грязь, мрак и бедные, озлобленные люди.3

      Цензура долго калечила пьесу. Особенно возражала  против роли пристава. Хлопоты, однако, увенчались частичным успехом: из Петербурга, из цензуры пришла телеграмма: “ Пристава без слов выпустить можно”. Но зрителям и так была ясной роль властей в существовании дна.

      Против  постановки возражал министр внутренних дел Плеве. “ Если бы была достаточная причина, - я бы ни на минуту не задумывался сослать Горького в Сибирь”, - говорил он и приказал больше не разрешать постановки пьесы.

      “На дне” имело невиданный успех. Передовой  читатель и зритель верно поняли смысл пьесы: условия, превращающие людей в жильцов ночлежки Костылева, должен быть уничтожен. Зрительный зал, по словам Качалова, принимал пьесу бурно и восторженно как пьесу - буревестник, которая предвещала грядущие бури и к бурям звала.

      Пьеса создана более восьмидесяти лет назад. И все эти годы она не переставала вызывать споры. Это можно объяснить множеством проблем, поставленных автором, проблем которые на разных этапах исторического развития приобретают новую актуальность. Это объясняется и сложностью, противоречивостью авторской позиции. Повлияло на судьбу произведения, на его восприятия то, что сложные, философски неоднозначные идеи писателя были искусственно упрощены, превращены в лозунги, взятые на вооружение официальной пропагандой недавних лет. Слова: “Человек…это звучит гордо!” становились нередко плакатными надписями, почти такими же распространенными, как “Слава КПСС! ”, а сам монолог Сатина дети заучивали наизусть, правда, предварительно его корректировали, выбрасывая некоторые реплики героя (“Выпьем за человека, Барон!”). Сегодня пьесу “На дне хочется перечитывать заново, непредвзято взглянув  не ее персонажей, внимательно вдумавшись в их слова и вглядевшись в их поступки.

      Хорошо, когда прочитанная книга оставляет  след в душе. И если он яркий, мы вдруг  задумываемся над тем, какое значение имеет для нас это произведение, что оно дало нам. Знаменитые слова Сатина, сказанные на заре ХХ века, определяли  творческую линию писателя. Он любил людей, поэтому его воображение, пронизанное прекрасной мечтой о великом призвании человека, рождало такие изумительные образы, как  Данко. Но он же выступал и со страстным, горячим протестом против всего, что принижало человека.

      Пьеса - грозный обвинительный акт строю, порождающему ночлежки, в которых  гибнут лучшие человеческие качества - ум (Сатин), талант (Актер), воля (Клещ).4

      И до Горького на театральной сцене  появлялись” униженные и оскорбленные”, люди дна, босяки. Драматурги и актеры будили у зрителя жалость к  ним, филантропически призывали  помочь падшим людям. Горький заявлял пьесой другое: жалость унижает человека, надо не жалеть людей, а помогать им, изменить самый строй жизни, порождающий дно.

      Но  в пьесе перед нами не только картина  жизни обездоленных, несчастных людей. “На дне” не столько бытовая, сколько  философская пьеса, пьеса-размышление. О жизни, о правде размышляют герои, размышляет автор, заставляя размышлять читателя и зрителя. В центре пьесы не только человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей ее безысходностью и правдой для персонажей - людей  “дна”, или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных и причудливых формах они ни представляли.

      Что надо человеку: “Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!” - главная тема пьесы-размышления. Сам Горький указывал, в чем состояла главная проблема пьесы: “Основной вопрос, который я хотел поставить, что это - что лучше, истина или состраданье? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?” За этой фразой автора стоит глубокая философская мысль. Точнее, вопрос: что лучше - истина или сострадание, правда или ложь во спасение. Пожалуй, этот вопрос так же сложен, как и сама жизнь. Над разрешением его бились многие поколения. Тем не менее, попытаемся найти ответ на поставленный вопрос. 
 

      Целью моей работы над рефератом является – рассмотреть проблему правды и лжи, истины и сострадания в пьесе Горького «На дне». 
 

      Цели  обуславливают следующие задачи:

      Изучить литературу по данной теме.

      Определить  значение и проблематику пьесы.

      Охарактеризовать  систему персонажей пьесы.

      Выявить, что лучше: истина или сострадание.

      Охарактеризовать  проблему гуманизма в пьесе. 

      Актуальность:

      В последние годы очень остро встал вопрос о более глубоком изучении творчества Горького, и в частности, пьесы «На дне». Проблемы, поднимаемые Горьким в пьесе, актуальны и по сей день. 

      Применение:

      Данная  работа может быть использована на семинарах, лекциях, посвящённых творчеству Максима Горького, научно-практических конференциях и уроках литературы в школе.

      Сегодня, в начале XXI века, фигура Максима  Горького, как и столетие назад, приковывает  к себе внимание широкой общественности. Личность и творчество писателя подвергаются придирчивой критике, скрупулезно рассматриваются факты его биографии, переоценивается значение отдельных произведений. Стремление показать Горького «без грима» подчас совершается в угоду своеобразной моде на сенсации, на ниспровержение прежних идеалов. Однако даже самым яростным оппонентам приходится сегодня признать, что имя Максима Горького не может быть вычеркнуто из истории общественной и культурной мысли России, из контекста сложных духовных и эстетических исканий всей русской литературы конца XIX и первых десятилетий XX века. Произведения художника стали отражением своего времени - бурной эпохи войн и социальных катаклизмов. Не будет считаться ошибкой утверждение, что сегодня изучение творчества Максима Горького начинается практически заново. Объективно и беспристрастно оценить место и роль художника в литературном процессе XX столетия — первостепенная задача современной литературоведческой науки.

      О Максиме Горьком и его творческом наследии написано много. Отечественное  горьковедение представлено такими именами, как Б.А.Бялик, В.В.Новиков, В.А.Десницкий, А.А.Волков, И.А.Груздев, Б.В.Михайловский, Л.А.Спиридонова, В.С.Барахов, - авторами фундаментальных исследований художественной системы Горького-писателя и драматурга, его биографии и личности. Однако большинство монографий, касающихся творчества художника, были написаны до 1970-х годов, когда в советском литературоведении имя Горького неизменно связывалось с определением «пролетарский писатель» и «создатель соцреализма», а его произведения рассматривались преимущественно с точки зрения отражения в них социальной проблематики. После 70-х годов интерес к Горькому заметно снизился: казалось, что ничего нового прибавить к уже сказанному невозможно.

      Сегодня в центре внимания исследователей и критиков - Горький-художник, гуманистические проблемы творчества прозаика и драматурга, его новаторство и связь с русской классической реалистической традицией. Последнее десятилетие ознаменовались выходом в свет ряда интереснейших исследований, касающихся личности и творчества М.Горького. К ним можно было бы отнести книги Л.А.Спиридоновой «М.Горький: диалог с историей» (Москва, 1994) и «М.Горький: новый взгляд» (Москва, 2004), Л.Я.Резникова «Максим Горький известный и неизвестный» (Петрозаводск, 1996), антологию «Максим Горький: pro et contra» (Санкт-Петербург, 1996), В.В.Баранова «Горький без грима. Тайна смерти» (Москва, 1996), и «Максим Горький: подлинный и мнимый» (Москва, 2000), И.Н. Примочкиной «Горький и писатели русского зарубежья» (Москва, 2003), В.С. Барахова «Драма Максима Горького» (Москва, 2004). Новая попытка осмыслить биографию писателя представлена в книге норвежского исследователя Гейра Хьетсо «Максим Горький. Судьба писателя» (Москва, 1997). Состоялись публикации архивных материалов, осуществляемые ИМЛИ им. А.М.Горького: серийное издание «М.Горький и его эпоха. Исследования и материалы», «М.Горький: неизданная переписка», в которых впервые представлена переписка Горького с Лениным, Сталиным, Каменевым и другими деятелями политики и культуры. С 1995 года издается вторая серия Полного собрания сочинений М.Горького — Письма. Большая часть эпистолярного наследия, вошедшего в это издание, публикуется впервые. Вышли книги «А.М.Горький и Будберг. Переписка (1920-1936)» (Москва, 2001); сборник «Вокруг смерти Горького. Документы, факты, версии» (Москва, 2001). Стали доступными для читателей и исследователей мемуары В.Ф.Ходасевича, Р.Роллана, Е.Д.Кусковой, которые существенно восполняют пробелы в биографии писателя.

Информация о работе Мысль семейная в прозе Максима Горького