Мифология 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:27, реферат

Описание работы

Цель нашего исследования: интерпретация мифа в произведениях Кристы Вольф «Кассандра» и «Медея. Голоса». Для этого нам необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие мифа и мифологизма в литературе XX века; изучить мифы о Кассандре и Медее в литературе; изучить литературу, посвященную изучению творчеству Кристы Вольф и ее произведений «Кассандра» и «Медея. Голоса»; раскрыть интерпретацию образов Кассандры и Медеи в романах данного автора.

Работа содержит 1 файл

курсовая по литературе.docx

— 44.68 Кб (Скачать)

     Главное для Кассандры – осознание  себя как личность, не подчиняющаяся никому индивидуальностью, и ради этого она борется за себя сама с собой, со своей любовью. Именно поэтому она выбирает не Пантоя. А Энея, который равен ей по силе духа и ума греческой жрицы. Жизнь Кассандры наполнена борьбой за собственное утверждение.

     Сталкиваясь на пути жизни с людьми, даже с  любимыми, Кассандра не желает поступиться  душевным покоем: «Никому не принадлежала я целиком, только себе» [К. Вольф]. Это и обрекло ее на мучительное одиночество и непонимание. Следует отметить, что такой индивидуализм был незнаком античности этого времени. В подобной трактовке самосознания героини сказывается модернизация Кристой Вольф античного сюжета и, прежде всего мотивов поступков героев романа, что делает их более доступными современному читателю, приближает к современным проблемам.

     О Кассандре мы узнаем только от нее  самой и лишь немного от других персонажей. Ее жизненный путь – путь потерь: она не любима Гекубой, не понятна Троилу и Гектору, даже Приаму и Энею. Избранность Кассандры является поводом для зависти даже самых близких ей людей. Но Кассандра остается одна: «Вокруг меня становилось пусто. К пустоте вокруг себя я притерпелась с детства... Я буду жрицей, чего бы это ни стоило» [К. Вольф]. А это стоило не малого: «Я избегала, как и долго потом, соприкосновения с людьми. Старалась быть неприступной и преуспела в этом. Стала жрицей» [К. Вольф].

     Кассандра проходит трудный путь познания себя и мира. Она сама в себе воспитала жрицу. Криста Вольф делает наглядным процесс самовоспитания одаренной личности, наделенной умом, интуицией, иначе – божественным даром пророчицы: «Только после и с трудом я научилась отличать свойства, которыми наделяешь себя сам, от врожденных и едва уловимых. Что есть подлинное несчастье, я постигла не сразу. Я провидица! Дочь Приама! Как долго я не замечала того, что рядом: я выбирала между происхождением и служением» [К. Вольф].

     Характеризуя  свою героиню, Криста Вольф использует образы-зеркала. Через познание окружающих Кассандра познает саму себя, отражается в них, как в зеркалах, и за счет этого автор достигает многозначности образа. Каждый герой романа наделен  увеличенным качеством Кассандры, и отношение ее к нему, прежде всего, - отношение к себе: например, Клитемнестра – это воплощение желания личного счастья, и персонификации рока, она жажда внешнего совершенства, Гекуба – воплощение всеобщего почтения, Анхис – внутреннего совершенства и покоя, Эней – одиночества и любви.

     Криста  Вольф рисует нам Кассандру верной своему народу, своей Трое, любимому Энею. Она любит жизнь, и тем  самым не боится смерти. У немецкой писательницы Кассандра более самостоятельная. Она ищет свою дорогу, проходя сложный путь самоидентификации от общности с семьей, кланом – через общность с народом – к индивидуальной свободе и одиночеству. Это путь лишений и потерь, и образ этой героини реалистичен.

     Кассандра погибает от руки Клитемнестры, но перед этим ей грезятся страшные видения. В бессвязных, но полных ужасного значения словах, она описывает свою кончину. Наступает новый приступ безумия. Кассандра говорит о трусливом льве, который готовит месть ее властелину, от той, что льстила наподобие собаки, замыслив в душе убийство. Готовая к смерти, Кассандра останавливается на пороге и предсказывает гибель убийце. Агамемнона и Кассандру убили. Эгисф радуется тому, что отомстил.

     В западногерманской литературе и  в творчестве писателей ГДР стало  традицией использовать мифы из Троянского цикла. Не смотря на реконструкцию мифа о Кассандре, Кристе Вольф удалось  передать тот колорит событий, который передан античным сказанием. Сюжету дает необычность то, что он ведется от первого лица, что для мифов не очень характерно. Образ Кассандры передан правдиво, реалистично.

     В следующем параграфе мы поговорим  об интерпретации мифа о Медее  в романе Кристы Вольф «Медея. Голоса». 

     2.3.  Своеобразие интерпретации  мифа о Медее  в романе Кристы  Вольф «Медея. Голоса».

     Эпоха модернизма позволила себе тесно  связать между собой миф и  современность, жизненную трагедию полуварварки  и трудности женщины  в наши дни. Это литературное направление  сознательно отвергает все правила  и ограничения, выработанные предшествующей культурной традицией.

     Из  мифологии нам известно, что Медея  из-за ревности к неверному супругу  Ясону убила своих детей. Но перед  этим она умертвила невесту своего мужа с помощью пропитанного ядом одеяния. А до осуществления этого замысла она придумала план: улететь на колеснице, запряженной драконами и поселиться в Афинах.

     Существует  около двенадцати вариантов этого  мифа, и некоторые факты в них  расходятся. Но в каждом акцентируется  внимание на трагически-преступной фигуре, на ее сильном характере и необузданности нрава.

     Многие  авторы использовали миф о Медее  в своих произведениях, например, Овидий, Сенека, П. Корнель и другие. Из современной литературы для нас  более интересной представляется интерпретация  этого мифа немецкой писательницей  Кристой Вольф, которая стала первым лауреатом литературной премии Германии.

     Криста  Вольф начинает роман «Медея. Голоса»  со вступления, которое сразу наталкивает  читателя на мысль о том, что действительно  ли было все так, как ему рассказывали до этого. Во вступлении ясно выражено сомнение, в котором уже давно установились факты: «Мы произносим имя и вступаем…в ее времена, желанная встреча, и она без колебаний и страха встречает наш взгляд. Детоубийца? Впервые – укол сомнения. И эта надменная издевка в пожатии ее плеч, в гордом отвороте головы – ей уже нет дела до наших сомнений…» [К. Вольф]. Писательница говорит о нашем долге, который состоит в том, чтобы «проникнуть в самую сердцевину пробуждений, под грохот рушащихся перегородок» [К. Вольф]. 

     Для этого Криста Вольф использует очень  интересный прием построения произведения: каждая отдельная глава – это  повествование от отдельного действующего лица (Медеи, Ясона, Главки и других). Таким образом, ситуация рассматривается  с точки зрения разных людей, которые  в своих размышлениях, воспоминаниях  предельно откровенны и психологически точны. Можно сказать, что «ткань»  романа «неоднотонна»: «голоса» не последовательно говорят о событиях, а перескакивают из прошлого в настоящее и обратно, что придает «узорность» роману. Действие в нем начинается с прибытия корабля «Арго» в Коринф.

     В этой стране Ясон и Медея с аргонавтами живут на правах беженцев. Но «необузданная дикарка» (так ее называют коринфяне) ходит с гордо поднятой головой. Ее мать часто говорила, что при желании ее убить придется отдельно уничтожить ее гордость. Не даром астроном царя Креонта, Акам, почувствовав в Медее достаточно сильную личность, способную причинить ему множество неприятностей, распространяет слух об убийстве  Медеей своего младшего брата. Колхидку выгнали из дворца.

     После этого ее муж, Ясон, «сделался придворным», который стремился лишь к высокому общественному положению. Даже когда  толпа гнала Медею по улицам города, он ничего не мог сделать.

     Каким-то образом Медее узнает о том, что  Креонт убил старшую дочь для сохранения престола много лет назад. Мать, которая сошла с ума, страдающая эпилепсией Главка, кормилица, покончившая с собой – все это дает основание Медее утверждать, что «Коринф подтачивает какая-то хворь.… Этот недуг со дня на день может выплеснуться вспышкой саморазрушения» [К. Вольф]. Медея все больше вызывает недоброжелательности у толпы, у правителя. «Варварку» выгоняют из города. Одну и без детей. Их забили камнями коринфяне,  отчаявшиеся из-за болезни чумой. Главка от горя, что ее целительницу изгнали, бросается в колодец. А люди говорят о том, что Медея убила своих детей и невесту бывшего мужа.

     «Что  мне остается? Проклясть их. Будьте вы прокляты. Да будет вам послана  скверная жизнь и жалкая смерть. Пусть до небес вознесется вопль  вашей муки и оставит небеса безучастными. Я, Медея, вас проклинаю. Куда мне  теперь? Можно ли помыслить такой  мир, такое время, где я пришлась бы к месту? Некого спросить. Это  и есть ответ». Так заканчивается  роман.

     Сильная, благородная, незаурядная женщина  пострадала от клеветы. Медея виновна  только лишь в том, что «ставила людей  перед решениями, до которых они не доросли, но одна необходимость которых разрывает им душу надвое, оставляя после себя чувство вины и поражения» [К. Вольф]. Такая трактовка образа Медеи наводит на мысль о большом влиянии на Кристу Вольф феминистических настроений, которые проявляются и в обрисовке мужских характеров: Ясон и Акам, любящие Медею, слабы и ничтожны, так как они не смогли спасти ее. Не случайно в виде эпиграфа к одной из глав писательница использует высказывание Катона: «Как только женщины будут поставлены вровень с нами, они станут выше нас» [К. Вольф].

     Помимо  параллели. Которую можно провести между Медеей и современной женщиной, существует связь между отношениями коринфян и колхидцев, а также противостояние ГДР И ФРГ, которое очень сильно волновало Кристу Вольф. После появления в 1996 году этого романа многие критики толковали эту книгу как перевоплощение стран: будто Колхида это ГДР, а Коринф – ФРГ. Роман затрагивает многие проблемы современного общества6 адаптация в чужой стране, столкновение взаимоотношения в многонациональной семье и прочее.

     Таким  образом, роман Кристы Вольф «Медея. Голоса» - многоплановое произведение, которое производит глубокое впечатление  на читателя захватывающим сюжетом, выразительным языком, яркими психологическими характерами, силой личности главной героини. Но сила Медеи в трактовке немецкой писательницы иная, чем в мифе, где Медея добивается цели с помощью жестокости и отчаяния. В мифе главная героиня гордая, стойкая, самодостаточная. А в романе она не символ детоубийства, а пример для подражания. 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 

          

Информация о работе Мифология 20 века