Мифология 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:27, реферат

Описание работы

Цель нашего исследования: интерпретация мифа в произведениях Кристы Вольф «Кассандра» и «Медея. Голоса». Для этого нам необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие мифа и мифологизма в литературе XX века; изучить мифы о Кассандре и Медее в литературе; изучить литературу, посвященную изучению творчеству Кристы Вольф и ее произведений «Кассандра» и «Медея. Голоса»; раскрыть интерпретацию образов Кассандры и Медеи в романах данного автора.

Работа содержит 1 файл

курсовая по литературе.docx

— 44.68 Кб (Скачать)

     Колхидский  царь Ээт не хотел расставаться с  Золотым Руном и нарушил свое обещание. Он стал грозить, что сожжет корабль и убьет всех тех, кто  на нем прибыл. Но Медея, на которую  положился Ээт, отвела Ясона к пещере, где бессмертный дракон, свернувшись в тысячи колец, охранял Золотое Руно. Своим сладким песнопением Медея усыпила дракона. После этого Ясон аккуратно снял с ветви дуба Руно и все вместе отправились на «Арго».

     Аргонавты вышли в море, но Ээт отправил в погоню несколько кораблей под  руководством своего сына Апсирта. После  некоторого времени аргонавты и  колхидцы высадились на острове Артемиды, где Ясон вступил в переговоры с Апсиртом, который пообещал оставить у аргонавтов Золотое Руно взамен на Медею. Тогда Медея отправила своему брату послание, в котором говорила о том, что ее похитили, и умоляла ее спасти. Ночью, когда Апсирт явился на встречу с Медеей, Ясон поразил его мечом в спину.

     После этого они поплыли в Коринф, где царь Креонт предложил Ясону жениться на его дочери Главке. Но Ясон должен был оставить Медею. Тогда дочь колхидского царя решила преподнести новой жене Ясона свадебный подарок: пеплос и диадему, которые были пропитаны ядом. В день свадьбы Главка надела этот наряд и начала заживо гореть, а когда отец начал ее спасать, то горящее тело дочери начало обвивать его члены и Креонт сгорел вместе с ней.

     Далее, по некоторым версиям мифа, детей  Медеи убили коринфяне, забросав их камнями. Другой миф говорит о  том, что Медея сама убила своих  детей и скрылась на колеснице, запряженной  драконами.

     Затем Медея оказалась в Афинах и  стала женой Эгея. Она родила ему сына Меда. Их идиллия была разрушена прибытием Тесея – наследника царя, зачатого им втайне и выросшего вдали от отца. Тесей приехал к отцу инкогнито, и поэтому Креонт не знал, кем ему приходится юноша. Медея почувствовав угрозу наследия своему сыну, убедила царя убить Тесея, на что тот согласился. В кубок с вином Медея добавила умертвляющее зелье, и когда Тесей начал подносить к губам бокал, то Креонт увидел у него за поясом кинжал, который он оставил у своей жены для малыша. Креонт выбил из рук кубок с отравленным вином. Но Медея уже скрылась из Афин.

     Из  Афин она отправилась на родину, в Колхиду, где правил уже не Ээт, а Перс. Мед убил его и стал править страной, завоевав после этого значительную часть Азии. Через некоторое время Медея была перенесена на остров блаженных, где стала женой Ахилла. 

     Из  различных вариантов трактовки  мифа о Медее Еврипид выбирает тот, где Медея наиболее жестока: убегая от преследования отца, Медея  убивает своего младшего брата Апсирта и разбрасывает на побережье части его тела, чтобы отец не успел ее догнать. Также Медея убивает собственных детей. Именно Медея, а не ее муж Ясон, убивает дракона, охранявшего Золотое руно. Медея Еврипида ради Ясона пошла на все, на самые жуткие преступления.

     Еврипид выбирает тот миф, который истолковывает  причину разрушения семьи Ясона  и Медеи: Эрот внушил Медее страстную  любовь к Ясону, но на самом деле ее любовь была безответной. Ясон женился  на ней только из-за того, что дал  обещание в обмен на ее помощь. Это  можно рассматривать как брак по расчету, поэтому Ясону было так  легко отказаться от Медеи и их детей ради престола в Коринфе.

     На  основе этого мифа было написано множество  произведений литературы, например, пьеса  Еврипида «Медея»,  Сенека «Медея», Корнель «Медея», Жан  Ануй «Медея», Криста Вольф «Медея. Голоса» и другие.

     Как интерпретирует образ Медеи Криста Вольф мы рассмотрим во второй главе. А далее мы поговорим о мифологизме в литературе XX века. 

    1. Мифологизм  в литературе XX века.

     С античных времен и до наших дней к мифу относились по-разному и  интерпретировали аналогично. Но к  XX веку отношение к мифу окончательно изменилось: миф потерял свой ареол сокральности, его стали наделять пошлостью, он приобрел не тот смысл, в котором употреблялся раньше, утратил свое первоначальное значение и функции.

     Е. М. Мелетинский считал, что в модернистской литературе XX века миф превратился в «антимиф», стал выражением социального отчуждение и одиночества человека. Возникнув в первобытную эпоху и отразив некоторые черты первобытного мышления, миф стал элементом коллективного сознания, обеспечил чувство гармонии с обществом и Космосом. Но литература XX века, отразив реальность, исказила функции и значение мифа. [Мелетинский]

     В связи со сменой общественных идеалов  возникает различное в разные эпохи и в разных литературных направлениях отношение к мифологическим образам античности: от восторженного (Возрождение, классицизм) до резко отрицательного (демократическая литература в России в середине XIX века). Частое использование мифологических образов в европейской литературе прекращается уже в XVIII веке, но мифологические темы и мотивы сохраняются в художественной литературе XX века, где мифологические образы по-прежнему выступают в реалистических произведениях.

     Для современных писателей характерно не нарочитое преклонение перед  мифами, а свободное отношение  к ним, в котором интуитивное  вникание дополняется иронией, пародией, а схемы мифов отыскиваются в  простых и обыденных предметах.

     Но  все-таки, использование сюжетов  и образов из мифологии – основная черта современного литературного  процесса. Особый интерес вызывает обращение в немецкоязычной литературе XX века к Троянскому циклу мифов, а также к мифу об аргонавтах. Они получают своеобразную трактовку в произведениях Кристы Вольф «Кассандра» и «Медея. Голоса».

     В следующей главе мы рассмотрим творчество немецкой писательницы Кристы Вольф, а также обратимся к ее интерпретации мифов об аргонавтах и Кассандре. 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2.

     2.1.   Творчество Кристы Вольф в контексте немецкой литературы.

     Криста  Вольф (1929 – 2011) – самая значительная писательница ГДР, критик. По окончании  школы она начинает изучать германистику, после этого становится членом СЕПГ (Социалистическая единая партия Германии). В 1961 году Криста Вольф публикует первое свое произведение «Московская новелла», которая получила широкое признание в ГДР. С 1962 года Вольф занимается только писательской деятельностью. В этом же году она публикует роман «Расколотое небо», который был сразу экранизирован. Он принес ей большой успех, и за него писательница получила премию Генриха Манна.

     Самые известные произведения Кристы Вольф  – «Голоса. Медея», «Расколотое небо», «Образы детства», «Размышления о  Кристе Т.», «Кассандра», «Что остается» и другие.

     Некоторое время Криста Вольф была членом Союза  писателей ГДР, членом Академии художеств  Германии. В 1972 году она побывала в  Париже, после чего, через двенадцать лет, ее приняли членом Европейской  академии наук и искусств в этом городе. Через два года Вольф вступила в Свободную академию искусств Гамбурга. Подписав письмо против лишения гражданства  В. Бирмана, она была исключена из Союза писателей ГДР. Криста Вольф считается самой известной и современной писательницей Германии. Ее произведения переводятся на многие языки мира.

     В России Криста Вольф также не безызвестный человек. Ее произведения давно издаются в этой стране, а главное произведение ее жизни – роман «Кассандра» - снискал ей широкую известность. Имя изучаемой нами писательницы очень прочно вошло в обиход русскоязычной литературы. Достаточно сказать о том. Что она является членом Международного совета редакции журнала «Иностранная литература», на страницах которого появлялись произведения «Кассандра», «Медея. Голоса» и другие.

     В следующем параграфе мы поговорим  о своеобразии трактовки мифа о Кассандре в романе Кристы Вольф  «Кассандра». 

     2.2.   Своеобразие интерпретации  мифа о Кассандре  в романе Кристы  Вольф «Кассандра».

     Обращение писательницы Германии к сюжету через  тридцать пять лет после публикации одноименной новеллы Г. Э. Носсака воспринимается символически. Г. Э. Носсак по-своему пытается переосмыслить уроки войны, используя для этого миф о беспомощности греческой пророчице, интерпретируя это в духе экзистенциализма. Криста Вольф обращается к древнему сюжету, и тем самым напоминает человеку о хрупкости жизни на земле и об ответственности каждого перед лицом смерти. Ее роман – предостережение.

     Интерес Вольф к античному сюжету не случаен. Писательница тщательно изучала  памятники микенской культуры. Роман  «Кассандра» был включен в  сборник, который содержал лекции, посвященные  не только вопросам античной литературы, но и животрепещущим проблемам современности. В этом контексте роман является иллюстрацией, художественным итогом аргументов автора.

     Произведение  Кристы Вольф «Кассандра» является свободным пересказом мифа, где она сохранила  известные сюжетные линии античного сказа, придавая тем самым архаичность повествованию.

     Главная героиня романа Кристы Вольф –  женщина любящая, сильная, преодолевающая себя, но страдающая. Произведение написано в форме монолога, исповеди главной героини. Все события подаются через восприятие самой Кассандры, и это придает им субъективность, не смотря на мифологический сюжет.

     Основу  романа составляют не только война  троянцев с греками, но и раскрытие  душевных переживаний героини. Пророчица  предсказывает гибель двух народов  в бессмысленной войне. Криста Вольф дает нам не просто пересказ мифа, но и актуализацию его современного звучания. Именно поэтому мифологический сюжет насыщен новыми, по сравнению с мифом, образами, которые ассоциируются с историей Германии XX века.

     В романе Кристы Вольф виновники гибели Трои – сами троянцы. Кассандра фиксирует три этапа подготовки войны, которые в Трое называли «ТРИ КОРАБЛЯ» (выделено Кристой Вольф), посланные к грекам. Первые два корабля несли только угрозы, а третий – необходимый обеим сторонам повод для войны – Елену. Но повода не было, потому что Парис не привез Елену в Трою, но он привез только призрак Елены. Саму царицу у него отнял царь Египта.

     Трагедия  Трои состоит в том, что троянцы  знали, что война идет за призрак  Елены, но всем было все равно. Равнодушие, всеобщее отчуждение – в этом причина гибели Трои. Под ее стенами гибнут два народа, а во дворце Приама жизнь идет тихо и мирно.

     В романе повествование носит отрывочный ассоциативный характер. Мысль может резко оборваться, а затем возникнуть в контрастной по смыслу ситуации. Текст цикличен и развивается как бы по спирали. Например, Кассандра постоянно возвращается к одной и той же мысли: «Язык будущего для меня состоит только из одной фразы: меня убьют сегодня» [К. Вольф]. Эта фраза меняется на протяжении всего повествования и получает от контекста дополнительные значения.

     «С  этим рассказом вступаю я в  смерть» [К. Вольф] – говорит Кассандра, и мы мысленно думаем, что это будет последний крик души перед уходом в мир теней, но такого не происходит. Исповедь Кассандры является не прощание с жизнью, а подробный анализ пережитого. В ее повествовании появляется два плана: план, связанный с внешними событиями и план души героини, внутрипсихологический. Сплетение этих планов и составляет основу романа: мифологический сюжет и психологический анализ внутреннего состояния героини.

     В мифе Кассандра жертва обстоятельств. Жертва дара предсказания, страдающая и смиряющаяся. Но в произведении Кристы Вольф  образ Кассандры  получает иную трактовку. Судьба героини трагична – она живет среди не понимающих и не желающих понять людей. Ее жизнь – борьба за самоутверждение. Криста Вольф и следует сюжету, и в то же время демифологизирует его. В романе, основанном на мифе, отсутствует Олимп, боги. Все чудесные события писательница передает своим языком, используя обычные слова. Даже божественный дар Кассандры находит свое объяснение. От девочки ждали видения, и она внушает его себе. Однако видение быстро меркнет и больше не появляется. Больше чудес в тексте мы не встречаем. Пророчества Кассандры имеют более прочную основу – проницательность, ум, умение анализировать.

     Образ главной героини романа Кристы Вольф  сложен и противоречив. Внутри нее  постоянно борются два начала: логическое и чувственное. Кассандра говорит: «Чему я училась всю жизнь: побеждать свои чувства разумом»[К. Вольф]. Через все произведение проходит тема несостоявшейся любви. Любви к Энею. Об этом нам говорит и эпиграф к роману из Сапфо: «Эрос вновь меня мучит, истомчивый, горько-сладостный необоримый змей» [К. Вольф]. Эта линия повествования делает Кассандру человечнее и понятнее современному читателю.

Информация о работе Мифология 20 века