Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:27, реферат
Цель нашего исследования: интерпретация мифа в произведениях Кристы Вольф «Кассандра» и «Медея. Голоса». Для этого нам необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие мифа и мифологизма в литературе XX века; изучить мифы о Кассандре и Медее в литературе; изучить литературу, посвященную изучению творчеству Кристы Вольф и ее произведений «Кассандра» и «Медея. Голоса»; раскрыть интерпретацию образов Кассандры и Медеи в романах данного автора.
Введение.
Характерной приметой литературы XX века – века трагических потрясений истории, социальных и природных катаклизмов, неразрешимых противоречий духовной жизни – является обращение к мифологии.
Миф
настойчиво врывается в идейно-
Изучением мифа занимались такие исследователи, как М. Элиаде, А. Потебня, А. Ф. Лосев и другие.
Многие писатели обращались к мифологическим образам, в частности к образу Кассандры и Медеи, и каждый трактовал их по-своему. По-своему их трактует и немецкая писательница XX века Криста Вольф.
Феномен мифологизма Кристы Вольф, его нацеленность на решение злободневных проблем текущего исторического периода вызывает пристальное внимание исследователей. В ее произведениях таится множество загадок и смыслов и многие из них до сих пор не расшифрованы. Этим и обуславливается наша актуальность нашей работы.
В
отечественной литературе романы Кристы
Вольф «Кассандра» и «Медея. Голоса»
изучены недостаточно. Для этого
не хватает фундаментальных
Цель нашего исследования: интерпретация мифа в произведениях Кристы Вольф «Кассандра» и «Медея. Голоса». Для этого нам необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие мифа и мифологизма в литературе XX века; изучить мифы о Кассандре и Медее в литературе; изучить литературу, посвященную изучению творчеству Кристы Вольф и ее произведений «Кассандра» и «Медея. Голоса»; раскрыть интерпретацию образов Кассандры и Медеи в романах данного автора.
Таким
образом, объектами нашего исследования
являются романы Кристы Вольф «Кассандра»
и «Медея. Голоса», предметом –
толкование мифов в данных произведениях.
ГЛАВА 1.
Миф стоит у истоков искусства слова, на мифологические представления положены сюжеты из фольклора у многих народов. Мифологические мотивы, темы, сюжеты, герои используются в литературе на протяжении веков.
Миф (от греческого mythos – слово, сказание, предание) – сказание, воспроизводящее в словесной форме древние верования народов, их религиозно-мистические представления о происхождении Космоса, явлениях природы и событиях социальной жизни, деяниях богов, легендарных героев, демонов, «духов» и т.п.
С. И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» дает мифу такое определение: «Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о происхождении явлений природы» [Ожегов].
А. Ф. Лосев интерпретирует миф как «наивысшую по своей конкретности, максимально интенсивную и в величайшей степени напряженную реальность». Далее он пишет, что миф это и есть сама жизнь. Таким образом, можно прийти к выводу, что миф по Лосеву – особая форма выражения чувств и сознания древнего человека.
Р. Барт смотрит на миф как на семиологическую систему, при этом опирается на модель знака Ф. де Соссюра, который выделил в ней три основных элемента: означающее, означаемое и сам знак, выступающий как результат ассоциации первых двух элементов. Эту систему Р. Барт называет «метаязыком», поскольку это вторичный язык, на котором говорят о первом.
При исследовании мифа Р. Барт использует свою терминологию. Означающее может рассматриваться в двух аспектах: как итоговый элемент первой языковой системы и как исходный элемент мифологической системы. В качестве конечного элемента первой системы Р. Барт называет означающее смыслом, в плане мифа – формой. Означаемое мифологической системы называется концептом, а ее третий элемент представляет значение.
Согласно Р. Барту, третий элемент семиологической системы – это значение или миф, который создается за счет деформации отношения между концептом и смыслом.
Также Р. Барт говорит о том, что миф может выполнять единовременно множество функций, например, обозначать и оповещать, внушать и предписывать, носить побудительный характер.
М. И. Стеблин-Каменский пишет, что «миф - это повествование, которое там, где оно возникало и бытовало, принималось за правду, как бы оно ни было неправдоподобно».
Рассмотрев
все вышеперечисленные
Различные исследователи в своих трудах отмечают следующие характеристики мифа. Рассмотрим их:
Н. С. Гребенникова пишет, что «В истории литературы мифу принадлежит особая роль как арсеналу культурных парадигм. Они связаны тесными узами. Переосмысление и художественная обработка мифа привели к созданию эпоса, поэзии, драмы. У мифа особая структура, соединяющая исторический, динамический и диалектический аспекты. Это обуславливает и разные исследовательские позиции, и уровни интерпретации, которые следует учитывать, раскрывая специфику мифа».
Наиболее ясно сущность мифа проявляется в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, единую систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Позже, когда из мифологии «выпадают» такие понятия, как искусство, литература, наука, религии, миф переживает свою вторую жизнь.
Античная мифология является «отражением человеческой жизни, ее потребностей и стремлений, ее отношения к настоящему, прошедшему и будущему, ее идеалов и вообще всех материальных и духовных жизненных сил» [Лосев].
Мифология была первой формой общественного сознания у греков, которые объясняли мир с религиозно-фантастической точки зрения. Другой особенностью этой формы освоения мира была склонность к олицетворению таких абстрактных понятий, как справедливость, право, единодушие т.п.
Богатое воображение народа населило и горы, и долины, и море бесчисленными причудливыми сверхъестественными существами. В горах жили нимфы, в лесах – дриады, в реках – наяды. Тем самым, каждая пещера, гора и даже дерево имели свое божество.
Греческая мифология составляла основу греческого искусства. Мифы «представляют собой полное в поэтических, пленительных образах, глубочайшее философское содержание, в них заключается мудрость эллинская, которая навсегда остается мудростью человеческой…»[Белинский]. Эти слова В. Г. Белинского означают, что греки древней эпохи все достояние своей культуры, своего процесса познания природы и общества закрепляли в мифологической форме.
Одной из основных тенденций современной литературы является обращение к традиционным сюжетам и образам мифологического происхождения. Особый интерес проявляется и в немецкоязычной литературе XX века. Своеобразную трактовку получает сюжет о Кассандре – непризнанной жрице, греческой пророчице, а также о Медее – колхидской царевне, возлюбленной аргонавта Ясона.
Рассмотрим
все возможные обращения к
мифу о Кассандре в литературе.
Миф о Кассандре относится к циклу о Трое, который имеет свою историю интертекстуального существования. Главные его образы каждый раз возникают в литературе. То же самое можно сказать и об образе Кассандры. Даже поверхностный взгляд на литературные варианты образа позволяют увидеть его возрождение в литературе в наиболее трагические моменты в истории человека. При этом образ художественно переосмысливается именно в соответствии с историческим моментом.
Кассандра – прорицательница, предсказаниям которой никто не верил. Она дочь последнего царя Приама и царицы Гекубы, сестра Париса и Гектора. По словам Гомера, Кассандра была красивейшей из дочерей Приама.
По одному из мифов, Кассандра переночевала со своим братом Геленом в храме Апполона, и там храмовые змеи вылизали ей уши так, что она могла «слышать» будущее.
В другом мифе говорится о том, что удивительная златокудрая и синеокая Кассандра воспламенила любовь Апполона и согласилась стать его возлюбленной в том случае, если он наделит ее даром прорицания. Но она не сдержала своего обещания, за что Апполон плюнул ей в рот, после чего в ее пророчества перестали верить.
Третьи мифы толкуют о том, что в ночь падения Трои Кассандра искала спасения у алтаря в храме Афины, но Аякс оторвал ее от статуи богини и овладел ею насильно. После этого она стала наложницей Агамемнона, который увез ее в Грецию. Кассандра родила от него двух сыновей – Телемада и Пелопса. Ему же Кассандра предсказала смерть от руки его жены Клитемнестры и свою собственную гибель на празднестве в Микенах, но он не поверил ее предсказаниям. Тем временем, пока Агамемнон был на войне, его жена Клитемнестра стала изменять ему с Эгисфом. Из-за подозрения Агамемнона в измене она убила его, а вместе с ним и Кассандру.
К мифу о Кассандре обращались многие писатели, поэты, и каждый интерпретировал его по-своему, так, как он видел его, чувствовал, рисовал в своем воображении. Очень близкий к мифу сюжет передает Эсхил в произведении «Орестея». В этой трилогии автор видит Кассандру бессильной перед своими видениями, она подавлена своими предчувствиями, она беспомощна. Несмотря на все эти характеристики, образ Кассандры в трактовке Эсхила еще эпичен, лишен драматизма и трагического заострения.
Через много веков, в XX столетии, к образу Кассандры обращается Криста Вольф. Ее интерпретацию образа мы рассмотрим во второй главе нашей работы.
В литературе образ Кассандры можно отнести к «вечному», так как он приобрел общечеловеческую значимость, и впоследствии возникает в творчестве писателей самых разных эпох вновь и вновь.
Далее
мы рассмотрим образ Медеи в литературе.
С античных времен и до наших дней к образу Медеи обращались как в литературе, так и в различных видах искусства: живописи, музыке, скульптуре, кинематографе.
Медея – дочь колхидского царя Ээта и океаниды Идии, волшебница. Свой дар получила от богини Гекаты.
Миф о Медее связан с мифом об аргонавтах, которые искали Золотое Руно. Руно представляло собой золотую шкуру барана и означало символ власти богов над людьми. Золотое Руно было подарено Гермесом Пелопсу, который оставил его у Ээта, колхидского царя.
Когда аргонавты узнали о том, где находится Руно, они снарядили свой корабль «Арго» и во главе с Ясоном поплыли в Колхиду. По прибытии в город Ясон созвал совет, на котором было решено попросить у Ээта Золотое Руно в подарок, а в случае, если он откажется, прибегнуть к хитрости или силе.
Афина и Гера решили помочь своему любимцу Ясону, и попросили Афродиту, чтобы ее Эрот пробудил в сердце Медеи, дочери Ээта, страстную любовь к Ясону. Когда аргонавты пришли во дворец колхидского царя, то Медея сразу воспылала чувствами к Ясону, а весть о том, чего хотят аргонавты, привели Ээта в ярость. Желая погубить Ясона, царь предложил ему вспахать поле на медноногих огнедышащих быках Ареса и засеять его зубами дракона, из которых вырастают воины. Вторая дочь Ээта, вдова Фрикса, страшившаяся за своих детей, которые прибыли вместе с аргонавтами, пришла к Медее за помощью, и предложила себя в качестве посредника между Медеей и Ясоном. Медея ей пообещала помочь, но при одном условии, что Ясон должен будет жениться на ней и взять с собой на «Арго». Ясон поклялся быть верен Медее до конца своих дней. Тогда Медея дала ему зелье, которым он обмыл свое тело, щит и копье, после чего стал неуязвим на целый день. Так ему удалось подчинить своей воле быков и впрячь их в плуг. Весь день Ясон пахал, а к вечеру он посадил драконьи зубы, из которых тут же выросли могучие воины. Ясон устроил между ними драку, бросив в самую гущу воинов камень, а оставшихся в живых добил мечом.