Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:01, курсовая работа
Каждый день человек переживает множество эмоций, переживаний, которые выражаются не только при помощи интонации и знаменательных частей речи, но и при помощи междометий. Поэтому в данной работе исследуется роль междометий не просто в художественной речи, а в языке произведений такого замечательного автора, как Михаил Юрьевич Лермонтов.
I Введение 3
II Глава 1. Междометие как часть речи 6
1. Разряды междометий по значению 7
2. Производные и непроизводные междометия 9
III Глава 2. Междометие в лирике М. Ю. Лермонтова 11
IV Заключение 16
1. Эмоциональные междометия выражают:
А) положительную оценку фактов действительности (одобрение, радость, удовольствие, восхищение и т. п.), например: Тишина, ах, какая стоит тишина!(М. Алигер).;
Б) отрицательную оценку фактов действительности (неудовлетворение, сожаление, упрек, порицание, протест, досаду, гнев, иронию и т. п.),напр.: Ах, негодяи! Ах, негодяи!– возмущался Ремизов (К. Симонов); Эх, боже мой, боже мой!- шепотом заговорил грустно Ушастиков, сдерживая кашель, давясь дымом (Ю. Бондарев);
В) удивление, недоумение, испуг, сомнение и т. п., например: О-о, у вас электрический самовар! – подольстилась защитница (С. Антонов); Я тебе медведика покажу! Такой страшный, сердитый! У-у! (А. П. Чехов).
Конкретное значение эмоциональных междометий в первую очередь определяется интонацией. Именно поэтому каждое из таких междометий, как а, о, ах, ох, эх и подобные, может выражать целый спектр самых разнообразных чувств. Например, междометие а может передавать догадку, восторг, удивление, укор, страх, боль, недовольство, досаду, решимость, угрозу, насмешку, иронию, злорадство, гнев и др. Вот некоторые примеры: А, проснулся, молодчик! (А. П. Чехов); Чу! Близкий топот слышится…А! это ты, злодей! (М. Ю. Лермонтов); А! еще неизвестно, кто выиграл (Владимир Короленко).
Междометия ох, ах, ой, ай и некоторые другие настолько многозначительны, что часто не выражают никакого – ни радостного, ни грустного – чувства, никаких отношений к окружающей действительности. Такие междометия, особенно в народно-поэтической речи, выступают как десемантизированные традиционные зачины: ой, рябина кудрявая; ох, вы, сени мои, сени; Эх, дубинушка, ухнем и т. д. И все же нельзя сказать, что всякое эмоциональное междометие способно выразить любое чувство. Есть ряд слов, имеющих более или менее устойчивое значение. Так, чаще выражают положительную оценку или радостные эмоции междометия ого!, Ага!; удивление или недоумение – ба!, гм!; презрение – фу!, тьфу!; горестное чувство – увы!; отрицание с угрозой – черта с два!, держи карман!, баста! и другие.
В разряд эмоциональных включаются и междометия, которые выражают эмоциональную характеристику или оценку состояния (крышка!, каюк!, капут!, шабаш!), сравните: - Шабаш!- крикнул кто-то, но ему свирепо ответили: - Я те пошабашу! (М. Горький), а также эмоционально-волевое отношение к речи собеседника, реакцию на речь собеседника (да, ну, вот еще!, право!, ась?, ей-ей, ей-богу и другие), например: Барыня… такой дала нагоняй Гавриле, что тот целый день только потряхивал головой да приговаривал: «Ну!» - пока дядя хвост его не урезонил, сказав ему: «Ну-у!» (И. С. Тургенев.).
Примыкают к этому разряду и междометия, которые В. В. Виноградов назвал «своеобразными экспрессивными звуковыми жестами, которыми обмениваются соответственно общественному этикету знакомые или встречные в разных случаях жизни» [3; с. 593]. Это слова здравствуйте!, извините!, спасибо!, мерси!, адью!, чао! и другие.
Некоторые из междометий, выражающих эмоциональную оценку состояния, эмоционально-волевую реакцию или «звуковые жесты», в своем значении имеют элементы императивности. Так, шабаш может означать призыв к окончанию работы, ну – побуждение к речи или действию, извините – просьбу о прощении за нечаянно причиненную неприятность и т. д. таким образом, подобные междометия образуют «буферную» зону между эмоциональными и императивными. Сюда же, видимо, следует отнести и многочисленные бранные междометия (черт возьми!, черт побери! и т. д.).
А) междометия призыва: эй, ау, алло, караул, например: Эй, Иван! Иди-ка стряпать (Н. Некрасов); Помогите, ради бога! Караул: лови, лови… (А. С. Пушкин); Звонкое эхо кричит в синеву: «Эй ты, откликнись, кого я зову! Ау!» (С. Есенин);
Б) междометия, выражающие требование соблюдать тишину, прекратить разговор или какое-нибудь действие: тсс, ш-ш-ш! или чшш!, просторечное цыц!, устаревающие чу!, чур! и т. д., например: Молчать! Молчать! дьяк думный говорит: ш-ш – слушайте! (А. Пушкин); Бор заснул, долина спит… Чу!.. полночный час звучит (В. Жуковский);
В) междометия, выражающие команды: майна, вира, айда, стоп, марш!, полундра, пли!, товсь!(будь на чеку, приготовсь) и другие, ответ на команду – воинское есть!, например: Матрос в бушлате командует: «Левое плечо вперед… арш!»(М. Шолохов);
Г) междометия-выкрики, призывающие регулировать усилия при коллективной работе: ух, ай, раз! еще раз! И другие;
Д) междометия, которыми успокаивают или убаюкивают детей: агу, баю, например: Агу! Не плачь, не плачь…(А. С. Пушкин);
Е)междометия воздействия на животных, слова «клича и отгона животных»; уть-уть, кис-кис, куть-куть, кось-кось, мась-мась, цып-цып; брысь, кыш, ату, шкырь, юс и так далее, например: Гляжу – под лавкой дремлет кот, и на него я брызнул склянкой – как фыркнет он! Я: брысь!.. И вот и он туда же за лоханкой!(А. С. Пушкин).
Императивные междометия не лишены эмоциональности. Такие же слова, как баю-бай, выражают не только побуждение, Нои ласку.
Таким
образом, два основных значения междометий
– эмоциональность и
2. Производные и непроизводные междометия
По способу образования междометия делятся на две группы: производные и непроизводные.
А) Междометия, состоящие из гласных звуков – а, о, у, э, и, сочетания гласных звуков – ау. Гласные могут произноситься длительно, что на письме передается удвоением, утроением и так далее: а-а-а, о-о, и-и, а также ааа, ууу, ооо и другие. А-а… - облегченно вырвалось у Вари (Л. Леонов); Ааа! – промычал Вронский, схватившись за голову (Л. Н. Толстой);
Б) Междометия из согласных звуков, которые обычно произносятся длительно, - Мм!, ш-ш-ш!, в-в-в, ффф, из сочетаний согласных звуков – гм!, хм!, цс-с!, чшш!, тпрр!, брр!. Например: В-в-в-в… Как ты отвратителен, тварь!(А. П. Чехов); Тпрр! – сдерживал кучер лошадей (А. П. Чехов). Междометие тпрр представляет собой своеобразный губной вариант – фонему, не свойственную основной системе русских согласных.
В) Междометия из сочетаний гласных и согласных звуков: ай, ой, эй; ох, ах, эх, ух, и-их; ага, ого, эге, угу (при этом звук г обязательно фрикативный или даже придыхательный); ну, на, ба, фу, ха, хо; эк, уф и другие. Звуковые комплексы, образующие эти междометия, могут полностью или частично повторяться: ай-ай-ай (а-я-яй), ой-ой-ой (о-е-ей),о-хо-хо, о-го-го, ну-ну и другие.
В процессе интеръективации слово не только теряет свои грамматические значения, но в значительной степени и лексическое значение. Поэтому форма слова, его звуковой состав, с которыми было связано его значение, теряют свою роль. Аффиксы легко могут отпадать, слово легко деформируется, иногда до неузнаваемости. Так формы повелительного наклонения глагола пали образовалось междометие пли!, из приготовсь – команда товсь; форма компоратива тише превратилась в междометия тш, чш, тс, с-с-с или ша; слово-приветствие здравствуйте легко превращается в здрасьте, здрассь! Или драссь!
Почти все императивные междометия со значением «клича и отгона животных» представляют собой деформированные существительные – названия этих животных. Например: уть-уть (из утя, т. е. утка), кось-кось (из кося, т. е. конь) и так далее.
Ряд междометий восходит к словам, заимствованным из других языков: алло (из французского), баста, браво, вира (из итальянского), бис (из латинского), шабаш (из древнееврейского) и другие. При интеръективации нередко происходит деформирование слов, сравните английское fall under – полундра, ammaina – майна.
Словообразование междометий не ограничивается лишь процессом интеръективации. К междометиям могут прибавляться суффиксы с ласкательным значением, например: охо-хо – охохонюшки, тпру – тпрусеньки, ой- ой – ой-ой-ошеньки.
Междометие может сочетаться с частицей, при этом частица настолько тесно сливается с междометием, что можно говорить о сложении; таковы накося, спасибаста, охти, ахти (где ти восходит к местоимению). Например: Экста! Барину-то что за нужда! (И. С. Тургенев).
В тех случаях, когда междометие приобретает предикативную функцию (это относится в первую очередь к императивным междометиям), оно приобретает некоторые черты, свойственные глаголу: способность управлять, грамматическое значение повелительного наклонения: айдп к вагонам!, марш отсюда!, ну тебя!, на тебе! Некоторые междометия даже сочетаются с агглютинативным постфиксом –те – показателем формы 2-го лица множественного числа повелительного наклонения (айда – айдате, цыц – цыцте, ну – нуте, брысь – брысьте, на - нате) или с частицей –ка, -тка (ну – ну-ка, ну-тка).
Будучи
эквивалентом высказывания, междометие
может включаться в состав сложного
предложения. В сложноподчиненном предложении
эмоциональные междометия употребляются
как придаточные определительные, следственные
и прочие, например: Скучно
так, что ой-ой-ой!(К.
Рылеев).
Глава 2
Междометия в лирике М. Ю. Лермонтова
Поэзия Лермонтова – исповедь человеческой души. Его стихи обращены непосредственно к человеческому сердцу. Они отличаются исключительной полнотой и так же насыщенны внутренним чувством, идеями, эмоциями, желаниями, жизнью, поэтическими образами, - как переполнена и душа поэта.
Белинский писал: «Творчество – не забава, и художественное произведение – не плод досуга или прихоти… если поэт решится на труд и подвиг творчества, значит, что его к этому движет, стремит какая-то могучая сила, какая-то непобедимая страсть. Эта сила, эта страсть – пафос».
Во время первой ссылки Лермонтов побывал в Червленой. Червленая – одно из самых ранних русских поселений на Северном Кавказе. В XIX веке Червленая была как бы столицей гребенского казачества. В этом краю песенный фольклор бытовал в архаических формах, и есть основания предполагать, что Лермонтов слышал здесь казачьи исторические песни об Иване Грозном. Образ царя в «Песне про царя Ивана Васильевича…» он создал, учитывая фольклорную трактовку. Уже в первых строках мы встречаем междометие:
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Эмоциональное междометие ох , которое является непроизводным и состоит из сочетания гласного звука о и согласного звука х , выражает восхищение, своеобразное восхваление царю. Заостряет внимание читателя на персонаже. Придает национальный колорит поэме, унося читателя в эпоху происходящих событий.
Стремясь приблизить поэму к народной песне, Лермонтов использует следующее междометие:
Гей, ты верный наш слуга, Кирибеевич,
Аль ты думу затаил нечестивую?
Благодаря использованию императивного непроизводного междометия гей , состоящего из сочетания согласных звуков г, й и гласного звука е , художник усиливает обращение, передавая и эмоции говорящего. Призыв звучит более убедительно и заранее предполагает ответную реакцию.
Далее Михаил Юрьевич уносит нас в мир русской народной поэзии. Кажется, будто герои «Песни…» вышли из народных песен и сказок:
Ай, ребята, пойте – только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте – дело разумейте!
Здесь же императивное междометие призыва ай, состоящее из сочетания гласного звука а и согласного звука й , и которой является непроизводным, не только выражает побуждение к действию, но и состояния счастья, детской радости в преддверии грядущих событий.
В Червленой же, по преданию, Лермонтов записал и народную песню, послужившую источником «Казачьей колыбельной». По жанру это классическая «колыбельная», а по сути – поэтическая малая энциклопедия пограничного быта гребенских казаков.