Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:01, курсовая работа
Каждый день человек переживает множество эмоций, переживаний, которые выражаются не только при помощи интонации и знаменательных частей речи, но и при помощи междометий. Поэтому в данной работе исследуется роль междометий не просто в художественной речи, а в языке произведений такого замечательного автора, как Михаил Юрьевич Лермонтов.
I Введение 3
II Глава 1. Междометие как часть речи 6
1. Разряды междометий по значению 7
2. Производные и непроизводные междометия 9
III Глава 2. Междометие в лирике М. Ю. Лермонтова 11
IV Заключение 16
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Брестский
государственный университет
Кафедра
общего и русского языкознания
Междометие
в лирике М. Ю. Лермонтова
Брест 2007
Оглавление:
I
Введение
II Глава 1. Междометие
как часть речи
6
III Глава 2. Междометие
в лирике М. Ю. Лермонтова
IV Заключение
Введение
Каждый день человек переживает множество эмоций, переживаний, которые выражаются не только при помощи интонации и знаменательных частей речи, но и при помощи междометий. Поэтому в данной работе исследуется роль междометий не просто в художественной речи, а в языке произведений такого замечательного автора, как Михаил Юрьевич Лермонтов.
Лирика М. Ю. Лермонтова наполнена глубоким философским смыслом. Михаил Юрьевич Лермонтов – один из самых удивительных поэтов первой половины 19 века. Его произведения отличаются глубоким психологизмом, чувством сострадания, горечи и тоски. Стихотворную манеру письма, поэтический мир Лермонтова, как считает один из наиболее авторитетных исследователей его творчества И. Л. Андроников, отличает устно-разговорная интонация (некоторые из лермонтовских стихотворений напоминают реплику в споре, другие – ответ на вопрос, заданный во время какого-то разговора и т. д.), которая приобретается благодаря использованию междометий. Нами были проработаны произведения «Песня про царя Ивана Васильевича…», «Казачья колыбельная», «Измаил-Бей», «Демон», «Княгиня Лиговская». В них насчитывается порядка двух десятков междометий, которые являются одним из средств создания эмоциональности произведений.
К сожалению, ученых, которые занимаются изучением роли междометий в творчестве М. Ю. Лермонтова, не было найдено и потому использовались работы исследователей других областей творчества писателя.
Ученым, который более полно изучил междометие, является П. П. Шуба. В книге «Современный русский язык» он дал развернутое определение термину «междометие», а также разработал подробную классификацию междометий. Он определяет междометие как «слова, которые служат для выражения чувств и волеизъявления говорящего». По семантике П. П. Шуба классифицировал междометия на эмоциональные, к которым относятся междометия, выражающие:
и императивные:
По способу образования междометия классифицируются на непроизводные и производные, где производные подразделяются на следующие структурные типы:
П. А. Лекант определял междометия как «слова, выступающие как сигналы переживаемых эмоций, волеизлияний и призывов. Это чаще всего морфологически не изменяемые комплексы звуков, представляющие собой короткие выкрики (вскрики): о!; ой!; ах!; ух!; на!; пли! и т. д.». [11, с. 254] Также как и многие другие исследователи, П. А. Лекант считает, что «междометия, как и модальные слова, не входят в систему частей речи. В составе предложения междометия, как правило, синтаксически не связываются с другими словами и членами предложения не являются».[11, с. 255]
По значению П. А. Лекант классифицирует междометия на:
По составу и по способу образования исследователь разграничивает междометия на две основные группы:
При
работе с материалом и его изучении
использовалась классификация междометий
по П. П. Шубе, которая, по моему мнению,
более полно характеризует
Цель данной курсовой работы – изучение междометий в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова.
Задачи:
Для более продуктивной работы при анализировании материалов исследования применялись следующие методы:
Глава 1
Междометие как часть речи
Междометия – это слова, которые служат для выражения чувств и волеизъявления говорящего. Это «кратчайший способ языковой реакции на речь собеседника или на явления действительности» [2, с. 152].
Междометия не называют чувств и волеизъявлений людей, а лишь выражают их. Номинативного (лексического) значения – в том смысле, в каком мы говорим об этом при характеристике частей речи, - междометия не имеют.
В. В. Виноградов писал: «Выражая эмоции, настроения, волевые побуждения, междометия не обозначают и не называют их. Не обладая номинативной функцией, междометия имеют осознанное коллективом смысловое содержание» [3, с. 584]. Это смысловое содержание и есть значение междометий. Однако характер проявления указанного значения у междометий своеобразен.
Если для реализации значения знаменательного слова достаточно, как правило, его внешней формы, то для реализации значения междометий внешней формы явно недостаточно, не всегда помогает уяснить значение и ближайший контекст. Так, междометие ага может выражать догадку, удивление, угрозу, насмешку, злорадство. И только интонация в сочетании с соответствующим жестом (в письменной речи жест может быть описан в авторской ремарке) и все содержание высказывания, которое сопровождается междометием, позволяют однозначно определить значение самого междометия.
Такой характер междометий предопределяет и их роль в предложении: они выступают либо как нечленимые предложения, либо, включаясь в состав предложения, занимают в нем изолированную позицию, не являются членами предложения и обычно не вступают в синтаксические связи с другими словами. В речи междометия отделяются от других элементов текста паузами, в тексте – обычно запятой или восклицательным знаком. Например: Чу! За белой, душной тучей прокатился глухо гром (Ф. Тютчев); Ах, поля мои, бразды милые…(С. Есенин); Красив и раззолочен, но только – эх! для зуб буржуя очень тяжел орех(В. Маяковский).
Междометия часто оформляются как прямая речь, образуя законченную реплику или входя в ее состав: «О-г-го-го-о!» - протянул Яков, широко раскрыв глаза(М. Горький).
Междометия нельзя смешивать с рефлекторными выкриками. Как заметил В. В. Виноградов, «междометия осмыслены как коллективные знаки эмоционального выражения душевного состояния. Они отражают в себе эмоциональную жизнь личности, социальной группы, или народа, находящуюся в органической связи с деятельностью интеллекта» [3, с. 585]. Если пользоваться терминологией русского физиолога И. П. Павлова, междометия – это факты второй сигнальной системы, в то время как рефлекторные звуки – факты первой сигнальной системы. К таким рефлекторным звукам или выкрикам необходимо отнести непроизвольный стон а-а-а или о-о-о при сильной боли, вскрик ай! при испуге, содрагание бррр! при сильном холоде, звук плевка – тьфу! И так далее.Например: Крик избиваемых сливался в гулкий и протяжный стон… А-а-а-а! (М. Горький); Тьфу! – сплюнул с негодованием Ярмола (А. Куприн). Однако эти рефлекторные звуки могут употребляться «переносно» - не сопровождая названных рефлексов или физиологических актов, а лиши напоминая о них. В таком случае перечисленные звуковые комплексы превращаются в знаки, в слова, т. е. в факты второй сигнальной системы. Например: «А!» - сказала тетушка и посмотрела пристально на Ивана Федоровича (Н.В.Гоголь); Вот радость! Дай же я на тебя погляжу, лебедь белая! Тьфу, тьфу, тьфу… чтоб не сглазить! (А. П. Чехов). В подобном употреблении а-а, тьфу…и подобные необходимо квалифицировать как междометия.
В зависимости от своего значения междометия делятся на два основных разряда:1) эмоциональные междометия, выражающие различные чувства; 2)императивные (или повелительно-побудительные) междометия, выражающие волю, приказание.