Междометие в лирике М. Ю. Лермонтова

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Каждый день человек переживает множество эмоций, переживаний, которые выражаются не только при помощи интонации и знаменательных частей речи, но и при помощи междометий. Поэтому в данной работе исследуется роль междометий не просто в художественной речи, а в языке произведений такого замечательного автора, как Михаил Юрьевич Лермонтов.

Содержание

I Введение 3
II Глава 1. Междометие как часть речи 6
1. Разряды междометий по значению 7
2. Производные и непроизводные междометия 9
III Глава 2. Междометие в лирике М. Ю. Лермонтова 11
IV Заключение 16

Работа содержит 1 файл

междометие в лирике Лермонтова.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования

«Брестский  государственный университет имени  А. С. Пушкина» 
 
 
 
 

Кафедра общего и русского языкознания 
 
 
 
 
 
 

Междометие  в лирике М. Ю. Лермонтова 
 
 
 
 
 

                                             Выполнила:

                                                        студентка III курса

                                                                         филологического факультета

                                                                       по специальности «русский                                                  

                                                         язык и литература»

                                                    Василевич Анна 
 

                                                                 Научный руководитель:

                                                                     доцент кафедры общего и       

                                                               русского языкознания

                                                  Яницкая А. Ю. 
 
 

Брест 2007

Оглавление: 

I   Введение                                                                                                 3

II  Глава 1. Междометие как часть речи                                                  6                                                                            

  1. Разряды междометий по значению                                                7
  2. Производные и непроизводные междометия                               9

III  Глава 2. Междометие в лирике М. Ю. Лермонтова                         11

IV  Заключение                                                                                          16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

   Каждый  день человек переживает множество эмоций, переживаний, которые выражаются не только при помощи интонации и знаменательных частей речи, но и при помощи междометий. Поэтому в данной работе исследуется роль междометий не просто в художественной речи, а в языке произведений такого замечательного автора, как Михаил Юрьевич Лермонтов.

   Лирика  М. Ю. Лермонтова наполнена глубоким философским смыслом. Михаил Юрьевич Лермонтов – один из самых удивительных поэтов первой половины 19 века. Его произведения отличаются глубоким психологизмом, чувством сострадания, горечи и тоски. Стихотворную манеру письма, поэтический мир Лермонтова, как считает один из наиболее авторитетных исследователей его творчества И. Л. Андроников, отличает устно-разговорная интонация (некоторые из лермонтовских стихотворений напоминают реплику в споре, другие – ответ на вопрос, заданный во время какого-то разговора и т. д.), которая приобретается благодаря использованию междометий. Нами были проработаны произведения «Песня про царя Ивана Васильевича…», «Казачья колыбельная», «Измаил-Бей», «Демон», «Княгиня Лиговская». В них насчитывается порядка двух десятков междометий, которые являются одним из средств создания эмоциональности произведений.

   К сожалению, ученых, которые занимаются изучением  роли междометий в творчестве М. Ю. Лермонтова, не было найдено и потому использовались работы исследователей других областей творчества писателя.

   Ученым, который более полно изучил междометие, является П. П. Шуба. В книге «Современный русский язык» он дал развернутое  определение термину «междометие», а также разработал подробную классификацию междометий. Он определяет междометие как «слова, которые служат для выражения чувств и волеизъявления говорящего». По семантике П. П. Шуба классифицировал междометия на эмоциональные, к которым относятся междометия, выражающие:

    • Положительную оценку фактов действительности (одобрение, радость, удовольствие, восхищение и т. п. ), например: ах, о, да и т. д.;
    • Отрицательную оценку фактов действительности (неудовлетворение, сожаление, упрек, порицание, протест, досаду, гнев, иронию, сарказм и т. п. ), например: ах, эх, увы и т. д.;
    • Удивление, недоумение, испуг, сомнение и т. п., например: о-о, у-у и др.

    и императивные:

    • Междометия призыва: эй, ау, алло, караул и т. д.;
    • Междометия, выражающие требование соблюдать тишину, прекратить разговор или какое-нибудь действие: тсс, ш-ш-ш, чшш, молчать и под.;
    • Междометия, выражающие команды: майна, айда, стоп, марш!, пли! и др.;
    • Междометия-выкрики, призывающие регулировать усилия при коллективной работе: ух, ай, раз!, еще раз! и т. д.;
    • Междометия, которыми успокаивают или убаюкивают детей: агу, баю;
    • Междометия воздействия на животных, слова «клича и отгона животных»: уть-уть, кис-кис, цып-цып и др.

    По способу  образования междометия классифицируются на непроизводные и производные, где производные подразделяются на следующие структурные типы:

    • Междометия, состоящие из гласных звуков – а, о, у, э, и, сочетаний гласных звуков – ау;
    • Междометия из согласных звуков – мм!, ффф, из сочетаний согласных звуков – гм!;
    • Междометия из сочетаний гласных и согласных звуков: ай, ой, эй; ага, ого, эге; ну, на, не и др.

    П. А. Лекант определял междометия как  «слова, выступающие как сигналы  переживаемых эмоций, волеизлияний и  призывов. Это чаще всего морфологически не изменяемые комплексы звуков, представляющие собой короткие выкрики (вскрики): о!; ой!; ах!; ух!; на!; пли! и т. д.». [11, с. 254] Также как и многие другие исследователи, П. А. Лекант считает, что «междометия, как и модальные слова, не входят в систему частей речи. В составе предложения междометия, как правило, синтаксически не связываются с другими словами и членами предложения не являются».[11, с. 255]

    По  значению П. А. Лекант классифицирует междометия на:

    • Эмоциональные: о, ой, ух, ох, тьфу и др.;
    • Императивные (волеизъявляющие, выражающие призыв или побуждение к действию): алло, эй, марш, стоп, брысь и т. д.;
    • Междометия, связанные с выражением в речи норм этикета: здравствуйте, спасибо и др.

    По  составу и по способу образования  исследователь разграничивает междометия на две основные группы:

  • Первичные (непроизводные), которые не соотносительны со словами частей речи: а, увы, ого и т. д.;
  • Производные междометия, которые в генетическом плане соотносительны со словами знаменательных частей речи: с глагольными формами – пади!; с именами существительными – боже! и др.

    При работе с материалом и его изучении использовалась классификация междометий по П. П. Шубе, которая, по моему мнению, более полно характеризует междометия в различных аспектах.

    Цель  данной курсовой работы – изучение междометий в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова.

    Задачи:

  1. Изучение использования междометий в лирических произведениях М. Ю. Лермонтова, а также их роли в передаче образного содержания текстов;
  2. Классификация междометий, использованных в исследуемых произведениях поэта.

Для более  продуктивной работы при анализировании материалов исследования применялись  следующие методы:

    • Описательный метод. Он использовался для описания особенностей изучаемых слов, а также для более яркой характеристики содержания эмоций и чувств, выражаемых междометиями.
    • Сравнительный метод. Он позволил выделить отличительные черты тех или иных междометий в различных контекстах, использующихся для выражения чувств, эмоций, переживаний и других эмоциональных состояний человека.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 

Междометие как часть речи

   Междометия  – это слова, которые служат для выражения чувств и волеизъявления говорящего. Это «кратчайший способ языковой реакции на речь собеседника или на явления действительности» [2, с. 152].

   Междометия  не называют чувств и волеизъявлений людей, а лишь выражают их. Номинативного (лексического) значения – в том смысле, в каком мы говорим об этом при характеристике частей речи, - междометия не имеют.

   В. В. Виноградов писал: «Выражая эмоции, настроения, волевые побуждения, междометия не обозначают и не называют их. Не обладая номинативной функцией, междометия имеют осознанное коллективом смысловое содержание» [3, с. 584]. Это смысловое содержание и есть значение междометий. Однако характер проявления указанного значения у междометий своеобразен.

   Если  для реализации значения знаменательного  слова достаточно, как правило, его  внешней формы, то для реализации значения междометий внешней формы  явно недостаточно, не всегда помогает уяснить значение и ближайший  контекст. Так, междометие ага может выражать догадку, удивление, угрозу, насмешку, злорадство. И только интонация в сочетании с соответствующим жестом (в письменной речи жест может быть описан в авторской ремарке) и все содержание высказывания, которое сопровождается междометием, позволяют однозначно определить значение самого междометия.

   Такой характер междометий предопределяет и  их роль в предложении: они выступают  либо как нечленимые предложения, либо, включаясь в состав предложения, занимают в нем изолированную  позицию, не являются членами предложения и обычно не вступают в синтаксические связи с другими словами. В речи междометия отделяются от других элементов текста паузами, в тексте – обычно запятой или восклицательным знаком. Например: Чу! За белой, душной тучей прокатился глухо гром (Ф. Тютчев); Ах, поля мои, бразды милые…(С. Есенин); Красив и раззолочен, но только – эх! для зуб буржуя очень тяжел орех(В. Маяковский).

   Междометия  часто оформляются как прямая речь, образуя законченную реплику  или входя в ее состав: «О-г-го-го-о!» - протянул Яков, широко раскрыв глаза(М. Горький).

   Междометия  нельзя смешивать с рефлекторными  выкриками. Как заметил В. В. Виноградов, «междометия осмыслены как коллективные знаки эмоционального выражения душевного состояния. Они отражают в себе эмоциональную жизнь личности, социальной группы, или народа, находящуюся в органической связи с деятельностью интеллекта» [3, с. 585]. Если пользоваться терминологией русского физиолога И. П. Павлова, междометия – это факты второй сигнальной системы, в то время как рефлекторные звуки – факты первой сигнальной системы. К таким рефлекторным звукам или выкрикам необходимо отнести непроизвольный стон а-а-а или о-о-о при сильной боли, вскрик ай! при испуге, содрагание бррр! при сильном холоде, звук плевка – тьфу! И так далее.Например: Крик избиваемых сливался в гулкий и протяжный стон… А-а-а-а! (М. Горький); Тьфу! – сплюнул с негодованием Ярмола (А. Куприн). Однако эти рефлекторные звуки могут употребляться «переносно» - не сопровождая названных рефлексов или физиологических актов, а лиши напоминая о них. В таком случае перечисленные звуковые комплексы превращаются в знаки, в слова, т. е. в факты второй сигнальной системы. Например: «А!» - сказала тетушка и посмотрела пристально на Ивана Федоровича (Н.В.Гоголь); Вот радость! Дай же я на тебя погляжу, лебедь белая! Тьфу, тьфу, тьфу… чтоб не сглазить! (А. П. Чехов). В подобном употреблении а-а, тьфу…и подобные необходимо квалифицировать как междометия.

    1. Разряды междометий по значению

   В зависимости  от своего значения междометия делятся на два основных разряда:1) эмоциональные междометия, выражающие различные чувства; 2)императивные (или повелительно-побудительные) междометия, выражающие волю, приказание.

Информация о работе Междометие в лирике М. Ю. Лермонтова