Массовый человек в сатирической прозе Зощенко

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Среди мастеров советской сатиры и юмора особое место принадлежит Михаилу Зощенко(1895-1958). Его произведения до сих пор пользуются вниманием у читателя. Зощенко довел до совершенства манеру комического сказа, имевшего богатые традиции в русской литературе. Им создан оригинальный стиль - лирико-иронического повествования в рассказах 20х-30х гг.
Юмор Зощенко привлекает своей непосредственностью, нетривиальностью. В своих произведениях, в отличие от других писателей – сатириков, Зощенко никогда не унижал своего героя, а наоборот пытался помочь человеку избавиться от пороков. Смех Зощенко не смех ради смеха, а смех ради нравственного очищения. Именно этим привлекает нас творчество М.М. Зощенко.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Феномен массового человека. 3

1.1. Массовая культура и массовый человек 3

1.2. Зарождение массовой культуры в России. 6

Глава 2. Массовый человек в сатирической прозе М.М.Зощенко 9

2.1. Своеобразие стиля М.М.Зощенко 9

2.2. Герой Зощенко 14

Заключение 19

Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Курсовая - копия.docx

— 57.35 Кб (Скачать)

     Рассказ «Кузница здоровья» - один из наиболее характерных для Зощенко 20-х гг. «Крым-это форменная жемчужина. Оттуда народ приезжает- только диву даешься. То есть поедет туда какой-нибудь дряхлый интеллигентишка, а назад приезжает- и не узнать его. Карточку раздуло. И вообще масса бодрости, миросозерцания». Это авторское положение о благодарности южного края воспринимается полностью и на веру, поскольку в нем утверждается всем известная истина. В других случаях отсутствие в начале рассказа такого тезиса-трюизма компенсируется уверениями, что все разыскиваемое - сущая правда, что тут нет ни капли вымысла( «Дрова», «Расписка», «Приятная встреча» и др.). Порой начало рассказа строится на точно зафиксированной и неотразимо действующей бытовой детали, погружающей читателя в мир самого взаправдашнего существования, или на «документально»-информационном сообщении, гласящем, что на днях приключилась какая-то занятная история. Из неоднократных лирических отступлений, предостережений, предуведомлений и предисловий видно, что Зощенко необычайно дорожил иллюзией подлинности совершающегося на его глазах события. Уверения в истинности событий необходимы автору для того, чтобы в финале рассказа особенно резко выявить несообразность, абсурдность поступков героя, доведя в процессе развития сюжета отрицательное жизненное явление до гротеска. В «Кузнице здоровья» после рассмотренного зачина следует рассказ о том, как с «нашего двора» - указание на «подлинность» события - поехал в Крым Серега Пестриков. Необходимость этого диктовалась тем, что эта «форменно-расхлябанная» личность нарушала привычные для обывателей нормы человеческого поведения и поэтому естественно зачислялась ими в разряд больных людей: «Другие граждане с дому все-таки по праздникам веселятся. В горелки играют, пьют, в козла дуются. Вообще живут от полного сердца…А этот мракобес с работы, например, вернется, ляжет брюхом на свой подоконник и в книгу уткнется…И уж, конечно, не пьет, не курит, женским персоналом не интересуется. Вот какой это был нездоровый человек!» Но вот Пестриков вернулся из Крыма, и определение благодетельного климата «форменной жемчужины», данное в начале рассказа, оправдалось: «Морда, конечно, черная. Лопнуть хочет. Глаза горят. Волосья дыбом стоят. И вся меланхолия пропала». В чем же заключается физическое выздоровление и нравственное возрождение Пестрикова? Разумеется, если бы он просто стал таким, как все, т.е. начал бы заурядно веселиться, играть в горшки, пить и забивать козла, то и рассказа бы не было. Тем более- комическое. И автор это отлично понимает. Поэтому его Серега по возвращении из здравницы меняется в иную сторону. «Раньше, бывало, этот человек мухи и не тронет. А тут не приехать, в первый же день дворнику Федору морду набил… Ну, видим, не узнать парня. Совершенно поправился. Починили человека. Отремонтировали капитально. Пить даже начал от полноты здоровья… Одно худо- хотят Серегу Пестрикова со службы снять. Потому прогуливать начал». «Великая вещь это здоровье!»- так невесело, иронически прозвучал финал «Кузница здоровья». Данный рассказ примечателен прежде всего тем, что он раскрывает сущность многогранного таланта Зощенко: за его умением через «малое» показать нечто «большое», более важное. Метафорическое заглавие «Кузница здоровья» говорит об авторской позиции, его мнении относительно человека- массы и, прежде всего, его морали, нравственности. «Кузница здоровья»- это не Крым, это сам человек, который, находясь пусть даже в Крыму, способен измениться, стать более человечнее. Да, после поездки герой изменился, но он сам смог осмыслить все свои проблемы, пересмотреть трудности и изменить жизнь. Надеемся, что к лучшему. А что с работы хотят уволить, то это не страшно. Теперешний Серега найдет двадцать таких работ. И действительно здоровье- это «великая вещь». Это, пожалуй, главная ценность человека в жизни. И Пестриков не утратил ее. Наверно, можно в какой-то степени сказать, что Серега наивен и простодушен (признаться честно таковы практически все герои Зощенко: только кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени). И эта его отличительная черта, тем не менее, не мешает ему стать похожим на других людей, стать «человеком» и, даже набить морду дворнику Федору. Человек изменился, стал лучше. Если его душа развивается, то не будет он больше сидеть дома и «догнивать». Теперь он станет полноценной личностью. А это-главное. Своим рассказом «Кузница здоровья» Зощенко хотел показать нам, что даже простой, забитый обыватель способен «возродиться» и стать «незабитым», а открытым, стать Человеком. При чтении зощенковских рассказов бросается в глаза, что рассказчик - будь это просто «средний человек» («Чудный отдых»), «беспартийный мещанин» («Муж»), «просто рабочий человек» («Мелкий случай») или «бывший работник транспорта» («Шапка»)- по большей части совершенно серьезен, но зато невольно утрированы, смещены контуры событий, пропущенных через его сознание.

     Порой зощенковскому герою очень хочется идти в ногу с прогрессом. Поспешно усвоенное современное веяние кажется такому уважаемому гражданину верхом не просто лояльности, но образцом органичного вживания в революционную действительность. Отсюда пристрастие к модным именам и политической терминологии, отсюда же стремление утвердить свое "пролетарское" нутро посредством бравады грубостью, невежеством, хамством.

     Но  и в самых трудных переплетениях  жизни, сталкиваясь с болезненными ошибками и срывами, писатель не спешит ставить крест на своих персонажах. Людей, с которыми имеет дело писатель, нельзя решительно сгрести и выбросить  на свалку истории. Их нужно терпеливо  и настойчиво переделывать. Зощенко  размышляет над идущими изнутри  человека силами самоутверждения и  одновременно самосовершенствования, которое нужно возбудить в  каждом, чтобы противостоять безволию, потаканию мелким чувствам, ложным устремлениям.

 

     

Заключение

     Подводя итог о образе массового человека как героя в сатирических рассказах  Зощенко, следует сказать, что герой  Зощенко- образ собирательный. Очень точную оценку ему дал И.Сац: «…Тот причудливый мирок, который изображает Зощенко, вовсе не состоит из одних только мелких честолюбцев и корыстолюбцев, грубиянов, лентяев, эгоистов и т.д.- среди его населения есть и совсем другой человеческий тип. Это хорошие, по существу, люди, обезличенные долгой жизнью в унизительных условиях. Чем нехорош человек, который «не любит аристократок», или рабочий, устраивающий скандал потому, что ему померещилось, будто его презирают за рабочий костюм, и еще многие другие? Все они хорошие люди, но их держат в плену узкие, косные представления и жизненные навыки, навязанные им старым обществом»14. В том и состояла особенность зощенковской типизации, что и типичный обыватель, и не совсем типичный, существующий «во множестве» и успешно «переплавляемый» эпохой,- оба в равной мере оказывались непосредственными героями произведений Зощенко и дали материал для создания образа героя- рассказчика. Так среди густонаселенного мира рвачей, склочников, ханжей, грубиянов оказался и просто недалекий, не очень грамотный и все еще находящийся в плену старых привычек, но по существу своему совсем не плохой человек. «Я не хочу сказать, у нас все мещане и все жулики и все собственники.

     «Я  хочу сказать, что почти в каждом из нас имеется еще та или другая черта, тот или другой инстинкт мещанина и собственника. И в этом нет  ничего удивительного, это совершенно естественно. Это накапливалось  столетиями. Сразу не бывает перерождения, и борьба с этим, по моему мнению, нужней и почетней, чем, скажем, акварельными красками описывать почти что выдуманных людей из будущего столетия»15. О своем герое сам Зощенко говорил: «Я выдумываю тип. Я наделяю его всеми качествами мещанина, собственника, стяжателя, рвача. Я наделяю его теми качествами, которые рассеяны в том или другом виде в нас самих. И тогда этот эффект получается правильный. Тогда получается собирательный тип»16. Михаил Зощенко чётко сумел передать образ массового человека переходного времени, необычайно ярко, то в грустно-ироническом, то в лирико-юмористическом освещении, и показал, как совершается историческая ломка его характера.

Список  литературы

  1. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. - М.: ООО «Издательство АСТ» ,- 2003, - 360 С.
  2. Герцен А.И. Избранные философские произведения. Т.2. – М., Политиздат, 1948.
  3. Воспоминания Михаила Зощенко / Сост. и подг. Текста Ю.В. Томашевского. Л., 1990
  4. Чудакова М.О. Поэтика Михаила Зощенко, М., 1979
  5. Федин К. Писатель. Искусство. Время. – М., Сов. писатель, 1973
  6. Жолковский, А. К. Михаил Зощенко: поэтика недоверия. - М.: ЛКИ, 2007. 392 с
  7. Молдавский Д. Михаил Зощенко: Очерк творчества. Л., 1977
  8. Антонов С.И. М. Зощенко. Становление стиля // Литературная учеба. 1984, № 6
  9. Воспоминания о М. Зощенко. СПб., 1995
  10. Гранов П. М. Зощенко: Очерк творчества // Зощенко М. Избранные произведения. Т. 1. М., 1966
  11. М. Зощенко в воспоминаниях современников / Сост. Н. Юргенева. М., 1981
  12. Старков А.Н. Михаил Зощенко. Судьба художника. М., 1990
  13. Ершов Л.Ф. Из истории советской сатиры: М. Зощенко и сатирическая проза 20-90-х годов. Л., 1973
  14. Лицо и маска М. Зощенко: Сб. / Сост. Ю.В. Томашевский. М., 1994
  15. Старков А.Н. Юмор Зощенко. М., 1974
  16. Зощенко М.М. Избранное. – Л., Лениздат, 1981. – 720С.
  17. Зощенко М.М. Письма к писателю. Возвращенная молодость. Перед восходом солнца. Повести. М., 1989

Информация о работе Массовый человек в сатирической прозе Зощенко