Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:36, курсовая работа
Среди мастеров советской сатиры и юмора особое место принадлежит Михаилу Зощенко(1895-1958). Его произведения до сих пор пользуются вниманием у читателя. Зощенко довел до совершенства манеру комического сказа, имевшего богатые традиции в русской литературе. Им создан оригинальный стиль - лирико-иронического повествования в рассказах 20х-30х гг.
Юмор Зощенко привлекает своей непосредственностью, нетривиальностью. В своих произведениях, в отличие от других писателей – сатириков, Зощенко никогда не унижал своего героя, а наоборот пытался помочь человеку избавиться от пороков. Смех Зощенко не смех ради смеха, а смех ради нравственного очищения. Именно этим привлекает нас творчество М.М. Зощенко.
Введение 2
Глава 1. Феномен массового человека. 3
1.1. Массовая культура и массовый человек 3
1.2. Зарождение массовой культуры в России. 6
Глава 2. Массовый человек в сатирической прозе М.М.Зощенко 9
2.1. Своеобразие стиля М.М.Зощенко 9
2.2. Герой Зощенко 14
Заключение 19
Список литературы 20
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Феномен массового человека. 3
1.1. Массовая культура и массовый человек 3
1.2. Зарождение массовой культуры в России. 6
Глава 2. Массовый человек в сатирической прозе М.М.Зощенко 9
2.1. Своеобразие стиля М.М.Зощенко 9
2.2. Герой Зощенко 14
Заключение 19
Список литературы 20
Среди мастеров советской сатиры и юмора особое место принадлежит Михаилу Зощенко(1895-1958). Его произведения до сих пор пользуются вниманием у читателя. Зощенко довел до совершенства манеру комического сказа, имевшего богатые традиции в русской литературе. Им создан оригинальный стиль - лирико-иронического повествования в рассказах 20х-30х гг.
Юмор Зощенко привлекает своей непосредственностью, нетривиальностью. В своих произведениях, в отличие от других писателей – сатириков, Зощенко никогда не унижал своего героя, а наоборот пытался помочь человеку избавиться от пороков. Смех Зощенко не смех ради смеха, а смех ради нравственного очищения. Именно этим привлекает нас творчество М.М. Зощенко.
Цель данной работы - заключается в попытке рассмотреть творчество М. Зощенко в контексте социальных перемен, произошедших на рубеже 19-20 вв, и появления нового типа человека – человека массового.
Объект работы – образ главного героя произведений Зощенко.
Предметом исследования стали сатирические произведения писателя.
Развитие средств массой информации привело к формированию так называемой массовой культуры, упрощенной в смысловом и художественном отношении, технологически доступной для всех. Массовая культура, особенно при ее сильной коммерциализации, способна вытеснять и высокую, и народную культуры. Но в целом отношение к массовой культуре не столь однозначно. Феномен массовой культуры с точки зрения его роли в развитии современной цивилизации оценивается учеными далеко не однозначно. Критический подход к массовой культуре сводится к ее обвинениям в пренебрежении классическим наследством, в том, что она якобы является инструментом сознательного манипулирования людьми порабощает и унифицирует основного творца всякой культуры суверенную личность способствует ее отчуждению от реальной жизни отвлекает людей от их основной задачи - духовно-практического освоения мира. Апологетический подход, напротив, выражается в том, что массовая культура провозглашается закономерным следствием необратимого научно-технического прогресса, что она способствует сплочению людей, прежде всего молодежи, независимо от каких-либо идеологий и национально-этнических различий в устойчивую социальную систему и не только не отвергает культурного наследия прошлого, но и делает его лучшие образцы достоянием самых широких народных слоев путем их тиражирования через печать, радио, телевидение и промышленное воспроизводство. Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры массовую культуру и элитарную культуру. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах.
Для рубежа XIX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века. X. Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс» выводит само понятие масса из определения толпа. Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество с точки зрения социологии и есть масса1. Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство - совокупность лиц, выделенных особо, масса - невыделенных ничем. Масса - это средний человек.
Массовая
культура мифологизирует человеческое
сознание, мистифицирует реальные процессы,
происходящие в природе и в
человеческом обществе. Происходит отказ
от рационального начала в сознании.
Целью массовой культуры является не
столько заполнение досуга и снятия
напряжения и стресса у человека
индустриального и
Оно
не может охватить все процессы в
развитии, во всей сложности их взаимодействия.
В практике массовой культуры массовое
сознание имеет специфические средства
выражения. Массовая культура в большей
степени ориентируется не на реалистические
образы, а на искусственно создаваемые
образы имидж и стереотипы. В массовой
культуре формула - это главное. Массовая
культура в художественном творчестве
выполняет специфические
Индустриальная
революция радикально изменила жизненный
мир человека, расширила его пространственные
и даже временные границы, увеличила
возможности, облегчила вековые
тяготы, но одновременно создала главную
потенциальную угрозу собственному
существованию и развитию. Она
выдвинула на авансцену истории
в качестве главной действующей
силы массу людей, суть которой не
в количестве, а в качестве. Это
качество – определённый личностный
и социально-психологический
Массовый человек принципиально антикультурен. «Идеи заурядного человека - не настоящие идеи, они не свидетельствуют о культуре.. Кто хочет иметь идеи, должен прежде всего стремиться к истине и усвоить правила игры, ею предписываемые. Не может быть речи об идеях и мнениях там, где нет высшей инстанции, которая бы ими ведала, нет системы норм, к которым можно было бы апеллировать в споре… Где нет норм, там нет и культуры. Когда все нормы, принципы и инстанции исчезают, исчезает и сама культура и настает варварство»4 Массовый человек в своей контркультурности и есть варвар.
В
странах Западной Европы основы индустриальной
цивилизации в ее социально-экономических
и бытовых аспектах начали оформляться
примерно с середины 19 века. В России
соответствующие процессы по сравнению
с Европой «запаздывали», но происходящие
в европейском регионе
Закономерным представляется тот факт, что в любой национальной культуре, которая сталкивается с феноменом массовости, осмысление новых проблем начинается с острой критики. Культура объективно и неизбежно снижает свой общий уровень в процессе становления индустриального общества. В значительной степени критика массовой культуры со стороны интеллигенции воспроизводит реакцию культурной элиты на это неизбежное снижение интеллектуального и эстетического уровня многообразных артефактов духовной культуры по мере их ориентации на вкусы и запросы только еще возникающей, необразованной и плохо воспитанной массовой публики.
Период
зарождения массового общества в
России чаще всего связывают по времени
с 80-90-ми годами 19 века. Он тесно связан
с пореформенным промышленным подъемом,
строительством заводов и железных
дорог, формированием единого
Социальные катаклизмы, войны и революции начала двадцатого века продемонстрировали сильнейший выплеск массовой негативной социальной энергии. Невыработанность и неукорененность в народных массах элементарных норм так называемой «срединной» цивилизации вызвала массовый культурный нигилизм, нетерпимость, фанатизм, злобу и ненависть по отношению ко всем проявлениям индивидуальности. «Восстание масс» приобрело в России характер социальной катастрофы, социального взрыва, «войны всех против всех», в отличие от европейской мирной массовой «потребительской революции».
После октябрьской революции, особенно в 20-30-е годы, процессы «омассовления» в России развернулись на качественно и количественно иной основе. Решающую роль при этом сыграли два обстоятельства. Первым из них явилось изменение общественно-политического строя и режима власти. Вторым обстоятельством можно считать принципиальную амбивалентность советской системы и соответствующей ей культуры по линиям равенства/неравенства и прогрессизма/архаичности. В отличие от западной массовой культуры, опиравшейся преимущественно, на формирующийся и все более массовый средний класс, выражавшей его потребности и интересы, в советской России массовая культура социально ориентировалась на потребности так называемого «низшего класса» и в нем находила свою опору. Традиционные, глубоко укорененные в народном сознании ценности древнего крестьянского мира – общинность, уравнительное распределение, трудовая взаимопомощь, – возрождаются в советской культуре и интерпретируются как прогрессивные идеалы светлого будущего. Набор основополагающих жизненных ценностей европейского общества – достаток, индивидуальный успех, благополучие семьи, комфорт, порядок, стабильность – отвергается. Такого рода ценности подвергаются беспощадной критике, они объявляются «мещанством» и «пережитками прошлого».
С точки зрения базовых целей и ценностей, советская система глубоко внутренне противоречива: объективно она нацелена на осуществление задач социальной модернизации – индустриализации и урбанизации, создание индустриального общества. Неотъемлемой частью данного процесса является становление системы всеобщего образования, а также развитие институтов высшей школы и науки. В интересующем нас аспекте «массовости» культуры особое значение имеет ликвидация неграмотности, а затем и введение всеобщего среднего образования – это обусловило в кратчайший исторический период (жизнь одного–двух поколений) качественный рывок по линии просвещения населения, повышения общего уровня массового сознания. Таким образом осуществляется массовое движение в сторону «высокой» культуры, но параллельно происходят сдвиги и в более низких ее сегментах – закладываются традиции культуры повседневного чтения популярной литературы, интерес к популярной музыке, освоение основ театральной культуры.
Информация о работе Массовый человек в сатирической прозе Зощенко